Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
чески бесполезная (и даже вредная) прино сила пользу косвенно, опосредованно.
Другой причиной, способствовавшей ста новлению общественного характера произ водства орудий, следует считать его постоян ство, повторяемость. Если случайное изготов ление тех или иных орудий не требовало от индивида особых усилий и времени, то посто янное изготовление их должно было в корне изменить образ жизни первобытного челове ка, сделать ее общественной, ибо продукт его труда был нужен не ему самому, а другим (например, охотникам). В свою очередь, су ществование создавшего предметы индивида зависело от деятельности остальных членов коллектива.
Конечно, общественная потребность в ис кусственных орудиях была вначале, по-види- мому, слабой, а сложное изготовление их осу ществлялось с большим трудом и зачастую прерывалось. Об этом говорит большое число недоделанных орудий и заготовок, обнару женных в пещерах синантропов. Но, надо по лагать, эта потребность, раз возникнув, нача ла играть определенную роль в жизнедея тельности формировавшихся людей.
Каким образом? Разобранный нами выше механизм развития позволяет дать ответ на этот вопрос. Как и всякое исходное состоя ние, биологическая потребность в ходе разви тия стада не просто отвергается, а в извест ной мере сохраняется и в преобразованном виде входит в новую, социальную, в качестве ее основы. Это означает, во-первых, прямое подавление действия биологических потреб
ив
ностей, и, во-вторых, определенное регулиро вание их удовлетворения.
Так, общая для всех членов первобытного стада потребность в орудиях труда заставля ла некоторых из них идти (наперекор собст венным потребностям в пище, безопасности и т. п.) на поиски сырья, делать орудия охо ты, обрабатывать добычу и пр. Биологические потребности особи продолжали действовать, но они пересиливались действием потребно стей общих. Только благодаря удовлетворе нию их члены коллектива могли обеспечить свое повседневное существование.
Таким образом, уже зачатки производства орудий, вследствие их косвенной связи с удовлетворением естественных нужд индиви дов и своей общественной природы, в корне отличались от орудийной деятельности авст ралопитеков.
Косвенная связь с удовлетворением субъ ективных потребностей и общественная сущ ность зарождавшегося производства орудий придавали ему еще одно важное свойство — объективность. Это выражалось в том, что в процессе изготовления орудий (а также при менения их) первые люди были вынуждены подчиняться объективным законам взаимо действия вещей. Только при постоянном уче те их данная деятельность могла привести к достижению необходимого результата. Обя зательность, принудительность производства даже самых примитивных орудий тоже отра жала его объективный характер.
Зачатки производства орудий труда воз никали и развивались, очевидно, вместе с ор-
159
ганизацией новой формы психики — созна ния. Необходимость его возникновения пред определялась прежде всего общественной природой производства и потребностями, ко торые оно порождало. Животная психика, да же самая развитая, принципиально не могла отразить их, так как новые потребности ле жали вне индивидуальной жизнедеятельно сти особи. Требовалась, следовательно, обще ственная психика.
Оставаясь индивидуальным по своей фор ме, сознание изначально должно было отли чаться от психики животных общественным, объективным содержанием. Последнее выра жалось в накоплении и передаче из поколе ния в поколение (с помощью речи) общих для участников производства знаний и опы та. Этому процессу способствовало, вероятно, и накопление общественной информации, связанной с изготовлением и применением орудий труда.
Появление зачатков производства требо вало от его участников знаний (пусть и не глубоких) свойств используемых материалов. Возникавшая социальная психика, следова тельно, должна была отражать существенные свойства и связи ряда явлений, в том числе и общественных.
Итак, закономерно возникшие в стадах австралопитеков зачатки производства ору дий с самого начала качественно отличались от других орудийных деятельностей.
Мы не можем согласиться с недооценкой зачатков производства орудий труда со сто роны некоторых авторов. Действительно, про-
160
изводство их далеко не полностью выявило свою социальную сущность и сохраняло чер ты животного происхождения. Однако эти черты вовсе не меняют новой, социальной сущности производства. Главное в деятельно сти по изготовлению орудий — ее постоянст во, объективность, определенная осознан ность. Именно эти признаки отличают произ водство орудий от деятельностей остальных животных. «Труд» пчел и бобров и его ре зультаты (соты, плотины, каналы, «хатки») непосредственно связаны с удовлетворением их потребностей и вне этого фактора просто бессмысленны. -
§ 2. Появление, зачатков первобытной кооперации
Зарождавшееся производство орудий ока зывало влияние на всю жизнедеятельность формировавшихся людей. Рассмотрим сна чала воздействие его на состав, функции и структуру объединений первых людей.
Особенности зарождавшейся техники
Первые искусственные орудия, как реали зация тенденций развития орудий естествен ных, в функциональном отношении были во многом сходны со своими предшественника ми: они продолжали служить дополнением
О Д. В. Гурьев |
161 |
органов первых людей. Отмеченная особен ность становления первобытной техники не случайна. Любая новая сложная система воз никает на основе состава исходной системы, и лишь в процессе развития сущности появив шейся системы происходит соответствующее перерождение исходного состава.
Из этой закономерности становления вы текает важный, по нашему мнению, практи ческих! вывод: в технологическом отношении, т. е. в отношении свойств и формы, грань ме жду искусственными и естественными ору диями обнаружить принципиально невозмож но. Ее надо искать в другом — в тех свойст вах, которые орудия приобретают при вклю чении их в новую систему — кооперацию. Разберем эти системные свойства искусствен ных (да и естественных) орудий.
Возникновение первобытной кооперации, как уже отмечалось ранее, обусловливалось прежде всего зарождением производства ору дий труда. Его продукты характеризовались новыми, социальными свойствами. Извест ный советский психолог А. Н. Леонтьев спе циально подчеркивает, что орудие, являясь продуктом многовекового труда, наряду с природными свойствами приобретает и соци альные, превращается в «общественный предмет, т. е. предмет, имеющий определен ный способ употребления, который общест венно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним» '.1
1 А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики,
стр. 275.
162
Не трудно заметить, что новые (социаль ные) свойства орудий существовали по отношению к использовавшим их людям объ ективно. Если функции и назначение естест венных орудий определялись для австралопи тека их природными свойствами и особен ностями строения его самого как субъекта действия, если полезные функциональные свойства естественных орудий существовали в основном только для использующего их ин дивида (для других членов стада лишь кос венно) , то способы применения и назначение искусственных орудий определялись уже не физическими и психическими свойствами от дельных особей, а природой орудий и потреб ностями коллектива.
Конечно, изготовленные орудия еще дол гое время использовались в качестве допол нения естественных органов л ю д е й н о как продукт общественного труда многих поколе ний формировавшихся людей они были прин ципиально отличны от всех других вещей. Члены первобытного стада должны были както приспосабливаться к общественно объек тивным свойствам орудий труда, вырабаты вать у себя соответствующие навыки их ис пользования, накапливать знания их свойств, без чего невозможно эффективное использо вание орудий в совместной трудовой дея тельности. У австралопитеков же, как мы ви-1
1 К. Маркс показал, что только с появлением крупного машинного производства «орудия превра тились из орудий человеческого организма в орудия механического аппарата, рабочей машины». См.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 389.
6* |
163 |
дели, наоборот, происходило приспособление формы и свойств естественных орудий к фи зическим и психическим данным особи.
Как результат деятельности ряда поколе ний первобытных стад, искусственные ору дия запечатлевали в своей форме и свойст вах социальную информацию и тем самым отличались от прочих предметов.
В информационном отношении искусст венные орудия в какой-то степени аналогич ны наследственному веществу индивида. Они, с одной стороны, непрерывно фиксируют по лезные для коллектива изменения в процессе их изготовления и использования, подобно тому как полезные для вида индивидуальные изменения наследственного вещества закреп ляются через естественный отбор в генофон де популяции. С другой стороны, накоплен ная в искусственных орудиях информация более или менее точно воплощается во все новых и новых орудиях, чем напоминает про цесс передачи заложенной в популяционном генофонде информации все новым и новым членам популяции.
Мы кратко разобрали некоторые отличи тельные черты искусственных орудий: обще ственный характер содержащейся в них ин формации, их общественное назначение, объ ективность. Однако не следует забывать, что специфические черты средств труда сущест вовали и существуют лишь потенциально и превращаются в действительность лишь в процессе их использования. Только в руках существ, обладающих определенным запасом выработанных коллективом знаний и умений,
164
орудия труда раскрывают свои социальные и природные свойства.
Для более глубокого понимания сущности искусственного орудия целесообразно, мы по лагаем, сопоставить его с товаром. Как и то вар, оно обладает совокупностью природных свойств, полезных людям. Испорченное ору дие уже не может быть настоящим орудием, так же как и предмет перестает быть товаром при потере своих полезных свойств.
Уже первые искусственные орудия были внутренне противоречивы, представляли со бой единство противоположностей: естествен ных (субстратных) и социальных (систем ных) свойств. Противоречивость их была «живой», существовала лишь в процессе ис пользования орудий.
Искусственные орудия формировавшихся людей представляли собой определенное мно жество разнообразных типов. Рассматривая их как целое, имеет смысл выявить некото рые особенности этого множества.
Как совокупность вновь и вновь создавае мых орудий, первобытная техника не могла не отличаться от последних, являвшихся ее компонентами. Объективность ее выражалась
вобъективных связях орудий друг с другом,
вих взаимодополнении и взаимозаменяемо сти. Соответственно изменялся характер структурной информации: накапливались и передавались по наследству не просто струк туры (формы) отдельных орудий, а структу ра первобытной техники в целом.
Возникновение первобытной техники, за ключавшей в себе накопленную информацию,
165