ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
По характеру выполняемых операций стан
ции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Станции, к которым примыкают три и более железнодорожных магистральных линий, на
зываются узловыми.
В зависимости от сложности и объема вы полняемой работы все станции делятся на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Клас сы устанавливают, исходя из объема и харак тера выполняемой работы.
2. Станционные пути
Пути, расположенные в границах станции,
называются станционными. Границами стан ций служат: на однопутных линиях — вход ные сигналы, на двухпутных линиях — с од ной стороны входной сигнал, а другой — сиг нальный знак «Граница станции», устанав ливаемый на расстоянии не менее 50 м за по следним выходным стрелочным переводом.
Станционные пути подразделяют на глав ные, приемо-отправочные, сортировочные, по
грузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские,
а также прочие, назначение которых опреде
ляют выполняемые на них операции. Главные пути являются непосредственным
продолжением путей перегонов и их исполь
зуют, как правило, для безостановочного про
пуска поездов.
Приемо-отправочные пути предназначены
для приема и отправления поездов. Сортировочные пути используют для под
бора вагонов по назначениям их следования,
накопления и формирования поездов.
По
Погрузочно-выгрузочные пути служат для постановки вагонов под погрузку или выгруз
ку грузов.
Вытяжные пути предназначены для вытя гивания на них составов или групп вагонов
при производстве маневров.
Кдеповским (локомотивного и вагонного хозяйства) относятся пути, расположенные на территории локомотивного или вагонного де по и служащие для выполнения осмотра, ре монта, экипировки и других операций с локо мотивами и вагонами.
Ксоединительным относятся пути, веду
щие к контейнерным площадкам, топливным складам, базам, сортировочным платформам,
пунктам очистки, промывки, дезинфекции ва
гонов, ремонта подвижного состава и произ
водства других операций.
На крупных станциях пути, предназначен
ные для выполнения одинаковой по характеру работы, объединяют в группы, называемые парками. Основными видами парков являются приемные, отправочные, транзитные, сортиро вочные и пассажирские.
Пути парков соединяют стрелочной ули цей, на которой последовательно располагают
стрелки всех соединяемых путей, что дает воз можность выхода подвижному составу со всех путей парка. Одна или несколько совмещен ных стрелочных улиц образуют горловину станции или парка. Пути, имеющие выход с обоих концов, называются сквозными, а имею щие выход в одном конце — тупиковыми.
Каждому парку и пути, имеющимся на станции, присваивают определенное обозначенце или номер. Царки обозначают буквами
lɪɪ
(А, Б, В и т. д.) или именуют ио своему назна
чению (приемо-отправочный, сортировочный, пассажирский и т. д.), а если имеются не сколько парков одинакового назначения, то к
наименованию добавляют номер (сортировоч ный парк № 1) пли слова «четный», «нечет ный», обозначающие направление движения.
На схемах и планах станций главные пути
указывают римскими цифрами I, II, III и т. д.,
при этом путям нечетного направления при сваивают нечетные номера, а четного направ ления — четные.
Приемо-отправочные пути нумеруют араб
скими цифрами, начиная со следующего но
мера за последним номером главного пути с
соблюдением принципа четности и нечетности. Так, при наличии на станции четырех главных путей I, II, III и IV приемо-отправочные пути
нечетного |
направления будут |
иметь |
номера |
5, 7, 9 и т. |
д„ а четного — 6, 8, |
10 и т. |
д. А в |
случае, когда приемо-отправочные пути ис пользуют для пропуска поездов обоих направ
лений, их нумеруют подряд — 5, 6, 7, 8, 9, 10 и т. д.
Пути в каждом парке нумеруют порядко выми номерами. Отдельные пути станции, не входящие в парки, нумеруются последователь
но, начиная со следующего за последним но мером парковых путей.
Различают полную и полезную длину станционных путей. Полная длина сквозного пути есть расстояние между стыками рамных
рельсов стрелочных переводов, ограничиваю щих путь, тупиковых — расстояние от стыка рамного рельса стрелочного перевода, от ко
торого начинается путь, до*упора. Полезная
112
длина пути — часть полной длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав с обеспечением безопасного движения по сосед ним путям. Полезная длина пути ограничива ется предельными столбиками или сигналами, а при наличии .электрической изоляции пу тей — изолированными стыками. При проек тировании станций для приемо-отправочных
путей установлены стандартные полезные длины в 1250, 1050 и 850 м.
3. График и расписание движения поездов
Движение ‘всех поездов на дорогах осуще ствляется по графику, утверждаемому Мини стерством путей сообщения.
График движения поездов обеспечивает планомерную, согласованную и ритмичную ра-
боту всех железнодорожных подразделений,
связанных с перевозкой пассажиров и грузов.
Графиком определяется как количество поез дов на каждом участке сети, так и время при бытия и отправления (проследования) по каждой станции. Выполнение графика движе
ния поездов обеспечивается правильной орга низацией и точным выполнением технологи ческого процесса работы станций.
Чтобы поезд отправился с начальной стан
ции строго по графику, работники станции должны его своевременно сформировать, ра ботники локомотивного депо — своевременно выдать под поезд исправный локомотив, ва гонники — осмотреть состав поезда и своевре менно устранить имеющиеся неисправности, работники дистанций пути и сигнализации и
113
связи, а также энергоучастка — обеспечить исправное состояние устройств пути, контакт ной сети, СЦБ и связи. Работники движения
объединяют работу всех служб. Они должны своевременно сформировать и предъявить поезд к осмотру, подогнать под состав поез да локомотив, обеспечить своевременное опро бование автотормозов, вовремя приготовить маршрут и открыть выходной сигнал.
Не в малой степени выполнение графика
движения зависит и от четкой работы стре
лочников— своевременного и правильного приготовления маршрутов, быстрого пропуска локомотивов из депо под составы поездов и обратно из-под поездов в депо без задержек
их на стрелочных районах.
На основе графика составляют расписа ние движения поездов в виде таблиц, в кото
рых указывают номер, время прибытия, от правления или проследования, а также сто янки на станциях каждого ,пассажирского и грузового поезда.
4. Техническо-распорядительный акт станции
Техническо - распорядительный акт (TPA)
устанавливает порядок работы станции, обес
печивающий безопасность движения поездов
и маневровой работы, личную безопасность
работников, а также способы использования
имеющихся технических средств. Его состав ляет начальник станции в соответствии с ПТЭ, инструкциями по движению и по сигнализа ции, приказами МПС, начальника дороги и
П4
Отделения дороги с учетом действующих гра фика движения и плана формирования по ездов.
TPA проверяет ревизор движения и утвер
ждает для крупных станций (по перечню,
установленному начальником дороги) началь ник службы движения дороги, для остальных станций — начальник отдела движения отде ления дороги. Порядок, установленный TPA, обязателен для работников всех служб.
TPA корректируют при переустройстве станционных путей, устройств СЦБ и связи, при изменении порядка приема-отправления поездов или маневровой работы. Выписки из
TPA, заверенные начальником станции, выве шивают в помещениях стрелочных постов. Выписки должны содержать все данные, не обходимые для соответствующих работников. Для стрелочных постов выписки составляют по форме ДУ-43, в которой указывают:
нумерацию путей, обслуживаемых данным
стрелочным постом, их назначение и вмести мость в условных двухосных вагонах;
нумерацию и нормальное положение стре лочных переводов, входящих в данный пост, с указанием: освещается и запирается ли каждая стрелка, каким замком и у кого хра
нятся ключи;
перечень инвентаря, закрепленного за по стом;
порядок проверки свободности путей для приема поездов;
перечень нецентрализованных стрелок, участвующих в маршрутах приема и отправ ления поездов, с указанием места, где стре лочник встречает или провожает поезд;
115
отдельные положення, касающиеся рабо ты стрелочника (участие в выдаче разреше нии на занятие перегона, приеме поездов при запрещающем показании входного сигнала,
при приеме и отправлении поезда по непра
вильному пути, закреплении вагонов на путях
идр.).
5.Технологический процесс работы
станции
Технологическим процессом называется система работы станции, основанная на пере довых методах и научной организации труда,
обеспечивающая наилучшее использование всех имеющихся технических средств. Техно логическим процессом работы станции преду
сматривается наиболее рациональный поря док и последовательность обработки поездов и вагонов, погрузки и выгрузки, обслужива ния пассажиров, устанавливаются нормы вре
мени на выполнение отдельных операций, а также система оперативного планирования работы станции и организации труда ее ра ботников.
Технологический процесс работы станции составляют на основе утвержденных МПС типовых технологических процессов работы сортировочных, участковых и грузовых стан ций с внедрением единой технологии в работе станции, речных и морских портов, а также подъездных путей промышленных предприя тий. Его увязывают с графиком движения (по
времени |
прибытия и отправления поездов) и |
с планом |
формирования поездов. |
116
Технологический процесс разрабатывает начальник станции с участием начальников локомотивного и вагонного депо, начальников
дистанций пути, сигнализации и связи, уча стка энергоснабжения и механизированной дистанции погрузочно-выгрузочных работ. Его утверждает для крупных станций (по переч ню, утвержденному начальником дороги) на
чальник |
отделения |
дороги, для |
остальных |
||
станций |
— начальники |
отделов |
движения, |
||
грузовой |
и пассажирской |
работы |
отделения |
||
дороги. |
|
ведущих |
профессий (в |
||
Для работников |
|||||
том числе и стрелочников) на |
основе техно |
логического процесса разрабатывают инструк ционно-технологические карты, в которых
указывают порядок и наиболее рациональные
приемы выполнения операций, нормы затраты
времени на каждую операцию, нормы выра ботки и расценки на основные виды работ.
Технологический процесс, так же как и TPA,
должен быть детально изучен всеми стрелоч никами в части, касающейся их работы. ■
6. Руководство работой станции
Работой станции руководит ее начальник, подчиненный начальнику отделения дороги.
Начальник станции организует работу стан
ции на основе технологического процесса, ши
рокого развития социалистического соревно вания, внедрения научной организации и пере довых методов труда. Он руководствуется «Положением о железнодорожной станции»,
утвержденным МПС, действующим законода-
117
Тельством, приказами и указаниями MllC, уп равления и отделения дороги. Начальник
станции в соответствии с трудовым законода
тельством, Уставом железных дорог и номен клатурой должностей, установленной МПС, принимает, перемещает и увольняет работни ков станции (на внеклассных, I, II и III клас
сов), а также издает приказы о их поощрении
и наказании. Начальник станции имеет право давать распоряжения по вопросам, связанным с обеспечением нормальной работы станции,
работникам других служб, работающих на территории станции (дорожным мастерам,
бригадирам пути, электромеханикам СЦБ и
связи, контактной сети, локомотивным брига
дам, осмотрщикам вагонов и др.), а в случае
невыполнения его распоряжений — наклады вать на них дисциплинарные взыскания, а при угрозе безопасности движения — отстранять их от работы с извещением их непосредствен ных руководителей. В зависимости от объема работы на станции могут быть один или не сколько заместителей начальника станции,
главный инженер, инженеры, технические ра
ботники, а также главный (старший) бухгал тер, экономист и нормировщик.
Начальник станции совместно с дежурным
аппаратом отделения дороги составляет смен ный план на период работы каждой смены
(с 20 до 8 ч и с 8 до 20 ч).
В сменном плане с учетом положения
станции к началу дежурства и сведений ин формации о подходе поездов и вагонов дают ся конкретные задания смене по погрузке и выгрузке, приему и отправлению поездов, от правлению порожних вагонов в регулировку,
118
по количеству расформируемых и формируе мых поездов, промывке и оборудованию ваго
нов под специальные перевозки и др.
Непосредственное оперативное руковод
ство работой станции, в первую очередь ма
невровой работой, осуществляет маневровый диспетчер, а там, где его нет, — дежурный по станции. Дежурный по станции непосредствен
но руководит приемом, отправлением и про пуском поездов, а также маневровой работой с пересечением главных и приемо-отправочных
путей, руководит пропуском локомотивов из депо под поезда и из-под поездов в депо..
Глава VI
СТРЕЛОЧНЫЕ ПОСТЫ И РАЙОНЫ
1.Общие понятия о стрелочных постах
ирайонах
Для удобства обслуживания и введения
персональной ответственности за безопасность движения стрелочные переводы распределяют по стрелочным постам. Число закрепленных за постом нецентрализованных стрелок зави сит от частоты передвижений по ним, харак тера работы, расстояния между стрелками,
устанавливается начальником станции и ука зывается в техническо-распорядительном акте.
Пост управления стрелками и сигналами
находится в ведении только одного работника,
являющегося ответственным за перевод обслу-
119