Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Лидерство возникает там, где есть потребность
винициативном действии, быстрейшем достижении
цели и удовлетворении интереса, то есть в срочном ре
шении какой-то проблемы. Для этого требуется взаи модействие определенного числа людей, которые хотят,
чтобы путь к достижению целей не был тягостным, а
сам по себе приносил удовлетворение. В связи C этим
вгруппе возникают две структуры, имеющие различ
ное функциональное назначение. Первая категория ин
тересов может быть представлена как функциональ
ная, инструментальная структура. Здесь речь идет
о заинтересованности каждого участника в достижении
целей группы. Так, в производственной бригаде, рабо тающей на основе сдельно-прогрессивной оплаты труда,
каждый участник заинтересован в том, чтобы бригада
дала большую выработку и, следовательно, чтобы за работок каждого участника был соответственно выше.
Эти цели определяют функциональную структуру, то есть такое разделение трудовых процессов, при кото
ром обеспечивается наибольшая эффективность дея
тельности бригады. Лицо, способное удовлетворить эту
потребность оптимального распределения задачи,
выдвигается как деловой (инструментальный) лидер.
Но одновременно существует и другая категория
интересов, обусловливающая возникновение эмоцио нальной структуры. Дело в том, что участники коллек тива взаимодействуют не только как исполнители про
изводственных функций, но и как индивидуальности,
между которыми возникают те или иные чувства в от ношении друг к другу. Каждый участник, видимо, за интересован в положительном отношении к нему окру
жающих не только как к хорошему работнику, но и
как к человеческому существу, к личности, наделен
ной глубоко индивидуальными качествами. Склады вается определенная структура взаимных симпатий и
антипатий, неписаных прав и обязанностей по отно
шению друг к другу. Вполне возможно, что эту струк туру возглавит также определенный лидер. Основной
функцией этого лидера будет предупреждение и ула
живание конфликтов, сглаживание и разрядка эмоцио
нальных напряжений между участниками, обеспече
ние благоприятного психологического климата в дан
ной группе.
— 77 —
Различение инструментального и эмоционального лидерства имеет конкретный практический смысл, так как помогает руководителю реализовать тот или иной тип своего личного поведения в зависимости от стоя щих перед группой задач. Кроме того, осознание двух указанных аспектов лидерства весьма важно при под
боре руководящих кадров. Поскольку один человек бо
лее склонен к инструментальному руководству, а дру
гой — і: поддержанию эмоциональных отношений, ока
зывается целесообразным избирать лидеров с учетом
тех функций, которые им предстоит выполнять в кол лективе. Выполнение производственных функций объ ективно требует инструментальных черт лидерства,
а выполнение воспитательных функций всегда опи рается на эмоциональный тип лидерства.
Для выявления индивидуальных склонностей к тому или иному типу лидерского поведения исполь
зуются определенные социально-психологические ме
тоды. Например, производится опрос руководителей об
их отношении к сбоим сотрудникам. Если руководи тель строго разграничивает своих сотрудников в произ водственном плане на наиболее и наименее эффектив
ных, то из этого следует, что он более ориентирован на
задачу, то есть на инструментальное лидерство. Напро
тив, если руководитель дает благоприятную оценку даже слабым сотрудникам, можно предполагать в нем
склонность к эмоциональному лидерству.
Выше отмечалось наличие формальной и нефор
мальной структур коллектива, которые в определенной
степени соответствуют инструментальной и эмоцио нальной структуре групповых отношений. В связи
с этим можно говорить о формальном и неформальном лидере группы, как лице, возглавляющем ту или иную структуру.
Поскольку обычно (хотя и не всегда) организация
группы, обусловленная инструментальной деятельно стью, оформляется соответствующими административ
но-правовыми предписаниями, можно предположить, что инструментальный и формальный лидер (равно
как эмоциональный и неформальный) — понятия тож
дественные. Однако многочисленные исследования по
казали, что это не так, что очень часто избранный в со
ответствии с формальной процедурой лидер, будучи ру
ководителем, осуществляет и инструментальные, и эмо
циональные (экспрессивные) функции. Неформальное
лидерство в этих случаях просто не возникает.
В принципе как формальный, так и неформальный
лидер может исполнять и инструментальные и экспрес сивные функции. Но следует учесть, что влияние не формального лидера всецело зависит от поддержки
участников (последователей), и поэтому он действует
прежде всего в их интересах.
Неформальное лидерство неизбежно возникает в тех
случаях, когда цели организации (и, следовательно,
действия руководителя как формального лидера) не
соответствуют интересам участников. Такая ситуация
типична для капиталистических предприятий, когда в рабочей среде выдвигается рабочий лидер, противо
стоящий в своей деятельности администрации. Вна
чале он исполняет лишь экспрессивные, например, аги
тационные функции, побуждая рабочих заявить эконо мические требования. В дальнейшем, изучив основные
положения марксизма-ленинизма, он может осознать
коренную противоположность интересов трудящихся и
предпринимателей и включиться в активную полити
ческую борьбу. Тогда его деятельность будет приобре тать все более инструментальный характер, отвечаю
щий потребностям рабочих и направленный против ка питалистического строя. Инструментальный и эмоцио
нальный аспекты роли рабочего лидера тесно связаны.
Рабочий лидер должен не только организовать группу на борьбу против капиталистов (инструментальная
функция), но и проявлять внимание, чуткость и уваже
ние к товарищам, сплачивать их психологически (эмо
циональная функция).
При прочих равных условиях лидером в группе
скорее станет тот, кто умеет расположить к себе лю дей, вызвать у них симпатию и доверие.
В этом отношении поучителен пример деятельности В. И. Ленина.
Делегат от Шотландского рабочего комитета на
IIконгрессе Коминтерна Уильям Галлахер, вспоминая
оВладимире Ильиче, писал: «Думая о Ленине, я не
мог думать ни о чем, кроме революции и необходимо сти двигать ее вперед, чего бы это ни стоило. По-мое
му, это было основное качество великого ленинского
гения: он никогда не думал о себе, он был живым во
площением борьбы, и, где бы он ни оказывался, он
всюду приносил с собой вдохновение своей великой убежденности»
Писательница Мариэтта Шагинян в своем литера турно-художественном анализе образа В. И. Ленина как вождя обратила внимание на эти строки воспоми наний У. Галлахера, свидетельствующие о постоянной
направленности личности руководителя нашей партии на основную цель — победу революции. Беззаветная
борьба за достижение этой цели была источником взаи
модействия вождя с его многочисленными единомыш
ленниками и соратниками. При этом В. И. Ленин умел отрешиться от себя самого до такой степени, что окружавшие его люди, как это видно из статьи У. Гал
лахера и свидетельств других современников, забы
вали о присутствии самого вождя, целиком подчинив
шись обаянию объединяющей их великой цели. Имен
но в этом лежит разгадка той психологической легко
сти, какую испытывали в присутствии В. И. Ленина
его соратники. Нужно любить само дело, а не свой
успех в этом деле. Тогда будет исключено столкнове
ние самолюбий, и даже самая острая дискуссия не по
вредит взаимоотношениям участников и достижению
ими совместной цели.
Мариэтта Шагинян делает практический вывод из
анализа поведения В. И. Ленина как вождя: «Если
аудитория начнет после твоего доклада хвалить тебя
и восхищаться тобой, значит ты плохо сделал свое дело, ты провалил его. А если разговор сразу же пой дет о предмете и содержании твоего доклада, как если б тебя самого тут и не было, значит ты хорошо выступил, сделал свое дело на пять».
Особенность ленинского стиля руководства заклю чалась в умелом сочетании двух типов лидерского по
ведения — ориентации на задачу и на взаимодействие с последователями. Если руководитель не умеет сое динить эти стороны в регулировании деятельности кол лектива, то в случае абсолютизации целей он может
прийти к недооценке взаимоотношений с людьми, сле
довательно, превратиться в бездушного формалиста;
1 «Воспоминания о В. И. Ленине», т. 2, стр. 523.
— 80 —
в случае же излишнего стремления к взаимодействию
с подчиненными и эмоциональной близости он будет
содействовать установлению , атмосферы фамильярно
сти и безответственного благодушия.
«Вопрос отношения товарища к товарищу, — писал А. С. Макаренко, — это не вопрос дружбы, не вопрос
любви, не Eonpoc соседства, а это вопрос ответственной
зависимости».
Вместе с тем необходимо отметить, что в условиях
хорошо налаженного производства пли в обстановке творческого труда значение направленности лидера на взаимодействие и эмоциональное благополучие при
обретает все большее значение.
Существует также третий тип лидерского поведе ния — ориентация на самого себя, — присущий людям, для которых окружающие лишь объект и средство са моутверждения. Этот тип лидеров издавна подвергался
критике передовых ученых и литераторов.
Родоначальник английского материализма Ф. Бэ
кон, развивая свое «учение о деловых отношениях»,
разграничивал понятия «быть мудрым» и «быть муд
рым для себя». Первое, по его мнению, как бы направ лено от центра к окружности, второе — от окружности
к центру. Ф. Бэкон отмечал, что эта черта особенно ярко проявляется при попытке руководить другими. Он писал: «Многие весьма разумно ведут собственные
дела, но совершенно беспомощны в управлении госу
дарством и не способны даже дать разумного совета
другим...»
Типы лидерского поведения в первую очередь обу
словливаются чертами господствующего общественно экономического строя, преломляющимися в сознании людей и формирующими в конечном счете характер
ные для этого строя качества межличностного взаимо
действия.
Наиболее широкие возможности осуществлять ори ентацию на себя предоставляли власть имущим касто вые и монархические социальные системы. Достаточно вспомнить многочисленные образы чиновников, со зданные художниками русского критического реализ-.
ма, обличавшими царское самодержавие.
В древнем Китае неуважение к личности государ
ственного чиновника расценивалось как враждебность
— 81 —
к самому государству. Даже нарушение простого
ритуала приветствия могло повлечь за собой смертную
казнь, казавшуюся китайским правителям наиболее
удобной и недорогой мерой наказания.
Конечно, в таких крайних, деспотических проявле ниях должностной власти нельзя усматривать даже отдельных признаков лидерского поведения. Однако ориентация на самого себя, как скрытая пружина ини циативной деятельности лидера, часто проявляется в странах капитала и теперь, например в актах отступ
ничества бывших рабочих лидеров, переходящих
в ряды рабочей аристократии и меняющих свои поли тические убеждения.
ГВозвращаясь к явлениям лидерства в условиях со
циалистического общества, необходимо отметить, что оно имеет значение не только для производственной
жизни трудового коллектива. Каждому человеку при
суще стремление к достижению успеха E той или иной области деятельности. Инициативное поведение нс обя
зательно должно проявляться лишь в продвижении по
ступеням административной лестницы^ Для реализа
ции социальной активности людей у нас существуют неограниченные возможности — партийная, комсо
мольская, профсоюзная и другие виды общественной
деятельности позволяют каждому развивать свою ини циативу в соответствии с индивидуальными склонно стями и способностями. Ведь одна из важнейших задач
коммунистического строительства, решение которой
осуществляется в границах трудовых коллективов, —
это все более широкое привлечение к управлению
тех трудящихся, чья основная профессиональная дея
тельность не связана с выполнением руководящих
функций.
Роль трудящихся в управлении производством
может проявляться в контроле за деятельностью
администрации и должностных лиц, в поиске путей со вершенствования производственно-хозяйственной дея
тельности, в разработке рациональных систем норми
рования и стимулирования труда, поддержания и укреп
ления трудовой дисциплины, а также в решении вопро
сов, связанных с использованием коллективных
фондов предприятия, подбором и выдвижением руково
дителей и т. п.