Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

социальной системы на социалистических предприя­ тиях принимает определенный динамический харак­ тер. Это в свою очередь обусловливает постоянное раз­

витие структур и функций управленческого потенциа­

ла, требующее приведения их в соответствие C новыми достижениями науки управления и руководства.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость

разработки приемов совершенствования социальной си­

стемы предприятия, учитывающих результаты ее со­ циально-психологического исследования и диагностики.

Возникают теории руководства, управления, индустри­ альная социология и техника администрирования, ко­ торая включает в себя правила организации и руко­

водства персоналом предприятия. Разработка этих про­

блем осуществляется на основе принципов сочетания централизованного руководства с хозяйственной само­ стоятельностью и инициативой на местах.

Социальная система предприятия — частица соци­

альной системы всего социалистического общества, и

ее функции, естественно, подчинены потребностям об­

щества в целом. Социально-экономическое обособле­

ние отдельного предприятия противоречит основам пла­

номерного ведения хозяйства. В. И. Ленин указывал,

что «величайшим искажением основных начал Совет­

ской власти и полным отказом от социализма яв­ ляется всякое, прямое или косвенное, узаконение соб­

ственности рабочих отдельной фабрики или отдельной

профессии на их особое производство, или их права

ослаблять или тормозить распоряжения общегосудар­

ственной власти...» ’. Владимир Ильич подчеркивал,

что только на основе демократического централизма — принципа, предусматривающего органическое сочета­ ние централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью, обусловленной спецификой мест­

ных условий, можно объединить людей в единый коо­ ператив трудящихся, в котором каждый будет забо­ титься о благе всего общества.

На ленинском принципе демократического центра­ лизма основано определение прав и обязанностей кол­

лективов, данное в «Положении о социалистическом

производственном1 В. И. Л е н и н. Полипредприятии. собр. соч., »,т. 36,гдестр.указано481.

, что

— 52 —

 


«предоставленные предприятию права должны исполь­

зоваться в интересах всего народного хозяйства и кол­

лектива работников предприятия».

Это естественно, потому что условия для роста бла­ госостояния и всестороннего развития людей создает

не отдельно взятый коллектив для своих членов, а все социалистическое общество, от единства которого

зависит жизнеспособность составляющих его кол­

лективов.

В то же время эффективная реализация преиму­ ществ, предоставляемых коллективу социалистическим обществом, зависит от самого трудового коллектива, от того, как складываются взаимоотношения конкретных людей в процессе совместной деятельности.

C точки зрения социальной психологии в каждом первичном коллективе принято различать формальную

и неформальную структуры. Это не значит, однако, что данные структуры противостоят друг другу; напротив,

их совпадение представляет собой идеальный случай сплоченности трудового коллектива. Более того, взаи­

моотношения людей в социалистическом коллективе

подчас невозможно классифицировать по признаку

формальности и неформальности. Дело в том, что сбли­

жение сфер общественного и личного при социализме обусловливает возможность как формальных, так и не­

формальных управленческих воздействий. И вместе

с тем задачи производства требуют четкой регламента­ ции функций работников, что неизбежно формализует

их взаимоотношения в трудовом процессе. Формальная структура коллектива отра­

жает его производственные функции, характеризуется взаимоотношениями, которые регулируются долж­ ностными инструкциями, требованиями к соблюдению трудовой дисциплины, приказами и распоряжениями

и т. п. К формальной структуре относятся все офици­

альные каналы коммуникаций, административно свя­ зывающие, например, мастера и рабочих в их деятель­

ности.

Кроме административной субординации к формаль­ ной структуре коллектива относятся и технологические

взаимосвязи работников, необходимые при осуще­

ствлении ими своих трудовых функций. Например,

цепные взаимоотношения работников на конвейере или

— 53 —

на поточной линии также оказывают на человека дис­ циплинирующее воздействие, создают объективную не­ обходимость подчиняться требованиям производствен­

ного процесса.

Нормальное функционирование коллектива во мно­

гом зависит от четко спланированной и слаженной деятельности всех ее участников. Эффект взаимодей­ ствия их определяется степенью организации труда

в рамках формальной структуры коллектива (настро­

енность коммуникаций, специализация и координация функций, оперативные графики, применение системо­ техники, автоматизированные процессы обработки ин­

формации и принятия решений, систематический конт­

роль, бесперебойное снабжение, правильное нормиро­

вание труда). Ритмичная работа людей обусловли­ вается четкостью функционирования аппарата управ­

ления, умением его работников использовать данные им полномочия для организации и координации твор­

ческого или производственного процесса. Как подчер­ кивается в Директивах XXIV съезда партии, совер­ шенствование управления должно отвечать целям и

задачам научно-технического

прогресса и быть эко­

номически эффективным, не

иметь

лишних звеньев

и т. п.

 

коллектива ос­

Неформальная структура

нована на неофициальных отношениях, зависящих от

симпатий и антипатий людей. Эта структура является внутренней, подчас незримой и создается на основе субъективных связей между людьми, которые больше

симпатизируют и больше доверяют друг другу вне вся­ кой зависимости от того, обусловлено ли данное взаи­

модействие какими-либо официальными предписания­

ми вышестоящего администратора.

Изучение неофициальных взаимоотношений важно

потому, что они в значительной степени обусловли­

вают психологический климат в трудовом коллективе;

знание особенностей этих взаимоотношений помогает руководителю вскрывать резервы воспитательной ра­

боты. Например, внутригрупповые конфликты, порой

осложняющие работу формальной структуры, обычно

зарождаются в неформальной структуре и затем пере­ мещаются в область целевых функций руководства. Иногда руководитель из-за субъективных суждений

— 54 —


о людях проявляет к одним подчиненным снисходи­

тельность, а к другим немотивированную придирчи­

вость, выходящие за рамки служебных отношений и

должностных полномочий. В результате происходят на­

рушения трудовой дисциплины, ухудшается психоло­

гическая атмосфера, усиливается текучесть кадров

И т. д.

Из-за неоднородности межличностных взаимоотно­ шений нефортлальиая структура коллектива обычно

дифференцируется на ряд отдельных подгрупп по

2—3 и более человек (обычно не более 7—8 человек).

Во внерабочей обстановке можно наблюдать, что чле­ ны этих подгрупп находятся в тесных личных кон­

тактах, сохраняя определенную психологическую ди­ станцию по отношению к другим лицам, не входящим

в «их» подгруппу. Существование подобных объедине­

ний в многочисленных первичных коллективах типа

производственных бригад (20—30 человек и более) не­ избежно, и оно не подлежит какому-либо жесткому

регламентированию со стороны администрации. Но для создания нужного рабочего настроения и психологиче­ ской атмосферы руководители всегда учитывают эту

закономерность в своей организаторской и воспита­

тельской работе.

Знание состава подгрупп поможет руководителю

ориентироваться в своей деятельности на мнение наиболее авторитетных и влиятельных членов этих

подгрупп, если их деятельность не противоречит об­

щественным и производственным целям. Резко разру­

шать подгруппы следует лишь при условии, если их мораль не соответствует нормам коммунистической мо­

рали и целям производства.

Знание особенностей неформальной структуры кол­

лектива особенно полезно для вновь назначенного ру­

ководителя, которому предстоит работать, например, с отстающей бригадой или цехом. Нужно помнить, что

смещение предыдущего руководителя, по каким бы

причинам оно ни произошло, обычно вызывает значи­ тельные структурные сдвиги во взаимоотношениях ра­

ботников. В такой ситуации задача нового руководи­

теля — правильно распознать наиболее авторитетных

членов коллектива и определить источники их влия­ ния с точки зрения общественной и производстЁ?нной

— 55 —


ценности. Большую помощь в этом ему, безусловно,

окажут представители общественных организаций

в коллективе.

Руководитель должен критически проанализировать

сложившуюся обстановку, вскрыть реальные психоло­

гические возможности, заложенные в неформальной структуре коллектива, которые можно использовать

для преодоления существующих трудностей в межлич­

ностных и деловых взаимоотношениях сотрудников.

Затем целесообразно сообщить результаты своих на­ блюдений и сформулировать организационные предло-'

жения на собрании партийной группы или партийно­

хозяйственного актива (в зависимости от масштабов

доверенного участка) и учесть критические замечания.

Только после этого руководителю следует приступить к формальной реорганизации структурных взаимоот­ ношений работников и проведению других администра­

тивных мероприятий.

Хорошо организованным будет тот коллектив, в ко­ тором руководитель имеет высокий личный авторитет среди наиболее влиятельной и ценной в общественном

и профессиональном смысле группы сотрудников.

В таких случаях психологический настрой и деятель­

ность всех работников оказывается под влиянием ядра

неформальной структуры коллектива во главе с офи­ циальным руководителем и активом. Но в этом случае

руководитель для поддержания своего личного автори­ тета должен быть не только квалифицированным спе­

циалистом, но и человеком, умеющим разрешать инди­

видуальные конфликты.

C действием неформальной структуры тесно связан психологический климат — реальное состояние взаи­ моотношений людей в коллективе как участников сов­

местной деятельности. В оценке психологического кли­

мата коллектива целесообразно различать, с одной

стороны, взаимоотношения между людьми равного

служебного положения, с другой — взаимоотношения между руководителем и подчиненными. В определен­ ных ситуациях эти стороны могут не соответствовать

друг другу, и тогда между сотрудниками возникают

напряженные взаимоотношения. Руководитель обязан умело регулировать психологический климат, стремясь

кделовому и эмоциональному единству всего коллек­

56 —


тива. Этим обеспечивается высокая социально-психо­ логическая эффективность деятельности людей.

Заметим, что в литературе под термином «эффек­

тивность» подразумевают обычно количественно изме­ ряемый экономический эффект или же степень реали­

зации поставленной цели. В социально-психологиче­

ское понимание эффективности мы дополнительно

вкладываем субъективный фактор — удовлетворен­

ность трудом, в процессе которого был произведен

какой-либо общественно полезный продукт. Продуктив­

ность как мера производственной продукции за опре­

деленный промежуток времени легко поддается коли­

чественной оценке (за исключением продуктов творче­ ского труда). Существующие методики позволяют

измерять, хотя и в приближенных значениях, удовле­

творенность работников своим трудом. Таким образом,

.социально-психологическую эффективность можно рас­

считать по простой формуле: эффективность = ) (про­

дуктивность × удовлетворенность). Такой подход наи­ более полно отражает характерный для социализма

гуманистический взгляд на роль человеческого труда

в общественном производстве.

Сработанность, слаженность коллектива опреде­ ляются степенью единства формальной и неформальной

структур па основе благоприятного психологического

климата. Чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив в своей производственной деятельности. Это доказано исследованиями как на

производстве, так и в творческих организациях.

Мероприятия, направленные на сближение фор­ мальной и неформальной структур коллективов и включенные в план социального развития, позволят

оптимальнее сбалансировать систему официальных и неофициальных отношений и тем самым улучшить

психологическую атмосферу в целом на предприятии.

Но и здесь многое зависит от руководителя первичного

коллектива. Его отношения с людьми задают общий тон взаимодействию формальной и неформальной

структур в данном коллективе. Процесс сближения

структур должен осуществляться путем усиления свя­

зей по совместной работе и общественной деятельно­

сти, а также по неофициальным каналам психоло­

гических взаимоотношений дружбы и товарищества не

— 57 —