Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ких процессов. С увеличением в хозяйстве

количества

машин

улучшается агротехника возделывания культур,

сокращаются

сроки проведения работ, повышается

урожайность

сельскохо­

зяйственных

культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот вывод подтверждается данными разработок годовых от­

четов совхозов Центральной Якутии в среднем за

1967—1970 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

42

 

Влияние состава машинно-тракторного парка на эффективность

 

 

сельскохозяйственного

производства в совхозах

Центральной Якутии

 

 

 

 

 

 

(1967—1970 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

Соотноше­

Годовая

Произведено валовой

продукции

 

Группы

 

 

растениеводства,

руб.

 

 

Количество

ние

 

выработка

 

 

 

 

 

 

совхозов по

стоимостей

на 1 ус­

 

 

 

 

 

 

 

отношение

совхозов

тракторов

ловный

 

 

 

 

 

 

тракторов и

в группе

и с.-X.

трактор, га

на 1 га

с.-х .

на 1

га

на 1

чел.

с .-х . машин

 

машин,

в

мягкой

угодий

пашни

день

 

 

 

среднем

 

пахоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.

1:0,12—0,43

13

i :0,37

255

11,0

116

 

6,6

 

II.

1:0,52—0,98

12

1:0,73

270

19,0

191

 

7,4

 

III.

1:1,1 —1,51

4

1:1,27

290

20,6

309

 

11,5

 

 

Из табл. 42 видно, что в 1

группе совхозов (с соотношением

стоимости тракторов и сельскохозяйственных машин—1:0,37) го­ довая выработка тракторов равна 255 га условной пахоты, а в III группе хозяйств (при соотношении—1 : 1,27) —290 га, или на 13,7% больше. Производство валовой продукции растение­ водства на 1 га сельскохозяйственных угодий при этом возросло с 11 руб. до 20,6 руб., а в расчете на 1 человеко-день — с 6,6 до

11,5 руб.

Таким образом, с улучшением соотношения между трактора­ ми и прицепными машинами значительно повышаются эффектив­ ность машинно-тракторного парка и экономические показатели растениеводства.

В настоящее время, когда совхозы переводятся на полный хозяйственный расчет и установлена плата за производственные фонды, рациональное комплектование машинно-тракторного парка приобретает особое значение.

Задачи внедрения комплексной механизации, рационального использования капитальных вложений в механические средства труда, улучшения планирования и организации поставки машин требуют проведения экономического обоснования структуры ма­ шинно-тракторного парка по соответствующим природно-эконо­ мическим зонам. Решение данной задачи сводится к определе­ нию наиболее эффективных типов тракторов и сельскохозяйст­

91


венных машин, соответствующих конкретным почвенно-клима­ тическим и производственным условиям зоны.

Современные сельскохозяйственные предприятия распола­ гают большим набором различных тракторов и машин, поэтому увеличилась номенклатура выполняемых работ, расширилась возможность комплектования и использования машинных агре­ гатов. Себестоимость тракторных работ находится в прямой за­ висимости от состава агрегата, местных природно-производствен­ ных условий. Поэтому для решения данной задачи в настоя­ щее время пользуются методом линейного программирования, который позволяет из множества всевозможных вариантов выб­ рать наиболее оптимальный. Для экономического обоснования оптимального машинно-тракторного парка научно-исследова­ тельскими институтами разработаны и рекомендованы методики решения этой задачи со следующими целевыми функциями:

минимум капитальных затрат на приобретение техники; минимум общего количества тракторов; минимум затрат труда;

максимум производительности труда при выполнении всех работ в установленные сроки;

минимум прямых эксплуатационных затрат; минимум приведенных затрат.

Большинство этих критериев являются недостаточно обосно­ ванными и не соответствуют в полной мере поставленной зада­ че, в результате которой получается неодинаковый как по коли­ честву, так и по качеству оптимальный машинно-тракторный парк.

Для выбора критерия оптимальности отделом экономики ме­ ханизации ВНИИЭСХ проведены сравнительные расчеты по определению структуры машинно-тракторного парка с различ­ ной функцией цели. Наилучшие результаты по всем показателям получены при расчете парка на минимум приведенных затрат 1. Этот показатель более точно отражает цель и эффективность оп­ тимального комплектования машинно-тракторного парка.

Задача по определению оптимального состава машинно-трак­ торного парка на перспективу для совхозов и колхозов Цент­ ральной Якутии, имеющая 157 ограничений и 125 переменных, решалась автором по программе А. Я. Чувилиной на ЭВМ «М-220М» в вычислительном центре Якутского филиала СО АН

СССР. В качестве исходных данных взяты суммарные плановые объемы работ по зоне на 1975 г. в соответствии с принятой тех­ нологией возделывания сельскохозяйственных культур и приме­ няемых в настоящее время нормативных данных.

Постановка задачи: определить на 1975 г. для природно-эко­ номической зоны (Центральной Якутии) оптимальные типы и количество тракторов, машин и орудий экономичных конструк­

1 ВНИИЭСХ. Доклады и сообщения. М., 1970, № 53—54, с. 47.

92


ций, которые будут наиболее выгодны для конкретных условий зоны и отвечать агротехническим требованиям возделываемых культур.

Критерий оптимальности — минимум приведенных затрат на производство заданных работ в оптимальные агротехнические сроки.

Экономико-математическая модель задачи: 1

 

 

 

 

 

 

п

 

s

 

 

 

 

 

 

 

z =

\ i CJxJ +

cl XL

 

 

при

условиях:

 

 

 

/ = 1

 

L = n + 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

И aktxt>вк

(6= 1,2. . .

. m);

 

 

 

 

1=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s

 

 

 

n

 

 

 

 

 

 

2)

H

QjLXL>

S

V

i

(j=m+\, .

. t);

 

 

L —n+1

 

1 = 1

 

 

 

 

 

 

 

 

s

l

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

*„>•

Yi

o.LX iL (i = l + l .............w);

 

 

 

 

L = n + 1

 

 

 

 

 

 

 

 

^

4) x,>0; X>0.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/—порядковый номер машины 1, 2, ..., /;

 

 

L—порядковый номер трактора /+1, ..., L;

 

 

к—порядковый номер сельскохозяйственной работы;

 

/—период работ;

 

 

 

 

 

 

 

Р—агротехнический срок выполнения работы или время

 

 

работы

машины;

 

 

 

 

 

 

q—запас

времени

трактора;

 

 

 

 

х ;—количество l-то типа

машин;

 

 

 

 

X i количество L-ro типа тракторов;

 

 

 

Cj— коэффициент целевой функции

для /-го типа машины;

 

akl производительность

/-го типа

машины на

k-й работе;

cL—коэффициент

целевой функции для L-й марки трак­

 

 

тора;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в*—объем выполняемой работы k-то вида;

в агротех­

Pji—агротехнический.срок выполнения

работы

ническом периоде;

1 М. Е. Б р а с л а в е ц. Экономико-математические

методы в организации

и планировании сельскохозяйственного производства.

М., «Экономика», 1971,

с. 283.

 

93


qjL — возможное количество рабочих дней для выполнения работы трактором L-й марки в агротехническом пе-

риоде;

акоэффициент — связка. Если машина i-ro вида не ра­

ботает с трактором L-й марки,

а = 0, а если работает,

а = 1.

то, что календарные

Особенностью этой модели является

сроки и продолжительность агротехнических периодов устанав­ ливаются в соответствии с основными технологическими опера­ циями возделываемых культур и не допускают решения задачи только по напряженному периоду.

Ограничения первой группы означают, что количество ма­ шин, необходимых для выполнения заданного объема работ в каждом агротехническом периоде, может быть больше, чем фак­ тически требуется. Коэффициенты при неизвестных показывают производительность машинных агрегатов при выполнении раз­ личных работ в каждом агротехническом периоде. Постоянные величины в правой части неравенств — общие объемы работ, а количество неравенств равно числу видов работ в агропериоде.

Ограничения второй группы предопределяют такое решение задачи, в котором машинно-тракторные агрегаты будут работать не больше, чем предусмотрено агротехническими сроками.

Количество прицепных машин и орудий каждой марки не должно превышать количество тракторов, с которыми они агрегатируются. Это условие обеспечивается ограничениями третьей группы.

При решении задачи используется следующая информация: Структура посевных площадей и кормовых угодий на год

планирования; Агротехнические карты на выполнение сельскохозяйствен­

ных операций; Перечень и объемы механизированных работ в соответствии

со структурой производства; Агротехнические сроки выполнения работ;

Нормативные годовые загрузки тракторов и сельскохозяйст­ венных машин (в часах);

Расчетные технико-экономические характеристики машиннотракторных агрегатов:

производительность агрегата за 1 час сменного времени; прямые эксплуатационные затраты на 1 час работы агрегата;

Нормы отчислений на реновацию и нормативный коэффи­ циент эффективности капитальных вложений на трактор.

По данным технологических карт, разработанных по всем возделываемым культурам, видам животных и работ составляет­ ся сводный план-график выполнения работ и по нему опреде­ ляются количество и продолжительность агротехнических пе­ риодов.

94


На выполнение каждой технологической операции вклю­ чаются все технически и технологически возможные агрегаты, в том числе и перспективная система машин, предложенная для этой зоны.

Состав агрегата определяется аналитически-расчетным спо­ собом с учетом тяговой характеристики трактора, допустимой скорости движения, удельного сопротивления почвы и прицепной машины.

Производительность

мобильного

агрегата

определяется по

известной

формуле:

 

 

 

 

 

W=0.1BpVptp,

 

где Вр, Vp,

tp,— рабочие размеры

ширины

захвата, скорости

 

движения и рабочего времени.

Р а с ч е т п р я м ы х

з а т р а т

на выполнение механизиро­

ванных работ.

 

 

 

Прямые эксплуатационные затраты на выполнение механизи­ рованных работ включают в себя сумму затрат: на оплату т р у ­ да механизаторов, горюче-смазочные материалы, амортизацион­ ные отчисления на реновацию, отчисления на капитальный и текущий ремонты, технические уходы и хранение машин.

Нормативы затрат на амортизацию и ремонты удобнее вес­ ти на один час работы агрегата, так как в единицу времени они не меняются, а затраты на оплату труда и горюче-смазочные ма­

териалы

значительно

колеблются.

 

Годовую загрузку машины можно определить на основе дан­

ных

технологических

карт по

сводному

календарному плану-

графику

выполнения

работ.

 

 

Оплата труда

рабочих, занятых обслуживанием агрегата,

рассчитывается

по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

_Еш Д

 

 

 

 

 

 

р_

Wr ’

 

где

Ор— оплата труда рабочих, обслуживающих агрегат (руб.

 

 

на

единицу

работы);

 

 

Im f— число

рабочих, обслуживающих агрегат;

 

<ф— оплата

одного человеко-часа

работы i-й квалифика­

 

 

ции

(руб.);

 

 

 

 

Wr— часовая выработка агрегата в принятых единицах.

Затраты на горюче-смазочные материалы можно определить

по

формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C=Nkp-qkp-U,r -Yi-T,

где

С— затраты горюче-смазочных материалов на 1 час рабо­

 

 

ты

агрегата;

 

с.;

 

Nkp—тяговая мощность трактора, л.

95