Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Члены любого трудового коллектива могут участво­

вать в таком контроле и осуществлении других функ­

ции управления. Это дает возможность каждому тру­ дящемуся почувствовать себя активным членом обще­

ства. Поэтому социалистический трудовой коллектив необходимо рассматривать не обособленно — как груп­

пу людей, занятых только решением производственных

задач, а с учетом многообразных связей первичного

коллектива с более крупным коллективом всего пред­

приятия или организации.

Таким образом, социалистический коллектив харак­

теризуется разнообразием целей, что позволяет гово­ рить о множественности протекающих в нем лидерских

процессов и, следовательно, об особой сложности его

организационной

структуры, не

укладывающейся

в

рамки только

производственной

группы, а

также

в

схему формального и неформального вида

взаимо­

отношений между людьми. Тем не менее анализ малых

групп, составляющих более крупные объединения и

коллективы, помогает установить ряд закономерностей

поведения людей в условиях совместной деятельности.

2. ИНИЦИАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОЛЛЕКТИВА

Диалектический подход к изучению малых групп

позволяет вскрыть ряд принципов, обусловли­ вающих их возникновение и функционирование.

Как мы уже говорили, главным условием существо­ вания человеческой группы является совместная дея­

тельность ее участников, направленная на достижение

общих целей. Иными словами, группа есть собрание

людей, в котором результат взаимодействия исполь­

зуется для удовлетворения некоторых потребностей каждого в отдельности.

Можно сказать, что не существует групп, а тем бо­ лее трудовых коллективов вне деятельности. Но если эта деятельность не отвечает потребностям и свобод­ ному Еыбору участников, то данную совокупность лю­

дей нельзя считать коллективом или организованной группой. Ведь невозможно представить себе функцио­

нальную группу без взаимодействия и взаимозависи­

— 33 —


мости ее членов. На основе этих факторов в группе по­

степенно складывается определенная структура, что

ведет к развитию организации, характеризующейся по­ явлением групповых норм и ценностей, регулируюіцих

отношения между участниками группы.

Распределение функций в группе и дифференциа­

ция ответственности каждого из участников за дости­ жение общей цели свидетельствуют о возникновении

организации. По мнению ряда авторов, этот процесс

равнозначен возникновению лидерства. Действительно,

поскольку организующим центром группы служит

стремление к решению общей задачи, лидерство оказы­

вается процессом, необходимым всем участникам как

средство определения целей и методов их достижения.

Как будет протекать лидерский процесс, обычно ин­

тересует всех

участников группы,

поскольку

люди

не безучастны

к тому, кто станет

руководить

ими

в дальнейшем. Во всяком случае, когда человека спе­

циально не обязывают управлять другими, трудно за­

ранее предугадать, кто и при каких обстоятельствах

будет проявлять инициативу и окажется лидером.

Каждый знаком с примерами дружбы, когда одни из

друзей постоянно был лидером, а другой — последова­

телем. Но в то же время можно припомнить много

случаев, когда вначале один из друзей был лидером,

а потом эта роль переходила к другому. Аналогичное

явление часто наблюдается в семейных группах. Без­

условно, каждая семья отличается от других специфи­

ческими особенностями лидерского процесса, завися­

щими от индивидуальных различий в эмоциональном и деловом вкладах, вносимых членами семьи в ее бла­

гополучие, а также от национальных и культурных традиций, в рамках которых функционирует данная

семейная группа.

Рассматривая лидерство как процесс социально-пси­ хологической самоорганизации группы, мы всегда должны помнить, что его основой является коллектив­

ная потребность в чем-либо. Стремление к ее удовле­

творению служит пусковым механизмом всей группо­ вой деятельности. Это положение справедливо для лю­

бого вида групп.

Отметим важнейшие функции, обусловливающие су­ ществование группы и являющиеся в то же время ро­

— 84 —


левыми ооязанностями тех лиц, которые в силу опре­

деленных обстоятельств оказались лидерами (или од­

ним полномочным лидером) группы.

Ряд функций, к рассмотрению которых мы перехо­

дим, включен в обязанности официальных руководи­ телей коллективов и организаций. Нужно сказать, что

талантливый руководитель выполняет все функции, свойственные лидеру, но юридически предписать все

лидерские нормы формальному руководителю невоз­ можно.

Административная функция. Наиболее'

важной для деятельности, а следовательно, и для су­

ществования группы является задача координирова­

ния индивидуальных действий в одну общую силу. «Всякий непосредственно общественный или сов­

местный труд, — указывал К. Маркс, — ...нуждается

в большей или меньшей степени в управлении, которое

устанавливает согласованность между индивидуаль­

ными работами и выполняет общие функции, возника­

ющие из движения всего производственного организма

в отличие от движения его самостоятельных органов» '.

Следовательно, лицо, принявшее на себя роль ли­

дера, в первую очередь должно заботиться о согласова­

нии и упорядочении индивидуальных вкладсТв участ­

ников группы в общее дело. Отсюда вытекает еще одна обязанность лидера — надзор за исполнением, осуще­ ствляемый на основе как личной инициативы, так и указаний вышестоящих организаций.

Специфика административной функции заключается

не в самостоятельном выполнении работы, а в предпи­

сании ее другим членам группы.

Иногда человек, оказавшись в роли администра­ тора, страдает от своей неспособности переложить часть

ответственности и полномочий на других; ему ка­ жется, что во всем необходимо его личное участие. В результате такой руководитель лишает подчиненных

чувства ответственности и препятствует их вовлечению

в работу группы.

Стратегическая функция (определение це­

лей и выбор методов). Одной из важнейших функций

является определение целей и методов их достижения.

■К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 342.

— 85 —

Успешная реализация этой функции часто оказывается

предпосылкой выдвижения лидера. Если администра­

тивная функция в общих чертах однозначна для всех

руководителей, то функция определения целей требует

от руководителя осознания локальных условий и осо­ бенностей текущего момента, что непосредственно свя­

зано с его способностью формирования рабочего плана

и выбора решения в конкретной ситуации. Эта функ­ ция дает возможность проявлять находчивость, вы­ держку, гибкость и способность выдвигать оригиналь­ ные идеи. И, напротив, неспособность руководителя

увязывать указания сверху с потребностями членов

группы и в то же время определять свою позицию в этом процессе может стать причиной утери автори­

тета и дезорганизации группы.

Стратегическая функция включает в себя, таким об­

разом, функцию планирования и прогнозирования. Наиболее эффективным лидером оказывается тот, кто способен осуществить оптимальный выбор из ряда воз­

можных решений на основе прогностической оценки

ситуации. По существу, это и есть способность предви­

дения, но изложенная в научных терминах.

Экспертно-консультативная функция.

В процессе групповой деятельности лидер обычно яв­ ляется тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной информации или наибо­

лее квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения и специализации профес­ сиональных функций в больших группах лидеры (ру­ ководители организаций) имеют в своем распоряжении

различных заместителей, специалистов и консультан­

тов. Экспертно-консультативная функция в ряде слу­ чаев может быть основой для возникновения инстру­

ментального лидерства. Пример тому — формирование научных школ, которое обычно происходит не в силу

каких-либо организационных предписаний, а в связи

с появлением ученого, располагающего новыми пер­ спективными идеями.

Почти во всех случаях, когда члены группы зави- ■ сят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для продуктивного осуществле­ ния индивидуальных и групповых целей, вокруг этого

лица происходит поляризация влияния, которое он мо­


жет использовать для утверждения за собой роли ли­

дера.

Коммун и кативно-регулирующая функ­ ция. Эта функция тесно связана с предыдущей. Одна­

ко люди нуждаются не только в деловых и професси­

ональных сведениях, но и в другой информации, имею­ щей значение для функционирования группы. В фор­ мальных организациях таким лицом обычно оказы­

вается официальный руководитель, ‘ иногда партгруп­ орг и комсогрупорг. Во всяком случае, в группе

всегда есть человек, располагающий наибольшим коли­ чеством информационных каналов. Понятно, что, если

лидер оказывается отключенным от этих каналов свя­

зи, он теряет возможность регулировать информацию,

поступающую в группу, и тем самым управлять пове­ дением членов группы.

В некоторых случаях руководитель строит систему

коммуникативных связей в соответствии с принципа­

ми четкой субординации, ио тогда он обрекает себя на

эмоциональное одиночество и не может рассчитывать

ни на какое влияние, кроме должностного.

Функция представительства группы

во внешней среде. Лидер является официальным

лицом, выступающим во внешней среде от имени всех

членов группы. Каждый, кто служил в армии, помнит

то приятное чувство гордости и подъема, какое вызы­

вает четкий, отданный даже с некоторым щегольством

рапорт своего командира перед строем крупного воин­

ского подразделения. И, напротив, память хранит слу­

чаи, когда мы испытывали неловкость за неудачное

выступление на собрании сьоего начальника, как будто

мы сами говорили нечто бессвязное. Иначе говоря,

участникам группы далеко не безразлично, кто и

как будет их представлять ео внешней среде; лидер

в этим тучае олицетворяет собой всех членов группы, их коллективный разум и волю. Поэтому успешное осуществление функции представительства является

одним из условий авторитета руководителя..—

В связи с этим необходимо заметить, что часто по­

вторяемый совет руководителям овладевать ораторским искусством заслуживает внимания не только с точки зрения общей культуры управленческого труда. Рече­ вое поведение руководителя — также фактор профес-

— 87