Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
2. Развитие организационных форм управления
Формы организации |
управления |
включают, когда |
мы говорим о народном |
хозяйстве, |
всю совокупность |
этих органов — от общегосударственных (Государствен ные Комитеты СМ СССР, министерства, ведомства) до низового звена (предприятия, цехи).
Диалектика развития форм управления состоит пре жде всего в том, что та или иная организационная его форма выступает на первый план в зависимости от объ ема производства, числа предприятий, количества от раслей, состояния научно-технического прогресса и раз вивающихся на базе этих изменений экономических усло вий и отношений.
Так же, как систему управления предприятием в значительной степени определяет его призводственная структура, а динамику последней — изменение органи зационных форм управления, так и общую народнохо зяйственную систему управления определяет состав и динамика структуры народного хозяйства, отраслевой структуры промышленности. Общие тенденции этого влияния прослеживаются на таком примере, как разви тие организационных форм в наиболее динамичной сфе ре деятельности — науке.
В настоящее время существует три вида структуры научно-исследовательских организаций: тематическая, функциональная и смешанная.
Любая научно-исследовательская организация в на чале своего существования встречается с трудностями определения направлений (или их ограничения),нехват ки кадров и даже нехватки помещений. Выход, как пра вило, в универсальной замкнутой структуре, при ко торой в каждом подразделении научно-исследователь ского института выполняется весь цикл работ по опреде ленной теме.
Дублирование работ по общим вопросам разных
тем в каждом |
отделе, необходимость привлечения квали |
|
фицированных |
специалистов широкого профиля, нали |
|
чие в каждом отделе (лаборатории) |
полного комплекта |
|
научного оборудования при низкой |
его загрузке — вот |
|
основные недостатки такой структуры. |
|
По мере того, как разработка начальных этапов ис
50
следования позволяет коллективу научной организации ознакомиться с проблемой, повысить собственную ква лификацию, определить степень специализации отдель ных работников и их способность к самостоятельной деятельности в узких отраслях, происходит технологи ческая специализация лабораторий и отделов. Напри мер, в приборостроении вместо лаборатории комплекс ных систем аэронавигации появляются лаборатории систем наведения, систем приземления, систем сопро
вождения и т. д.
На определенной стадии развития научно-исследова тельской организации возникает необходимость изме нить организационную структуру и выделить функцио нальные лаборатории. В нашем примере —это выделение лабораторий: приемных устройств, передаточных ус
тройств и т. д.
Легко представить дальнейшее усовершенствование структуры такой научной организации при полном ком плектовании квалифицированными кадрами, специали зирующимися в узкой области: координация действий узкоспециализированных лабораторий. Лаборатории объединяются в отделы по тематическим комплексным направлениям. Старая структура приобретает новую квалификационную базу и, следовательно, новый уро вень исследований.
Общую динамику организационной структуры можно представить в виде матрицы, в которой по вертикали
расположены |
специализированные подразделения ин |
|||
ститута, а |
по |
горизонтали — направления |
техники |
и |
соответствующие |
им тематические отделы. |
Развитие |
и |
специализация в НИИ происходят вглубь и вширь: рас тет количество специализированных подразделений, а также и тематических отделов. (Количество последних соответствует направлениям технического прогресса.) Одновременно в самом тематическом отделе происходит и углубляется специализация подразделений и испол
нителей.
Руководство научно-исследовательской темой со сто роны тематического отдела осуществляется уже по двум направлениям. Это координация работ внутри от дела и работ специализированных подразделений инсти тута. Таким образом, общее руководство .научно-иссле довательской темой все более усложняется.
51
Аналогичная картина и в промышленности в целой. В исследованиях советских ученых определена чет кая периодизация совершенствования организацион ных форм управления народным хозяйством по этапам.1
Первый— 1917—1932 гг., второй— 1932—1957 гг., тре тий— 1957—1965 гг., четвертый — современный, начало которому положено решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС.
Соглашаясь с такой периодизацией развития форм управления, нельзя полностью согласиться с утверждени ем, что «при этом обращает на себя внимание диалек тическая закономерность, раскрывающая сущность дви жения явлений по восходящей линии —от простейших
форм к более сложным».12 |
Надо учитывать, что это не |
просто восходящая линия, |
а восходящая по спирали.3 |
Нет нужды повторять |
общую схему совершенство |
вания организационных форм управления — это хорошо сделано в упомянутой работе А. С. Петрова. Но вот только один пример их усложнения в историческом ас пекте.
Простейшей формой управления производством с участием трудящихся был рабочий контроль, Положе ние о котором было утверждено в ноябре 1917 года. Решения XXIV съезда КПСС о расширении участия трудящихся в управлении отразили качественно новый этап такого участия как одного из важных направлений совершенствования управления производством.
Высший Совет народного хозяйства (декрет о его создании утвержден в декабре 1917 года) имел главной задачей организацию народного хозяйства и финансов, которая не могла быть решена без местных территори альных органов. И этими органами являлись губсовнархозы.
Необходимость создания ВСНХ была вызвана от сутствием квалифицированных кадров и опыта управле ния новой экономикой. Но уже в 1918 году, с возникно вением Совета рабочей и крестьянской обороны, за ВСНХ остается только промышленность.
В ВСНХ в это время выделяются главные управле
1См.: А. С. Петров. Экономические основы управления производ ством. М., «Мысль», 1966, стр. 132.
2Там же, стр. 132.
3.В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 26, стр. 55; т. 29, стр. 203.
52
ния по отраслям промышленности; их организация уси ливала отраслевое управление, увеличивала центра лизацию. Но уже в 1920 году были реорганизованы местные экономические органы. Все предприятия де лились на три вида по подчиненности: важнейшие, с подчинением ВСНХ; предприятия, подчиняющиеся мест ным (губернским) совнархозам, управление которыми осуществлялось под контролем главных управлений ВСНХ, и предприятия местного подчинения. Это деле ние было закреплено затем как союзное, союзно-респуб ликанское и местное.
Выделение главных управлений в ВСНХ уже само по себе означало усиление отраслевого управления. Дальнейшая специализация производства и дифферен циация отраслей превращала ВСНХ во все более гро моздкий орган. Нельзя, однако, не отметить того обсто ятельства, что в этой жестко централизованной системе
внутри отраслей |
существовали |
тресты, объединяю |
щие предприятия, |
в основном, |
по территориальному |
принципу. Наличие таких трестов, а затем развитие синдикатов — торговых объединений трестов и предпри ятий — хотя и снижало недостатки излишней централи зации отраслевого управления, но усиливало многозвен ность в управлении. Попытка упростить структуру (создание в ВСНХ отраслевых производственных объе динений с функциями непосредственного управления предприятиями) тоже оказалась недостаточной мерой. Главный итог этого периода в том, что были созданы предпосылки для увеличения самостоятельности пред приятий, перевода их на хозрасчет, превращения в ос новное звено промышленности не только в сфере мате риального производства, но и управления.
Образованием ряда наркоматов и реорганизацией ВСНХ в Наркомат тяжелой промышленности (1932 г.) заканчивается, в основном, этот первый, очень сложный период поисков организационных форм управления.
Надо отметить и еще один существенный момент. Анализируя опыт совершенствования управления, XVII съезд партии объявил решительную войну «функционалке» в управлении.1
1 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйствен ным вопросам. М., Госполитиздат, 1957, т. 2, стр. 411.
53
Производственно-территориальный принцип управ ления прошел проверку временем — выросли кадры ор ганизаторов промышленного производства. Образцом для подражания были испытанные руководители, рево люционеры-профессионалы, показавшие примеры герои ческого труда и таланта в организации народного хо зяйства страны,— В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникид зе, С. М. Киров, Ф. Э. Дзержинский.
Укрепление единоначалия, отраслевого управления сыграло огромную роль в подготовке нашей промышлен ности к суровым испытаниям военного времени.
В 1946 году наркоматы были преобразованы в мини стерства с некоторым увеличением прав и самостоятель ности. Десятилетие с 1947 по 1957 год характеризуется восстановлением разрушенных войной предприятий и строительством большого числа новых: на начало 1957 года в стране насчитывалось более 50 тысяч про мышленных предприятий и свыше 100 тысяч строек.
Развитие отраслевой структуры с одновременным усилением централизованного управления неизбежно вело к так называемой ведомственности, то есть замкну тости не только с точки зрения управления, но и ко все большей изоляции отрасли как производственного орга
низма. |
Реализовать |
внутри отрасли прогрессивные |
формы |
общественной |
организации производства — кон |
центрацию, специализацию, кооперирование, комбини
рование — организационно проще, |
хотя в этом |
случае |
|
реализуются лишь отдельные элементы таких форм. |
|||
Из |
сферы деятельности министерств целиком |
выпа |
|
дала рациональная организация |
межотраслевых произ |
||
водств. |
Даже сугубо территориальная по своей приро |
де организация материально-технического снабжения действовала исключительно в рамках отраслевых мини стерств.
Отрицательные качества узкоотраслевого управле ния, накапливаясь, логически привели к перестройке управления, осуществленного по решению февральского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС. Мы говорим «логически», имея в виду переход к территориальной системе управ ления. Отраслевые формы, по существу, изжили себя к этому времени — нужны были именно качественные из менения, чтобы полностью использовать в новых усло виях весь опыт отраслевого управления.
54
Когда исследователи обращаются к периоду совнар хозов, то зачастую упрощают роль этой организационной формы: «Однако организационная форма управления промышленностью на основе совнархозов не могла ре шить проблем управления социалистическим производ ством». 1
Крупный советский хозяйственник И. В. Парамонов пишет: «Передача совнархозам всей промышленности, включая заводы-гиганты, возрождала своего рода «власть на местах». Централизованное начало слабело. Местнические интересы порою начинали превалировать над общегосударственными. Специализация, обмен опы том и единство технической политики между однород ными производствами оказались в большой степени нарушенными или утерянными, квалифицированные кад ры —распыленными. Кооперированные поставки нару шались»12. Но ведь эти же недостатки (кроме, правда, единства технической политики) можно отнести и к старым министерствам. На самом деле проблема более сложна.
Введению совнархозов предшествовала широкая де мократическая дискуссия, полностью освещавшаяся в прессе. Подавляющее большинство участников дискус сии высказалось за правильность такого пути совершен ствования управления.
Совнархозы проделали серьезную работу по нала живанию внутрирайонных хозяйственных связей, разви тию межотраслевых производств рационализации и спе циализации инструментального, электродного и ремонт ного хозяйства экономических административных районов. Существенна их роль в развитии инициативы трудящихся, в привлечении к управлению производст вом, в подготовке большой армии квалифицированных
руководителей на местах.
Именно опыт работы промышленности при совнархо зах, резко выявившаяся необходимость предоставления больших прав предприятиям, невозможность возврата к старой отраслевой системе управления в условиях на учно-технической революции — все это позволило пар
1 А. С. П е т р о в . Экономические основы управления производ ством. М., «Мысль», 1966, стр. 140.
2 |
И. |
В. П а р а м о н о в . Пути пройденные. М., Госполитиздат, |
1970, |
стр. |
452. |
55
тии сформулировать основные положения новой хозяй ственной реформы.
Реализация хозяйственной реформы в промышлен ности, строительстве, на транспорте, на предприятиях связи показывает высокую эффективность отраслевого управления на новой базе; это обстоятельство «позволи-. ло приостановить развитие некоторых нежелательных тенденций в экономике, наметившихся в предшествую щие годы».1
На XXIV съезде отмечалась необходимость совер шенствования работы общегосударственных органов уп равления, создания различного рода научно-производ ственных и производственно-технических объединений в промышленности и совершенствования организационных форм управления на предприятиях.
Большинство исследователей, занимающихся пробле мой объединений, рассматривают их как удачно най денную форму управления, не подчеркивая объективной необходимости их появления. Логика этого процесса состоит в следующем. С одной стороны, улучшить рабо ту общегосударственных органов управления невозмож но без разгрузки их от решения ряда текущих оператив ных вопросов, переданных «вниз» по иерархической лестнице управления, с соответствующим увеличением прав и самостоятельности нижестоящих звеньев. Раз грузить, например, Госплан СССР можно только уве личив права и обязанности министерств. Последние не могут взять на себя дополнительных обязанностей и прав, не передав части текущих функций на предприя тия. С другой стороны, предприятия, особенно мелкие и средние, не в состоянии эффективно решать многие пер спективные вопросы развития производства самостоя тельно. Это вопросы подготовки кадров, технического прогресса, капитального строительства, изучения и про гнозирования спроса и т. д. Гораздо эффективнее их можно решать «наверху», благо у предприятия остается комплекс его прямых обязанностей — организация про цесса производства и повышение его эффективности.
Текущие функции управления у министерства и пер
1 Л. И. Б р е ж н е в . Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС.— В кн.: Материалы XXIV съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1971, стр. 66.
56