Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
вует лишь в возможности. Отождествляя их с людьми, ученые тем самым исключают саму возможность раскрытия действительного про цесса становления человека.
Аналогичную ошибку, думается, соверша ют и некоторые наши археологи, когда при нимают австралопитеков за формирующихся людей, а их стадо — за первобытное стадо. Так, А. П. Окладников утверждает, что вслед ствие использования естественных орудий «предок человека стал тем самым в небыва лые, совершенно особенные отношения с при родой» *, что у него поэтому появились зачат ки нового, человеческого12 качества в виде труда и социальных отношений. Сходную по зицию занимают П. И. Борисковекий и Д. А. Крайнов3.
Эти авторы, на наш взгляд, неправомерно отождествляют стадо австралопитеков как
потенциальное начало общества е его дейст вительным началом в лице питекантропов и других формировавшихся людей с их зачат ками социального поведения. При всем тех нологическом, структурном сходстве трудо вой деятельности формировавшихся людей с орудийной деятельностью австралопитеков (именно это сходство используют как основу для отождествления их друг с другом), пер
1 А. П. Окладников. Становление человека и об щества. Сб. «Проблемы развития в природе и обще стве», стр. 127.
2См. там же.
3См. сб. «Ленинские идеи в изучении перво бытного общества, рабовладения и феодализма». М.,
1970, стр. 70, 82, 83.
140
вая отличается от второй чертами, получен ными ею от зачатков первобытной коопера ции, в которую она включена.
Анализ становления капитала К. Марксом дает методологическую основу для оценки рассматриваемого процесса. Как мы видели, он строго различал раннее товарное производ ство и зачатки капиталистического производ ства в виде кооперации и мануфактуры. При всем сходстве с капиталом первое не включа ло в себя ни крупицы сущности второго. Вот почему К. Маркс специально разбирает про цесс перехода от одного к другому, анализи рует отличия кооперации от простого товар ного ремесленного производства. На базе та кого анализа К. Маркс показывает полную несостоятельность попыток буржуазных по литэкономов отождествить простое товарное производство с капиталистическим, пусть да же простейшим, неразвитым.
Существует и другая оценка австралопи теков, противоположная первой. Согласно ей, они являлись обычными животными. Эту позицию отстаивал Б. Ф. Поршнев *. Методо логической основой такой оценки является абсолютизация животной сущности австрало питеков и явное игнорирование выявленных наукой черт, роднящих их с людьми.
Односторонняя оценка австралопитеков не позволяет верно поставить и решить проб лему становления общества, в частности, по нять сущность формировавшихся людей. Не1
1 См., например, Б. Ф. Поршнев. Материализм и идеализм в вопросах становления человека. «Вопро сы философии», 1955; № 5.
141
случайно Б. Ф. Поршнев был вынужден, во преки данным науки, установившей наличие у этих людей зачатков социальности, пред ставлять их в основном только как животных (за исключением поздних неандертальцев), переносить переходный период от животных к человеку на самый конец первобытного стада.
Такая оценка стада австралопитеков за трудняет анализ становления первобытной кооперации, ибо не видит исходной базы ее в недрах высшего этапа эволюции органиче ской природы.
Деятельность австралопитеков следует рассматривать как высший этап в развитии животного мира, заключающий в себе воз можности развития их в человеческие каче ства.
Г л а в а IV
Н ачало процесса становления первобытной кооперации
Большинство ученых, опираясь на огром ный фактический материал, пришли к пра вильному, на наш взгляд, выводу о возникно вении общества сначала в виде зачатка. Од нако еще до сих пор не дано определения последнего, нет единого мнения в том, что счи тать главным моментом процесса зарождения общества. Например, некоторые археологи понимают под зачатком общества возникно вение производства простейших орудий тру да, в то время как ряд антропологов — зарож дение черт, присущих человеческому телу, без которых, действительно, невозможно за рождение общества. Философы и другие уче ные считают главным в начале становления общества появление Примитивного труда и как раз с ним связывают возникновение со знания, речи и общественных отношений.
Несомненно, такие суждения имеют под собой определенную основу, правильно ото-
143
бражают те или иные стороны чрезвычайно сложного процесса становления. Вместе с тем они, на наш взгляд, страдают односторонно стью оценки начала становления.
Второй существенный недостаток опреде лений зачатка общества заключается в том, что не дается сравнения его с потенциальным началом, с одной стороны, и результатом ста новления, с другой. Это затрудняет отграни чение научного понимания становления общества от плоско-эволюционистского пред ставления о начале как таком зародыше, ко торый обладает всеми главными чертами об щества.
Как реализация потенциального начала всякий зачаток сложного явления должен быть тождествен первому по целому ряду существенных черт. К примеру, капиталисти ческая кооперация, как хорошо показал К. Маркс, сохраняла в себе все главные осо бенности именно товарного производства — своего исходного пункта.
Как действительное начало нового явле ния зачаток должен включать в себя его спе цифику и этим отличаться от потенциально го начала. Например, возникшая капитали стическая кооперация в корне отличалась от простого товарного производства тем, что бы ла организована для получения прибыли.
При всем сходстве со ставшим явлением его зародыш не тождествен ему по степени развития, ибо сущность нового явления в нем еще неразвита, абстрактна. Именно поэтому начало становления всякого явления мы обо значаем зачатком.
Ш
И еще одну важную характеристику мы должны иметь в виду: зачаток представляет собой совокупность разнообразных сторон, определений (пусть еще не развитых), т. е. он представляет собой целостное явление.
Таким образом, зачаток — это не малень кий готовый предмет и не простая модифика ция исходного явления и даже не какой-ни будь новый момент, появившийся в нем (на пример, в виде мутации мозга австралопите ка или в виде отдельных актов производства орудий), а уже принципиально новое явле ние, но еще в неразвитой, абстрактной, незре лой форме.
Исходя из такого понимания зачатка, мы попытаемся проанализировать проблему на чала первобытной кооперации, используя при этом данные антропологии и археологии.
£1. Возникновение систематического изготовления
Известно, что определяющим моментом в зарождении новой системы является возник новение принципиально новой функции на базе состава, функций, структуры исходной системы. Таким образом, как мы видели, по явилась капиталистическая кооперация: на основе техники, рабочей силы и общественно го разделения труда феодального производст
145
ва зародился совершенно новый вид деятель ности — производство прибавочной стоимо сти и связанных с ним новой экономической структуры, органов управления, целей и т. д.
Чтобы объяснить перерождение стада ав стралопитеков в первобытное стадо питекант ропов ', необходимо, следовательно, выяснить ту новую функцию, которая в нем зароди лась, раскрыть ее специфику и роль в воз никновении общества. Энгельс показал, что общество начинается с утверждения принци пиально новой, трудовой деятельности, и прежде всего деятельности по изготовлению орудий. Конкретизация этого важнейшего по ложения теории социогенеза поможет лучше представить действительный процесс возник новения общества, преодолеть некоторые, на наш взгляд, неточные представления о нем.
Данные о стаде австралопитеков, сравни тельно высоком уровне развития их телесного строения, разнообразии форм естественных1
1 Переходный период от непосредственных предков людей к людям современного типа в науке принято обозначать термином «первобытное стадо», а его членов — «формирующиеся люди». Ранние ста дии первобытного стада называют дошельской и шелльской эпохами. В этот период первобытные стада состояли из питекантропов и синантропов. Поздняя эпоха первобытного стада — мустьерская. В мустьерский период стадо состояло из неандер тальцев.
В становлении первобытной техники археологи выделяют следующие эпохи: галечная, шелльская, ашельская и мустьерская. Технику первобытного стада в целом принято обозначать нижнепалеолити ческой, а технику начала первобытного общества —. верхнепалеолитцческоц.
№
орудий и, главное, о существовании у них разливных видов постоянных орудийных дея тельностей позволяют говорить о возможно сти появления у них и деятельности по изго товлению орудий разных форм. Многообраз ная орудийная деятельность способствовала выработке оптимальных форм естественных орудий, которые могли служить образцами для их намеренного изготовления, а также приводила к накоплению необходимых зна ний, опыта, навыков и т. и.
Разумеется, в зарождении изготовления орудий роль различных видов орудийных дея тельностей австралопитеков не одинакова.
Фактические данные о жизнедеятельно сти их показывают, что главная роль в этом процессе принадлежит постоянной охоте на разнообразных животных. Именно она по ставляла австралопитекам различные ору дия, вырабатывала навыки их употребления, требовала знания их свойств. Охота постоян но стимулировала совершенствование естест венных орудий и навыков их применения. Она способствовала зарождению производст ва орудий и косвенно, ибо обработка добычи без использования различных естественных орудий невозможна. Разберем эту деятель ность более подробно.
Обработка добычи, приготовление ее к употреблению в определенном отношении бы ли сложнее охоты, требовали более разнооб разных орудий и навыков, большего количе ства информации об их свойствах. Действи тельно, чтобы использовать различные виды убитых животных, австралопитеки должны
147
были уметь с помощью орудий разрезать шкуру, разделывать тушу, отделять мясо от костей, добывать мозг из черепа и длинных костей и т. д.
Утилизация добычи требовала от австра лопитеков постоянного употребления камен ных орудий, как для разбивания костей, так и для разрезания шкур, отделения сухожи лий, мяса, костей. Приемы и способы их при менения для выполнения указанных опера ций, а также вырабатывавшиеся при этом на выки и знания были сходны с технологией изготовления многих орудий.
Нет сомнения, что известную роль в за рождении производства орудий сыграло и по стоянное употребление естественных орудий в целях обороны. Как справедливо отмечал советский антрополог М. А. Гремяцкий, «не обходимость вести постоянную борьбу с раз нообразными хищниками заставила наших предков оценить преимущество искусствен ных орудий: немудрено, что вслед за простым собиранием подходящих камней они начали искусственно их обрабатывать, стараясь сде лать их удобнее для обхвата рукой и вместе с тем острее...» '.
Деятельность австралопитеков по собира нию растений, добыванию мелких животных и т. и. в возникновении производства орудий играла, по-видимому, меньшую роль. При всем своем разнообразии она не требовала
постоянного |
совершенствования иопользуе-1 |
|
1 |
М. А. |
Гремяцкий. Как произошел человек, |
стр. 121. |
|
|
148