Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
необходимо знать критерий и параметры оптимальной технологии решения задач, что возможно лишь при дос таточно большом опыте использования ЭВМ. Для упро щения расчетов .можно использовать вместо времени эффективной работы (t91) время производительной ра
боты (tnPl). Тогда коэффициент Кг, отражающий струк
туру времени использования ЭВМ, определится следую щим образом:
П |
|
|
2 |
1 |
t[4>i |
1 = |
(4.17) |
п
и синтетический показатель двухгрупповой системы
С 2 = К г К , = - ^ . |
(4.18) |
1 II |
|
В существующей системе учета машинного времени указывается время непосредственного решения задач (t3)). Оно включает, помимо производительного времени
(t.iPi), время ошибочного решения (tc) (рис. 12). Разде
ление этих элементов в учете работы машин не пред ставляет затруднений. Лишь при использовании ста тистических данных, не отражающих такое разделение с определенной степенью приближения в формуле (4.17), вместо времени (tnp) можно использовать время
(tsi = Ц + Ц ) .
Показатели К2 и С2 в двухгрупповой системе отража ют использование ЭВМ с позиций достигнутого резуль тата. Однако они не позволяют оценить созданные за анализируемый период предпосылки дальнейшего повы шения уровня использования машин. Эту функцию вы полняет, во-первых, показатель экстенсивного использо вания ЭВМ — Ki и, во-вторых, те показатели, которые определяют относительные затраты времени на отладку и обучение персонала (Ко и Ку).
Совокупность показателей К2 , Сг, Кь Ку, Ко позволя ет судить об уровне использования ЭВМ на промышлен ных предприятиях и служит основой анализа и опре деления резервов его повышения по двухгрупповой сис теме.
148
Показатель общего времени производительной рабо ты ЭВМ в масштабе вычислительного центра, области, экономического района и т. д. следует применять не только в качестве исходных данных для определения коэффициента К2 , но и для самостоятельной оценки. Количество часов, отработанных на решении задач, динамика и тенденции его изменения частично отража ют количественную сторону использования машин. В самом первом приближении это число характеризует объем машинного продукта и, следовательно, в опреде ленной степени достигнутый эффект.
Опыт применения ЭВМ на промышленных предпри ятиях показывает, что самой высокоорганизованной и перспективной его формой являются автоматизирован ные системы управления. Высокая трудоемкость проек тирования АСУП, сложность решения многих задач и ряд других факторов определяют необходимость поэтап ного внедрения. Поэтому в условиях производства важ но правильно определить -первоочередные задачи и обосновать последовательность внедрения остальных.
Серьезного внимания |
при этом |
заслуживает |
теорети |
ческая оценка задач |
АСУП с позиций эффективности |
||
их механизированного |
решения. |
Оказывается |
необхо |
димым определение основных признаков и параметров, по которым можно классифицировать задачи. Под за
дачей в общем случае принято |
понимать совокупность |
исходной информации — входа |
задачи,— выходной ин |
формации— выхода задачи — и алгоритма решения. При существующих различных подходах к класси
фикации задач и подсистемам АСУП в практике их проектирования применяется, главным образом, так на зываемый функциональный разрез. Задачи, решаемые ЭВМ, группируются по функциональным подсистемам: управления технической подготовкой производства, тех нико-экономического планирования, бухгалтерского учета, управления материально-техническим снабжени
ем, |
оперативного управления основным производством |
и т. |
д. |
Различия в эффективности решения задач разных подсистем определяются, во-первых, специфическими особенностями каждой и, во-вторых, особенностями производства на том или ином предприятии. В настоя щее время единственным методом, позволяющим ёйёа
149
нить относительный уровень эффективности задач в разных подсистемах является метод экспертных оценок. Однако группировка задач по функциональным подсис
темам АСУП |
(и даже точная |
оценка их качества толь |
ко с позиций относительной |
эффективности подсистем) |
|
не учитывает |
некоторых отличительных признаков за |
дач и, прежде всего, их места в контуре управления тем или иным объектом.
Процесс управления, как известно, предусматривает наличие исходных значений основных показателей сис темы и динамики их изменения. Далее необходим контроль состояния выхода системы. И наконец, на ос новании данных о состоянии выхода системы в соответ ствии с параметрами задания осуществляется воздейст вие на объект управления. Применительно к управле нию предприятием в организационно-экономическом аспекте эти этапы воплощаются в планировании, учете и регулировании1, что в совокупности и составляет контур управления. В АСУ участие человека сводится к принятию окончательного решения о характере управ ляющего воздействия и его осуществления. Степень при
ближения к такой форме связи («человек — ЭВМ») |
воз |
|||
растает по мере увеличения |
количества решаемых за |
|||
дач регулирования. |
|
|
|
|
Регулирование как процесс состоит в выравнивании |
||||
(уменьшении) отклонений состояния |
выхода |
системы |
||
от заданного значения и включает в себя, таким |
об |
|||
разом, контроль состояния |
выхода |
системы |
(учет), |
сравнение его с заданным значением и выдачу управля ющего воздействия в зависимости от величины откло нения. Задачами регулирования в АСУП следует счи тать такие, где результативной информацией служат данные о характере управляющего воздействия. Чем строже выданное предписание по характеру управляю щего воздействия, тем выше класс задачи регулирова ния.
Несмотря на то, что некоторые авторы и указывают на необходимость разделения задач на задачи планиро вания, учета и регулирования, опыт использования ЭВМ на промышленных предприятиях, а также теоретичес кие разработки в области определения экономической
1 Подробнее см. главу V.
150
эффективности еще пока не позволяют оценить относи тельный приоритет задач регулирования и планирова ния перед задачами учета.
Существенным показателем задач АСУП, в опреде ленной степени отражающим эффективность механизи рованного решения, является их место в иерархической схеме управления предприятием. Любая система управ ления, как известно, включает в себя управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управ ления) подсистемы. Системы управления организацион но-экономического плана строятся, как правило, по многоступенчатому принципу. Каждая ступень есть субъект управления нижестоящей ступени и одновре менно объект управления по отношению к уровню более высокого ранга. В системе управления промышленным предприятием можно выделить пять таких уровней:
0.Рабочие машины.
1.Рабочие места.
2.Участки.
3.Цехи.
4.Предприятие в целом.
Вкаждой из подсистем различных уровней можно выделить задачи, относящиеся к одной из функциональ ных подсистем и являющиеся в то же время задачами либо учета, либо планирования, либо регулирования. Например, в подсистеме материально-технического снабжения к четвертому уровню относятся: расчет пер спективной потребности в материальных ресурсах, сос тавление планов поставок материалов (задачи плани рования), учет реализации фондов и выполнения пла нов поставок, отчетность по расходу материальных ре сурсов, состояние расчетов с поставщиками (задачи учета). Для третьего уровня этой подсистемы приве
дем в качестве примера такие задачи: расчет специфи цированной потребности в материальных ресурсах в разрезе цехов, расчет ожидаемых остатков в специфи цированной номенклатуре (задачи планирования), учет движения материальных ценностей в цехах, учет обес печенности цехов материальными ресурсами (учетные за дачи), перераспределение материальных ресурсов меж ду цехами на основе сложившегося графика поставок и требуемого расхода материальных ресурсов (задачи ре гулирования) .
151
Особое место занимают задачи, касающиесй подсис темы (системы) нулевого уровня. Они относятся к авто матизированным системам управления технологически ми процессами (АСУТП). Результат их решения— это, в основном, параметры технологического процесса.
Одной из главных особенностей иерархической структуры системы управления промышленным пред приятием является уменьшение объемов информации по мере движения от нижнего уровня к высшему.
Так, профессор И. Е. Кобринский справедливо отме чает, что в правильно организованной управляющей системе нижний уровень представляется перед высшим как «черный ящик», информирующий его лишь о ре зультатах своей деятельности, но не о внутренних про цессах, связанных с ее реализацией. «Чем самостоя тельней функционирует каждый уровень управления, тем больше информации он поглощает и тем ее меньше поступает от него в последующий уровень. В самостоя тельности уровней управления в пределах своей компе тенции и последовательном сжатии информации —ос новной смысл иерархической структуры. Отступление от этих принципов превращает многоступенчатую уп равляющую систему в бюрократическую, неспособную обеспечить эффективную реализацию процессов управ ления» *.
В связи с этим и задачи, решаемые с помощью ЭВМ, на различных уровнях управления имеют различные объемы информации. Например, ^.ля расчета потреб ности в материальных ресурсах (задача уровня пред приятия) используется, как правило, укрупненная но менклатура материалов, насчитывающая на средних машиностроительных предприятиях одну-две тысячи наименований. Для расчета потребности в данных ре сурсах на уровне цехов требуется рассмотрение специ фицированной номенклатуры, насчитывающей уже де сятки тысяч наименований. Объем нормативной инфор мации, касающейся, например, расхода материалов, также уменьшается по мере движения от детали к изде лию, поскольку номенклатура деталей много больше номенклатуры изделий. Таким образом, каждая задача,1
1 И. Е. К о б р и н с к и й. Основы экономической кибернетики. М.,
«Экономика», 1969.
152
решаемая с помощью ЭВМ на каком-либо уровне, со держит больше информации, чем задача более высокого уровня.
Поскольку процесс управления — процесс информа ционный, то и эффективность механизированного реше ния задач тем выше, чем большие объемы информации они содержат. Поэтому решение с помощью ЭВМ задач более низкого уровня при прочих равных условиях рав носильно увеличению количества этих задач.
Итак, каждая задача в комплексе задач АСУП мо жет быть оценена, во-первых, относительной степенью важности подсистемы, к которой она относится — коэф фициент относительной эффективности q-той задачи с этих позиций обозначим aq; во-вторых, коэффициентом pq, отражающим место задачи в контуре управления и, в-третьих, коэффициентом qq, отражающим приведен ное к какому-либо уровню значение объема информа ции при решении q-й задачи.
Один из показателей качества совокупности решае мых за анализируемый период задач определится как сумма произведений этих коэффициентов, отнесенная к количеству ЭВМ исследуемого парка:
С |
|
X aqPq~fч |
|
5Ф= ------------ . |
(4.19) |
п |
|
Этот показатель при учете и анализе работы отдель ных вычислительных центров должен служить своего рода базой для определения отклонений качества за дач, решаемых отдельной ЭВМ от сложившегося сред него или от запланированного (нормативного) уровня, если коэффициент S исчислен как плановый. Этот по казатель следует применять, в частности, при анализе уровня использования машин у отдельных специфичес ких групп потребителей (например, крупные машино строительные предприятия, средние, мелкие и т. д.).
При определении в общем виде показателей качест ва решаемых с помощью ЭВМ задач (группа III) вся номенклатура их разбивается на I групп, каждая из которых соответствует определенному уровню качест венности. Число фактически решенных задач и число запланированных определяют соответствующие показа-, ^ели Ц и Хн (4.12 и 4.13).
15»
Не |
трудно убедиться, |
что |
|
сумма |
произведений |
||
ач ‘ Рч • |
1ч по своему экономическому |
содержанию со |
|||||
ответствует сумме произведений |
Ук ■Ьк- |
В связи с |
|||||
этим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 “q 'P q 'T q |
|
|
|
||
|
h |
= |
--------, |
|
(4-20) |
||
|
|
|
‘р |
|
|
|
|
|
|
сн |
|
|
|
|
|
|
|
2 aHq Pnq Tiiq |
|
|
|||
|
*n = J£= 4 F------- , |
|
(4.21) |
||||
|
|
|
‘ р |
|
|
|
|
где aHq-, |
pHqi Тнч — показатели, |
относимые к группе за |
|||||
|
планированных |
к |
механизированно |
||||
|
му решению задач; |
|
|
||||
|
Сп —число запланированных задач. |
||||||
Синтетический показатель С3 |
(4.16) |
примет вид: |
|||||
|
Сз = |
Тр- 2 |
“ ч ^ч ?ч |
|
|
||
|
-----^ |
--------- . |
|
(4.22) |
2 aHqP»q •f Hq
4=1
Наконец, о показателях группы IV. Анализ исполь зования вычислительной техники на промышленных предприятиях не может быть достаточно глубоким, если он проводится без учета качественных особеннос тей машин,—главным образом производительности. Посмотрим это на примере некоторых уже изложенных показателей системы.
Применяемые показатели общего времени работы ЭВМ мало связаны с объемом «машинного продукта». Действительно, время, отработанное ЭВМ второго поколениятипа «Минск-32» «Урал-14», «Урал-16», не рав ноценно такому же времени, отработанному машинами более раннего выпуска: «Урал-2», «БЭСМ-2», «Минск-1». С этой точки зрения абсолютные и относительные пока затели потерь машинного времени и динамики их измене ния будут более глубокими по смыслу, если они опреде лены с учетом структурного состава парка машин и его изменения. При сравнении нормативов времени работу
154