Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ких процессов. С увеличением в хозяйстве |
количества |
машин |
|||||||||
улучшается агротехника возделывания культур, |
сокращаются |
||||||||||
сроки проведения работ, повышается |
урожайность |
сельскохо |
|||||||||
зяйственных |
культур. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Этот вывод подтверждается данными разработок годовых от |
||||||||||
четов совхозов Центральной Якутии в среднем за |
1967—1970 гг. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
42 |
||
|
Влияние состава машинно-тракторного парка на эффективность |
|
|||||||||
|
сельскохозяйственного |
производства в совхозах |
Центральной Якутии |
|
|||||||
|
|
|
|
|
(1967—1970 гг.) |
|
|
|
|
||
|
|
|
Соотноше |
Годовая |
Произведено валовой |
продукции |
|||||
|
Группы |
|
|
растениеводства, |
руб. |
|
|||||
|
Количество |
ние |
|
выработка |
|
|
|
|
|
|
|
совхозов по |
стоимостей |
на 1 ус |
|
|
|
|
|
|
|||
|
отношение |
совхозов |
тракторов |
ловный |
|
|
|
|
|
|
|
тракторов и |
в группе |
и с.-X. |
трактор, га |
на 1 га |
с.-х . |
на 1 |
га |
на 1 |
чел. |
||
с .-х . машин |
|
машин, |
в |
мягкой |
угодий |
пашни |
день |
||||
|
|
|
среднем |
|
пахоты |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
I. |
1:0,12—0,43 |
13 |
i :0,37 |
255 |
11,0 |
116 |
|
6,6 |
|
||
II. |
1:0,52—0,98 |
12 |
1:0,73 |
270 |
19,0 |
191 |
|
7,4 |
|
||
III. |
1:1,1 —1,51 |
4 |
1:1,27 |
290 |
20,6 |
309 |
|
11,5 |
|
||
|
Из табл. 42 видно, что в 1 |
группе совхозов (с соотношением |
стоимости тракторов и сельскохозяйственных машин—1:0,37) го довая выработка тракторов равна 255 га условной пахоты, а в III группе хозяйств (при соотношении—1 : 1,27) —290 га, или на 13,7% больше. Производство валовой продукции растение водства на 1 га сельскохозяйственных угодий при этом возросло с 11 руб. до 20,6 руб., а в расчете на 1 человеко-день — с 6,6 до
11,5 руб.
Таким образом, с улучшением соотношения между трактора ми и прицепными машинами значительно повышаются эффектив ность машинно-тракторного парка и экономические показатели растениеводства.
В настоящее время, когда совхозы переводятся на полный хозяйственный расчет и установлена плата за производственные фонды, рациональное комплектование машинно-тракторного парка приобретает особое значение.
Задачи внедрения комплексной механизации, рационального использования капитальных вложений в механические средства труда, улучшения планирования и организации поставки машин требуют проведения экономического обоснования структуры ма шинно-тракторного парка по соответствующим природно-эконо мическим зонам. Решение данной задачи сводится к определе нию наиболее эффективных типов тракторов и сельскохозяйст
91
венных машин, соответствующих конкретным почвенно-клима тическим и производственным условиям зоны.
Современные сельскохозяйственные предприятия распола гают большим набором различных тракторов и машин, поэтому увеличилась номенклатура выполняемых работ, расширилась возможность комплектования и использования машинных агре гатов. Себестоимость тракторных работ находится в прямой за висимости от состава агрегата, местных природно-производствен ных условий. Поэтому для решения данной задачи в настоя щее время пользуются методом линейного программирования, который позволяет из множества всевозможных вариантов выб рать наиболее оптимальный. Для экономического обоснования оптимального машинно-тракторного парка научно-исследова тельскими институтами разработаны и рекомендованы методики решения этой задачи со следующими целевыми функциями:
минимум капитальных затрат на приобретение техники; минимум общего количества тракторов; минимум затрат труда;
максимум производительности труда при выполнении всех работ в установленные сроки;
минимум прямых эксплуатационных затрат; минимум приведенных затрат.
Большинство этих критериев являются недостаточно обосно ванными и не соответствуют в полной мере поставленной зада че, в результате которой получается неодинаковый как по коли честву, так и по качеству оптимальный машинно-тракторный парк.
Для выбора критерия оптимальности отделом экономики ме ханизации ВНИИЭСХ проведены сравнительные расчеты по определению структуры машинно-тракторного парка с различ ной функцией цели. Наилучшие результаты по всем показателям получены при расчете парка на минимум приведенных затрат 1. Этот показатель более точно отражает цель и эффективность оп тимального комплектования машинно-тракторного парка.
Задача по определению оптимального состава машинно-трак торного парка на перспективу для совхозов и колхозов Цент ральной Якутии, имеющая 157 ограничений и 125 переменных, решалась автором по программе А. Я. Чувилиной на ЭВМ «М-220М» в вычислительном центре Якутского филиала СО АН
СССР. В качестве исходных данных взяты суммарные плановые объемы работ по зоне на 1975 г. в соответствии с принятой тех нологией возделывания сельскохозяйственных культур и приме няемых в настоящее время нормативных данных.
Постановка задачи: определить на 1975 г. для природно-эко номической зоны (Центральной Якутии) оптимальные типы и количество тракторов, машин и орудий экономичных конструк
1 ВНИИЭСХ. Доклады и сообщения. М., 1970, № 53—54, с. 47.
92
ций, которые будут наиболее выгодны для конкретных условий зоны и отвечать агротехническим требованиям возделываемых культур.
Критерий оптимальности — минимум приведенных затрат на производство заданных работ в оптимальные агротехнические сроки.
Экономико-математическая модель задачи: 1
|
|
|
|
|
|
п |
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
z = |
\ i CJxJ + |
cl XL |
|
|
|||
при |
условиях: |
|
|
|
/ = 1 |
|
L = n + 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
И aktxt>вк |
(6= 1,2. . . |
. m); |
|
|
|
|||||
|
1=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s |
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
2) |
H |
QjLXL> |
S |
V |
i |
(j=m+\, . |
. t); |
|
|||
|
L —n+1 |
|
1 = 1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
s |
l |
|
|
|
|
|
|
|
|
3) |
*„>• |
Yi |
o.LX iL (i = l + l .............w); |
|
|
|
|||||
|
L = n + 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
|
4) x,>0; X>0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Обозначения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
/—порядковый номер машины 1, 2, ..., /; |
|
|||||||||
|
L—порядковый номер трактора /+1, ..., L; |
|
|||||||||
|
к—порядковый номер сельскохозяйственной работы; |
||||||||||
|
/—период работ; |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Р—агротехнический срок выполнения работы или время |
||||||||||
|
|
работы |
машины; |
|
|
|
|
|
|||
|
q—запас |
времени |
трактора; |
|
|
|
|||||
|
х ;—количество l-то типа |
машин; |
|
|
|
||||||
|
X i количество L-ro типа тракторов; |
|
|
||||||||
|
Cj— коэффициент целевой функции |
для /-го типа машины; |
|||||||||
|
akl производительность |
/-го типа |
машины на |
k-й работе; |
|||||||
cL—коэффициент |
целевой функции для L-й марки трак |
||||||||||
|
|
тора; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в*—объем выполняемой работы k-то вида; |
в агротех |
|||||||||
Pji—агротехнический.срок выполнения |
работы |
ническом периоде;
1 М. Е. Б р а с л а в е ц. Экономико-математические |
методы в организации |
и планировании сельскохозяйственного производства. |
М., «Экономика», 1971, |
с. 283. |
|
93
qjL — возможное количество рабочих дней для выполнения работы трактором L-й марки в агротехническом пе-
риоде;
акоэффициент — связка. Если машина i-ro вида не ра
ботает с трактором L-й марки, |
а = 0, а если работает, |
а = 1. |
то, что календарные |
Особенностью этой модели является |
сроки и продолжительность агротехнических периодов устанав ливаются в соответствии с основными технологическими опера циями возделываемых культур и не допускают решения задачи только по напряженному периоду.
Ограничения первой группы означают, что количество ма шин, необходимых для выполнения заданного объема работ в каждом агротехническом периоде, может быть больше, чем фак тически требуется. Коэффициенты при неизвестных показывают производительность машинных агрегатов при выполнении раз личных работ в каждом агротехническом периоде. Постоянные величины в правой части неравенств — общие объемы работ, а количество неравенств равно числу видов работ в агропериоде.
Ограничения второй группы предопределяют такое решение задачи, в котором машинно-тракторные агрегаты будут работать не больше, чем предусмотрено агротехническими сроками.
Количество прицепных машин и орудий каждой марки не должно превышать количество тракторов, с которыми они агрегатируются. Это условие обеспечивается ограничениями третьей группы.
При решении задачи используется следующая информация: Структура посевных площадей и кормовых угодий на год
планирования; Агротехнические карты на выполнение сельскохозяйствен
ных операций; Перечень и объемы механизированных работ в соответствии
со структурой производства; Агротехнические сроки выполнения работ;
Нормативные годовые загрузки тракторов и сельскохозяйст венных машин (в часах);
Расчетные технико-экономические характеристики машиннотракторных агрегатов:
производительность агрегата за 1 час сменного времени; прямые эксплуатационные затраты на 1 час работы агрегата;
Нормы отчислений на реновацию и нормативный коэффи циент эффективности капитальных вложений на трактор.
По данным технологических карт, разработанных по всем возделываемым культурам, видам животных и работ составляет ся сводный план-график выполнения работ и по нему опреде ляются количество и продолжительность агротехнических пе риодов.
94
На выполнение каждой технологической операции вклю чаются все технически и технологически возможные агрегаты, в том числе и перспективная система машин, предложенная для этой зоны.
Состав агрегата определяется аналитически-расчетным спо собом с учетом тяговой характеристики трактора, допустимой скорости движения, удельного сопротивления почвы и прицепной машины.
Производительность |
мобильного |
агрегата |
определяется по |
|
известной |
формуле: |
|
|
|
|
|
W=0.1BpVptp, |
|
|
где Вр, Vp, |
tp,— рабочие размеры |
ширины |
захвата, скорости |
|
|
движения и рабочего времени. |
|||
Р а с ч е т п р я м ы х |
з а т р а т |
на выполнение механизиро |
||
ванных работ. |
|
|
|
Прямые эксплуатационные затраты на выполнение механизи рованных работ включают в себя сумму затрат: на оплату т р у да механизаторов, горюче-смазочные материалы, амортизацион ные отчисления на реновацию, отчисления на капитальный и текущий ремонты, технические уходы и хранение машин.
Нормативы затрат на амортизацию и ремонты удобнее вес ти на один час работы агрегата, так как в единицу времени они не меняются, а затраты на оплату труда и горюче-смазочные ма
териалы |
значительно |
колеблются. |
|
||||
Годовую загрузку машины можно определить на основе дан |
|||||||
ных |
технологических |
карт по |
сводному |
календарному плану- |
|||
графику |
выполнения |
работ. |
|
|
|||
Оплата труда |
рабочих, занятых обслуживанием агрегата, |
||||||
рассчитывается |
по формуле: |
|
|
||||
|
|
|
|
|
_Еш Д |
|
|
|
|
|
|
|
р_ |
Wr ’ |
|
где |
Ор— оплата труда рабочих, обслуживающих агрегат (руб. |
||||||
|
|
на |
единицу |
работы); |
|
||
|
Im f— число |
рабочих, обслуживающих агрегат; |
|||||
|
<ф— оплата |
одного человеко-часа |
работы i-й квалифика |
||||
|
|
ции |
(руб.); |
|
|
|
|
|
Wr— часовая выработка агрегата в принятых единицах. |
||||||
Затраты на горюче-смазочные материалы можно определить |
|||||||
по |
формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C=Nkp-qkp-U,r -Yi-T, |
||
где |
С— затраты горюче-смазочных материалов на 1 час рабо |
||||||
|
|
ты |
агрегата; |
|
с.; |
||
|
Nkp—тяговая мощность трактора, л. |
95