Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
условии многономенклатурного производства единично го типа. Логика подобных разработок состоит в том, что универсальные системы для предприятий с единичным характером производства охватывают все стороны управ ления сложными номенклатурными процессами, а типо вые системы управления в серийном и массовом произ водстве являются в значительной степени частным слу чаем упомянутой универсальной системы.
Однако привязка подобной системы к конкретным ус ловиям производства представляет собой очень трудо емкую задачу. В реальных услозиях предприятия всегда налицо все типы производства, а учет их в одной типо вой системе делает последнюю громоздкой, продолжи тельность ее привязки приближается к срокам разработ ки оригинальных систем, затраты сопоставимы с затра тами на оригинальное проектирование, и сама идея типи зации систем становится неправомерной.
Развитие идей этой школы закономерно привело к выводу о том, что типизировать надо не систему в це лом, а ее отдельные элементы. Типизация технического обеспечения, математического обеспечения общего назна чения, форм записи информационных массивов и т. п., имеющих общий характер для всех типов производства,
иразработка нескольких вариантов отдельных подсистем применительно к особенностям производства 1 создают реальные предпосылки для ускорения проектирования и внедрения АСУП.
Известны попытки построить автоматизированные системы управления средствами труда, орудиями труда
итрудом непосредственно.
Принципиально иной подход к проектированию осу ществляется в системе Минприбора СССР. Головная ор ганизация этого министерства по разработке АСУП — Центральный научно-исследовательский институт органи зации и техники управления (ЦНИИТУ) —занимается разработкой так называемых типовых проектных ре шений, сущность которых (ТПР —задача, ТПР —тех ника, ТПР — персонал) в том, что выбранные типо вые управленческие процедуры формализуются и их ре шение обеспечивается программно и соответствующими1
1 Актуальные проблемы управления. Под. ред. проф. В. Г. Шори на. М., «Знание», 1972, стр. 89.
176
техническими средствами. К комплексу ТПР разработана дополнительно библиотека стандартных программ. Разра ботчики считают, что процесс проектирования АСУП лю бого предприятия на стадии непосредственного проекти рования (после обследования и определения номенклату ры решаемых управленческих процедур) представляет собой привязку типовых проектных решений к конкрет ным условиям производства. При этом входные и выход ные документы, применявшиеся на предприятии, изменя-- ются к виду, требуемому типовым проектным решением, либо типовые проектные решения модернизируются для нужд предприятия. Следует, правда, отметить, что имеющиеся в настоящее время несколько десятков ТПР не всегда исчерпывают весь набор процедур, подлежащих автоматизации, поэтому приходится сочетать привязку ТПР к условиям производства с разработкой дополни тельных оригинальных решений по индивидуальным за дачам конкретного предприятия. По оценке специали стов ЦНИИТУ, в действующих в настоящее время авто матизированных системах управления удельный вес ти повых проектных решений колеблется от 20 до 75 про центов всех решаемых задач, в зависимости от отрасли и подсистемы
Оригинальный подход осуществлен Сибирским отде лением АН СССР при разработке и проектировании АСУ на Барнаульском радиозаводе. В нем реализован глав ный принцип современных автоматизированных систем по, созданию действительно машинных систем управления.. АСУ «Барнаул» отличается тем, что при сохранении ос новных традиционных задач в ней реализован новый под ход к решению проблем управления, основанный на мо делировании производства в целом. Определив конеч ные цели, разработчики системы управления предложили коренным образом модернизировать производственную информацию на предприятии, в особенности документо оборот. Тщательная и длительная предпроектная подго товка, проверка принципов построения системы в одном из цехов, переход на новый документооборот до приобре тения ЭВМ позволили получить в системе эффект от предпроектного совершенствования управления н в значи-
1 Автоматизированные системы управления. Сб. трудов, вып. 8.. Под ред. Р. С. Седегова. Минск, ЦНИИТУ, 1972, стр. 21.
7 Зак. 3-12 |
177 |
тельной степени облегчили внедрение системы в целом. Это следует подчеркнуть уже потому, что, несмотря на подробные рекомендации в существующих методических материалах, работа по предпроектной подготовке пред приятий к внедрению АСУ, по решению новых задач АСУ, по подготовке персонала предприятия к работе в услови ях АСУ проводилась в неполном объеме. Последнее в значительной степени определяет низкий уровень качест ва функционирующих АСУ и, в особенности, слабую за грузку ЭВМ.
Наконец, очень важно отметить и то обстоятельство, что при разработке АСУ специализированной организа цией с достаточно большим опытом и кадрами соответст вующей квалификации достигаются вполне положитель ные результаты, а когда разработка ведется силами са мого предприятия с явно недостаточным количеством кадров, сроки ее затягиваются на 5—7 лет, а эффект от применения системы невелик.
Даже такой беглый обзор принципов и направления разработки автоматизированных систем управления по казывает отсутствие методологического единства, орга низационную распыленность научно-исследовательских и проектных сил. Нет единой технической базы разраба тываемых систем. Это связано с недостатками в области разработки и производства современных технических средств управления. Так, автоматизация большей части действующих систем управления производством осуще ствлена на базе машин серии «Минск», главным образом на машине «Минск-22». Часть систем базируется на ма шинах серии «Урал». В отдельных случаях в автомати зации управления задействованы машины типа М-220, 222. Не говоря уже о невозможности программного об мена между машинами различных типов, можно утверж дать, что даже в системах, построенных на базе «Минск-22» и «Минск-32», преемственность практически не реали зуема. Более того, отсутствие общей методологии про ектирования не позволяет обмениваться решениями и про граммами и при одинаковых машинах между двумя предприятиями.
Надо отметить и некоторую неопределенность в реше нии проблем увязки существующего технического обеспе чения систем с ЭВМ новых серий — машинами третьего поколения. Так, министр радиопромышленности СССР
178
В. Д. Калмыков говорил на Всесоюзном совещании по применению вычислительной техники и автоматизирован ных систем управления на предприятиях и в отраслях промышленности в январе 1972 года: «Модернизация ЭВМ второго поколения в планах работ министерства за нимает хотя и важное, ко далеко не первое место. Осо бенные усилия направлены в настоящее время на скорей ший выпуск ЭВМ третьего поколения. При их создании мы исходим из того, что системы управления должны быть комплексными, для их построения будет использо ваны семейства ЭВМ, имеющих программную совмести мость, эффективную операционную систему и такой со став периферийных устройств, который дает возможность использовать ЭВМ в системах массового применения» ’. То есть между собой ЭВМ третьего поколения программ ную совместимость будут иметь. А какова эта совме стимость с ЭВМ уже действующих систем, которых к концу пятилетки будет не менее д в у х т ы с я ч ?
Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено ши рокое дальнейшее развитие работ по созданию и внедре нию автоматизированных систем планирования и управ ления, создание общегосударственной автоматизирован ной системы сбора и обработки информации на базе государственной сети вычислительных центров и автома тической сети связи страны. «При этом обеспечить с са мого начала проведение принципа организационного, методологического и технического единства этой систе
мы» 231.
Как уже указывалось, особое влияние на структуру и качество разрабатываемой системы оказывает поедпроектная подготовка предприятий к внедрению АСУП. Мед ленное внедрение автоматизированных систем управле ния в реальных условиях предприятий объясняется не сколькими причинами, среди которых следует выделить недостатки в подготовке кадров. Последняя осуществля ется в стационарных учебных заведениях и на разовых курсах по повышению квалификации разработчиков, программистов и т. д. Уровень учебного процесса и осо бенно методическая обеспеченность этой подготовки по ка еще далеки от совершенства. Так, специалисты по
1 Автоматизированные системы управления. М., «Экономика», 1972. отр. 37.
3 Материалы XXIV еъез-да КПСС. М.. Политиздат, 1971, етр. 298.
7* |
179 |
экономической кибернетике — выпускники университе тов — имеют хорошую математическую подготовку, но недостаточно знают конкретные условия производства. Напротив, специалисты по механизированной обработке производственной информации, выпускаемые в ряде эко номических вузов страны, обычно получают неплохую экономическую подготовку, но знаний математики им явно недостает. Совсем слабо обстоит дело с математи ческой подготовкой опытных работников производства, которые занимаются постановкой задач для автомати зированных систем управления. Назрела необходимость создания стройной системы переподготовки этой катего рии работников.
Необходимо отметить, что потребность в специали стах, обслуживающих АСУ, растет значительно быстрее, чем их подготовка. Так, для Челябинской области коли чество требуемых математиков-программистов составля ет 450—500 человек; их же прибывает ежегодно 25— 30 человек, в то время как в области ежегодно организу ется только на предприятиях по 2—3 крупных вычисли тельных центра.
Не лучше обстоит дело и с обеспеченностью экономи- стами-разработчиками. Следует отметить и, так сказать, структурные несоответствия кадров, готовящихся для обслуживания автоматизированных систем управления. Так, в Челябинской области совершенно не готовятся операторы-программисты на базе среднего образования. Такое же положение с операторами счетно-перфораци онных машин и входных устройств ЭВМ.
Характерная для страны в целом распыленность кадров в районах, удаленных от крупных центров науки в области применения ЭВМ, выражается в крайних фор мах. Только в Челябинске разработкой автоматизирован ных систем управления занимается свыше 20 предприя тий. Средняя численность специалистов, занимающихся разработкой АСУП каждого предприятия —21 человек, включая персонал, обслуживающий ЭВМ. В городе функ ционирует три научно-исследовательских и проектных организации этого профиля: Уральское отделение Ново сибирского института «НИИсистем» с численностью 130 человек, Челябинский отдел Свердловского ПКБ АСУ — 75 человек. Отраслевая НИЛ НОТиУ при Челябинском политехническом институте — 30 человек. Кроме того.
18»
часть проектных работ ведут ЦНИИТУ, НИИУМС и ряд других организаций. Необходимость концентрации науч-
.ных и проектных сил в этих условиях очевидна. Наконец, к проблеме кадров следует отнести и отсут
ствие действенных систем стимулирования разработок автоматизированных систем управления, разнобой в ор ганизации и уровне зарплаты работников вычислитель ных центров и отделов АСУП и т. д.
Вторая группа причин связана с состоянием техниче ского обеспечения автоматизированных систем. Сюда относятся, прежде всего, недостаточное количество сов ременных вычислительных машин и трудности их получе ния даже на подготовленном предприятии. Далее следует говорить и о качестве выпускаемых машин, о необходи мости совершенствования их конструкций. В особенности это относится к современным ЭВМ, используемым для экономических расчетов. Небольшие объемы оперативной памяти, несовершенство устройств долговременного хра нения информации на магнитных лентах, малая скорость ввода и вывода и т. д. характерны для действующих ЭВМ. Существенно тормозит развитие автоматизированных систем, особенно в территориальных комплексах, разномарочность применяемого парка машин. В Уральском экономическом районе на основную, наиболее распростра ненную модель приходится 42 процента общего количест ва машин. Это затрудняет не только обмен программами и разработками между различными вычислительными центрами, но и техническое обслуживание парка. След ствием перечисленных факторов и ряда других причин является низкий уровень загрузки действующих ЭВМ (подробнее см. предыдущую главу) - Не последнюю роль в этом играет несовершенство организационных форм использования ЭВМ в отдельных районах.
Следующая группа причин связана с неподготовлен ностью предприятий к внедрению АСУП. Здесь можно вы делить три главных момента.
Особая сложность управления и громоздкий докумен тооборот на предприятиях, отсутствие четких принципов его рационализации затрудняет эту часть работы. Между тем практика («Ленэлектронмаш», Барнаульский радио завод и др.) показывает высокую эффективность прове дения соответствующей подготовки.
Второй момент связан с состоянием нормативного
181
хозяйства на предприятиях. Это, в первую очередь, низ кое качество самих норм и их неравная напряженность, во-вторых, множественность норм одного и того же типа. Например, по расходу материалов на предприятии су ществуют укрупненные нормы для расчета заявок, спе циализированные нормы для определения потребности в специфицированной номенклатуре, подетальные нормы расхода, по которым осуществляется лимитирование ма териалов цехам,— и все эти виды норм, как правило, не увязываются между собой. Отсюда возникают трудности организации нормативного хозяйства и, особенно, соз дания нормативной базы для автоматизированной систе мы управления.
Большая трудоемкость ручной разработки норм опре деляет необходимость поиска методов механизации этих расчетов.
К этой же группе причин относится организационная раздробленность служб, занимающихся разработкой и совершенствованием системы управления предприятием. Отсутствие типовых положений о соответствующих отде лах и должностных инструкций для отдельных работ ников, занимающихся рационализацией управления, в ряде случаев недостаточная квалификация этих лиц оп ределяет и низкий уровень их отдачи.
Серьезным тормозом в организации работ по совер шенствованию систем управления являются причины, которые можно назвать субъективными. Часть их связа на с обычным недоверием к нововведениям. Если в техни ке и технологии производства нововведения обычно сами говорят за себя, а эффективность их реализации часто очевидна, то мероприятия в области совершенствования управления не всегда обладают такими качествами. Не редко очень трудно определить эффективность рациона лизации методов и стиля работы в управлении. Большое значение здесь имеет создание соответствующих соци ально-психологических предпосылок и условий. Пресло вутый психологический барьер при разработке и внедре нии автоматизированных систем управления имеет еще один своеобразный аспект. Он связан с тем, что принятие решений в условиях частичной или полной неопределенно сти обычно создает у руководителя впечатление большой самостоятельности, высокой собственной квалификации-, а строгая формализация функций управления, меха-
182
визированная обработка информации и особенно повы шение расчетной базы управленческих решений рассе ивает эту иллюзию, если она действительно только иллю зия. Недооценка при рационализации управления этого аспекта выражается, как правило, в пассивном или активном сопротивлении отдельных руководителей нов шествам и, конечно, тормозит разработку и внедрение эффективных систем управления.
Правильная организация предпроектной подготовки предприятий, учет перечисленных причин и устранение их отрицательного воздействия — важное условие прог ресса в развитии автоматизированных систем управления производством.
2.Экономическое содержание
иструктура АСУП
Все до сих пор разрабатываемые системы автомати зированного управления производством строятся по функциональному принципу (см. ОРММ). При этом в качестве функций управления выбираются традиционные: техническая подготовка производства, технико-экономи ческое планирование, материально-техническое снабже ние, оперативное планирование и т. д.
Между тем самую сущность управления и его содер жание следует рассматривать сначала безотносительно к конкретному объекту. Важно определить сущность управления в самом абстрактном, если можно так выра зиться, кибернетическом смысле. Лишь после этого мож но выявить и общие закономерности подхода к постро ению системы управления, можно говорить о конкретной привязке ее к конкретному объекту управления. Затем, определив содержание управления, функции управления и их взаимную совокупность, его иерархию, можно про ектировать структуру системы (подсистемы) управления. То есть на первый план при построении систем следует выдвинуть анализ не только указанного традиционного функционального разреза управления, но и рассмотреть, проанализировать ряд сопутствующих моментов. На пер вом этапе проектирования системы управления производ ством анализируется объект управления и, в частности, очень четко должны быть выделены общие уровни. Первый — рабочее место, второй — участок, третий — цех,' четвертый— предприятие, пятый — объединение.
183
Но такое выделение еще не Позволяет суДИТь об Эко номическом аспекте системы управления, который опре деляется содержанием функций управления, трактовка которых в существующей литературе чрезвычайно проти воречива. Некоторые авторы выделяют до двадцати раз личных функций управления. Наиболее правильной, по
нашему мнению, представляется классификация их у А. С. Петрова: «... основными функциями управления сле дует считать планирование, контроль, регулирование и учет» ‘.
Правильное определение функций управления — это второй главный этап проектирования систем. Для удоб ства анализа возможностей построения рациональных систем имеет смысл еще более упростить трактовку функ-1
1 А. С. П е т р о в . |
О сн овы о р ган и зац и и |
уп |
р авл ен и я п ром ы ш л ен |
ным п р о и зв о д ст в о м . М ., |
« Э к он ом и к а », 1969, |
стр , |
И . |
184