Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ш

Ш

О

О Ш

Ш

Н С Ш

Ш

Ш

П

со

о

п

S

Q

т

S

іо яаI

Ü)

К

я

н

о

'S

о

*=С

о

S

со

я

я

о

3

я

о

S

я

Си

см

CJ я синси

о

с

сокои грузоемкостыо сборного железобетона я стено­ вых матеіриалов.

В этих условиях, по мнению ряда авторов (И. 3- Ка­ ганович, В. И- Мальцев, Е. М- Четыркин и др ), примене­ ние методов линейного и нелинейного программирова-

114

мия весьма трудоемко. В связи с этим предлагается ис­ пользовать методику определения оптимальных мощно­ стей путем математического анализа функции, выражаю­ щей зависимость приведенных затрат от основных фак­ торов, влияющих на их величину. Определение же места строительства решается путем перебора возможных ва­ риантов.

В других исследованиях (В. М. Попов, Л. Я. Лифшиц, А. Д. Терновский и др.) по размещению отраслей с рассредоточенным потреблением, наоборот, рекомендует­ ся всячески использовать линейное программирование, причем за потребителей принимать районные центры или центры зон обслуживания.

По нашему мнению, оба этих направления в решении вопросов развития производства при рассредоточенном потреблении продукции должны не исключать, а допол­ нять одно другое.

В частности, выявление оптимальной мощности от­ дельных предприятий позволяет наилучшим образом проследить влияние некоторых факторов на концентра­ цию производства, выявить основные направления разви­ тия производственной базы на перспективу.

Использование же математического программирова­ ния позволяет уточнить размещение предприятий приме­ нительно к конкретным условиям. При этом использо­ вание полученных ранее результатов по определению рациональных мощностей позволяет значительно умень­ шить трудоемкость расчетов.

Поэтому в данной работе при решении вопросов раз­ вития производства сборного железобетона и стеновых материалов для сельского строительства Ставропольско­ го края использовались методы как математического анализа, так и линейного программирования.

Как уже указывалось, когда мощности предприятия превышают 140 тыс. м3, ее влияние на сокращение рас­ ходов по изготовлению продукции уменьшается. Транс­ портные же расходы имеют тенденцию к постоянному росту. Таким образом, наступает момент, когда дальней­ ший рост концентрации производства будет вести к уве­ личению общих расходов на изготовление и транспорти­ ровку изделий и материалов. Соответствующая же ему мощность будет наиболее экономичной.

Оптимальная мощность при рассредоточенном строи­ тельстве может быть определена путем анализа фуінк-

8*

116


дни, выражающей зависимость полных удельных расхо­ дов от объема производства, вида транспорта, интенсив­ ности потребления.

При использовании для перевозки только автомо­ бильного транспорта общие затраты на единицу продук­ ции для заводов сборного железобетона будут равны:

Сар. s^>95 + + Ст.п. py§7r,S; (44)

где: Р — мощность предприятия, м5; к — коінценграция потребления сборного железобето­

на, м3/км2; п — коэффициент, учитывающий влияние конфигура­

ции территории, криволинейное™ дорог, места размеще­

ния предприятия и ряда других факторов;

 

изделии

Ста — затраты на перевозку 1 м3

сборных

на 1 км. руб.;

 

расходы на

 

начально-конеч-

С тп — транспортные

 

ные операции, руб/м3.

 

 

 

 

показало,

Исследование этой функции на минимум

что зависимость оптимальной

мощности от

различных

Факторов определяется уравнением:

 

 

 

(45)

РО П Т *

718.

к *

 

 

(М:

а 4*

с А т .

я

Знаменатель

правой части формулы

П Ста

являет­

ся показателем, характеризующим транспортные усло­ вия. Удельные затраты, пропорциональные расстоянию

перевозки

(Ста) для

используемых в

настоящее

вре­

мя автомобильных транспортных

средств, составляют

примерно

0,035—0,040

руб/ткм.

При

удельном

весе

сборного железобетона, равно 2,5 т/м8, затраты соста­ вят 0,085—0,1 руб. на перевозку 1 м3 на один километр.

Величина коэффициента (п), учитывающего влияние дорожных условий, размещение потребителей и пред­ приятий в зоне обслуживания на средний радиус до­ ставки сборных элементов, находится в пределах 0,7— 1,2. Таким образом, показатель, отражающий влияние условий транспортировки на оптимальную мощность, будет изменяться в этих пределах. Исследование влия-

116


ния различных факторов на оптимальную мощность по­ казывает, что наиболее существенно ее величина зави­ сит от эффективности транспортных средств, состоя­ ния дорог и расположения заводов и объектов строи­ тельства. Если повышение концентрации в 1,5 раза ве­ дет к росту оптимальной мощности на 25—30 процен­ тов, то улучшение транспортных условий на 10 процен­ тов позволяет увеличить фактическую концентрацию производства на 15 процентов.

Проведенные расчеты подтверждают экономически необоснованное занижение мощности существующих предприятий. Уже при концентрации потребления (табл.

29—30)

рациональный

объем

производства

даже

при

использовании только

автомобильного транспорта

со­

ставит

около 40 тыс.

м3. В

настоящее время

средняя

мощность предприятий сборного железобетона состав­ ляет около 7 тыс. м5. В результате такого значительно­ го разрыва между экономически целесообразной и фак­ тической концентрацией производства, строительные организации несут убытки (рис. 22).

Для доставки сборного железобетона наряду с авто­ мобильным транспортом могут быть использованы и дру­ гие виды транспорта. Каждая из схем доставки должна применяться в экономически целесообразных пределах.

Согласно полученным ранее данным, использование автомобильного транспорта для перевозки сборных из­ делий в условиях Ставропольского края экономически пелесообразно в среднем на расстоянии до 150 км. При большем удалении выгодно использовать смешанные схемы перевозок.

Путем исследования произведенных затрат на изго­ товление и перевозку 1 м3 сборных конструкций.на ми­ нимум (продукция на расстояние до 150 км. достав­ ляется автомобилями, а при большем удалении — же­ лезнодорожным транспортом) установлено, что для оп­ ределения рациональной мощности предприятий сбор­

ного железобетона может быть иопользована

следую­

щая формула:

 

Б<3,5 + ч&.95гН8Ю0о0С .с+'\|кѴ Ю0Стя->-Сп.я -Сп.с)

(46)

П -іСт.с К'*-

117


118

Рис. 22. Влияние концентрации потребления и транспорт­ ных условий на оптимальную мощность предприятий сборного железобетона.

где: К — территориальная концентрация потребле­

ния, м3/км2; пі, П2 —* коэффициенты, учитывающие влияние раз­

личных факторов на средние радиусы перевозки соот­ ветственно автомобильным и железнодорожным транс­

портом; ста. — затраты на движенческую операцию при

автомобильном транспорте, руб/м8км; Ста. — то же, при смешанных перевозках;

спа. — транспортные расходы, не зависящие от дальности перевозки при автомобильном транспорте,

руб/м3; Спс — то же, при смешанных схемах.

Использование железнодорожного транспорта для перевозки сборного железобетона позволяет существен­ но увеличить экономически целесообразную концентра­ цию производства. Особенно заметно его влияние при большой рассредоточенности строящихся объектов. При территориальной сосредоточенности потребления 4м3/км8 (уровень 1970 г.) оптимальная мощность увеличится с 40 до 100 тыс. м3. При большой концентрации этот раз­

рыв

сокращается, а

при сосредоточенности

свыше

10

м8/км8 в условиях

сельского

строительства

целесо­

образно использовать

только

автомобильный

транс­

порт. В этом случае при рациональной мощности пред­ приятий максимальный радиус перевозки составит ПО—120 км., что меньше эффективной дальности пере­

возки

автомобильными средствами (рис. 23).

В

связи с недостаточно развитой

производственной

базой

стеновых материалов, Ставропольмежколкоз-

строй

для частичного удовлетворения

своих нужд пла­

нирует до 1980 года ввести в действие ряд новых кир-' личных заводов, мощностью, не превышающей 10 млн. штук кирпича в год. По нашему мнению, -их создание будет вести к снижению эффективности производства. В результате проведенных расчетов было установлено, что при рассредоточенном потреблении и доставке про­

дукции только

автомобильным транспортом, оптималь­

ная мощность

кирпичных заводов может

быть опреде­

лена с помощью следующего уравнения:

 

Ропт’= 2,22 Ѵ~К МЛН шт.,

(47)

 

ПСта

 

119