Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По характеру выполняемых операций стан­

ции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Станции, к которым примыкают три и более железнодорожных магистральных линий, на­

зываются узловыми.

В зависимости от сложности и объема вы­ полняемой работы все станции делятся на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Клас­ сы устанавливают, исходя из объема и харак­ тера выполняемой работы.

2. Станционные пути

Пути, расположенные в границах станции,

называются станционными. Границами стан­ ций служат: на однопутных линиях — вход­ ные сигналы, на двухпутных линиях — с од­ ной стороны входной сигнал, а другой — сиг­ нальный знак «Граница станции», устанав­ ливаемый на расстоянии не менее 50 м за по­ следним выходным стрелочным переводом.

Станционные пути подразделяют на глав­ ные, приемо-отправочные, сортировочные, по­

грузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские,

а также прочие, назначение которых опреде­

ляют выполняемые на них операции. Главные пути являются непосредственным

продолжением путей перегонов и их исполь­

зуют, как правило, для безостановочного про­

пуска поездов.

Приемо-отправочные пути предназначены

для приема и отправления поездов. Сортировочные пути используют для под­

бора вагонов по назначениям их следования,

накопления и формирования поездов.

По

Погрузочно-выгрузочные пути служат для постановки вагонов под погрузку или выгруз­

ку грузов.

Вытяжные пути предназначены для вытя­ гивания на них составов или групп вагонов

при производстве маневров.

Кдеповским (локомотивного и вагонного хозяйства) относятся пути, расположенные на территории локомотивного или вагонного де­ по и служащие для выполнения осмотра, ре­ монта, экипировки и других операций с локо­ мотивами и вагонами.

Ксоединительным относятся пути, веду­

щие к контейнерным площадкам, топливным складам, базам, сортировочным платформам,

пунктам очистки, промывки, дезинфекции ва­

гонов, ремонта подвижного состава и произ­

водства других операций.

На крупных станциях пути, предназначен­

ные для выполнения одинаковой по характеру работы, объединяют в группы, называемые парками. Основными видами парков являются приемные, отправочные, транзитные, сортиро­ вочные и пассажирские.

Пути парков соединяют стрелочной ули­ цей, на которой последовательно располагают

стрелки всех соединяемых путей, что дает воз­ можность выхода подвижному составу со всех путей парка. Одна или несколько совмещен­ ных стрелочных улиц образуют горловину станции или парка. Пути, имеющие выход с обоих концов, называются сквозными, а имею­ щие выход в одном конце — тупиковыми.

Каждому парку и пути, имеющимся на станции, присваивают определенное обозначенце или номер. Царки обозначают буквами

lɪɪ


(А, Б, В и т. д.) или именуют ио своему назна­

чению (приемо-отправочный, сортировочный, пассажирский и т. д.), а если имеются не­ сколько парков одинакового назначения, то к

наименованию добавляют номер (сортировоч­ ный парк № 1) пли слова «четный», «нечет­ ный», обозначающие направление движения.

На схемах и планах станций главные пути

указывают римскими цифрами I, II, III и т. д.,

при этом путям нечетного направления при­ сваивают нечетные номера, а четного направ­ ления — четные.

Приемо-отправочные пути нумеруют араб­

скими цифрами, начиная со следующего но­

мера за последним номером главного пути с

соблюдением принципа четности и нечетности. Так, при наличии на станции четырех главных путей I, II, III и IV приемо-отправочные пути

нечетного

направления будут

иметь

номера

5, 7, 9 и т.

д„ а четного — 6, 8,

10 и т.

д. А в

случае, когда приемо-отправочные пути ис­ пользуют для пропуска поездов обоих направ­

лений, их нумеруют подряд — 5, 6, 7, 8, 9, 10 и т. д.

Пути в каждом парке нумеруют порядко­ выми номерами. Отдельные пути станции, не входящие в парки, нумеруются последователь­

но, начиная со следующего за последним но­ мером парковых путей.

Различают полную и полезную длину станционных путей. Полная длина сквозного пути есть расстояние между стыками рамных

рельсов стрелочных переводов, ограничиваю­ щих путь, тупиковых — расстояние от стыка рамного рельса стрелочного перевода, от ко­

торого начинается путь, до*упора. Полезная

112

длина пути — часть полной длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав с обеспечением безопасного движения по сосед­ ним путям. Полезная длина пути ограничива­ ется предельными столбиками или сигналами, а при наличии .электрической изоляции пу­ тей — изолированными стыками. При проек­ тировании станций для приемо-отправочных

путей установлены стандартные полезные длины в 1250, 1050 и 850 м.

3. График и расписание движения поездов

Движение ‘всех поездов на дорогах осуще­ ствляется по графику, утверждаемому Мини­ стерством путей сообщения.

График движения поездов обеспечивает планомерную, согласованную и ритмичную ра-

боту всех железнодорожных подразделений,

связанных с перевозкой пассажиров и грузов.

Графиком определяется как количество поез­ дов на каждом участке сети, так и время при­ бытия и отправления (проследования) по каждой станции. Выполнение графика движе­

ния поездов обеспечивается правильной орга­ низацией и точным выполнением технологи­ ческого процесса работы станций.

Чтобы поезд отправился с начальной стан­

ции строго по графику, работники станции должны его своевременно сформировать, ра­ ботники локомотивного депо — своевременно выдать под поезд исправный локомотив, ва­ гонники — осмотреть состав поезда и своевре­ менно устранить имеющиеся неисправности, работники дистанций пути и сигнализации и

113


связи, а также энергоучастка — обеспечить исправное состояние устройств пути, контакт­ ной сети, СЦБ и связи. Работники движения

объединяют работу всех служб. Они должны своевременно сформировать и предъявить поезд к осмотру, подогнать под состав поез­ да локомотив, обеспечить своевременное опро­ бование автотормозов, вовремя приготовить маршрут и открыть выходной сигнал.

Не в малой степени выполнение графика

движения зависит и от четкой работы стре­

лочников— своевременного и правильного приготовления маршрутов, быстрого пропуска локомотивов из депо под составы поездов и обратно из-под поездов в депо без задержек

их на стрелочных районах.

На основе графика составляют расписа­ ние движения поездов в виде таблиц, в кото­

рых указывают номер, время прибытия, от­ правления или проследования, а также сто­ янки на станциях каждого ,пассажирского и грузового поезда.

4. Техническо-распорядительный акт станции

Техническо - распорядительный акт (TPA)

устанавливает порядок работы станции, обес­

печивающий безопасность движения поездов

и маневровой работы, личную безопасность

работников, а также способы использования

имеющихся технических средств. Его состав­ ляет начальник станции в соответствии с ПТЭ, инструкциями по движению и по сигнализа­ ции, приказами МПС, начальника дороги и

П4

Отделения дороги с учетом действующих гра­ фика движения и плана формирования по­ ездов.

TPA проверяет ревизор движения и утвер­

ждает для крупных станций (по перечню,

установленному начальником дороги) началь­ ник службы движения дороги, для остальных станций — начальник отдела движения отде­ ления дороги. Порядок, установленный TPA, обязателен для работников всех служб.

TPA корректируют при переустройстве станционных путей, устройств СЦБ и связи, при изменении порядка приема-отправления поездов или маневровой работы. Выписки из

TPA, заверенные начальником станции, выве­ шивают в помещениях стрелочных постов. Выписки должны содержать все данные, не­ обходимые для соответствующих работников. Для стрелочных постов выписки составляют по форме ДУ-43, в которой указывают:

нумерацию путей, обслуживаемых данным

стрелочным постом, их назначение и вмести­ мость в условных двухосных вагонах;

нумерацию и нормальное положение стре­ лочных переводов, входящих в данный пост, с указанием: освещается и запирается ли каждая стрелка, каким замком и у кого хра­

нятся ключи;

перечень инвентаря, закрепленного за по­ стом;

порядок проверки свободности путей для приема поездов;

перечень нецентрализованных стрелок, участвующих в маршрутах приема и отправ­ ления поездов, с указанием места, где стре­ лочник встречает или провожает поезд;

115


отдельные положення, касающиеся рабо­ ты стрелочника (участие в выдаче разреше­ нии на занятие перегона, приеме поездов при запрещающем показании входного сигнала,

при приеме и отправлении поезда по непра­

вильному пути, закреплении вагонов на путях

идр.).

5.Технологический процесс работы

станции

Технологическим процессом называется система работы станции, основанная на пере­ довых методах и научной организации труда,

обеспечивающая наилучшее использование всех имеющихся технических средств. Техно­ логическим процессом работы станции преду­

сматривается наиболее рациональный поря­ док и последовательность обработки поездов и вагонов, погрузки и выгрузки, обслужива­ ния пассажиров, устанавливаются нормы вре­

мени на выполнение отдельных операций, а также система оперативного планирования работы станции и организации труда ее ра­ ботников.

Технологический процесс работы станции составляют на основе утвержденных МПС типовых технологических процессов работы сортировочных, участковых и грузовых стан­ ций с внедрением единой технологии в работе станции, речных и морских портов, а также подъездных путей промышленных предприя­ тий. Его увязывают с графиком движения (по

времени

прибытия и отправления поездов) и

с планом

формирования поездов.

116

Технологический процесс разрабатывает начальник станции с участием начальников локомотивного и вагонного депо, начальников

дистанций пути, сигнализации и связи, уча­ стка энергоснабжения и механизированной дистанции погрузочно-выгрузочных работ. Его утверждает для крупных станций (по переч­ ню, утвержденному начальником дороги) на

чальник

отделения

дороги, для

остальных

станций

— начальники

отделов

движения,

грузовой

и пассажирской

работы

отделения

дороги.

 

ведущих

профессий (в

Для работников

том числе и стрелочников) на

основе техно­

логического процесса разрабатывают инструк­ ционно-технологические карты, в которых

указывают порядок и наиболее рациональные

приемы выполнения операций, нормы затраты

времени на каждую операцию, нормы выра­ ботки и расценки на основные виды работ.

Технологический процесс, так же как и TPA,

должен быть детально изучен всеми стрелоч­ никами в части, касающейся их работы. ■

6. Руководство работой станции

Работой станции руководит ее начальник, подчиненный начальнику отделения дороги.

Начальник станции организует работу стан­

ции на основе технологического процесса, ши­

рокого развития социалистического соревно­ вания, внедрения научной организации и пере­ довых методов труда. Он руководствуется «Положением о железнодорожной станции»,

утвержденным МПС, действующим законода-

117


Тельством, приказами и указаниями MllC, уп­ равления и отделения дороги. Начальник

станции в соответствии с трудовым законода­

тельством, Уставом железных дорог и номен­ клатурой должностей, установленной МПС, принимает, перемещает и увольняет работни­ ков станции (на внеклассных, I, II и III клас­

сов), а также издает приказы о их поощрении

и наказании. Начальник станции имеет право давать распоряжения по вопросам, связанным с обеспечением нормальной работы станции,

работникам других служб, работающих на территории станции (дорожным мастерам,

бригадирам пути, электромеханикам СЦБ и

связи, контактной сети, локомотивным брига­

дам, осмотрщикам вагонов и др.), а в случае

невыполнения его распоряжений — наклады­ вать на них дисциплинарные взыскания, а при угрозе безопасности движения — отстранять их от работы с извещением их непосредствен­ ных руководителей. В зависимости от объема работы на станции могут быть один или не­ сколько заместителей начальника станции,

главный инженер, инженеры, технические ра­

ботники, а также главный (старший) бухгал­ тер, экономист и нормировщик.

Начальник станции совместно с дежурным

аппаратом отделения дороги составляет смен­ ный план на период работы каждой смены

(с 20 до 8 ч и с 8 до 20 ч).

В сменном плане с учетом положения

станции к началу дежурства и сведений ин­ формации о подходе поездов и вагонов дают­ ся конкретные задания смене по погрузке и выгрузке, приему и отправлению поездов, от­ правлению порожних вагонов в регулировку,

118

по количеству расформируемых и формируе­ мых поездов, промывке и оборудованию ваго­

нов под специальные перевозки и др.

Непосредственное оперативное руковод­

ство работой станции, в первую очередь ма­

невровой работой, осуществляет маневровый диспетчер, а там, где его нет, — дежурный по станции. Дежурный по станции непосредствен­

но руководит приемом, отправлением и про­ пуском поездов, а также маневровой работой с пересечением главных и приемо-отправочных

путей, руководит пропуском локомотивов из депо под поезда и из-под поездов в депо..

Глава VI

СТРЕЛОЧНЫЕ ПОСТЫ И РАЙОНЫ

1.Общие понятия о стрелочных постах

ирайонах

Для удобства обслуживания и введения

персональной ответственности за безопасность движения стрелочные переводы распределяют по стрелочным постам. Число закрепленных за постом нецентрализованных стрелок зави­ сит от частоты передвижений по ним, харак­ тера работы, расстояния между стрелками,

устанавливается начальником станции и ука­ зывается в техническо-распорядительном акте.

Пост управления стрелками и сигналами

находится в ведении только одного работника,

являющегося ответственным за перевод обслу-

119