Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

живаемых им стрелок и сигналов и за безо­

пасность движения. Таким лицом на стрелоч­ ном посту является дежурный постовой стре­ лочник.

Группа (два и более) смежных стрелоч­ ных постов, находящихся под контролем од­ ного старшего стрелочника, называется стре­ лочным районом. Старший стрелочник явля­

ется ответственным за работу постовых стре­ лочников стрелочного района.

Каждый стрелочный перевод должен иметь свой номер. Со стороны прибытия четных по­ ездов стрелочным переводам присваивают

порядковые четные номера, со стороны прибы­ тия нечетных поездов — нечетные номера.

Стрелки, расположенные на стрелочной улице или спаренные, имеют непрерывную ну­

мерацию, например 6, 8,

10 и т. д.

 

На крупных станциях

стрелки путей, не

входящих в состав парков,

нумеруют поряд­

ковыми номерами от 1 до 99.

 

Номера стрелок наносят белой краской на

станинах.

 

 

 

Стрелочные переводы на главных и при­

емо-отправочных путях,

а

также

охранные и

в необходимых случаях

стрелки,

ведущие на

пути стоянок восстановительных и пожарных поездов, вагонов с разрядными грузами, и

другие ответственные стрелочные переводы должны, как правило, находиться в нормаль­ ном положении.

Нормальным положением является для:

входных стрелок на главных путях станций однопутных линий — направление с каждого конца станции на разные пути;

120

Рис. 26. Указатель нормального положения стрелки

входных стрелок на главных путях стан­ ций двухпутных линий — направление по со­ ответствующим главным путям;

стрелок, ведущих в предохранительные и улавливающие тупики, — направление в эти тупики;

всех остальных стрелок на главных путях

перегонов и станций — направление по соот­

ветствующим главным путям.

Нормальное положение устанавливает на­

чальник станции, и его указывают в TPA и в выписках из него, а также на станинах стре­

лок или кожухах приводов

в виде стрелы

(рис. 26).

 

положение

Стрелки переводят в

другое

при приготовлении маршрутов

приема или

отправления поездов; маневровой работе, за­ нятии путей подвижным составом, очистке, проверке и ремонте стрелок.

121


2.Размещение стрелочных постов

ирайонов

Количество стрелочных постов и районов

и их размещение определяются в зависимости от путевого развития, характера и объема ра­ боты станции, конфигурации приемо-отпра­ вочных горловин, маневровых районов, коли­ чества и расположения в них стрелочных пе­ реводов, интенсивности поездных и маневро­ вых передвижений. Правильное размещение стрелочных постов должно обеспечивать:

своевременное выполнение операций по проверке свободности путей, приготовлению стрелочником маршрутов приема, отправле­ ния и сквозного пропуска поездов (с учетом разделки предыдущих маршрутов), докладу дежурному по станции о готовности маршрута при самых наименьших интервалах сочетания приема и отправления поездов всех категорий;

возможность выполнения стрелочниками

работ, непосредственно не связанных с прие­ мом и отправлением поездов (перевод стре­ лок при маневрах, закрепление тормозными башмаками составов или групп вагонов, со­ держание стрелочных переводов в чистоте и исправном состоянии и т. д.).

Для сокращения затрат времени стрелоч­ никами на приготовление маршрутов помеще­ ние стрелочного поста должны располагать,

как правило, ближе к тем стрелкам, которые наиболее часто переводят из одного положе­

ния в другое.

Кроме стрелочных постов, занимающихся приемом и отправлением поездов, на станци­

ях с большим объемом маневровой работы и

122

наличием сортировочных устройств создают стрелочные посты, обслуживающие горки, с ручным обслуживанием стрелочных перево­

дов и вытяжные пути. Количество этих постов

должно обеспечить своевременный перевод наиболее удаленных стрелок в интервале между последовательно идущими отцепами через эти стрелки.

3. Оборудование и инвентарь стрелочных постов

Стрелочные посты имеют помещения с со­ ответствующим оборудованием: мебелью, средствами связи и аппаратурой в зависимо­ сти от выполняемой работы, исправными ото­ пительными приборами, водопроводом, аптеч­ ками с набором необходимых медикаментов.

Помещение стрелочного поста должно быть достаточно освещено, однако освещение не может быть особенно ярким, чтобы его ослепляющее воздействие не мешало ориенти­ ровке стрелочника после выхода из помеще­

ния. В условиях близости движущихся поез­ дов, маневровых составов и локомотивов это может послужить причиной несчастного слу­ чая. Осветительные лампы поэтому необходи­ мо закрывать глубокими абажурами или от­ ражательными экранами.

При отсутствии водопровода питьевая во­ да должна находиться в закрытом баке, жела­ тельно с фонтанирующей насадкой. Если ка­ чество сырой питьевой воды не соответствует санитарным условиям, следует предусматри­ вать приготовление остуженной кипяченой

воды, температура которой должна быть не

123


выше 20° и не ниже 8°. Расстояние от рабочих мест до питьевых установок не должно превы­ шать 75 м. В помещениях стрелочников также устанавливают умывальники.

Для обеспечения нормальной работы на каждом стрелочном посту должна быть сле­ дующая техническая документация: выписка из TPA станции (установленной формы);

опись инвентаря стрелочного поста; график

дежурств стрелочников данного поста в теку­ щем месяце; схема служебных маршрутов прохода стрелочников по станции к рабочим местам и обратно; выписка из расписания

движения поездов (на постах, расположенных на приемо-отправочных путях) ; ведомость

порядка занятия путей поездами (для постов,

расположенных на приемо-отправочных путях

тех станций, где составление этой ведомости предусмотрено) ; перечень условных звуковых сигналов, применяемых при маневровой рабо­ те (на постах, в районе которых производятся

маневры).

На стрелочных постах, оборудованных ап­ паратами СЦБ, вывешивается опись прибо­ ров, подлежащих опломбированию, с указа­ нием количества пломб на каждом приборе и аппарате. За целостность пломб на аппаратах СЦБ несут ответственность дежурные стре­ лочники, пользующиеся этими устройствами.

Для нормального содержания и обслужива­ ния стрелочных переводов на каждом стре­ лочном посту должен быть в исправности п ,полном комплекте необходимый инвентарь и материалы по нормам, установленным на­ чальником дороги.

124

Кроме того, на стрелочные посты выдают красные переносные щиты и шесты с фонаря­ ми в количестве, необходимом для огражде­ ния стрелочником неисправной стрелки (до

начала работ по ремонту) в соответствии с

требованиями § 48 Инструкции по сигнали­ зации.

На каждый пост выдают необходимый противопожарный инвентарь.

Стрелочники, находясь на дежурстве, дол­ жны иметь сигнальные принадлежности: руч­ ной сигнальный фонарь, желтый флаг, духо­ вой рожок.

При обслуживании стрелочником поста, связанного с приемом, отправлением и про­

пуском поезда, у стрелочника, кроме желтого, должен быть еще и красный флаг.

Для замены неисправных, а также подме­ ны аккумуляторных фонарей, находящихся па зарядңе или в ремонте, на посту должен иметь­

ся необходимый запас фонарей, сигнальных стекол и в установленных местах — запас ке­ росина.

Ответственность за сохранность инвентаря,

который заносят в опись, несут дежуря­ щие старшие и постовые стрелочники.

Стрелочный инвентарь (кроме тормозных

башмаков) должен храниться в специальном, расположенном у стрелочного поста ларе или шкафу. Каждый предмет стрелочного инвен­ таря должен находиться в определенном, лег­ ко доступном месте, чтобы во время работы

стрелочник быстро находил и использовал его. По условиямпротивопожарной безопасности

•запрещается хранить в помещении стрелочно­ го поста 4«еросйіѣй«сМаёочны_е ;материальі. - • •

‘125


4. Инвентарь строгого учета и порядок его хранения

К инвентарю строгого учета на станциях

относятся тормозные башмаки и гаечные ключи. Их строгое хранение и правильный

учет являются важной обязанностью работ­

ников железнодорожного транспорта. Каж­ дый гаечный ключ и тормозной башмак, на­ ходящийся в эксплуатации, должны иметь клеймо, а на башмаке, предназначенном для стрелочного поста, кроме того, должны быть с каждой стороны бортов полоза нанесены

масляной краской четыре

белые вертикаль­

ные полосы.

наименование

Клеймо — сокращенное

станции, дороги, порядковый номер, название или номер поста, за которым закреплен баш­ мак. Его выбивают на верхней горизонталь­ ной поверхности полоза башмака. В инвен­

тарные описи стрелочных постов заносят ко­

личество и номера закрепленных за каждым

из них тормозных башмаков. Тормозные баш­ маки хранят вблизи стрелочного поста или в

помещении поста.

При приеме дежурства стрелочник дол­ жен лично проверить наличие и исправность

закрепленных за постом гаечных ключей и тормозных башмаков. К моменту сдачи де­ журства все башмаки, кроме уложенных под

вагонами, должны находиться в установлен­ ном месте. При обнаружении утери или нали- ,

чии башмака с несоответствующим клеймом составляют акт за подписями дежурного по станции и старшего (постового) стрелочника.

Акт представляют начальнику станции.

136

При исключении тормозных башмакон из инвентаря по износу или негодности у тор­ мозных башмаков, исключенных из инвента­ ря, полозки отделяют от головки, а клейма забивают. Составленный акт на исключение башмака из инвентаря служит основанием

для нанесения соответствующего клейма на новый башмак, выдаваемый взамен списанно­ го. Строго должны учитывать и израсходова­ ние петард.

5. Содержание территории стрелочного

поста

Для обеспечения безопасности работни­ ков, осуществляющих операции по приему,

отправлению поездов, маневровой работе и обслуживанию стрелок, станционную тер­ риторию, в первую очередь в пределах стре­ лочных постов, должны содержать в чистоте.

Путь и междупутья должны регулярно очищаться от снега, льда и мусора, а снятые вагонные детали и материалы верхнего стро­

ения пути — своевременно убираться. Водоотводные устройства и желоба для

гибких тяг должны быть закрыты настилом. Все пути, особенно стрелочные улицы ма­ невровых районов и сортировочных горок,

должны освещаться согласно установленным

нормам. При прожекторном освещении мач­ ты, на которых размещаются прожекторные фонари, устанавливают высотой 15—25 м, чтобы от фонарей исходил рассеянный свет и не создавалось резких теней от вагонов, что ухудшает условия работы на путях станции.

Так как загрязнение ламп и осветительной

127