Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Члены любого трудового коллектива могут участво
вать в таком контроле и осуществлении других функ
ции управления. Это дает возможность каждому тру дящемуся почувствовать себя активным членом обще
ства. Поэтому социалистический трудовой коллектив необходимо рассматривать не обособленно — как груп
пу людей, занятых только решением производственных
задач, а с учетом многообразных связей первичного
коллектива с более крупным коллективом всего пред
приятия или организации.
Таким образом, социалистический коллектив харак
теризуется разнообразием целей, что позволяет гово рить о множественности протекающих в нем лидерских
процессов и, следовательно, об особой сложности его
организационной |
структуры, не |
укладывающейся |
||
в |
рамки только |
производственной |
группы, а |
также |
в |
схему формального и неформального вида |
взаимо |
отношений между людьми. Тем не менее анализ малых
групп, составляющих более крупные объединения и
коллективы, помогает установить ряд закономерностей
поведения людей в условиях совместной деятельности.
2. ИНИЦИАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОЛЛЕКТИВА
Диалектический подход к изучению малых групп
позволяет вскрыть ряд принципов, обусловли вающих их возникновение и функционирование.
Как мы уже говорили, главным условием существо вания человеческой группы является совместная дея
тельность ее участников, направленная на достижение
общих целей. Иными словами, группа есть собрание
людей, в котором результат взаимодействия исполь
зуется для удовлетворения некоторых потребностей каждого в отдельности.
Можно сказать, что не существует групп, а тем бо лее трудовых коллективов вне деятельности. Но если эта деятельность не отвечает потребностям и свобод ному Еыбору участников, то данную совокупность лю
дей нельзя считать коллективом или организованной группой. Ведь невозможно представить себе функцио
нальную группу без взаимодействия и взаимозависи
— 33 —
мости ее членов. На основе этих факторов в группе по
степенно складывается определенная структура, что
ведет к развитию организации, характеризующейся по явлением групповых норм и ценностей, регулируюіцих
отношения между участниками группы.
Распределение функций в группе и дифференциа
ция ответственности каждого из участников за дости жение общей цели свидетельствуют о возникновении
организации. По мнению ряда авторов, этот процесс
равнозначен возникновению лидерства. Действительно,
поскольку организующим центром группы служит
стремление к решению общей задачи, лидерство оказы
вается процессом, необходимым всем участникам как
средство определения целей и методов их достижения.
Как будет протекать лидерский процесс, обычно ин
тересует всех |
участников группы, |
поскольку |
люди |
не безучастны |
к тому, кто станет |
руководить |
ими |
в дальнейшем. Во всяком случае, когда человека спе
циально не обязывают управлять другими, трудно за
ранее предугадать, кто и при каких обстоятельствах
будет проявлять инициативу и окажется лидером.
Каждый знаком с примерами дружбы, когда одни из
друзей постоянно был лидером, а другой — последова
телем. Но в то же время можно припомнить много
случаев, когда вначале один из друзей был лидером,
а потом эта роль переходила к другому. Аналогичное
явление часто наблюдается в семейных группах. Без
условно, каждая семья отличается от других специфи
ческими особенностями лидерского процесса, завися
щими от индивидуальных различий в эмоциональном и деловом вкладах, вносимых членами семьи в ее бла
гополучие, а также от национальных и культурных традиций, в рамках которых функционирует данная
семейная группа.
Рассматривая лидерство как процесс социально-пси хологической самоорганизации группы, мы всегда должны помнить, что его основой является коллектив
ная потребность в чем-либо. Стремление к ее удовле
творению служит пусковым механизмом всей группо вой деятельности. Это положение справедливо для лю
бого вида групп.
Отметим важнейшие функции, обусловливающие су ществование группы и являющиеся в то же время ро
— 84 —
левыми ооязанностями тех лиц, которые в силу опре
деленных обстоятельств оказались лидерами (или од
ним полномочным лидером) группы.
Ряд функций, к рассмотрению которых мы перехо
дим, включен в обязанности официальных руководи телей коллективов и организаций. Нужно сказать, что
талантливый руководитель выполняет все функции, свойственные лидеру, но юридически предписать все
лидерские нормы формальному руководителю невоз можно.
Административная функция. Наиболее'
важной для деятельности, а следовательно, и для су
ществования группы является задача координирова
ния индивидуальных действий в одну общую силу. «Всякий непосредственно общественный или сов
местный труд, — указывал К. Маркс, — ...нуждается
в большей или меньшей степени в управлении, которое
устанавливает согласованность между индивидуаль
ными работами и выполняет общие функции, возника
ющие из движения всего производственного организма
в отличие от движения его самостоятельных органов» '.
Следовательно, лицо, принявшее на себя роль ли
дера, в первую очередь должно заботиться о согласова
нии и упорядочении индивидуальных вкладсТв участ
ников группы в общее дело. Отсюда вытекает еще одна обязанность лидера — надзор за исполнением, осуще ствляемый на основе как личной инициативы, так и указаний вышестоящих организаций.
Специфика административной функции заключается
не в самостоятельном выполнении работы, а в предпи
сании ее другим членам группы.
Иногда человек, оказавшись в роли администра тора, страдает от своей неспособности переложить часть
ответственности и полномочий на других; ему ка жется, что во всем необходимо его личное участие. В результате такой руководитель лишает подчиненных
чувства ответственности и препятствует их вовлечению
в работу группы.
Стратегическая функция (определение це
лей и выбор методов). Одной из важнейших функций
является определение целей и методов их достижения.
■К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 342.
— 85 —
Успешная реализация этой функции часто оказывается
предпосылкой выдвижения лидера. Если администра
тивная функция в общих чертах однозначна для всех
руководителей, то функция определения целей требует
от руководителя осознания локальных условий и осо бенностей текущего момента, что непосредственно свя
зано с его способностью формирования рабочего плана
и выбора решения в конкретной ситуации. Эта функ ция дает возможность проявлять находчивость, вы держку, гибкость и способность выдвигать оригиналь ные идеи. И, напротив, неспособность руководителя
увязывать указания сверху с потребностями членов
группы и в то же время определять свою позицию в этом процессе может стать причиной утери автори
тета и дезорганизации группы.
Стратегическая функция включает в себя, таким об
разом, функцию планирования и прогнозирования. Наиболее эффективным лидером оказывается тот, кто способен осуществить оптимальный выбор из ряда воз
можных решений на основе прогностической оценки
ситуации. По существу, это и есть способность предви
дения, но изложенная в научных терминах.
Экспертно-консультативная функция.
В процессе групповой деятельности лидер обычно яв ляется тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной информации или наибо
лее квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения и специализации профес сиональных функций в больших группах лидеры (ру ководители организаций) имеют в своем распоряжении
различных заместителей, специалистов и консультан
тов. Экспертно-консультативная функция в ряде слу чаев может быть основой для возникновения инстру
ментального лидерства. Пример тому — формирование научных школ, которое обычно происходит не в силу
каких-либо организационных предписаний, а в связи
с появлением ученого, располагающего новыми пер спективными идеями.
Почти во всех случаях, когда члены группы зави- ■ сят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для продуктивного осуществле ния индивидуальных и групповых целей, вокруг этого
лица происходит поляризация влияния, которое он мо
жет использовать для утверждения за собой роли ли
дера.
Коммун и кативно-регулирующая функ ция. Эта функция тесно связана с предыдущей. Одна
ко люди нуждаются не только в деловых и професси
ональных сведениях, но и в другой информации, имею щей значение для функционирования группы. В фор мальных организациях таким лицом обычно оказы
вается официальный руководитель, ‘ иногда партгруп орг и комсогрупорг. Во всяком случае, в группе
всегда есть человек, располагающий наибольшим коли чеством информационных каналов. Понятно, что, если
лидер оказывается отключенным от этих каналов свя
зи, он теряет возможность регулировать информацию,
поступающую в группу, и тем самым управлять пове дением членов группы.
В некоторых случаях руководитель строит систему
коммуникативных связей в соответствии с принципа
ми четкой субординации, ио тогда он обрекает себя на
эмоциональное одиночество и не может рассчитывать
ни на какое влияние, кроме должностного.
Функция представительства группы
во внешней среде. Лидер является официальным
лицом, выступающим во внешней среде от имени всех
членов группы. Каждый, кто служил в армии, помнит
то приятное чувство гордости и подъема, какое вызы
вает четкий, отданный даже с некоторым щегольством
рапорт своего командира перед строем крупного воин
ского подразделения. И, напротив, память хранит слу
чаи, когда мы испытывали неловкость за неудачное
выступление на собрании сьоего начальника, как будто
мы сами говорили нечто бессвязное. Иначе говоря,
участникам группы далеко не безразлично, кто и
как будет их представлять ео внешней среде; лидер
в этим тучае олицетворяет собой всех членов группы, их коллективный разум и волю. Поэтому успешное осуществление функции представительства является
одним из условий авторитета руководителя..—
В связи с этим необходимо заметить, что часто по
вторяемый совет руководителям овладевать ораторским искусством заслуживает внимания не только с точки зрения общей культуры управленческого труда. Рече вое поведение руководителя — также фактор профес-
— 87