Файл: Чичельницкий, И. М. Резервы роста производительности труда на рыбообрабатывающих предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Мобилизация резервов производства является системой ра боты социалистической промышленности. Это вытекает из при сущего социализму метода хозяйствования — режима экономии. Осуществление режима экономии требует сокращения затрат живого и овеществленного труда на производство, что в конеч ном итоге сводится к экономии рабочего времени. В условиях социалистического производства, развивающегося на основе неуклонного роста производительности общественного труда, внутрипроизводственные резервы представляют собой прежде всего возможности экономии труда. Следовательно, проблема резервов — это в первую очередь проблема изыскания возмож ностей повышения производительности труда.
На каждом участке производства имеются резервы. Однако степень их использования на предприятиях или внутри них не одинакова. Это объясняется тем, что достижения науки и техни ки не одновременно внедряются в производство. Образуется разрыв во времени между появлением научно-технического дос тижения и передового опыта и его повсеместным практическим применением. Ликвидация этого разрыва путем подтягивания от стающих предприятий или участков до уровня передовых и пред ставляет собой использование резервов производства.
Очевидно, что с дальнейшим развитием и совершенствова нием социалистического производства разрыв во времени между появлением научно-технического достижения или передового опыта и его повсеместным практическим применением будет сохраняться. Это обусловлено, с одной стороны, объективными условиями общественного производства, с другой, — уровнем хозяйственного, руководства. Влияние объективных условий раз вития общественного производства на его технический и орга низационный уровень проявляется через планирование затрат ресурсов на производство продукции для отдельного предприя тия, исходя из объективных экономических возможностей про изводства, которыми располагает общество в каждый данный момент.
Одной из важнейших задач планирования является мобили зация внутрипроизводственных резервов. Чем совершеннее пла нирование, тем ближе плановый уровень использования ресур сов к объективным возможностям производства. Однако прак тически между возможностями использования резервов производства и планами предприятий существует разрыв и во многих случаях довольно значительный, что обусловлено несо вершенством планирования. При этом следует иметь в виду, что не все резервы могут быть учтены в плане, ибо внутренние воз можности производства рассчитываются в ходе выполнения пла на благодаря творческой инициативе трудящихся масс, новато ров, коллективов и ударников коммунистического труда, хозяй ственных руководителей, партийных и профсоюзных работников промышленности. Интересы развития социалистического произ-
27
водства требуют, чтобы работа по изысканию резервов стала всеобщей, так как возможности улучшения работы имеются на каждом предприятии, на каждом рабочем месте.
Мобилизация резервов производства — это постоянный источ ник увеличения выпуска промышленной продукции, снижения ее себестоимости и роста внутрипроизводственных накоплений. За счет этого источника рост промышленной продукции осу ществляется при минимальных капитальных затратах и в корот кие сроки.
Внутрипроизводственные резервы и их классификация
Для выявления и мобилизации внутрипроизводственных ре зервов важное значение имеет их классификация. Все виды ре зервов органически взаимосвязаны. Поэтому разграничение внутрипроизводственных резервов носит условный характер. В экономической литературе показаны различные точки зрения по вопросам классификации резервов. Рассмотрим лишь некоторые из них. Г. В. Теплов (1950) группирует резервы производства на: а) резервы в области материальных затрат; б) резервы в облас ти повышения производительности труда; в) резервы повышения использования производственных мощностей.
К- И. Клименко (1950) выделяет резервы: а) общие народ нохозяйственные; б) отраслевые и межотраслевые; в) внутри заводские и цеховые; г) на рабочем месте. К народнохозяйствен ным резервам К. И. Клименко относит: преимущество социа листической системы хозяйствования, дальнейшее улучшение планирования и организации производства, новую социалисти ческую кооперацию труда, достижения науки и техники, подъем технического уровня страны, повышение общего культурного уровня населения. К внутриотраслевым и внутризаводским ре зервам относит такие, которые связаны с характером, составом, номенклатурой, типажом и техническим уровнем продукции, с производственным оборудованием и его оснасткой, с механиза цией и автоматизацией производства, с организацией труда и производства, с повышением культурно-технического уровня и квалификации рабочего, с улучшением материального положе ния рабочего и форм оплаты его труда, с постановкой матери ального хозяйства, материалоемкостью изделий и использовани ем материалов.
Резервы роста производительности труда подразделяются К. И. Клименко на: 1) текущие, связанные с ликвидацией по терь и использованием производственных возможностей, не ис пользованных за отчетный год; 2) перспективные — на предсто ящий плановый год или плановое пятилетие; 3) потенциальные, связанные с дальнейшим развитием науки и техники, совершен ствованием организации производства и методов труда. Деле ние резервов роста производительности труда на три группы не
28
представляется целесообразным. Более правильным будет под-- разделить эти резервы на две группы: текущие и перспективные, ибо в основу деления должен быть положен единый принцип — фактор времени.
Большое внимание вопросу классификации резервов произ водства уделял Г. А. Пруденский (1954), предложивший ком плексный метод анализа резервов. Все виды резервов Г. А. Пру денский делит на две группы: резервы снижения трудоемкости
ирезервы фонда рабочего времени. Рассматривая многообраз ные резервы роста производительности труда, он группирует их применительно к основным элементам процесса труда: 1) совер шенствование конструкции изделий и рациональный выбор исходных материалов (предметы труда); 2) совершенствование оборудования, внедрение прогрессивной технологии (средства труда); 3) улучшение организации производства и труда (соб ственно труд).
По периоду образования внутрипроизводственные резервы автор делит на текущие и перспективные. Резервы фонда рабо чего времени классифицирует по категориям рабочих (основные
ивспомогательные рабочие основного производства), по видам потерь рабочего времени подразделяет на внутрисменные и це лодневные потери, по причинам образования — зависящие от рабочих и от организации производства.
Г. А. Пруденский классифицирует резервы по стадиям, фа зам, операциям и их элементам, а также по источникам образо вания, связанным с конструкцией изделия. Такая классификация составлена применительно к машиностроительным предприяти ям. Однако основные принципы, заложенные в классификации,'
особенно в отношение фондов рабочего времени, применимы и для рыбообрабатывающей промышленности.
С. Е. Каменицер (1956) в зависимости от ресурсов, с улучше нием которых связана работа каждого предприятия, классифи цирует резервы на: 1) резервы улучшения производственной мощности и лучшего ее использования; 2) резервы экономии ра бочего времени; 3) резервы экономии материалов, топлива, энер гии; 4) общепроизводственные резервы; 5) непроизводственные резервы.
Деление резервов на народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные, по мнению С. Е. Каменицера, ни тео ретически, ни практически себя не оправдывает, поскольку на роднохозяйственные резервы в то же время являются отрасле выми и производственными, а резервы, приведенные в действие на производстве, являются одновременно и народнохозяйствен
ными.
С такой точкой зрения согласиться трудно, несмотря на то, что во многих случаях народнохозяйственные или отраслевые резервы в конечном счете превращаются в конкретные производ ственные возможности предприятия. В то же время легко при
29
вести немало примеров, когда предприятия не в состоянии выя вить и реализовать резервы без вышестоящих и центральных органов. Например, реализация возможностей улучшения заг рузки сырьем производственных мощностей береговых рыбооб рабатывающих предприятий зависит от организации добычи рыбы в отдельных районах Мирового океана, где управление промыслом сосредоточено в главках. Очевидно, что в таких ус ловиях береговые предприятия не в состоянии использовать эти резервы. Следовательно, их следует относить к тому иерархи ческому уровню управления, от которого зависит использование резервов.
Резервы производства в зависимости от масштабов распро странения или иерархического уровня управления, от которого зависит реализация резервов, можно подразделить на народно хозяйственные (размещение производительных сил страны, со вершенствование отраслевой структуры производства, оптими зация межотраслевых связей и т. д.), отраслевые (развитие специализации производства, проведение единой технической политики и др.), территориальные (экономического района, ры бопромышленного бассейна, где реализуются резервы улучше ния кооперации производства и материально-технического обес печения и т. д.) и резервы предприятия, сущность которых рас крыта ранее.
Л. Е. Сыркин-Шкловский (1956) предлагает следующие виды резервов: 1) резервы использования основных фондов; 2) резер вы использования оборотных фондов; 3) резервы использования живого труда; 4) резервы использования овеществленного тру да. Подобная классификация, на наш взгляд, мало приемлема для анализа резервов производства, так как имеет слишком от влеченный характер.
Рассмотренные классификации неполностью отражают сущ ность резервов и малосистемно излагают источники повышения эффективности производства, что в известной степени затрудня ет комплексный анализ резервов. В работе, вышедшей под редакцией В. Г. Лебедева и д р .*, предпринята попытка более системно изложить классификацию резервов эффективности развития и использования техники на машиностроительных предприятиях. В основу этой классификации взяты факторы, ко торые сгруппированы в пять классов резервов и в зависимости от: 1) характера образования (использование достижений на учно-технического прогресса, совершенствование форм и мето дов производств, планируемые запасы, ликвидация или сокра щение прямых потерь); 2) масштабов распространения (наро днохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия); 3) времени действия и реализации резервов (текущие, перспек-
1 «Эффективность техники: резервы, новые тенденции роста». Под ред. В. Г. Лебедева и др. М., «Мысль», 1972, с. 67—71.
30