Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, для надежной работы и удоб­ ства обслуживания контактную сеть перего­

нов делят на отдельные части — секции, а на крупных станциях секционируются отдельные парки или группы путей. При ремонте кон­

тактной сети, требующем снятия напряжения, отключают только нужную секцию, не нару­

шая движения поездов на остальных участках.

Для управления секционными разъедини­

телями из помещения дежурного по станции

(с поста централизации или дежурного пунк­ та контактной сети) применяются электричес­

кие приводы, связанные с пультом управления. На крупных станциях контактный провод подвешивают не над всеми, а только над приемо-отправочными путями и путями элек­ тровозных и моторвагонных депо, включая участки следования электровозов (электропо­

ездов) из депо на станцию и обратно. На промежуточных станциях, на которых манев­ ры выполняются электровозами, контактной сетью оборудуют все пути.

Над стрелочными переводами контактная сеть имеет воздушные стрелки, образованные пересечением двух сходящихся контактных подвесок. На границах участков постоянного и переменного тока устраивают станции (пар­ ки) стыкования, на которых в контактную сеть можно попеременно подавать оба вида тока

(постоянный или переменный). Между мар­ шрутами, подготовляемыми для следования электровозов, и родом напряжения, подава­ емым на соответствующие секции, созданы автоматические зависимости, включение пе­ реключателей рода тока сблокировано с мар­ шрутно-релейной централизацией станции.

60

Тяговые подстанции, контактная сеть и другие сооружения энергоснабжения, обслу­ живание и ремонт этих устройств находятся в

ведении участков энергоснабжения, которые,

кроме линий тягового энергоснабжения, об­ служивают также высоковольтные линии ав­ тоблокировки и диспетчерской централизации,* линии энергоснабжения предприятий транс­

порта и железнодорожных поселков, а иног­ да и близлежащих промышленных и сельско­ хозяйственных предприятий.

Глава IlI

СИГНАЛЫ И СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

1. Видимые сигналы

Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, которым дается распоря­ жение, связанное с движением поездов и ма­ невровыми передвижениями. Под словом «сигнал» понимают также прибор, с помощью

которого подаются эти условные знаки. Точ­ ное соблюдение сигналов обеспечивает безо­ пасность и четкую организацию поездной и маневровой работы.

Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных по­ казаний. В сигнализации, связанной с движе-

61


ниєм поездов, применяются следующие основ­ ные цвета: зеленый, разрешающий движение

с установленной скоростью; желтый, разреша­ ющий движение и требующий уменьшения скорости; красный, требующий остановки.

Для маневровых сигналов используют си­ ний (запрещающий) и лунно-белый (разре­

шающий) огни.

По времени применения видимые сигналы делят на дневные, ночные и круглосуточные.

Дневные сигналы подаются в светлое время суток крыльями семафоров, дисками, щитами,

флагами и сигнальными указателями. Ночные сигналы подают в темное время суток (в

тоннелях—круглые сутки), а также днем при неблагоприятных погодных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее

1000 м, сигналов уменьшения скорости—менее

400 м и маневровых сигналов — менее 200 м. Ночными сигналами служат огни установлен­ ных цветов в сигнальных фонарях на семафо­

рах и дисках, в ручных и поездных фонарях,, фонарях на шестах и сигнальных указателях.

Круглосуточные сигналы имеют одинако­ вые показания в светлое и темное время суток. Такими сигналами являются огни свето­ форов установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, огни факел-свечи и сигнальные знаки.

Видимые сигналы могут быть постоянны­ ми (укрепленными на фундаментах), пере­ носными (на шестах), ручными и поездными.

К постоянным

сигналам относятся светофо­

ры и семафоры.

Светофоры

могут быть линзовыми и про­

жекторными.

Их подразделяют на мачтовые и

62

Рис. 8. Семафорная установка:

1 — крыло: 2 — мачта семафора; 3 — коленчатый рычаг; 4 — семафорный привод; 5 — жесткая тяга; 6 и 7 — гиб­ кие тяги; 8 — компенсатор; 9 — переводной рычаг

карликовые. Управление светофорами осуще­

ствляется автоматически (с использованием рельсовых цепей или других специальных

устройств) или вручную (дежурным по стан­ ции, сигналистом или поездным диспетчером).

На отдельных участках дорог при полуав­ томатической блокировке и электрожезловой системе применяются семафоры (рис. 8), ко­ торые могут быть одно-, дву- и трехкрылые.

Управление семафорами осуществляет дежур­ ный по станции, сигналисты или стрелочники.

Для открытия семафора рукоятку сигналь­

ного станка, жестко соединенную' со шкивом, переводят из среднего положения в нижнее,

врезультате перемещаются гибкие тяги и при повороте сигнального привода семафор от­ крывается. Для закрытия семафора перевод­ ную рукоятку сигнального станка возвращают

внормальное (среднее) положение.

Для обеспечения контроля со стороны станции положения крыльев входных сема-

63


форов ночью служат контрольные огни. При закрытом положении семафора на нем со сто­ роны станции должны быть видны контроль­

ные прозрачно-белые огн-и каждого крыла, а

при открытом — зеленые огни, соответственно

числу открытых крыльев. В необходимых слу­ чаях контрольными прозрачно-белыми огнями оборудуются также выходные, маршрутные и проходные семафоры. Прозрачно-белый конт­ рольный огонь в данном случае соответствует

запрещающему положению семафора. Откры­

тое положение этих семафоров контрольных огней не имеет.

Светофоры и семафоры по назначению

подразделяют на:

входные—ограждающие станции со сторо­ ны прилегающих перегонов и служащие для

разрешения или запрещения входа поезда на станцию;

выходные — для разрешения или запреще­ ния поезду отправиться со станции на пере­ гон;

проходные—для разрешения или запреще­ ния поезду проследовать с одного блок-участ­ ка (межпостового перегона) на другой;

маршрутные — разрешающие или запре­ щающие поезду проследовать из одного рай­ она станции в другой;

прикрытия—для ограждения мест пересе­

чений железных дорог в одном уровне други­ ми железными дорогами, трамвайными и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником.

Светофоры, кроме того, подразделяют на предупредительные, маневровые, горочные, заградительные, повторительные и локомотив-

64

ные. Одни светофор может совмещать не­ сколько назначений (входной и выходной, вы­ ходной и маршрутный, выходной и маневро­ вый и др.).

Входные сигналы устанавливают:

на неэлектрифицированных участках на расстоянии не ближе 50 м от остряка первой противошерстной или предельного столбика первой пошерстной стрелки;

на электрифицированных участках—перед воздушными промежутками, отделяющими контактную сеть перегона от контактной сети станции.

Выходные ^ сигналы располагают у отпра­ вочных путей вблизи предельных столбиков выходных стрелок с соблюдением габарита С.

Как правило, выходные сигналы устанавли­ вают с каждого отправочного пути, но допу­ скается применение и групповых выходных сигналов (с нескольких путей).

Маршрутные и маневровые светофоры

устанавливают в местах, определяемых усло­ виями работы станции и условиями габари­ та С.

К постоянным сигналам относится и посто­ янный диск уменьшения скорости, окрашен­ ный с передней стороны в желтый цвет C окаймлением черной и белой полосой, а с об­ ратной стороны—в зеленый цвет.

Маневровый светофор (рис. 9) устанавли­ вают в пределах маневровых районов. Им

управляет дежурный по станции, стрелочник

или сигналист и он разрешает или запрещает

маневровые передвижения.

Запрещающим показанием маневрового светофора днем и ночью является синий огонь

3 Зак. 473 65


(рис. 9, б), а разрешающим — лунно-белый огонь (рис. 9, а).

Если постоянный сигнал не включен в дей­ ствие, то он должен быть приведен в закры­ тое положение (светофор погашен) и закрещен двумя планками (рис. 10). В этом случае постоянный сигнал сигнального значения не имеет, и машинист не должен выполнять его показания.

Переносные сигналы применяются для ограждения опасных мест, требующих оста­ новки или уменьшения скорости (препятствие на пути следования поезда, место производст­ ва работ на перегонах и станциях), а также для ограждения подвижного состава па стан­ ционных путях. К ним относятся щиты пря­ моугольной формы, окрашенные с обеих сто­ рон в красный цвет или с одной стороны в

Рис. 9 Маневровый светофор

Рис. 10. Обозначение постоянного сигнала, не включен­ ного в действие

красный, а с другой—в белый; щиты квадрат­ ной формы, окрашенные с одной стороны в

желтый, а с другой—в зеленый цвет; фонари на шестах с красным, желтым и зелеными ог­ нями, красные и желтые флаги, а также фа- кел-свечи.

Факел-свечи применяют для ограждения внезапно возникшего препятствия на пути, а

3*

67

также для сигнализации о необходимости

остановиться поезду, которому угрожает опас­ ность при дальнейшем движении.

Для зажигания факел-свечи зажимное кольцо поднимается вверх, освобождаются и

повертываются острой частью вниз лапки, на которых факел-свеча устанавливается под уг­ лом 45—60° к горизонту в сторону приближа­ ющегося поезда (на правой по ходѵ движения обочине и на расстоянии не менее 1,5 м от го­ ловки крайнего рельса). Затем снимается

верхний

защитный колпачок

со

специальной

теркой,

которой

поджигается

запал

на верх­

нем конце факела.

 

 

 

При зажигании факел-свечи надо соблю­

дать особую осторожность, отклонить

голову

в сторону, чтобы

брызги горящего шлака не

попали в глаза или на лицо.

Факел-свеча го­

рит красным огнем в течение 8—10 мин.

Ручные сигналы применяют при маневро­

вой работе, при

опробовании

автотормозов

поезда, приеме, отправлении и пропуске поез­ дов, а также встрече их сигналистами, стре­

лочниками, путевыми, мостовыми и тоннель­ ными обходчиками, дежурными по переезду

идр. При помощи ручных сигналов машинисту

локомотива передают требование об останов­ ке, разрешают движение с установленной или пониженной скоростью, требуют произвести пробное торможение и т. п.

Стрелочники ручными сигнальными прибо­ рами могут подавать следующие сигналы:

«Стой!» — красным развернутым флагом

днем и красным огнем ручного фонаря ночью.

68