Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
может выравнять условия работы и поставить все пред приятия в более или менее одинаковые условия для по лучения «собственной» прибыли.
Вряд ли необходимо подробно рассматривать оче редную экономическую категорию — заработную плату. Ее стимулирующее значение и роль как важного эконо мического рычага управления несомненны. Тем не ме нее, как было сказано, эта категория отражает норма тивные отношения, установившиеся между работника
ми и предприятием.
Более важна для управления надбавка к заработной плате, в которой отражено отличие индивидуального вклада каждого трудящегося в производство. Эта над бавка и представляет собой следующую экономическую категорию управления-—премию.
Категория премии существует практически с самого начала развития социалистической экономики, но мощ нейший заряд воздействия на производство, который со держит эта категория, до последнего времени явно недо статочно использовался. Это было связано не только с множественностью систем премирования или с несовер шенством его показателей — здесь сыграл роль, так ска зать, психологический момент: утвердилось представле ние, что премия — это разовое поощрение, случайное увеличение заработной платы и что факт ее получения связан с конкретным работником лишь в общих чертах. Действие же премии как рычага управления должно быть постоянным, систематическим, а экономическая ее сущность состоит в отражении различия трудовых вкла дов трудящихся.
Мы уже говорили о решающей роли прибыли |
как |
||
экономической |
категории. |
Премия — производная |
от |
нее, а прибыль, |
в свою очередь,— источник премирова |
||
ния. Распыление источников |
(из фонда заработной пла |
||
ты, из фонда материального |
поощрения и т. д.) не мо |
жет способствовать совершенствованию системы преми
рования. Идеальная |
система |
премирования и должна |
|||||
предусматривать |
этот единственный источник — при |
||||||
быль. Нужно отметить необходимость уменьшения |
чис |
||||||
ла показателей, |
количества |
премиальных |
положений, |
||||
повышения |
динамичности |
системы премирования |
с це |
||||
лью ее совершенствования. |
экономическая |
категория •— |
|||||
Наконец^ |
еще |
одна |
38
кредит. Рассматривая ассигнования из бюджета на ка питальные вложения, оборотные средства и другие цели для отдельного предприятия, мы можем отнести их к нормальным отношениям между государством и пред приятием: размером этих ассигнований в значительной степени определяется доля государства во вновь созда ваемом на предприятии продукте. В случае отсутствия или недостатка нормальных ассигнований источником средств являются различные формы кредитования. Предприятие может использовать кредит на вполне оп ределенных (часто льготных) условиях для дополни тельных нужд, не обеспеченных централизованным фи нансированием. Это дает возможность предприятию про явить дополнительную инициативу, не только создавая условия для нее, но и подкрепляя материально.
Система кредитования не ограничивает предприятие в проявлении такой инициативы. Единственное требова ние кредитора состоит в том, чтобы кредит был эффек тивно использован в производстве (скажем, кредит на новую технику, при условии окупаемости ее в течение определенного срока, и т. д). С точки зрения управления производством, кредит означает повышение самостоя тельности предприятия и возможностей получения до полнительной (собственной) прибыли. С другой сторо ны, кредитование позволяет расширить материальную базу данного производства, что выгодно государству не только благодаря доходу от текущих процентов за кре дит, но и перспективе массы прибыли.
Перечисленные категории при использовании их в управлении являются поощрительными. Существует еще одна группа категорий — ответственности. К ней прежде всего относятся различные санкции за несвоев ременные поставки, невыполнение планов и заданий, за причиненный ущерб предприятию и государству, удер жания из заработной платы за причиненный материаль ный ущерб предприятию. В этот же ряд следует поста вить неначисление премий,— так называемое депреми рование.
В итоге важно сделать вывод, что все перечисленные категории, во-первых, имеют конкретную количествен ную оценку и, во-вторых, являются управляемыми. Объ ективная же природа этих категорий позволяет отнести их к экономическим условиям управления.
39
t/lABA II
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ИМЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.Сущность, цели и задачи управления
Общепризнано, что совместная работа коллектива людей невозможна без осуществления управляющих функций. В зависимости от размера коллектива и его целей функции управления могут осуществляться непо средственно участниками процесса или специально вы деленными для этой цели людьми. К- Маркс писал: «Всякий, непосредственно общественный или совмест ный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие от движения всего производст венного организма в отличие от движения его самосто ятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» ‘.
Разделение труда, его кооперация неизбежно выде ляет управление в особую функцию, особую область деятельности.
С развитием общественного производства, точнее, разделения труда и его обобществления, необходимость в управлении усиливается. История человечества от первобытно-общинного строя до высшей современной стадии, социализма,— пример непрерывного совершен ствования организационных форм, методов и техниче ских средств управления.
Естественной выглядит в феодальном обществе пре обладающая доля административных, волевых, прину дительных методов, в то время как другие, скажем, эко номические, организационные методы не только не осу-1
1 К- М а р к с, Ф. Э н г е л ь с. Сочинения, т. 23, стр. 342.
40
ществлялись полностью в то время, но и не имели поч вы для возникновения.
Сразвитием ремесленного производства, разделения труда, с появлением различных объединений производи телей — мастерских, цехов, мануфактур — возникла не обходимость в разработке и совершенствовании орга низационных форм управления и организационных структур, а также и методов управления. Правда, в ус ловиях ремесленного производства и мануфактуры не было определенных условий для развития всех методов,
втом числе и экономических. Это произошло лишь на стадии значительно большего разделения и обобщест вления труда.
Сразвитием капитализма, с приходом на смену фе одальному обществу буржуазного, с его капиталистиче скими отношениями «голого чистогана», с его условия ми купли-продажи рабочей силы появились элементы воздействия на экономические интересы людей и возни кла необходимость научной разработки основ управле ния во всех его аспектах. В частности, началом такой разработки основ организации труда и управления явились: система Тейлора, разработки Джильберта, две
надцать |
принципов |
производительности |
Эмерсона, |
|
шесть групп операций Файоля и т. д. |
|
|
||
Следует отметить, что развитие капитализма и пере |
||||
ход его в высшую |
стадию — империализм, |
базирую |
||
щийся на |
основе дальнейшего обобществления |
произ |
||
водства и труда, вызывает к жизни не только |
новые |
организационные формы (тресты, картели, синдикаты и другие виды монопольных объединений), но и создает условия для дальнейшего развития методов и техниче ских средств управления на отдельных промышленных предприятиях. Не в последнюю очередь необходимость такого развития диктуют капитализму обостряющиеся противоречия между трудом и капиталом.
Создание монополий резко усилило развитие эконо мических воздействий на производство. Системные ме тоды Тейлора и других буржуазных организаторов про изводства, базирующиеся на анализе трудовых дости жений и возможностей производственных механизмов, обусловили дальнейшее развитие основанных на эконо мических интересах взаимоотношений в коллективах людей и в системах «человек-машина». Для нейтрализа
41
ции одуряющего действия на рабочих узкоспециализи рованных приемов труда капитализм выдвинул массу новых теорий —в частности, теорию «человеческих от ношений», которая дополнила существующие методы управления производством социально-психологическими аспектами. Эта новая теория направлена к той же кон
кретной цели, что |
и |
все развитие производства |
при капитализме — к |
получению максимальной при |
|
были. |
|
социалистической экономики, |
Начало строительства |
с точки зрения развития управления, имело свои облег чающие, а также и тормозящие моменты. С одной сто роны, огромный опыт капиталистической организации труда и управления. Необходимость использования это го опыта тщательно обосновал В. И. Ленин: «...Система Тейлора,'— как и все прогрессы капитализма,— соединя ет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало дол жна перенять все ценное из завоеваний науки... в этой об ласти... Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспо собление ее» С
С другой стороны, строительство новой экономики требовало разработки именно тех условий и особенно стей,. под которые следовало корректировать достиже ния буржуазной науки об управлении. Кроме того, труд ности в создании системы управления увеличивались практически полным отсутствием квалифицированных кадров управляющих из среды коммунистов. Партия по началу вынуждена была использовать в управлении опыт буржуазных специалистов.
На всех этапах развития нашей экономики Ком мунистическая партия Советского Союза уделяла самое пристальное внимание совершенствованию форм и ме тодов управления народным хозяйством. Уже на первом заседании только что избранного Совета Народных Ко миссаров 3 ноября 1917 года был принят ленинский про-1
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 189— 190.
42
ёкт положения о рабочем контроле. Это была огромная конкретная программа организации управления про мышленными предприятиями.
На первых этапах развития социалистической эконо мики, при малых объемах промышленного производства, получили, естественно, наибольшее развитие админи стративные методы управления. Организация новых нар коматов в связи с разветвлением промышленности на растущее количество отраслей, постепенный переход в управлении от коллегиальности к единоначалию требо вали усиления, во-первых, принципов отраслевого уп равления, во-вторых, повышения ответственности ниже стоящих звеньев перед главками и наркоматами.
Но уже тогда перевод трестов, а затем и самих про мышленных предприятий на хозяйственный расчет соз дал соответствующую базу для развития и усиления экономических методов управления, которые все-таки не нашли должного распространения в тот период. Одной из причин было отставание разработки проблем полити ческой экономики социализма. В частности, большой ущерб развитию науки об управлении нанесли ошибоч ные трактовки экономистами объективных экономиче ских законов социализма, особенно закона стоимости.
Споры экономистов о степени товарности социалис тического производства, о том, действует ли в нашей экономике закон стоимости и оказывает ли регулирую щее влияние на производство или подчиняется закону планомерного развития, а также дискуссии о критериях эффективности социалистического производства — все это принесло экономической науке несомненную пользу. Но из поля зрения этих дискуссий выпало то обстоятель ство, что практический учет требований объективных экономических законов в развитии производства может быть реализован только через систему управления про мышленностью.
Экономические же связи производства настолько сложны, а действие объективных законов развития эко номики так разнообразно, что немыслимо обеспечить со ответствующие пропорции развития производства с по мощью той или иной формы и совершенствованием лишь административных методов управления.
Вторая причина отставания экономических методов управления состоит в том, что были неясны и не разра-
43
батывалйсь вопросы взаимодействия и соотношения Их с методами административными.
Эффективное применение экономических методов не возможно при строгой централизации управления про изводством. Преимущества такой централизации не сомненны при малых объемах промышленного производ ства, но по мере роста экономики страны и усложнения межотраслевых связей они в значительной мере ослаб ляются увеличением аппарата управления, уменьшени ем оперативности руководства, неимоверным ростом трудоемкости плановых и учетных работ.
Развитие кибернетики, бурный прогресс в разработ ке вопросов автоматического управления показывают необходимость наличия в различных сложных системах (автоматы, природа, общество) элементов саморегули рования. Управление производством,— пожалуй, наибо лее сложная из известных систем,— только в последние годы стало объектом пристального внимания науки. Есть уже и первые результаты этих исследований. Так, представление большой самостоятельности предприяти ям, объединениям и отраслям промышленности в ходе реализации хозяйственной реформы создает условия для саморегулирования и прогресса в управлении производ ством.
Но не кибернетике суждено сыграть главную роль в решении ближайших задач управления. Она ничего не сможет сделать, если не будет упорядочена сама эко номическая наука. Отсюда третья причина отставания экономических методов управления.
Дело в том, что экономическая наука долгое время не признавала за управлением права на самостоятель ные проблемы. В практике хозяйствования умение уп равлять считалось особого рода искусством, и это в зна чительной степени содействовало устойчивости «табу» научным исследованиям управления.
Организационный талант, большой опыт руководст ва, безусловно, оказывают и будут оказывать серьезное влияние на качество и эффективность управления. Но наряду с этим требуется повседневное воспитание кадров руководителей, обучение трудящихся умению управлять производством.
В. И. Ленин в самом начале становления нового об щества подчеркивал эту важнейшую задачу трудящих
44