Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

только на работе, но и в сфере досуга. При этом, ко­

нечно, необходимо ориентироваться в первую очередь на общественно значимые и основные производствен­

ные задачи.

При расстановке людей следует учитывать психо­

логические особенности неформальных взаимоотноше­

ний, стараясь, однако, сочетать в составе коллектива работников разного возраста, производственного стажа и профессионального мастерства, что обеспечивает передачу опыта и воспитательное влияние старших

сотрудников на младших. Подбирая группы для обуче­

ния новой специальности, в которых обычно оказыва­

ются работники примерно одного возраста, центр вни­

мания нужно перенести на заинтересованность каж­ дого новой профессией. Наибольший эффект, как пра­ вило, дает совместная специализация тех работников,

которые входят в одну и ту же неформальную под­

группу и объединены единством творческого, делового отношения к одной и той же производственной проб­

леме.

Задача управления взаимоотношениями в коллек­ тиве облегчается, если в его актив входят люди наибо­

лее авторитетные с точки зрения формирования груп­

пового мнения. Агитаторские и организаторские спо­ собности этих людей должны использоваться для по­ вышения сплоченности и улучшения воспитательной работы в коллективе.

Известно, что в коллективе настроения и мнения

выражаются на общих собраниях сотрудников. Собра­

ния необходимо строить таким образом, чтобы все же­

лающие имели возможность высказать свою точку зре­

ния без опасений за последствия выступлений. К ре­

шениям собраний коллектива руководитель должен относиться с большим вниманием и быть всегда тща­

тельно подготовлен для ответа. Если по тем или иным

объективным причинам пожелания участников собра­ ния не могут быть осуществлены, руководителю сле­

дует в приемлемой форме сразу же объяснить коллек­ тиву эти причины. Нужно иметь в виду, что собрание

является основным органом общественной жизни

коллектива как малой группы. Решение общего собра­

ния становится законом коллективной жизни, кото­ рому добровольно следуют все сотрудники, так

58 —


как этот закон поддерживается авторитетом их сов­

местного мнения.

Общее собрание рекомендуется проводить органи­

зованно, опираясь на наиболее опытных и уважаемых

членов коллектива. Руководителю не обязательно каж­

дый раз лично выступать перед подчиненными. Целе­

сообразно привлекать к выступлениям всех участни­ ков. Однако во всех сложных, а особенно спорных си­

туациях руководителю следует высказать свое автори­

тетное мнение.

Спорные и жизненно важные для коллектива во­

просы необходимо обсуждать в форме групповой дис­ куссии. Но руководитель должен уметь своевременно вмешаться в дискуссию и склонить людей к принятию

наиболее разумного, с его точки зрения, решения.

Ничто так не способствует распространению слухов,

созданию психологической напряженности в трудовом

коллективе, как недостаток информации, отсутствие четкого планирования и постановки целей. Здесь уместно вспомнить слова В. И. Ленина: «По нашему

представлению государство сильно сознательностью

масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» l. Руко­

водитель — основной источник информации для пер­

вичного коллектива, а производственные совещания яв ­ ляются наиболее эффективным средством для сообще­

ния работникам необходимых сведений.

Учитывая систему формальных и неформальных

связей в трудовом коллективе, необходимо предусмат­ ривать взаимозаменяемость ведущих работников без

ущерба для психологического климата в коллективе.

Нельзя иметь «незаменимых» работников, которые на­ ходились бы на особом счету и пользовались больши­

ми привилегиями, чем все остальные.

Могучим средством управления взаимоотношени­

ями являются групповые нормы поведения и общест­

венное мнение членов коллектива. Руководитель должен знать, что групповые нормы и общественное

мнение в коллективе складываются порой стихийно и оказывают на работников определенное воздей­

ствие.

, В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 21.

— 59 —

Управлять действием групповых норм — это управ­

лять неписаными правилами и обычаями групповых

взаимоотношений. Для руководителя как воспитателя это очень важно.

Человек часто подчиняется групповым нормам не

раздумывая, автоматически. В основе действия группо­

вых норм лежат не только механизмы сознательного

I7X усвоения, по также и явление внушения. Принятые

б группе образцы взаимоотношении и поведения вну­

шаются каждому ее участнику, и тем самым дости­ гается соответствие ожидаемого и реального поведения.

Для целей руководства и воспитания важно, чтобы

мораль этих групповых норм в трудовом коллективе

формировалась по законам рабочей чести и мораль­ ного кодекса строителя коммунизма. Первичные пар­

тийные, профсоюзные, комсомольские организации не­ сут наибольшую ответственность за правильное форми­

рование групповых норм в своих коллективах. Нови­

чок, приходя в такой коллектив, усваивает моральные нормы и вскоре сам становится их активным вырази­

телем.

Руководитель должен хорошо знать в своем коллек­

тиве тех людей, которые обладают наибольшим авто­

ритетом, являются для остальных примером в труде и

в общественной жизни. Идейно-воспитательную работу

E коллективе необходимо проводить так, чтобы образ­

цы поведения этих людей стали групповой нормой, ре­

гулирующей действия каждого члена коллектива.

Слаженный трудовой коллектив не создается сразу.

Требуются время, условия и длительные усилия всех

его членов. Процесс развития коллектива имеет не­

сколько фаз в организации личных взаимоотношений.

Как показал видный советский педагог-психолог

Л. С. Макаренко, процесс создания дружного, слажен­

ного коллектива обычно проходит три этапа. Первона­

чально твердые требования к подчиненным предъяв­ ляются только руководителем. По мере развития взаи­

моотношений требования руководителя принимаются

возникшим в коллективе активом, сам актив, в свою

очередь, предъявляет их ко всем членам коллектива.

Руководитель начинает руководить коллективом через

актив. По мере развития коллектива все его члены доб­

ровольно принимают требования руководителя, актива

— 60 —


и предъявляют их к себе без персональных исклю­

чений.

При увеличении членства групп или коллектива объем взаимодействия между людьми возрастает про­

порционально увеличению числа членов группы, ин­ тенсивность общения в целом падает и динамика

структурных изменений замедляется. Б связи с этим

социальное поведение человека в условиях большой

или малой группы может существенно различаться.

Чем больше численность коллектива, тем меньше веро­

ятность близких дружеских контактов между людьми,

ниже уровень сплоченности. Следовательно, при опре­ делении численного состава трудового коллектива

нужно учитывать не только производственные, но так­ же идейно-воспитательные факторы. В связи с этим планы социального развития коллективов предприятий

и организаций должны предусматривать высокий уро­ вень сплоченности в первичных трудовых коллекти­

вах — основных ячейках социалистического общества.

«Здесь, — говорится в материалах XXIV съезда

КПСС, — формируются новые, социалистические каче­

ства трудящихся, складываются отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи».

Конечно, численность трудового коллектива — всего лишь одно из формальных условий его сплочен­

ности. Главным же являются ленинские принципы уп­

равления социалистическим производством: единство

политического и хозяйственного руководства, демокра­

тический централизм, сочетание единоначалия и кол­

легиальности, правильный подбор и расстановка кад­ ров, плановость руководства, экономическое ведение хозяйства, учет материальной и моральной заинтере­

сованности работников в их труде. Это достигается

посредством активизации изобретательской, рациона­ лизаторской, творческой деятельности в коллективе.

Опираясь на эти принципы, можно регулировать

складывающиеся в трудовых коллективах взаимоотно­ шения людей путем сочетания экономических и адми­

нистративно-правовых методов с методами социально­

психологическими.

Важнейшим регулятором производственной дея­

тельности, социально-политической и духовной жизни трудового коллектива, как и всего социалистического

— 61 —



общества, является сознательное, целенаправленное воздействие его участников во главе с партийным и

хозяйственным руководством на все функциональные

системы своих собственных взаимоотношений. Таким

образом, социалистический трудовой коллектив высту­

пает не только как объект, но и как субъект управ­ ления.

Всемерное вовлечение трудящихся в управление и

самоуправление производством путем стимулирования

их общественно-политической активности, усиления

партийной, профсоюзной и комсомольской работы при­

ближает решение той задачи, на которую в свое время указывал В. И. Ленин: «...когда все научатся управ­ лять и будут на самом деле управлять самостоятельно

общественным производством... будет открыта настежь

дверь к переходу от первой фазы коммунистического

общества к высшей его фазе...» ' Главным условием развития взаимоотношений и

расширения участия рабочих и служащих в управле­

нии производственными и социальными процессами на предприятии является формирование коммунистиче­ ского отношения к труду. Ознакомление с достиже­

ниями передовых коллективов, участие в социалисти­ ческом соревновании, воспитание передовиков, получе­ ние права на личный знак качества, определение лич­ ных перспектив того или иного рабочего, составление

индивидуальных обязательств — все

это благопри­

ятствует формированию устойчивого

положительного

отношения работников к предприятию, труду, к брига­

де, профессии. Удовлетворенность работников своим

трудом при этом повышается, сокращается текучесть

кадров, растет индивидуальная и групповая произво­

дительность труда. Следовательно, показатели эконо­ мической эффективности связаны с факторами мо­ рально-психологической эффективности в организации

коллективного труда.

Широкое участие рабочих в бригадных и цеховых

делах способствует формированию у них чувства хо­

зяина и ответственности, что обусловливает развитие

качественно новых взаимоотношений между людьми. Руководитель, ставящий перед коллективом определен-

1В. И. JI е н и и. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 102.

62 —