Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
В соответствии с данными, приведенными в таблице 47, размер дополнительной заработной платы (премиаль ной) на объем фактически выполненных работ и приня тых заказчиком с хорошей оценкой составит:
100 * 1,5 )
Дополнительная зарплата может быть выплачена только за счет имеющегося в распоряжении строитель ной организации фонда заработной платы.
Преимущество оплаты труда методом приведенного объема работ при всех равных условиях позволяет рез ко сокращать время на оформление платежных докумен тов. В целом по прорабскому участку (производителя работ) с оптимальным численным составом 50 человек оформляется 3—4 справки-расчета и табель выхода ра бочих. На их оформление затрачивается 3 — 5 часов в месяц — в 10 с лишним раз меньше, чем при оформле нии сдельных нарядов. Отсюда очевидная экономия вре мени линейных инженерно-технических работников, ко торое может быть использовано для улучшения органи зационно-технического руководства строительством.
Такая форма оценки труда способствует также улуч шению условий работы счетно-бухгалтерского персона ла. Уменьшение количества платежных документов соз дает счетным работникам возможность с большей точ ностью обрабатывать их. В равной степени сокращается трудоемкость работы сотрудников, занятых нормирова нием труда и заработной платы. Это позволяет нм уде лять больше времени организации труда и анализу тру довых затрат.
Следует заметить, однако, что, несмотря на очевидное преимущество этой системы оплаты труда, ее внедрение ведется крайне медленно. Объясняется это разнотипно стью сооружаемых зданий в сельской местности и высо кой трудоемкостью составления калькуляции при недо статочности квалифицированных работников в сельском строительстве. Очевидно, что эта система может полу чить широкое распространение в том случае, если для них будет создана прочная нормативная база.
С нашей точки зрения, это может оказаться возмож ным при условии, когда типовые калькуляции будут со-
170
етавляться проектными институтами, разрабатывающи ми и выпускающими типовые проекты.
Последующий этап составления калькуляций должен принадлежать проектным организациям, привязываю щим типовые проекты к месту строительства с учетом условий местности, применяемых материалов и конструк ций, типов машин, па основании выдаваемых им форм опросных листов подрядными строительными организа циями. Для удобства пользования этими калькуляциями следует разработать отдельные сборники на общестрои тельные и специальные работы в отдельности. Следова тельно, типовая калькуляция должна быть составной частью проектно-технической документации, поступаю щей в распоряжение строительных организаций. Распо лагая исходной укрупненной нормативной базой с по мощью метода приведнного объема работ могут быть исключены из практики волевые приемы установления размеров фонда заработной платы строительным орга
низациям.
Исследования трудовых показателей показывают, что основным критерием для баз при установлении фон да заработной платы, планирующие органы принимают основу достигнутого уровня прошлого периода без учета структуры годового плана строительно-монтажных работ и народнохозяйственного значения сооружаемых объек тов.
Изучение сдерживающих причин, срыв графика вво да объектов в эксплуатацию в срок 85 строительными ор ганизациями показало, что при прочих одинаковых усло виях 48 из них в целях недопущения перерасхода обще го фонда заработной платы по организации, из-за нере альности установления ее размеров, не обеспечили ввода в эксплуатацию 192 объекта.
Принимая за основу структуры (по направлениям'1 годовой программы и степени народнохозяйственного значения строящихся объектов, не представляет трудно сти методом приведенного объема работ установить
оптимальный размер |
положенного фонда заработной |
платы. |
строящихся однородных объектов |
Если количество |
|
|
П |
производственного назначения обозначить Г пи, жилых 1
П
зданий Е тп2, объекты социального и культурно-бытового
171
п |
п |
т соответственно потребного |
|||
назначения 2 гпз н Е |
|||||
фонда заработной |
|
S Зі f, ; |
S 32f?; |
E33f3 ; |
E 33 f3 • |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
то оптимальный размер общего фонда заработной платы по строительной организации составит:
|
-О |
гш |
п |
1м Ь Sm2S 32Ь Ь |
I |
1 |
|
||
Эобш |
|
ЕI З |
|
|
Г3 + |
||||
|
|
|
п |
п |
\ |
Е ш з |
Е З з |
||
|
|
|
|
S |
ТП4 Е 34 и |
Н ’ |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
' |
|
|
|
где fr, f2, |
f3, |
f4 — устанавливаемые коэффициенты для |
|||||||
начисления |
дополнительной заработной платы |
исходя |
из сокращений нормативных сроков и степени важности объектов:
f1 — коэффициент, учитывающий положенный размео заработной платы работников, занятых на вспомога тельных работах и на повременной работе.
Таким образом, из вышеприведенного следует, что применение на практике метода приведенного объема ра бот может создать достаточно аргументированную базу, чтобы исключить имеющее место волевые приемы орга низации и планирования трудовых показателей.
§6. Уоовень оиенки результатов труда
сучетом коэффициента трудолюбия
Как ѵже говорилось, одной из проблем, имеющих пер воочередное значение для повышения продуктивности труда, является улучшение использования заработной пла ты в целях стимулирования развития общественного про изводства. В данном случае речь может идти о решении задач оптимизации структуры заработной платы.
Наиболее принципиальным вопросом структуры зара ботной платы является соотношение ее тарифной и премиальной части. Под тарифной (постоянной) частью понимается оплата труда рабочих по сдельным расцен кам п р и выполнении норм выработки «а 100 процентов, а под премиальной (переменной) — сдельный прирабо ток и премии за сокращение нормативного времени.
Практика показывает, что рост заработной платы в
173
строительстве происходит преимущественно за счет уве личения ее более подвижной премиальной части, так как тарифная заработная плата, как правило, устанавливает ся па более или менее продолжительный отрезок време ни. Совершенствованию премиальной части заработной платы уделяется большое внимание. Это особенно нашло отражение в системе премирования за соблюдение и улучшение важнейших качественных показателей произ водства в связи с развитием механизации и автоматиза ции производственных процессов. В этом проявилась од на из основных тенденций в изменении структуры преми альной части заработной платы.
Наиболее распространенный метод распределения коллективного заработка — начисление его по тариф ным разрядам и пропорционально отработанному вре мени. Этот метод приемлем в том случае, когда квалифи кация работника соответствует присвоенному ему разря ду, а коллективы укомплектованы с учетом опыта, фи зических возможностей строителей и т. д.
В. И. Ленин, говоря о распределении при социализме, указывал, что «распределение есть метод, орудие, средство для повышения производства». Оплата тру да, построенная по принципу уравниловки, ставила быв одинаковые условия как хорошего, так и нерадивого ра
ботника, не стимулировала бы повышение |
квалифика |
||
ции, роста |
производительности труда, |
что отрицатель |
|
но сказалось бы на темпах развития |
экономики, мате |
||
риальном и |
культурном уровне жизни. |
Социализм и |
уравниловка несовместимы, так как распределение по груду — это его экономический закон.
При индивидуальной оплате разница в стаже, опыте работы сказывается на выработке. При коллективной выработке она нивелируется, и это не стимулирует пол ного овладения своей профессией. Все это вызывает не обходимость искать другие методы распределения по труду, наиболее полно учитывающие конкретный вклад рабочего в коллективные трудовые усилия.
В строительных коллективах рабочим часто устанав ливают так называемые «условные» разряды, которые не означают переоценки их квалификации, а предназна чаются лишь для того, чтобы точнее в оплате труда учесть вклад каждого рабочего в общебригадные ре зультаты.
«Условные» равряды фактически устанавливаются
173.
только для тех, кто работал лучше или хуже своих това рищей, имеющих одинаковый с ними тарифный разряд.
Основной недостаток такого распределения, приводя щий иногда к нарушению принципа оплаты по труду, со стоит в том, что нет объективных критериев, которые поз волили бы достаточно точно определить различия ре зультатов труда отдельных работников.
Нельзя не учитывать, что при помощи «условных» разрядов, как правило, распределяется весь коллектив ный заработок с учетом его переменной части (табл. 50). Чтобы избежать таких крупных просчетов и в этой свя зи имеющее место нарушение трудового законодательст ва, следует оценивать среднюю степень трудового уча стия работника в общем труде коэффициентом, скажем 1 (единица). Он может быть установлен для оценки тру да тех работников, которые в течение расчетного перио да полностью использовали свое рабочее время, в зави симости от производственных условий, строго соблюдали СНиП, выполняли производственные задания и не нару шали трудовую дисциплину'. К работникам же, имеющим отрицательные результаты, могут быть применены пони
жающие коэффициенты.
Накопленный опыт и анализ достигнутых результа тов показывает, что для определения степени трудового участия может быть рекомендован диапазон повышаю щих или понижающих коэффициентов. Зависят они от степени счастия работников в повышении эффективно сти труда (табл. 51).
При применении повышающих пли понижающих ко эффициентов важно, чтобы такая корректировка резуль
татов коллективного труда была правомерной |
и доста |
|||||
точно |
стимулирующей. Это значит, |
чіо |
она |
должна |
||
быть |
скорректирована |
только |
за |
счет |
заработной |
|
платы, касающейся ее |
переменной |
части |
|
сдельного |
||
приработка и общеколлективной |
премии. |
Заранее ус |
тановить критерии, с помощью которых можно было бы безошибочно оценить в последующем вклад каждого работника, невозможно. Вместе с тем не исключаются возможности применения критериев, которые решили бы вопрос, если не в целом, то хотя бы частично.
По нашему мнению, следовало бы отказаться от множественности таких повышающих и понижающих ко эффициентов, а их диапазон устанавливать при актив ном участии самих работников и на определенный срок.
174