Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
в одном и том же должностном лице. Руководитель дей
ствует и как должностное лицо и как наиболее ини циативный участник. Непосвященному наблюдателю
трудно различить, где это лицо действует как лидер,
а где — как руководитель, то есть в его действиях нет социально-психологических противоречий. В таких случаях коллектив одинаково хорошо работает и с ру
ководителем и в его отсутствие, ибо в коллективе име ются люди, способные поддерживать начинания ру ководителя.
Исследование межличностных отношений в таких
сплоченных коллективах позволяет установить поло жительные закономерности процессов руководства и лидерства с целью их использования в практике соци ального планирования и идейно-воспитательной ра боты.
Не меньшее значение имеет анализ случаев непра вильного поведения руководителей. Однако исследова тель здесь часто встречает неожиданное препятствие
в виде инициативного поведения трудящихся, которые
стремятся самостоятельно разрешить конфликт без
вмешательства экспериментатора.
Допустим, психолог решил изучить атмосферу пер вичного коллектива, где руководитель использует дан ные ему полномочия в личных целях. Но еще до его
прихода в коллективе стихийно формируется защит ный лидерский процесс, кто-то добровольно берет на
себя инициативу разоблачить зарвавшегося руководи
теля и прибегает к законным мерам партийного или
народного контроля. Ведь советский человек всегда может найти поддержку за пределами той конфликт
ной ситуации, которая сложилась в коллективе из-за
неудачного подбора руководителя. Таким образом,
проследить весь процесс возникновения и развития
конфликтной ситуации исследователю весьма сложно.
Он вынужден прибегать к ретроспективному анализу и восстанавливать события со слов участников. Тем
не менее разбор случаев неправильного поведения ру
ководителей служит серьезным методологическим
средством совершенствования управления.
Вопрос о методологическом и эмпирическом разгра
ничении психологической и социальной стороны управ
ления и самоуправления поведением человека в уело-
виях совместной деятельности актуален не только
внаучном, но и в практическом отношениях. Задачи построения коммунизма, научно-технической револю
ции требуют совершенствования принципов руководя
щей деятельности на всех уровнях, определяющей эф фективность социалистической экономики. Поэтому ре шение социально-психологических проблем, связанных
суправлением людьми, ■— одно из важнейших средств использования скрытых резервов производства, причем
оно не требует каких-либо существенных затрат и спо собно быстро поднять эффективность работы, особенно
вобласти организации управления первичными трудо выми коллективами.
Теоретической основой методологически правиль
ного решения проблемы лидерства является вопрос о роли народных масс, классов, партий и их руководи телей в социальном процессе. Народ — творец истории.
Однако человеческая деятельность становится истори чески значимой лишь в том случае, когда люди орга низованы и их действия направляются к единой обще ственной цели. «Нй один класс в истории не достигал
господства, если он не выдвигал своих политических
вождей, своих передовых представителей, способных
организовать движение и руководить им» 1.
Роль научной организации и руководства еще более
возрастает в период строительства коммунизма, поэто му вопрос целенаправленного управления инициативой
людей имеет непреходящее значение. Этот вопрос ис
черпывающе освещен в общей теории исторического
материализма. Однако «материализм в истории, — пи
сал В. И. Ленин, — никогда не претендовал на то, что
бы все объяснить, а только на то, чтобы указать «един
ственно научный», по выражению Маркса («Капитал»),
прием объяснения истории»12. Поэтому истолкование
лидерства как потока человеческой инициативы в сов
местном труде, с точки зрения исторического материа
лизма, не исключает, а предопределяет изучение част ных закономерностей этого явления, и в первую оче
редь его социально-психологический анализ в рамках
малых групп — первичных |
трудовых коллективов. |
1 В. И.'Ленин. Поли. собр. |
соч., т. 4, стр. 375. |
2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 144. |
|
— 73 |
— |
В изучении лидерства исторически наметилось два подхода. Первый, получивший название «теории
черт», основывался на утверждении о врожденности
качеств, обусловливающих лидирующее положение
данного лица в большинстве жизненных |
ситуаций. |
К таким чертам относили храбрость, ум, |
прямоту и |
цельность характера. Были проанализированы личност ные качества выдающихся лидеров прошлого, но это
не оказало существенной помощи для понимания при
роды лидерства. Например, были составлены перечни
личностных качеств 140 знаменитых людей, но среди них не оказалось совпадений, позволяющих утверждать, что именно определенная черта присуща
всем лидерам. В то же время исследования выявили многих людей, наделенных, казалось бы, всеми жела тельными качествами, но между тем не ставших сколько-нибудь выдающимися лидерами.
Таким образом, «теория черт» не смогла дать серь
езного научного толкования причин, объясняющих
успех отдельных лидеров. Однако она наметила неко
торые отправные точки исследований этого явления;
прикладное значение ее выразилось в разработке
процедур отбора кандидатов на руководящие долж ности.
Типичным примером методики отбора лиц, способ
ных руководить людьми, в нашей стране является изу
чение работника в деятельности. Второй подход можно
назвать «ситуационным», так как в его основе лежит
предположение, что инициативное поведение возникает
врезультате требований ситуации.J Это положение
можно' проиллюстрировать примером группы людей,
потерпевших кораблекрушение и попавших на необи
таемый остров. Если среди членов этой группы ока
жутся строитель, моряк и агроном, то каждый из них
взависимости от ситуации проявит свою инициативу для спасения людей и получит шансы стать лидером, использовав свои профессиональные знания для удов
летворения потребностей группы. Однако сразу же воз
никает вопрос, что .необходимо делать в первую оче редь: строить жилище, сооружать судно или заняться выращиванием овощей?
Иными словами, ситуационный подход не мелеет
объяснить реальной картины управленческой ситуа
— 74 —
ции. Во-первых, опыт показывает, что существует много людей, обладающих выдающимися профессио
нальными знаниями, но абсолютно не способных к ру
ководящей деятельности; во-вторых, групповые цели
редко бывают изолированными и, следовательно, тре
бующими разных руководителей; в-третьих, практика
управленческой деятельности не допускает частой сме
ны руководителей в зависимости от появления новых
проблем.
Ситуационный подход, не давая исчерпывающего
объяснения феномену лидерства, тем не менее содер жит рациональное зерно: он позволяет установить взаимосвязь руководства и лидерства в условиях кри
зисной ситуации, когда жизнеспособность и сохране
ние коллектива зависят от своевременного проявления
инициативы его участниками.
Деятельность некоторых групп и коллективов из-за
профессиональной специфики может иногда нару
шаться непредвиденными событиями, что создает на пряженную, кризисную ситуацию. Психологический
аспект такой ситуации заключается в том, что люди, лишившись привычных ориентиров в своей работе или
во взаимоотношениях друг с другом, оказываются на пути к беспорядочным действиям. Их психологическое
состояние в это время можно определить как стрес
совое.
В широком смысле под стрессом понимается общая
совокупность приспособительно-защитных реакций че ловека на любое воздействие, порождающее физиче скую и психическую травму. Во многих случаях стрес совые реакции являются целесообразными и соответ
ствуют той ситуации, которая их вызвала. Но природа
человека такова1, что он реагирует не только на реаль
ную опасность, но также и на угрозу и на символы
опасности, пережитой в прошлом. Это свойство орга низма выработано в ходе эволюции для того, чтобы со здать определенную готовность человека к преодоле
нию препятствий даже в том случае, когда их реально и не существует, а они имеются только в воображении.
Стресс, переживаемый человеком в группе, имеет
сбою специфику, так как в сложных ситуациях неопре деленности и тревоги у некоторых людей возрастают
внушаемость и агрессивность. Такие ситуации разли-
чаются по степени напряженности, зависящей не
столько от реальных причин, сколько от характера их
восприятия людьми. Состояние неопределенности, на
пример, возникает не только тогда, когда группа не
знает, что делать, но и в тех случаях, когда неиз
вестно, как делать или как взаимодействовать. Про
тиворечивость требований ситуации часто ведет к по тере привычной групповой неформальной структуры и
может резко снизить групповую продуктивность.
В1968—1971 годах разнообразными методами нами
было собрано и проанализировано большое количество
экспериментальных фактов и наблюдений за поведе нием 147 групп в условиях группового стресса (произ
водственных, научных, студенческих коллективов и
бригад, спортивных команд, экипажей самолетов граж
данской авиации, групп зимовщиков антарктических станций). Анализ полученных данных дает основание
для обобщений и формулировки некоторых общих и
частных закономерностей о соотношении и влиянии
лидерства и руководства в стрессовых условиях. Это позволяет сделать некоторые выводы.
Если руководитель вовремя не оценил положения, не предложил группе выход из ситуации, то у людей часто возникает слишком много неясных проблем,
решение которых требует особых инициативных уси лий и новых навыков. Они могут нервничать, совер
шать ошибки и просчеты в работе.
Встрессовых ситуациях группы ведут себя по-раз
ному. Многое здесь зависит от того, что это за груп
пы. По нашим данным, наиболее успешно борются со стрессом те группы, которые способны к быстрой пере мене стиля руководства или к так называемому ситуа тивному лидерству. В группе происходит быстрое
выдвижение в лидеры наиболее инициативных лиц,
лучше других воспринимающих структуру стрессовой
ситуации и предлагающих оптимальное для группы
решение.
Втех лее случаях, когда нет определенного лидера,
его функции в стрессовой ситуации обычно принимает
на себя тот, кто может обеспечить необходимую груп
повую структуру, четкий порядок во взаимоотноше
ниях и деятельности. Руководитель должен быть спо собен выполнить такие функции.
—76 —