Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лидерство возникает там, где есть потребность

винициативном действии, быстрейшем достижении

цели и удовлетворении интереса, то есть в срочном ре­

шении какой-то проблемы. Для этого требуется взаи­ модействие определенного числа людей, которые хотят,

чтобы путь к достижению целей не был тягостным, а

сам по себе приносил удовлетворение. В связи C этим

вгруппе возникают две структуры, имеющие различ­

ное функциональное назначение. Первая категория ин­

тересов может быть представлена как функциональ­

ная, инструментальная структура. Здесь речь идет

о заинтересованности каждого участника в достижении

целей группы. Так, в производственной бригаде, рабо­ тающей на основе сдельно-прогрессивной оплаты труда,

каждый участник заинтересован в том, чтобы бригада

дала большую выработку и, следовательно, чтобы за­ работок каждого участника был соответственно выше.

Эти цели определяют функциональную структуру, то есть такое разделение трудовых процессов, при кото­

ром обеспечивается наибольшая эффективность дея­

тельности бригады. Лицо, способное удовлетворить эту

потребность оптимального распределения задачи,

выдвигается как деловой (инструментальный) лидер.

Но одновременно существует и другая категория

интересов, обусловливающая возникновение эмоцио­ нальной структуры. Дело в том, что участники коллек­ тива взаимодействуют не только как исполнители про­

изводственных функций, но и как индивидуальности,

между которыми возникают те или иные чувства в от­ ношении друг к другу. Каждый участник, видимо, за­ интересован в положительном отношении к нему окру­

жающих не только как к хорошему работнику, но и

как к человеческому существу, к личности, наделен­

ной глубоко индивидуальными качествами. Склады­ вается определенная структура взаимных симпатий и

антипатий, неписаных прав и обязанностей по отно­

шению друг к другу. Вполне возможно, что эту струк­ туру возглавит также определенный лидер. Основной

функцией этого лидера будет предупреждение и ула­

живание конфликтов, сглаживание и разрядка эмоцио­

нальных напряжений между участниками, обеспече­

ние благоприятного психологического климата в дан­

ной группе.

— 77 —


Различение инструментального и эмоционального лидерства имеет конкретный практический смысл, так как помогает руководителю реализовать тот или иной тип своего личного поведения в зависимости от стоя­ щих перед группой задач. Кроме того, осознание двух указанных аспектов лидерства весьма важно при под­

боре руководящих кадров. Поскольку один человек бо­

лее склонен к инструментальному руководству, а дру­

гой — і: поддержанию эмоциональных отношений, ока­

зывается целесообразным избирать лидеров с учетом

тех функций, которые им предстоит выполнять в кол­ лективе. Выполнение производственных функций объ­ ективно требует инструментальных черт лидерства,

а выполнение воспитательных функций всегда опи­ рается на эмоциональный тип лидерства.

Для выявления индивидуальных склонностей к тому или иному типу лидерского поведения исполь­

зуются определенные социально-психологические ме­

тоды. Например, производится опрос руководителей об

их отношении к сбоим сотрудникам. Если руководи­ тель строго разграничивает своих сотрудников в произ­ водственном плане на наиболее и наименее эффектив­

ных, то из этого следует, что он более ориентирован на

задачу, то есть на инструментальное лидерство. Напро­

тив, если руководитель дает благоприятную оценку даже слабым сотрудникам, можно предполагать в нем

склонность к эмоциональному лидерству.

Выше отмечалось наличие формальной и нефор­

мальной структур коллектива, которые в определенной

степени соответствуют инструментальной и эмоцио­ нальной структуре групповых отношений. В связи

с этим можно говорить о формальном и неформальном лидере группы, как лице, возглавляющем ту или иную структуру.

Поскольку обычно (хотя и не всегда) организация

группы, обусловленная инструментальной деятельно­ стью, оформляется соответствующими административ­

но-правовыми предписаниями, можно предположить, что инструментальный и формальный лидер (равно

как эмоциональный и неформальный) — понятия тож­

дественные. Однако многочисленные исследования по­

казали, что это не так, что очень часто избранный в со­

ответствии с формальной процедурой лидер, будучи ру­


ководителем, осуществляет и инструментальные, и эмо­

циональные (экспрессивные) функции. Неформальное

лидерство в этих случаях просто не возникает.

В принципе как формальный, так и неформальный

лидер может исполнять и инструментальные и экспрес­ сивные функции. Но следует учесть, что влияние не­ формального лидера всецело зависит от поддержки

участников (последователей), и поэтому он действует

прежде всего в их интересах.

Неформальное лидерство неизбежно возникает в тех

случаях, когда цели организации (и, следовательно,

действия руководителя как формального лидера) не

соответствуют интересам участников. Такая ситуация

типична для капиталистических предприятий, когда в рабочей среде выдвигается рабочий лидер, противо­

стоящий в своей деятельности администрации. Вна­

чале он исполняет лишь экспрессивные, например, аги­

тационные функции, побуждая рабочих заявить эконо­ мические требования. В дальнейшем, изучив основные

положения марксизма-ленинизма, он может осознать

коренную противоположность интересов трудящихся и

предпринимателей и включиться в активную полити­

ческую борьбу. Тогда его деятельность будет приобре­ тать все более инструментальный характер, отвечаю­

щий потребностям рабочих и направленный против ка­ питалистического строя. Инструментальный и эмоцио­

нальный аспекты роли рабочего лидера тесно связаны.

Рабочий лидер должен не только организовать группу на борьбу против капиталистов (инструментальная

функция), но и проявлять внимание, чуткость и уваже­

ние к товарищам, сплачивать их психологически (эмо­

циональная функция).

При прочих равных условиях лидером в группе

скорее станет тот, кто умеет расположить к себе лю­ дей, вызвать у них симпатию и доверие.

В этом отношении поучителен пример деятельности В. И. Ленина.

Делегат от Шотландского рабочего комитета на

IIконгрессе Коминтерна Уильям Галлахер, вспоминая

оВладимире Ильиче, писал: «Думая о Ленине, я не

мог думать ни о чем, кроме революции и необходимо­ сти двигать ее вперед, чего бы это ни стоило. По-мое­

му, это было основное качество великого ленинского


гения: он никогда не думал о себе, он был живым во­

площением борьбы, и, где бы он ни оказывался, он

всюду приносил с собой вдохновение своей великой убежденности»

Писательница Мариэтта Шагинян в своем литера­ турно-художественном анализе образа В. И. Ленина как вождя обратила внимание на эти строки воспоми­ наний У. Галлахера, свидетельствующие о постоянной

направленности личности руководителя нашей партии на основную цель — победу революции. Беззаветная

борьба за достижение этой цели была источником взаи­

модействия вождя с его многочисленными единомыш­

ленниками и соратниками. При этом В. И. Ленин умел отрешиться от себя самого до такой степени, что окружавшие его люди, как это видно из статьи У. Гал­

лахера и свидетельств других современников, забы­

вали о присутствии самого вождя, целиком подчинив­

шись обаянию объединяющей их великой цели. Имен­

но в этом лежит разгадка той психологической легко­

сти, какую испытывали в присутствии В. И. Ленина

его соратники. Нужно любить само дело, а не свой

успех в этом деле. Тогда будет исключено столкнове­

ние самолюбий, и даже самая острая дискуссия не по­

вредит взаимоотношениям участников и достижению

ими совместной цели.

Мариэтта Шагинян делает практический вывод из

анализа поведения В. И. Ленина как вождя: «Если

аудитория начнет после твоего доклада хвалить тебя

и восхищаться тобой, значит ты плохо сделал свое дело, ты провалил его. А если разговор сразу же пой­ дет о предмете и содержании твоего доклада, как если б тебя самого тут и не было, значит ты хорошо выступил, сделал свое дело на пять».

Особенность ленинского стиля руководства заклю­ чалась в умелом сочетании двух типов лидерского по­

ведения — ориентации на задачу и на взаимодействие с последователями. Если руководитель не умеет сое­ динить эти стороны в регулировании деятельности кол­ лектива, то в случае абсолютизации целей он может

прийти к недооценке взаимоотношений с людьми, сле­

довательно, превратиться в бездушного формалиста;

1 «Воспоминания о В. И. Ленине», т. 2, стр. 523.

— 80 —

в случае же излишнего стремления к взаимодействию

с подчиненными и эмоциональной близости он будет

содействовать установлению , атмосферы фамильярно­

сти и безответственного благодушия.

«Вопрос отношения товарища к товарищу, — писал А. С. Макаренко, — это не вопрос дружбы, не вопрос

любви, не Eonpoc соседства, а это вопрос ответственной

зависимости».

Вместе с тем необходимо отметить, что в условиях

хорошо налаженного производства пли в обстановке творческого труда значение направленности лидера на взаимодействие и эмоциональное благополучие при­

обретает все большее значение.

Существует также третий тип лидерского поведе­ ния — ориентация на самого себя, — присущий людям, для которых окружающие лишь объект и средство са­ моутверждения. Этот тип лидеров издавна подвергался

критике передовых ученых и литераторов.

Родоначальник английского материализма Ф. Бэ­

кон, развивая свое «учение о деловых отношениях»,

разграничивал понятия «быть мудрым» и «быть муд­

рым для себя». Первое, по его мнению, как бы направ­ лено от центра к окружности, второе — от окружности

к центру. Ф. Бэкон отмечал, что эта черта особенно ярко проявляется при попытке руководить другими. Он писал: «Многие весьма разумно ведут собственные

дела, но совершенно беспомощны в управлении госу­

дарством и не способны даже дать разумного совета

другим...»

Типы лидерского поведения в первую очередь обу­

словливаются чертами господствующего общественно­ экономического строя, преломляющимися в сознании людей и формирующими в конечном счете характер­

ные для этого строя качества межличностного взаимо­

действия.

Наиболее широкие возможности осуществлять ори­ ентацию на себя предоставляли власть имущим касто­ вые и монархические социальные системы. Достаточно вспомнить многочисленные образы чиновников, со­ зданные художниками русского критического реализ-.

ма, обличавшими царское самодержавие.

В древнем Китае неуважение к личности государ­

ственного чиновника расценивалось как враждебность

— 81 —


к самому государству. Даже нарушение простого

ритуала приветствия могло повлечь за собой смертную

казнь, казавшуюся китайским правителям наиболее

удобной и недорогой мерой наказания.

Конечно, в таких крайних, деспотических проявле­ ниях должностной власти нельзя усматривать даже отдельных признаков лидерского поведения. Однако ориентация на самого себя, как скрытая пружина ини­ циативной деятельности лидера, часто проявляется в странах капитала и теперь, например в актах отступ­

ничества бывших рабочих лидеров, переходящих

в ряды рабочей аристократии и меняющих свои поли­ тические убеждения.

ГВозвращаясь к явлениям лидерства в условиях со­

циалистического общества, необходимо отметить, что оно имеет значение не только для производственной

жизни трудового коллектива. Каждому человеку при­

суще стремление к достижению успеха E той или иной области деятельности. Инициативное поведение нс обя­

зательно должно проявляться лишь в продвижении по

ступеням административной лестницы^ Для реализа­

ции социальной активности людей у нас существуют неограниченные возможности — партийная, комсо­

мольская, профсоюзная и другие виды общественной

деятельности позволяют каждому развивать свою ини­ циативу в соответствии с индивидуальными склонно­ стями и способностями. Ведь одна из важнейших задач

коммунистического строительства, решение которой

осуществляется в границах трудовых коллективов, —

это все более широкое привлечение к управлению

тех трудящихся, чья основная профессиональная дея­

тельность не связана с выполнением руководящих

функций.

Роль трудящихся в управлении производством

может проявляться в контроле за деятельностью

администрации и должностных лиц, в поиске путей со­ вершенствования производственно-хозяйственной дея­

тельности, в разработке рациональных систем норми­

рования и стимулирования труда, поддержания и укреп­

ления трудовой дисциплины, а также в решении вопро­

сов, связанных с использованием коллективных

фондов предприятия, подбором и выдвижением руково­

дителей и т. п.