Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

диалектически увязывать формально-безличные произ­

водственные и административно-экономические взаи­

моотношения с личными психологическими, волевыми

иэмоциональными взаимоотношениями. Изучение,

планирование, организация, координирование и конт­ роль этих взаимоотношений становятся самостоятель­ ной задачей в управленческой деятельности руководи­

телей.

Контроль нельзя понимать как надзор за действия­ ми подчиненных. Функция контроля в социально-пси­

хологическом смысле основывается на нравственных

нормах руководителя и моральном сознании других членов коллектива. При этом нравственная направлен­

ность личности руководителя играет решающую роль

E установлении групповых моральных ценностей, про­

являющихся прежде всего в отношении к труду. Об­ щие принципы коммунистической этики должны най­

ти конкретное воплощение в поведении руководителя

ичленов партийной группы. Тогда принятые в данном

коллективе моральные нормы будут усваиваться каждым участником и становиться постоянными чер­

тами его личности. В этом случае функция контроля перестает быть внешней по отношению к участникам

группы ; она как бы распределяется в их индивидуаль­

ном сознании.

Здесь следует вернуться к категории авторитета, ко­ торую мы рассмотрели выше как фактор организации

общественной деятельности людей. Другой, не менее важной функцией авторитета является та роль, кото­

рую он играет в развитии нравственного сознания от­

дельной личности.

Человек обычно наделяет авторитетом не одного,

а нескольких людей и с их предполагаемым мнением соотносит свое поведение. Такие условные группы авто­ ритетных лиц в социальной психологии называются

референтными, или эталонными группами, поскольку они выступают в качестве эталона, образца для оценки других людей и самого себя, а также источника уве­

ренности в самом себе и обоснованности своих реше­

ний. Подражание авторитетам как социально-психоло­ гический фактор общения людей формирует нравствен­ ные ценности, принципы поведения, навыки обще­

ственной и трудовой деятельности. Этому большое

— 48


значение придавал В. И. Ленин: «Все великие полити­

ческие перевороты решались энтузиазмом передовых

отрядов, за которыми стихийно, полусознательно шла

масса» ɪ.

Организаторская функция авторитета может быть

реализована наиболее полно, если руководитель кол­

лектива и его партийные и профсоюзные активисты вос­

принимаются остальными сотрудниками как носители

нравственного авторитета, показывающие пример ком­

мунистического отношения к труду.

Успешное руководство в социалистических коллек­ тивах невозможно без формирования его активной со­

циально-психологической основы — инициативного по­ ведения руководителей во взаимодействии с коллекти­

вом. Под этим понимаются способности руководителя

как личности увязывать цели и политику больших і'рупп (общество, государство, класс, партия, предприя­

тие) с целями и потребностями людей при их участии в малых трудовых группах (первичные трудовые кол­

лективы, бригады, лаборатории, экипажи и т. д.).

Именно под этим углом зрения В. И. Ленин рас­ сматривал проблему способностей личности к руково­ дящей деятельности. В. И. Ленин требовал «как можно

осторожнее и терпеливее испытывать и распознавать

настоящих организаторов, людей с трезвым умом и

с практической сметкой, людей, соединяющих предан­

ность социализму с уменьем без шума (и вопреки су­

матохе и шуму) налаживать крепкую и дружную сов­

местную работу большого количества людей в рамках

советской организации. Только таких людей, после'4'

десятикратного испытания, надо, двигая их от простей­

ших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные

посты...» 12.

Такова, по мнению В. И. Ленина, основная социаль­

ная функция личности руководителя в условиях взаи­

моотношений больших и малых групп при социализме.

В нашем обществе эта функция оказывается специ­ фической, в корне отличной от задач руководителя в условиях буржуазного общества, где от управляю­

щего требуется лишь

оптимизация

взаимоотношений

1 В. И. Ленин. Поли.

собр. соч., т. 44, стр. 326.

2 В. И. Ленин. Поли.

собр. соч., т.

36, стр. 193—194.


людей в производственных группах отдельного пред­

приятия, отдельного учреждения. Суть поисков, обуче­

ния и подбора способных менеджеров на Западе со­

стоит в том, чтобы пригласить на работу такого руко­ водителя, который бы в интересах монополии, стремя­

щейся к получению максимальных прибылей, умел

создать гармонию взаимоотношений в малой группе,

разрешив своим поведением и действиями социальный

конфликт между личностью и буржуазной обществен­ ной системой, между коллективом рабочих и классом предпринимателей и т. д. Но в условиях капиталисти­

ческого общества, несмотря на старания теоретиков

«человеческих отношений», такие конфликты неразре­ шимы. Марксистская наука давно доказала, что отно­

шение капиталиста к рабочему «не человеческое, а чи­ сто экономическое» 1 и что осуществление ближайших и конечных интересов трудящихся зависит от укреп­ ления их единства, организованности и борьбы против всей системы господства государственно-монополисти­ ческого капитала.

Принципиальное отличие социалистических произ­

водственных отношений от капиталистических нагляд­

но обнаруживается при анализе организационной

структуры первичных трудовых коллективов.

3.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Производственные отношения работников, склады­

вающиеся на основе общественной собственности, яв­

ляются фундаментом для образования в трудовом кол­ лективе трех видов функций и соответствующих им

структур взаимоотношений между работниками. Это

система деловых (производственных) функций; систе­

ма общественных функций (деятельность партийной, профсоюзной и комсомольской организаций) и система

психологических отношений между работниками. Ко­

нечно, такая классификация носит условный харак­

тер, поскольку в реальной жизни перечисленные систе­

мы

1 К. Маркс и Ф. Энгельс.

выступая в

большинстве497.

 

активно

взаимодействуют,Соч., т. 2, стр.

 

 

— 50 —

 

 


случаев как единое целое. При социализме работник —■

не только исполнитель производственных заданий, но

и общественный деятель, принимающий участие в об­ щественно-политической жизни, в планировании и уп­

равлении производством. Он также включен в эмоцио­ нальную систему товарищеского сотрудничества и со­ циалистической взаимопомощи.

В формировании системы общественных функций

трудового коллектива ведущая роль принадлежит пар­

тийной, профсоюзной и комсомольской организациям.

Коммунисты, профсоюзный и комсомольский актив сов­

местно с административным руководителем должны

вовлекать в общественную деятельность возможно большее количество участников. Партийная организа­ ция внутри трудового коллектива выступает в каче­

стве главной политической силы, объединяющей все

подразделения и звенья, а также взаимоотношения всех категорий работников в единую социальную си­ стему.

Являясь регулятором деятельности предприятия,

социальная система связывает требования плана

с конкретными производственными действиями рабо­ чих, инженерно-технических работников и руководи­ телей.

В науке управления роль социальной системы пред­ приятия длительное время сводилась к проблеме орга­

низации взаимоотношений между членами коллектива

предприятия как неделимыми и целостными функцио­ нальными элементами его структурной организации,

подчиненной только задачам производства.

За последние годы в нашей стране развернулись на­

учные исследования в области планирования комп­

лексного социального развития трудовых коллективов предприятий. Социальное планирование предусматри­ вает научный анализ управления предприятием уже не

только с точки зрения технической и экономической,

как это было раньше, но и с учетом законов развития

самой социальной системы, то есть законов развития

общества, коллективов, групп и личности. Такой под­

ход обеспечивает целостное управление взаимодей­

ствием всех систем предприятия.

В условиях непрерывного развития производитель­ ных сил и производственных отношений организация

— 51