Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ѴШ]Ш1Ш)( XIQHiüDUJHVdl yH9QV3fi 120

Рис. 23. Влияние концентрации потребления и транспорт­ ных условий на оптимальную мощность кирпичных заводов.

где: К — концентрация потребления стеновых мате­ риалов, тыс. шт/км-;

Ста.

— затраты на

перевозку

1 тыс. штук условно­

го кирпича іи а 1км/руб.

 

 

Расчеты, проведенные по этой

формуле, показыва­

ют. что мощность действующих и планируемых заводов в Ставропольском крае занижена.

Наряду с определением рациональных масштабов производства важное место в развитии отрасли занима­ ет вопрос определения пунктов размещения предприя­ тий и рациональное закрепление за ними потребителей. Математически это можно сформулировать следующим образом: имеются п — возможных пунктов размещения производства: m мест потребления с установленным спросом. Требуется установить: Рі — мощность произ­ водства в і-м пункте, Xij — объем продукции, доставляесмын из J-ro пункта производства в і-й пункт потребле­ ния. Известными являются зависимость себестоимости

і ) и капитальных вложений

(Кі )

от производитель­

ности предприятий, затраты

на

перевозку

изделий из

-го пункта производства в

j-й пункт

спроса

(Aij ) При

решении должны быть соблюдены следующие условия: 1. Произведенная на каждом заводе продукция дол­

жна полностью вывозиться в пункты потребления

Рі = Е xij

 

 

J=1

2. Баланс продукции, привозимой и потребляемой

по каждому пункту спроса

 

 

B j =

Е

хі 1

 

і=1

3. Общий баланс выпуска и потребления продукции

П1

п

Рі

—Ві=

I

ji

i=i

 

Целью решения задачи является получение миниму­ ма произведенных затрат на изготовление и доставку конструкций:

n

V

С (Рі ) Pi -L I E„ К (Рі ) Pi

aij X ij= m ln ,(4 g )

 

 

i=l

 

121


Такие задачи наиболее рационально решать матема­ тическими методами, разработанными на основе линей­ ного и нелинейного программирования, предложенными Н. Я. Бирманом, Н. В. Гирсановым и Е. Г. Поляком. Сложность отыскания оптимального или близкого к нему решения этим методом обусловлена нелинейным харак­ тером изменения основных связей и зависимостей. Что­ бы получить результат, требуются многократные пере­ счеты транспортных задач. Для упрощения расчетов и сокращения пх трудоемкости могут быть использованы предыдущие исследования. В частности, в графу исход­ ной матрицы «открытой модели» транспортной задачи, вместо величины максимально возможной мощности, можно вносить величину наиболее рационального для каждого пункта размещения предприятия, учитывающую концентрацию потребления и условия перевозки сборных конструкций '. Это позволит найти целочисленное реше­ ние одной производственно-транспортной задачи.

Использование методов линейного программирования предусматривает наличие пунктов сосредоточенного по­ требления продукции. В связи с тем, что потребность в сборном железобетоне и стеновых материалах определя­ лась в разрезе отдельных районов, при решении задачи размещения условно принималось, что вся продукция поставляется в районные центры. Такое предположение не окажет существенного влияния на точность получен­ ного решения. Во-первых, районные центры размещают­ ся, как правило, в центре районов. Во-вторых, потреб­ ность каждого из районов значительно ниже, чем мощ­ ность завода, расположенного на его территории.

В проведенных выше исследованиях отмечалось зна­ чительное занижение мощностей заводов, выпускающих сборные конструкции для сельского строительства. Для перспективы роста территориальной сосредоточенности потребления основным направлением развития произ­ водственной базы должно стать создание крупных заво­ дов. Одновременно должен быть решен вопрос о свое­ временной ликвидации мелких предприятий. Несмотря на низкую экономическую эффективность маломощных заводов и полигонов, их ликвидация должна осуществ-1

1 Попов В .М. Рациональные мощности предприятий круп­ нопанельного домостроения и их размещение. — В кн.: Орга­ низация производства и экономика строительства. Ростов-на- Дону, 1968.

122

ляться постепенно, в течение определенного периода по мере развития крупных предприятий сборного железобе­ тона. Представляется целесообразным полностью отка­ заться от их использования к концу изучаемого перио­ да. Это было учтено в выполненных нами расчетах по рациональному размещению производственной базы на 1980 год.

Из действующих в настоящее время предприятий экономически целесообразно сохранить предприятия, мощностью, превышающей 20 тыс. м3, и на которых имеются возможности для значительного увеличения вы­ пуска изделий за счет реконструкции и интенсификации производства. К ним относятся Ставропольский и Мине­ раловодский заводы железобетонных изделий Ставропольсельстроя, а также Кочубеевский завод Ставропольмежколхозстроя. По разработанным проектам их расширения намечается доведение производства сбор­ ного железобетона на Ставропольском и Минераловод­ ской заводах до 50 тыс. м3 сборного железобетона на каждом, а первой очереди Кочубеевского завода — до 60 тыс. м3.

Для отражения динамики развития отрасли были проведены несколько последовательных расчетов на ряд контрольных сроков. Затем путем технико-экономи­ ческого анализа полученных результатов определено ра­ циональное развитие на весь изучаемый период.

Для сведения к минимуму отрицательных последст­ вий в послеизучаемый период в первую очередь было определено рациональное размещение с учетом потреб­ ности последнего контрольного срока. В дальнейшем расчеты выполнялись последовательно по мере прибли­ жения к начальному сроку. В связи с непрерывным рос­ том объемов потребления, в исходную матрицу для каж­ дого года включались только те заводы, экономическая целесообразность которых была определена предыдущи­ ми исследованиями.

При определении рационального развития единой производственной базы для обеспечения сельского строи­ тельства задача размещения новых предприятий в Став­ ропольском крае решалась последовательно на 1980, 1978, 1975 годы, были изучены условия во всех городах и районных центрах края. Основанием для включения их в исходную матрицу на 1980 год принимались сле­ дующие факторы:

123


1. Высокая сосредоточенность потребления сборного железобетона (Георгиевск, Прикумск, Ессентуки);

2. Выгодное расположение карьеров песка и щебня (Новоалександровск, Георгиевск, Зеленокумск);

3. Узловые пункты на железнокорожных п шоссейных дорогах (Светлоград, Благодарное, Прикумск)

Таким образом, для возможного размещения пред­ приятий было намечено 11 пунктов. Для заполнения в матрице графы мощности и определения величины по­ казателя критерия оптимальности была рассчитана ус­ редненная сосредоточенность потребления сборного же­ лезобетона в предполагаемой зоне деятельности пред­ приятия и найдена соответствующая рациональная мощность. Ее величина была округлена до ближайшей проектной мощности заводов, выпускающих железобе­ тон для сельскохозяйственных объектов, согласно дей­ ствующим типовым проектамДля каждого завода опре­ делили приведенные затраты на 1 м3 сборных изделий с учетом сырьевого фактора.

Наиболее благоприятные условия для размещения новых предприятий имеются в городах Прнкумске, Геор­ гиевске, Новоалександровске. Высокие суммарные за­ траты на изготовление и перевозку могут быть на заво­ дах, расположенных в Ипатово, Ессентуках, Благодар­ ном (табл. 33).

Т а б л и ц а 33.

Мощность и приведенные затраты на изготовление продукции в намечаемых пунктах размещения заводов сборного железобетона на 1980 год

 

Средняя

 

 

Увеличе­

Приведен­

 

Оптималь­

ные

зат­

Место размещения

концент­

ние

зат­

раты

с

рация по­ ная

мощ­

рат

за

учетом

заводов

требления

ность

счет

сырь­

сырье­

 

в зоне

тыс.

м3

евого

фак­

вого

фак­

 

м3/км2

 

 

тора

тора

 

 

 

 

руб/м3

руб/м3

I

2

 

3

 

'!

 

5

Ставрополь

6,4

50

1,52

38,50

(действующий)

Новоалексадровск

10,2

70

0,16

48,56

Светлоград

9,5

100

1,84

50,50

Благодарное

8,0

70

1,73

50,80

Минводы

15,4

50

0,43

37,30

(действующий)

Ессентуки

10,0

70

1,61

50,10

124


I

2

3

4

5

Георгиевск

іб,і

140

0.10

46,90

Зеленокумск

10,0

100

0,56

48,96

Прикумск

14,6

140

0,79

46,60

Кочубеевское

7,0

60

0,89

45,50

(действующий)

Ипатово

4,0

40

2,00

53,50

При решении исходной «открытой модели» транспорт­ ной задачи линейного программирования около 80 про­ центов мощностей заводов в Благодарном, Ессентуках, Зеленокумске, Ипатово прикреплялись к фиктивному по­ требителю. Это подтвердило экономическую нецелесооб­ разность размещения здесь предприятий сборного желе­ зобетона.

Дальнейшие расчеты показали, что к 1980 году наря­ ду с расширением производства на существующих заво­ дах в Ставрополе, Минеральных Водях и Кочубеевском необходимо ввести в эксплуатацию еще четыре новых предприятия по выпуску сборного железобетона. Наибо­ лее крупные из них мощностью по 140 тыс. м3 должны быть созданы в городах Георгиевске и Прикумске. На Светлоградском заводе годовой объем производства сборного железобетона должен быть равен 100 тыс.м3, а на Новоалександровском — 70 тыс. м3 (табл. 34).

 

 

 

Т а б л и ц а

34.

Рациональное

размещение предприятий сборного

 

железобетона для сельского строительства

на 1980 год

 

 

 

 

 

Общая по*

Место размещения

Мощность

Сельские районы

 

требность

 

в зоне об-

заводов

заводов,

обслуживания

 

служива-

 

тыс. м3

 

 

пня,

м3

 

 

 

 

тыс.

Ставрополь

50

Шпаковскніі, Изобиль-

54,2

 

ненскин

 

 

Новоалександровск

70

Новоалександровский,

50,5

 

Красногрвадейскіш

 

 

 

Апанасенковский. Бла-,

 

 

Светлоград

100

горадненский,

Ипа-

90,3

 

товский, Петровский

 

Минводы

50

Минераловодский,

 

46,4

 

Предгорный

 

 

125


Георгиевск

140

Георгиевский,

Кур­

ский. Советский

133.0

 

 

Арзгирский, Левокум-

Прыкумск

140

снкй, Прикумскип.

Нефтекумский

136,1

Кочубеевское

60

Кочубеевский, Алек­

сандровский

54,0

Выпуск продукции на уровне проектных мощностей новых заводов позволит полностью удовлетворить по­ требности районов, входящих в зону их обслуживания. Причем на Новоалександровском заводе будет даже некоторый запас. Это позволит полностью отказаться от выпуска сборных изделий на мелких предприятиях.

В исходную матрицу для 1978 года включались толь­ ко те заводы, экономическая целесообразность строи­ тельства которых была обоснована в расчете па 1980 год. По проведенным расчетам на начало этого периода не­ рационально строительство завода в Новоалсксандровске. Наряду с освоением полностью мощности заводов в Прикумске и Светлограде необходимо закончить первую очередь мощностью 70 тыс. м3 в г. Георгиевске.

Сопоставление мощностей

предприятий

с потребно­

стью в зонах их деятельности

показывает, что в

ряде

случаев

будет наблюдаться

незначительный дефицит

сборного

железобетона. В Светлоградской

зоне

он со­

ставит 4,5, Минераловодской — 5, 8, а в Георгиевской20,7 тыс. м3. Для покрытия недостатка в зонах этих за­ водов должны быть частично сохранены мелкие пред­ приятия, а также использованы резервы крупных заво­ дов, имеющих избытки мощностей. Часть продукции Кочубеевского завода экономически целесообразно реали­ зовывать в Карачаево-Черкесской автономной области.

Для удовлетворения потребности в сборном железо­ бетоне в 1975 году наиболее эффективно строительство первой очереди завода мощностью 70 тыс. м? в Светло­ граде и завода с годовым объемом производства 140 тыс. м3 — в Прикумске. Даже при полном освоении про­ ектной мощности последнего дефицит в зоне его деятель­ ности составит 16,1 тыс. м3. Для его покрытия целесооб­ разно продолжать выпуск изделий на предприятиях в Георгиевске, Ессентуках и Курсавке.

Недостаток сборного железобетона в зонах Ставро­ польского н Светлоградского заводов может быть пере-

126