Файл: Рыбаков, К. В. Фильтрация авиационных топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 79

Эффективность очистки

топлива

ТС-1 и Л от воды

и загрязнений при помощи фильтра-сепаратора CT 500-2

 

 

 

Пропускная

 

 

Количество частиц

загрязнений, шт/мл,

в интервалах размеров, мкм

 

Место

Содержа­

Содержа­

 

 

 

 

 

 

 

Топливо

отбора

способ­

 

 

 

 

 

 

 

 

пробы

ность,

ние воды, ние загряз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A /MU К

%

нений, %

1—3

3 - 5

5—10

10—15 15-20

20—30

30-40

 

 

 

 

 

 

 

 

До

фильтра . .

300

0,013

0,00147

11 850

4600

1297

256

37

37

37

 

После

фильтра

300

0,005

0,000854

1575

403

ПО

37

37

25

Отсутствие

ТС-1 (ГОСТ

До

фильтра . .

400

0,016

0,00154

12 800

4600

1630

384

55

55

37

10277—62)

После

фильтра

400

0,0075

0,00058

2 960

900

183

73

24

Отсутствие

Отсутствие

 

До

фильтра . .

500

0,015

0,00581

10 250

2 820

933

202

73

55

55

 

После

фильтра

500

0,007

0,00058

1610

900

340

84

37

37

11

 

До

фильтра . .

300

0,097

0,0018

13 600

5120

1755

403

256

ПО

85

 

После

фильтра

300

0,020

0,0010

5120

660

95

57

11

Отсутствие

Отсутствие

Л(ГОСТ

До

фильтра . .

400

0,083

0,0018

9 400

3700

1575

330

293

73

37

305—62)

После

фильтра

400

0,033

0,0010

2710

790

95

37

12

Отсутствие

Отсутствие

 

До

фильтра . .

500

0,075

0,0014

18 300

1615

550

95

37

37

11

 

После

фильтра

500

0,045

0,0012

8 780

1030

242

58

37

11

Отсутствие



Из таблицы следует, что более вязкое топливо содержит и боль­ шее количество загрязнений за счет худшего их предварительного отстаивания. На эффективность удаления загрязнений так же, как и на удаление воды, оказывает влияние перепад давления, а сле­ довательно, и скорость фильтрации.

Поэтому

естественно, что в топливе ТС-1 содержание

загряз­

нений после

фильтра-сепаратора CT 500-2 меньше, чем в

топли­

ве Л. Размер же удаленных из топлива частиц загрязнений

можно

считать практически одинаковым — 20—40 мкм.

 

Эффективность очистки топлива от воды и загрязнений

фильт­

ром-сепаратором CT 500-2 зависит и от исходной обводненности и загрязненности фильтруемого топлива. Так, при температуре 6°С исходную обводненность топлива ТС-1 0,019; 0,012; 0,0076 и 0,0059% фильтр-сепаратор CT 500-2 соответственно снижает до 0,0064; 0,0056; 0,0050 и 0,0039%, а исходную загрязненность 0,00042; 0,00035; 0,00025 и 0,00015% фильтр-сепаратор CT 500-2 соответственно снижает до 0,00023; 0,00019; 0,00015 и 0,00009%.

Из приведенных данных следует, что при высоких значениях обводненности и загрязненности топлив целесообразно повторно пропускать топливо через фильтр-сепаратор. Коэффициент водоотделения по мере снижения начальной обводненности уменьшается до 0,33, а коэффициент очистки по мере снижения начальной за­ грязненности— до 0,12.

Эксплуатационные испытания фильтров-сепараторов CT 500-2 проводились в аэропорту Шереметьево. На складе ГСМ аэропорта

были установлены

параллельно

четыре фильтра-сепаратора

CT 500-2, а за ними

параллельно

четыре фильтра ТФ-2М, через

которые производился залив топливом ТС-1 топливозаправщиков. Испытания проводились в зимний, летний и осенний периоды.

Ежедневно фиксировались температура топлива и воздуха, пере­ пад давления и количество очищенного топлива. Примерно через день отбирались пробы до и после блока фильтров-сепараторов, в которых определялось содержание воды (ГОСТ 8287—57), загряз­ нений (ГОСТ 10577—63) и гранулометрический состав загрязне­ ний под микроскопом.

Впроцессе испытаний через блок фильтров-сепараторов прока­ чивалось топливо ТС-1 с жидкостью «И» и без нее при производи­ тельности 2500 л/мин.

Взимний период испытаний температура топлива ^т колеба­ лась от + 1 ° до —5°, а температура воздуха tB — от 0 до —25°; в

летний

tT = + 1 7

+23°, a tB +11 -f- +30°;

в осенний / т =

= + 4 Ч- +17°, a t а

= 0 - т - +20°.

 

На рис. 42 и 43 показаны результаты оценки

эксплуатационных

качеств

фильтров-сепараторов CT 500-2 в аэропорту Шереметьево.

В зимний период испытаний суммарное содержание воды в топ­ ливе незначительно превышало содержание растворенной воды, и поэтому в пробах после фильтров-сепараторов воды было всего на 0,0002—0,0008% меньше, чем в пробах до фильтров-сепарато­ ров. В этот период только.трижды наблюдалось повышение обще-

142


а)

1

1,5.

 

1

 

i

À

 

 

ЩкЩ

 

 

 

 

 

 

1,3

 

1

 

 

 

 

1,2-

 

(•t1

 

 

 

 

 

 

L . V / v i

 

 

 

 

 

I,'

 

 

 

 

 

 

<,о-t'c

 

 

 

 

У

 

ОД- *2-

 

 

 

\

 

0,8-

*1-

 

 

 

 

0,7

0-

 

 

 

 

 

0,6-

--12

- от

 

 

 

 

 

в*

/

4

 

 

 

t-

- J

-

 

 

 

 

 

0,2-

-s-

 

 

 

 

 

 

01-

 

 

 

 

 

 

0

-s.- 0,00'

 

 

 

25100

ЩМ1

 

 

 

 

 

 

6)

5000 10000 15000 20000 25000

Рис. 42. Эффективность очистки топлива ТС-1 от воды блоком фильтровсепараторов CT 500-2:

а — зимний период; б —летний период;

/ - с о д е р ж а н и е йоды д о C T 500-2; 2 - с о д е р ж а н и е воды после C T 500-2; 3 - перепад дав ­ ления; 4 — температура топлива


2Ж ЗООООДЦц}

sooo точа то 20001 а » жав дада

Рис. 43. Эффективность очистки топлива ТС-1 от загрязнений блоком фильтровсепараторов CT 500-2:

а — зимний период; б — летний период;

/ — с о д е р ж а н и е загрязнений д о C T 500-2; 2 с о д е р ж а н и е загрязнений после C T 500-2

го содержания воды до 0,0069; 0,0052 и 0,0043%, причем содержа­ ние свободной воды приближалось к 0,003%, т. е. недопустимой норме. В этих случаях фильтры-сепараторы снижали суммарное содержание воды до 0,0048; 0,0037 и 0,003%.

Содержание загрязнений в топливе ТС-1 в зимний период колебалось от 0,5 до 4,3 г/г, а после фильтров-сепараторов их ко­ личество не превышало 0,5—2,8 г/т, при этом снижалось общее ко­ личество частиц загрязнений размером от 1 до 25 мкм, полностью отсутствовали частицы размером более 35 мкм.

144

За зимний период испытаний через каждый фильтр-сепаратор CT 500-2 было прокачано по 7698 м3 топлива ТС-1, при этом пере­

пад давления возрос с 0,2 до 1,3

кГ/см2.

В летний период испытаний суммарное содержание воды в топ­

ливе было примерно на 0,002%

выше, чем в зимний период, за счет

большого содержания растворенной воды. За весь период 1 раз наблюдалось увеличение суммарного содержания воды до 0,0088%» при котором содержание свободной воды приближалось к 0,003%. Фильтры-сепараторы при этом снизили суммарное содержание во-1 ды до 0,0068%, т. е. на 0,002%- Во всех случаях фильтры-сепара-- торы снижали суммарное содержание воды на 0,0001—0,001%.

Содержание загрязнений в топливе ТС-1 в летний период испы­

таний колебалось от 1 до 5,5 г/т, а

после фильтров-сепараторов

не превышало 0,5—3,2 г/т, при этом

снижалось общее количество

частиц загрязнений размером от 1 до 25 мкм, полностью отсутст­ вовали частицы размером более 30 мкм.

За летний период испытаний через каждый фильтр-сепаратор было прокачано по 13 530 м3 топлива ТС-1, при этом перепад дав­ ления возрос с 0,3 до 1,0 кГ/см2. Значительно больший ресурс ра­ боты фильтра-сепаратора объясняется меньшим содержанием сво­ бодной воды в топливе ТС-1 в летний период испытаний.

Восенний период испытаний содержание свободной воды в топ­ ливе ТС-1 было незначительным и лишь в конце испытаний резко увеличилось и приблизилось к 0,003%. Однако после фильтров-се­ параторов суммарное содержание воды в топливе не превышало 0,0045—0,0050%, т. е. было близко к содержанию растворенной воды. Количество загрязнений в топливе за этот период состав­ ляло 1 —1,5 г/т, а после фильтров-сепараторов — 0,5—2,5 г/т, резко уменьшилось количество частиц размером 1—25 мкм и полностью отсутствовали частицы размером более 30 мкм.

Восенний период через каждый фильтр-сепаратор CT 500-2 было прокачано по 10 000 м3 топлива ТС-1, при этом перепад дав­

ления возрос с 0,2 до 1,4 кГ/см2.

Блок фильтров-сепараторов обеспечил не только эффективное удаление из топлива свободной воды, но и значительное удаление загрязнений. Вследствие предварительной очистки топлива фильт­ рами-сепараторами ресурс работы фильтров ТФ-2М превысил нор­ му в 4—5 раз.

Техническая

характеристика фильтра-сепаратора CT 500-2

Пропускная способность, м3

30

Максимальное рабочее давление, кГ/см2

5

Перепад давления,

кГ/см-:

0,3

начальный . . . 1

максимально допустимый

1,5

Фильтрационный

материал

фильтросванбой

Поверхность фильтрационного чехла, м2

3,5

Тонкость фильтрации, мкм

20—40

Водоотделяющий

материал

волокно

 

 

Воюнкого

Поверхность водоотделяющего чехла, ж2

3,5

145