Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
социальной системы на социалистических предприя тиях принимает определенный динамический харак тер. Это в свою очередь обусловливает постоянное раз
витие структур и функций управленческого потенциа
ла, требующее приведения их в соответствие C новыми достижениями науки управления и руководства.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость
разработки приемов совершенствования социальной си
стемы предприятия, учитывающих результаты ее со циально-психологического исследования и диагностики.
Возникают теории руководства, управления, индустри альная социология и техника администрирования, ко торая включает в себя правила организации и руко
водства персоналом предприятия. Разработка этих про
блем осуществляется на основе принципов сочетания централизованного руководства с хозяйственной само стоятельностью и инициативой на местах.
Социальная система предприятия — частица соци
альной системы всего социалистического общества, и
ее функции, естественно, подчинены потребностям об
щества в целом. Социально-экономическое обособле
ние отдельного предприятия противоречит основам пла
номерного ведения хозяйства. В. И. Ленин указывал,
что «величайшим искажением основных начал Совет
ской власти и полным отказом от социализма яв ляется всякое, прямое или косвенное, узаконение соб
ственности рабочих отдельной фабрики или отдельной
профессии на их особое производство, или их права
ослаблять или тормозить распоряжения общегосудар
ственной власти...» ’. Владимир Ильич подчеркивал,
что только на основе демократического централизма — принципа, предусматривающего органическое сочета ние централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью, обусловленной спецификой мест
ных условий, можно объединить людей в единый коо ператив трудящихся, в котором каждый будет забо титься о благе всего общества.
На ленинском принципе демократического центра лизма основано определение прав и обязанностей кол
лективов, данное в «Положении о социалистическом
производственном1 В. И. Л е н и н. Полипредприятии. собр. соч., »,т. 36,гдестр.указано481. |
, что |
— 52 — |
|
«предоставленные предприятию права должны исполь
зоваться в интересах всего народного хозяйства и кол
лектива работников предприятия».
Это естественно, потому что условия для роста бла госостояния и всестороннего развития людей создает
не отдельно взятый коллектив для своих членов, а все социалистическое общество, от единства которого
зависит жизнеспособность составляющих его кол
лективов.
В то же время эффективная реализация преиму ществ, предоставляемых коллективу социалистическим обществом, зависит от самого трудового коллектива, от того, как складываются взаимоотношения конкретных людей в процессе совместной деятельности.
C точки зрения социальной психологии в каждом первичном коллективе принято различать формальную
и неформальную структуры. Это не значит, однако, что данные структуры противостоят друг другу; напротив,
их совпадение представляет собой идеальный случай сплоченности трудового коллектива. Более того, взаи
моотношения людей в социалистическом коллективе
подчас невозможно классифицировать по признаку
формальности и неформальности. Дело в том, что сбли
жение сфер общественного и личного при социализме обусловливает возможность как формальных, так и не
формальных управленческих воздействий. И вместе
с тем задачи производства требуют четкой регламента ции функций работников, что неизбежно формализует
их взаимоотношения в трудовом процессе. Формальная структура коллектива отра
жает его производственные функции, характеризуется взаимоотношениями, которые регулируются долж ностными инструкциями, требованиями к соблюдению трудовой дисциплины, приказами и распоряжениями
и т. п. К формальной структуре относятся все офици
альные каналы коммуникаций, административно свя зывающие, например, мастера и рабочих в их деятель
ности.
Кроме административной субординации к формаль ной структуре коллектива относятся и технологические
взаимосвязи работников, необходимые при осуще
ствлении ими своих трудовых функций. Например,
цепные взаимоотношения работников на конвейере или
— 53 —
на поточной линии также оказывают на человека дис циплинирующее воздействие, создают объективную не обходимость подчиняться требованиям производствен
ного процесса.
Нормальное функционирование коллектива во мно
гом зависит от четко спланированной и слаженной деятельности всех ее участников. Эффект взаимодей ствия их определяется степенью организации труда
в рамках формальной структуры коллектива (настро
енность коммуникаций, специализация и координация функций, оперативные графики, применение системо техники, автоматизированные процессы обработки ин
формации и принятия решений, систематический конт
роль, бесперебойное снабжение, правильное нормиро
вание труда). Ритмичная работа людей обусловли вается четкостью функционирования аппарата управ
ления, умением его работников использовать данные им полномочия для организации и координации твор
ческого или производственного процесса. Как подчер кивается в Директивах XXIV съезда партии, совер шенствование управления должно отвечать целям и
задачам научно-технического |
прогресса и быть эко |
|
номически эффективным, не |
иметь |
лишних звеньев |
и т. п. |
|
коллектива ос |
Неформальная структура |
нована на неофициальных отношениях, зависящих от
симпатий и антипатий людей. Эта структура является внутренней, подчас незримой и создается на основе субъективных связей между людьми, которые больше
симпатизируют и больше доверяют друг другу вне вся кой зависимости от того, обусловлено ли данное взаи
модействие какими-либо официальными предписания
ми вышестоящего администратора.
Изучение неофициальных взаимоотношений важно
потому, что они в значительной степени обусловли
вают психологический климат в трудовом коллективе;
знание особенностей этих взаимоотношений помогает руководителю вскрывать резервы воспитательной ра
боты. Например, внутригрупповые конфликты, порой
осложняющие работу формальной структуры, обычно
зарождаются в неформальной структуре и затем пере мещаются в область целевых функций руководства. Иногда руководитель из-за субъективных суждений
— 54 —
о людях проявляет к одним подчиненным снисходи
тельность, а к другим немотивированную придирчи
вость, выходящие за рамки служебных отношений и
должностных полномочий. В результате происходят на
рушения трудовой дисциплины, ухудшается психоло
гическая атмосфера, усиливается текучесть кадров
И т. д.
Из-за неоднородности межличностных взаимоотно шений нефортлальиая структура коллектива обычно
дифференцируется на ряд отдельных подгрупп по
2—3 и более человек (обычно не более 7—8 человек).
Во внерабочей обстановке можно наблюдать, что чле ны этих подгрупп находятся в тесных личных кон
тактах, сохраняя определенную психологическую ди станцию по отношению к другим лицам, не входящим
в «их» подгруппу. Существование подобных объедине
ний в многочисленных первичных коллективах типа
производственных бригад (20—30 человек и более) не избежно, и оно не подлежит какому-либо жесткому
регламентированию со стороны администрации. Но для создания нужного рабочего настроения и психологиче ской атмосферы руководители всегда учитывают эту
закономерность в своей организаторской и воспита
тельской работе.
Знание состава подгрупп поможет руководителю
ориентироваться в своей деятельности на мнение наиболее авторитетных и влиятельных членов этих
подгрупп, если их деятельность не противоречит об
щественным и производственным целям. Резко разру
шать подгруппы следует лишь при условии, если их мораль не соответствует нормам коммунистической мо
рали и целям производства.
Знание особенностей неформальной структуры кол
лектива особенно полезно для вновь назначенного ру
ководителя, которому предстоит работать, например, с отстающей бригадой или цехом. Нужно помнить, что
смещение предыдущего руководителя, по каким бы
причинам оно ни произошло, обычно вызывает значи тельные структурные сдвиги во взаимоотношениях ра
ботников. В такой ситуации задача нового руководи
теля — правильно распознать наиболее авторитетных
членов коллектива и определить источники их влия ния с точки зрения общественной и производстЁ?нной
— 55 —
ценности. Большую помощь в этом ему, безусловно,
окажут представители общественных организаций
в коллективе.
Руководитель должен критически проанализировать
сложившуюся обстановку, вскрыть реальные психоло
гические возможности, заложенные в неформальной структуре коллектива, которые можно использовать
для преодоления существующих трудностей в межлич
ностных и деловых взаимоотношениях сотрудников.
Затем целесообразно сообщить результаты своих на блюдений и сформулировать организационные предло-'
жения на собрании партийной группы или партийно
хозяйственного актива (в зависимости от масштабов
доверенного участка) и учесть критические замечания.
Только после этого руководителю следует приступить к формальной реорганизации структурных взаимоот ношений работников и проведению других администра
тивных мероприятий.
Хорошо организованным будет тот коллектив, в ко тором руководитель имеет высокий личный авторитет среди наиболее влиятельной и ценной в общественном
и профессиональном смысле группы сотрудников.
В таких случаях психологический настрой и деятель
ность всех работников оказывается под влиянием ядра
неформальной структуры коллектива во главе с офи циальным руководителем и активом. Но в этом случае
руководитель для поддержания своего личного автори тета должен быть не только квалифицированным спе
циалистом, но и человеком, умеющим разрешать инди
видуальные конфликты.
C действием неформальной структуры тесно связан психологический климат — реальное состояние взаи моотношений людей в коллективе как участников сов
местной деятельности. В оценке психологического кли
мата коллектива целесообразно различать, с одной
стороны, взаимоотношения между людьми равного
служебного положения, с другой — взаимоотношения между руководителем и подчиненными. В определен ных ситуациях эти стороны могут не соответствовать
друг другу, и тогда между сотрудниками возникают
напряженные взаимоотношения. Руководитель обязан умело регулировать психологический климат, стремясь
кделовому и эмоциональному единству всего коллек
—56 —
тива. Этим обеспечивается высокая социально-психо логическая эффективность деятельности людей.
Заметим, что в литературе под термином «эффек
тивность» подразумевают обычно количественно изме ряемый экономический эффект или же степень реали
зации поставленной цели. В социально-психологиче
ское понимание эффективности мы дополнительно
вкладываем субъективный фактор — удовлетворен
ность трудом, в процессе которого был произведен
какой-либо общественно полезный продукт. Продуктив
ность как мера производственной продукции за опре
деленный промежуток времени легко поддается коли
чественной оценке (за исключением продуктов творче ского труда). Существующие методики позволяют
измерять, хотя и в приближенных значениях, удовле
творенность работников своим трудом. Таким образом,
.социально-психологическую эффективность можно рас
считать по простой формуле: эффективность = ) (про
дуктивность × удовлетворенность). Такой подход наи более полно отражает характерный для социализма
гуманистический взгляд на роль человеческого труда
в общественном производстве.
Сработанность, слаженность коллектива опреде ляются степенью единства формальной и неформальной
структур па основе благоприятного психологического
климата. Чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив в своей производственной деятельности. Это доказано исследованиями как на
производстве, так и в творческих организациях.
Мероприятия, направленные на сближение фор мальной и неформальной структур коллективов и включенные в план социального развития, позволят
оптимальнее сбалансировать систему официальных и неофициальных отношений и тем самым улучшить
психологическую атмосферу в целом на предприятии.
Но и здесь многое зависит от руководителя первичного
коллектива. Его отношения с людьми задают общий тон взаимодействию формальной и неформальной
структур в данном коллективе. Процесс сближения
структур должен осуществляться путем усиления свя
зей по совместной работе и общественной деятельно
сти, а также по неофициальным каналам психоло
гических взаимоотношений дружбы и товарищества не
— 57 —