Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
диалектически увязывать формально-безличные произ
водственные и административно-экономические взаи
моотношения с личными психологическими, волевыми
иэмоциональными взаимоотношениями. Изучение,
планирование, организация, координирование и конт роль этих взаимоотношений становятся самостоятель ной задачей в управленческой деятельности руководи
телей.
Контроль нельзя понимать как надзор за действия ми подчиненных. Функция контроля в социально-пси
хологическом смысле основывается на нравственных
нормах руководителя и моральном сознании других членов коллектива. При этом нравственная направлен
ность личности руководителя играет решающую роль
E установлении групповых моральных ценностей, про
являющихся прежде всего в отношении к труду. Об щие принципы коммунистической этики должны най
ти конкретное воплощение в поведении руководителя
ичленов партийной группы. Тогда принятые в данном
коллективе моральные нормы будут усваиваться каждым участником и становиться постоянными чер
тами его личности. В этом случае функция контроля перестает быть внешней по отношению к участникам
группы ; она как бы распределяется в их индивидуаль
ном сознании.
Здесь следует вернуться к категории авторитета, ко торую мы рассмотрели выше как фактор организации
общественной деятельности людей. Другой, не менее важной функцией авторитета является та роль, кото
рую он играет в развитии нравственного сознания от
дельной личности.
Человек обычно наделяет авторитетом не одного,
а нескольких людей и с их предполагаемым мнением соотносит свое поведение. Такие условные группы авто ритетных лиц в социальной психологии называются
референтными, или эталонными группами, поскольку они выступают в качестве эталона, образца для оценки других людей и самого себя, а также источника уве
ренности в самом себе и обоснованности своих реше
ний. Подражание авторитетам как социально-психоло гический фактор общения людей формирует нравствен ные ценности, принципы поведения, навыки обще
ственной и трудовой деятельности. Этому большое
— 48
значение придавал В. И. Ленин: «Все великие полити
ческие перевороты решались энтузиазмом передовых
отрядов, за которыми стихийно, полусознательно шла
масса» ɪ.
Организаторская функция авторитета может быть
реализована наиболее полно, если руководитель кол
лектива и его партийные и профсоюзные активисты вос
принимаются остальными сотрудниками как носители
нравственного авторитета, показывающие пример ком
мунистического отношения к труду.
Успешное руководство в социалистических коллек тивах невозможно без формирования его активной со
циально-психологической основы — инициативного по ведения руководителей во взаимодействии с коллекти
вом. Под этим понимаются способности руководителя
как личности увязывать цели и политику больших і'рупп (общество, государство, класс, партия, предприя
тие) с целями и потребностями людей при их участии в малых трудовых группах (первичные трудовые кол
лективы, бригады, лаборатории, экипажи и т. д.).
Именно под этим углом зрения В. И. Ленин рас сматривал проблему способностей личности к руково дящей деятельности. В. И. Ленин требовал «как можно
осторожнее и терпеливее испытывать и распознавать
настоящих организаторов, людей с трезвым умом и
с практической сметкой, людей, соединяющих предан
ность социализму с уменьем без шума (и вопреки су
матохе и шуму) налаживать крепкую и дружную сов
местную работу большого количества людей в рамках
советской организации. Только таких людей, после'4'
десятикратного испытания, надо, двигая их от простей
ших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные
посты...» 12.
Такова, по мнению В. И. Ленина, основная социаль
ная функция личности руководителя в условиях взаи
моотношений больших и малых групп при социализме.
В нашем обществе эта функция оказывается специ фической, в корне отличной от задач руководителя в условиях буржуазного общества, где от управляю
щего требуется лишь |
оптимизация |
взаимоотношений |
1 В. И. Ленин. Поли. |
собр. соч., т. 44, стр. 326. |
|
2 В. И. Ленин. Поли. |
собр. соч., т. |
36, стр. 193—194. |
людей в производственных группах отдельного пред
приятия, отдельного учреждения. Суть поисков, обуче
ния и подбора способных менеджеров на Западе со
стоит в том, чтобы пригласить на работу такого руко водителя, который бы в интересах монополии, стремя
щейся к получению максимальных прибылей, умел
создать гармонию взаимоотношений в малой группе,
разрешив своим поведением и действиями социальный
конфликт между личностью и буржуазной обществен ной системой, между коллективом рабочих и классом предпринимателей и т. д. Но в условиях капиталисти
ческого общества, несмотря на старания теоретиков
«человеческих отношений», такие конфликты неразре шимы. Марксистская наука давно доказала, что отно
шение капиталиста к рабочему «не человеческое, а чи сто экономическое» 1 и что осуществление ближайших и конечных интересов трудящихся зависит от укреп ления их единства, организованности и борьбы против всей системы господства государственно-монополисти ческого капитала.
Принципиальное отличие социалистических произ
водственных отношений от капиталистических нагляд
но обнаруживается при анализе организационной
структуры первичных трудовых коллективов.
3.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ВТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Производственные отношения работников, склады
вающиеся на основе общественной собственности, яв
ляются фундаментом для образования в трудовом кол лективе трех видов функций и соответствующих им
структур взаимоотношений между работниками. Это
система деловых (производственных) функций; систе
ма общественных функций (деятельность партийной, профсоюзной и комсомольской организаций) и система
психологических отношений между работниками. Ко
нечно, такая классификация носит условный харак
тер, поскольку в реальной жизни перечисленные систе
мы |
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. |
выступая в |
большинстве497. |
|
|
активно |
взаимодействуют,Соч., т. 2, стр. |
||
|
|
— 50 — |
|
|
случаев как единое целое. При социализме работник —■
не только исполнитель производственных заданий, но
и общественный деятель, принимающий участие в об щественно-политической жизни, в планировании и уп
равлении производством. Он также включен в эмоцио нальную систему товарищеского сотрудничества и со циалистической взаимопомощи.
В формировании системы общественных функций
трудового коллектива ведущая роль принадлежит пар
тийной, профсоюзной и комсомольской организациям.
Коммунисты, профсоюзный и комсомольский актив сов
местно с административным руководителем должны
вовлекать в общественную деятельность возможно большее количество участников. Партийная организа ция внутри трудового коллектива выступает в каче
стве главной политической силы, объединяющей все
подразделения и звенья, а также взаимоотношения всех категорий работников в единую социальную си стему.
Являясь регулятором деятельности предприятия,
социальная система связывает требования плана
с конкретными производственными действиями рабо чих, инженерно-технических работников и руководи телей.
В науке управления роль социальной системы пред приятия длительное время сводилась к проблеме орга
низации взаимоотношений между членами коллектива
предприятия как неделимыми и целостными функцио нальными элементами его структурной организации,
подчиненной только задачам производства.
За последние годы в нашей стране развернулись на
учные исследования в области планирования комп
лексного социального развития трудовых коллективов предприятий. Социальное планирование предусматри вает научный анализ управления предприятием уже не
только с точки зрения технической и экономической,
как это было раньше, но и с учетом законов развития
самой социальной системы, то есть законов развития
общества, коллективов, групп и личности. Такой под
ход обеспечивает целостное управление взаимодей
ствием всех систем предприятия.
В условиях непрерывного развития производитель ных сил и производственных отношений организация
— 51