Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
только на работе, но и в сфере досуга. При этом, ко
нечно, необходимо ориентироваться в первую очередь на общественно значимые и основные производствен
ные задачи.
При расстановке людей следует учитывать психо
логические особенности неформальных взаимоотноше
ний, стараясь, однако, сочетать в составе коллектива работников разного возраста, производственного стажа и профессионального мастерства, что обеспечивает передачу опыта и воспитательное влияние старших
сотрудников на младших. Подбирая группы для обуче
ния новой специальности, в которых обычно оказыва
ются работники примерно одного возраста, центр вни
мания нужно перенести на заинтересованность каж дого новой профессией. Наибольший эффект, как пра вило, дает совместная специализация тех работников,
которые входят в одну и ту же неформальную под
группу и объединены единством творческого, делового отношения к одной и той же производственной проб
леме.
Задача управления взаимоотношениями в коллек тиве облегчается, если в его актив входят люди наибо
лее авторитетные с точки зрения формирования груп
пового мнения. Агитаторские и организаторские спо собности этих людей должны использоваться для по вышения сплоченности и улучшения воспитательной работы в коллективе.
Известно, что в коллективе настроения и мнения
выражаются на общих собраниях сотрудников. Собра
ния необходимо строить таким образом, чтобы все же
лающие имели возможность высказать свою точку зре
ния без опасений за последствия выступлений. К ре
шениям собраний коллектива руководитель должен относиться с большим вниманием и быть всегда тща
тельно подготовлен для ответа. Если по тем или иным
объективным причинам пожелания участников собра ния не могут быть осуществлены, руководителю сле
дует в приемлемой форме сразу же объяснить коллек тиву эти причины. Нужно иметь в виду, что собрание
является основным органом общественной жизни
коллектива как малой группы. Решение общего собра
ния становится законом коллективной жизни, кото рому добровольно следуют все сотрудники, так
58 —
как этот закон поддерживается авторитетом их сов
местного мнения.
Общее собрание рекомендуется проводить органи
зованно, опираясь на наиболее опытных и уважаемых
членов коллектива. Руководителю не обязательно каж
дый раз лично выступать перед подчиненными. Целе
сообразно привлекать к выступлениям всех участни ков. Однако во всех сложных, а особенно спорных си
туациях руководителю следует высказать свое автори
тетное мнение.
Спорные и жизненно важные для коллектива во
просы необходимо обсуждать в форме групповой дис куссии. Но руководитель должен уметь своевременно вмешаться в дискуссию и склонить людей к принятию
наиболее разумного, с его точки зрения, решения.
Ничто так не способствует распространению слухов,
созданию психологической напряженности в трудовом
коллективе, как недостаток информации, отсутствие четкого планирования и постановки целей. Здесь уместно вспомнить слова В. И. Ленина: «По нашему
представлению государство сильно сознательностью
масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» l. Руко
водитель — основной источник информации для пер
вичного коллектива, а производственные совещания яв ляются наиболее эффективным средством для сообще
ния работникам необходимых сведений.
Учитывая систему формальных и неформальных
связей в трудовом коллективе, необходимо предусмат ривать взаимозаменяемость ведущих работников без
ущерба для психологического климата в коллективе.
Нельзя иметь «незаменимых» работников, которые на ходились бы на особом счету и пользовались больши
ми привилегиями, чем все остальные.
Могучим средством управления взаимоотношени
ями являются групповые нормы поведения и общест
венное мнение членов коллектива. Руководитель должен знать, что групповые нормы и общественное
мнение в коллективе складываются порой стихийно и оказывают на работников определенное воздей
ствие.
, В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 21.
— 59 —
Управлять действием групповых норм — это управ
лять неписаными правилами и обычаями групповых
взаимоотношений. Для руководителя как воспитателя это очень важно.
Человек часто подчиняется групповым нормам не
раздумывая, автоматически. В основе действия группо
вых норм лежат не только механизмы сознательного
I7X усвоения, по также и явление внушения. Принятые
б группе образцы взаимоотношении и поведения вну
шаются каждому ее участнику, и тем самым дости гается соответствие ожидаемого и реального поведения.
Для целей руководства и воспитания важно, чтобы
мораль этих групповых норм в трудовом коллективе
формировалась по законам рабочей чести и мораль ного кодекса строителя коммунизма. Первичные пар
тийные, профсоюзные, комсомольские организации не сут наибольшую ответственность за правильное форми
рование групповых норм в своих коллективах. Нови
чок, приходя в такой коллектив, усваивает моральные нормы и вскоре сам становится их активным вырази
телем.
Руководитель должен хорошо знать в своем коллек
тиве тех людей, которые обладают наибольшим авто
ритетом, являются для остальных примером в труде и
в общественной жизни. Идейно-воспитательную работу
E коллективе необходимо проводить так, чтобы образ
цы поведения этих людей стали групповой нормой, ре
гулирующей действия каждого члена коллектива.
Слаженный трудовой коллектив не создается сразу.
Требуются время, условия и длительные усилия всех
его членов. Процесс развития коллектива имеет не
сколько фаз в организации личных взаимоотношений.
Как показал видный советский педагог-психолог
Л. С. Макаренко, процесс создания дружного, слажен
ного коллектива обычно проходит три этапа. Первона
чально твердые требования к подчиненным предъяв ляются только руководителем. По мере развития взаи
моотношений требования руководителя принимаются
возникшим в коллективе активом, сам актив, в свою
очередь, предъявляет их ко всем членам коллектива.
Руководитель начинает руководить коллективом через
актив. По мере развития коллектива все его члены доб
ровольно принимают требования руководителя, актива
— 60 —
и предъявляют их к себе без персональных исклю
чений.
При увеличении членства групп или коллектива объем взаимодействия между людьми возрастает про
порционально увеличению числа членов группы, ин тенсивность общения в целом падает и динамика
структурных изменений замедляется. Б связи с этим
социальное поведение человека в условиях большой
или малой группы может существенно различаться.
Чем больше численность коллектива, тем меньше веро
ятность близких дружеских контактов между людьми,
ниже уровень сплоченности. Следовательно, при опре делении численного состава трудового коллектива
нужно учитывать не только производственные, но так же идейно-воспитательные факторы. В связи с этим планы социального развития коллективов предприятий
и организаций должны предусматривать высокий уро вень сплоченности в первичных трудовых коллекти
вах — основных ячейках социалистического общества.
«Здесь, — говорится в материалах XXIV съезда
КПСС, — формируются новые, социалистические каче
ства трудящихся, складываются отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи».
Конечно, численность трудового коллектива — всего лишь одно из формальных условий его сплочен
ности. Главным же являются ленинские принципы уп
равления социалистическим производством: единство
политического и хозяйственного руководства, демокра
тический централизм, сочетание единоначалия и кол
легиальности, правильный подбор и расстановка кад ров, плановость руководства, экономическое ведение хозяйства, учет материальной и моральной заинтере
сованности работников в их труде. Это достигается
посредством активизации изобретательской, рациона лизаторской, творческой деятельности в коллективе.
Опираясь на эти принципы, можно регулировать
складывающиеся в трудовых коллективах взаимоотно шения людей путем сочетания экономических и адми
нистративно-правовых методов с методами социально
психологическими.
Важнейшим регулятором производственной дея
тельности, социально-политической и духовной жизни трудового коллектива, как и всего социалистического
— 61 —
общества, является сознательное, целенаправленное воздействие его участников во главе с партийным и
хозяйственным руководством на все функциональные
системы своих собственных взаимоотношений. Таким
образом, социалистический трудовой коллектив высту
пает не только как объект, но и как субъект управ ления.
Всемерное вовлечение трудящихся в управление и
самоуправление производством путем стимулирования
их общественно-политической активности, усиления
партийной, профсоюзной и комсомольской работы при
ближает решение той задачи, на которую в свое время указывал В. И. Ленин: «...когда все научатся управ лять и будут на самом деле управлять самостоятельно
общественным производством... будет открыта настежь
дверь к переходу от первой фазы коммунистического
общества к высшей его фазе...» ' Главным условием развития взаимоотношений и
расширения участия рабочих и служащих в управле
нии производственными и социальными процессами на предприятии является формирование коммунистиче ского отношения к труду. Ознакомление с достиже
ниями передовых коллективов, участие в социалисти ческом соревновании, воспитание передовиков, получе ние права на личный знак качества, определение лич ных перспектив того или иного рабочего, составление
индивидуальных обязательств — все |
это благопри |
ятствует формированию устойчивого |
положительного |
отношения работников к предприятию, труду, к брига
де, профессии. Удовлетворенность работников своим
трудом при этом повышается, сокращается текучесть
кадров, растет индивидуальная и групповая произво
дительность труда. Следовательно, показатели эконо мической эффективности связаны с факторами мо рально-психологической эффективности в организации
коллективного труда.
Широкое участие рабочих в бригадных и цеховых
делах способствует формированию у них чувства хо
зяина и ответственности, что обусловливает развитие
качественно новых взаимоотношений между людьми. Руководитель, ставящий перед коллективом определен-
1В. И. JI е н и и. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 102.
—62 —