Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сионалыюй гордости и самоуважения членов коллек­ тива, от имени которых он выступает перед широкой

аудиторией.

Дисциплинарная функция. В группах,

участники которых отличаются высокой моральной от­

ветственностью друг перед другом, устанавливается не­

формальная система поощрений и наказаний. Другими словами, дисциплинарная функция оказывается вне компетенции одного лица — руководителя и стано­ вится внутренне присущей самой группе.

Примером такой группы может быть бригада ком­

мунистического труда, члены которой добились той

степени сознательности, когда в административных

взысканиях пет необходимости. В этих коллективах

снижается индивидуальное стремление к официаль­

ным поощрениям, поскольку атмосфера товарищества

сама по себе служит достаточным стимулирующим

фактором. Это не исключает представления некото­

рых членов коллектива к официальным наградам, но

процесс выдвижения проходит в принципиальной и

доброжелательной обстановке. В таких коллективах ру­

ководитель не воспринимается как администратор; он оказывается скорее посредником, регулятором группо­ вых норм поведения.

Если назревает необходимость в порицании коголибо из участников коллектива, то руководитель осу­ ществляет это не средствами должностной власти, а с

помощью общественного мнения, обращаясь к нормам солидарности и взаимозависимости, сложившимся в

данном коллективе. Например, желая наказать кого-

либо из членов группы, руководитель устанавливает с ним сухой официальный тон общения. Если данный

руководитель является истинным лидером, то осталь­ ные члены группы, будучи с ним солидарны, также выражают провинившемуся свое неодобрение. Винов­ ный оказывается в одиночестве, что действует на него сильнее любой формальной санкции, он даж:е скло­ нен сам просить о каком-нибудь формальном нака­

зании.

В противоположном случае, когда руководитель не

является лидером, наказание такого рода только под­

черкивает непопулярность начальника, ибо подчи­

ненные не только его не поддерживают, а напротив,

— 88

выражают сочувствие «попавшему в немилость» и

даже считают его невинным страдальцем.

Таким

образом, дисциплинированность — нрав­

ственное

качество, основанное на ответственном отно­

шении к делу, чувстве долга и авторитете руководи­

теля, который невозможно приобрести C помощью

должностного воздействия на подчиненных.

А. В. Луначарский, работавший много лет под не­ посредственным руководством Владимира Ильича, в своих воспоминаниях подчеркивал, что в Ленине не

было «ни малейшей начальственности. И ему страшно

хотелось, чтобы ни у кого ее не было» '.

Истинный лидер — это центр всех положительных

чувств членов группы, идеальный объект для подра­ жания и выражения преданности в осуществлении об­

щих целей.

Воспитательская функция. Воспитание нельзя понимать как однонаправленный процесс «ру­

ководитель — подчиненные». Любое воздействие на

личность неэффективно, если не реализуются сотни

других закономерностей. «Педагогическая наука, —

писал советский педагог В А. Сухомлинскнй, — от­

стает в той мере, в какой она не исследует десятки и сотни зависимостей и взаимообусловленностей воздей­ ствий на личность».

Эти воздействия человек испытывает всю жизнь,

участвуя в деятельности различных групп и коллекти­ вов. В каждом коллективе люди обмениваются впечат­

лениями, делятся переживаниями. Совместная дея­ тельность обусловливает общие проблемы и приемле­ мые для большинства методы их решения, а также

порождает сходные представления о социальной реаль­

ности. «Одни и те же условия, одна и та же противопо­

ложность, одни и те же интересы, — указывали

К. Маркс и Ф. Энгельс, — должны были в общем по­ всюду создать также одни и те же нравы» 21.

В каждой группе, следовательно, складывается своя система критериев, определяющих отношение к тому

или иному социальному факту,

система,

основанная

на

коллективных представлениях

о справедливом

1

«Ленин и народное образование».

Μ.,

1960,

стр. 55.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 53

— 89


и несправедливом, желательном и подлежащем осуж­ дению.

Помимо внутренней информации в каждую группу поступает поток сведений из внешнего мира, приноси­ мых современными средствами массовой коммуника­

ции. В этих условиях воспитательный процесс в группе оказывается под влиянием так называемых «лидеров

мнений», то есть тех лиц, которые способны на основе

сложившихся в группе представлений н идеалов обес­ печивать истолкование поступающей информации и ее

упорядочение. Иными словами, формирование и разви­

тие мировоззрения каждого члена группы становится

необходимым условием успешнего выполнения воспи­

тательской функции.

Следовательно, руководитель коллектива, если он

хочет быть также его воспитателем, должен всемерно

стремиться к тому, чтобы стать лидером мнений. Для этого необходимы не только образование, внешняя культура и осведомленность. Важно главным образом то, как воспринимают его последователи, каким он предстанет в их глазах. Лидер должен восприниматься

как «один из нас и лучший из нас» и притом вопло­

щать в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее

значение для членов группы. Лидер обязан быть при­

мером богатства духовной жизни, стараться в то же время ничем не подчеркивать своего интеллектуаль­

ного, а тем более служебного превосходства. Этим ка­

чеством, по единодушному признанию современников,

обладал В. И. Ленин. «Говоривший с Владимиром Ильичем чувствовал в нем не начальника, а просто

старшего товарища, товарища мудрого и великого»,—

писал видный деятель молодого Советского государ­ ства Н. П. Горбунов '.

Быть лидером, в то же время не давая почувство­ вать этого своим последователям, — редкий психологи­

ческий дар, который в человеческих взаимоотношениях

зовется почетным и похвальным именем: чувством такта.

Μ. Шагинян в романе-хронике «Семья Ульяновых»

писала: «Конечно, чтоб быть таким психологом, как

Ильич, надо родиться Ильичем, с его громадной опо-

1«Воспоминания о В. И. Ленине», т. 2, стр. 61

90 —

рой на материалистическое сознание, с его превосход­

ным воспитанием у таких родителей, как один из луч­

ших русских педагогов Илья Николаевич Ульянов, и

одна из тактичнейших женщин, с ее огромной силой

воли и умением создать бытовой и творческий режим в доме, Мария Александровна Ульянова. Но разобран­

ным выше основным и как бы первичным свойством

его натуры, — полному отсутствию тщеславия и

острореальному ощущению бытия другого человека,

настолько же реальному, как ощущение собственного

бытия, — можно всю жизнь стремиться внут­ ренне подражать, и даже если это не удастся вам ни в какой мере, это станет вашей совестью, ва­ шим вернейшим критерием в оценке характеров — ва­

шего собственного и окружающих вас людей. Зато

многим чисто педагогическим приемам Ленина, и осо­

бенно его способу постоянного изучения людей, можно каждому коммунисту научиться и, во всяком случае,

необходимо знать о них».

Психотерапевтическая функция. В за­

ключение необходимо сказать, что эмоциональная сто­ рона руководства коллективом в значительной степени

влияет на его производственную эффективность. В этом

отношении следует обратить внимание на оздоравли­

вающее действие чувства юмора как фактора коллек­

тивной жизни.

Общеизвестно, например, что раздражение часто нас подталкивает к таким решениям, о которых впо­

следствии мы сожалеем. Все люди в той или иной сте­

пени подвержены отрицательным эмоциям, но их вы­

ражения у рядовых членов коллектива приводят к ме­

нее вредным и менее значительным социальным по­

следствиям, чем проявления тех же чувств у руково­

дителей. В связи с этим здоровое чувство юмора, же­ лательнее для всех членов коллектива, приобретает

особое значение, если оно присуще руководителю и ис­

пользуется им в психотерапевтических целях.

Достаточно

вспомнить

«Василия

Теркина»

А. Т. Твардовского: «По уставу каждой

роте будет

придан Теркин свой». Известный ученый и путешест­

венник Typ Хейердал при подборе экипажа «Кон-Тики»

тоже учитывал сочетание характеров: «Грозовые тучи,

низкое давление и ненастная погода будут представ­

— 91 —


лять

для нас меньшую

опасность, — говорил он, —

чем

угроза столкновения

характеров шести человек,

которым придется месяцами находиться вместе на

дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка часто бывает столь же полезна, как спасательный пояс».

Чувство юмора помогает руководителю преодоле­ вать конфликтные ситуации, которые отрицательно влияют на эффективность работы коллектива. Любо­

пытно, что в самой ситуации конфликта заложены предпосылки ее устранения. Дело в том, что людей в

состоянии гневной вспышки легче рассмешить, нежели

в обычном, ровном настроении. Этот общеизвестный

прием давно используется в житейской практике. Его пускают в ход не только педагоги, желающие приве­ сти в благодушнее настроение рассерженного ребенка, не только повздорившие приятели или супруги, но так­

же военачальники, ораторы — вообще лица, умеющие

распоряжаться общественным настроением.

Кроме того, способность прощать мелкие человече­ ские слабости также обусловлена чувством юмора и

имеет немаловажное значение для руководителя, пре­

дупреждая формирование у него предвзятого мнения о каком-либо из подчиненных. Следует помнить, что

смех — чрезвычайно острое оружие, и плохо, если оно

попадает в недобросовестные руки. Напротив, тактич­

ное и умелое его использование руководителем служит

положительным целям воспитания и регулирования отношений в трудовом коллективе.

Важно подчеркнуть, что ирония и насмешка несов­ местимы с критикой в ее партийном понимании. Пре­

жде всего, необходимо разграничить критику как сред­ ство социального управления, и критику, направлен­

ную против отдельного работника.

Научный подход к построению коммунистического

общества обязывает советских людей не затушевывать

противоречия и недостатки, а на основе критики вы­ являть и преодолевать их. Необходимость такой кри­ тики вытекает из требований материалистической диа­ лектики, которая, по словам Маркса, по самому суще­

ству своему критична и революционна 1.

См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 22.

92



Критичность как свойство человеческого ума — одна из существенных предпосылок формирования ор­

ганизаторских способностей и общественной активно­ сти личности. Главная цель деловой критики заклю­

чается в стремлении к утверждению положительных

начал во всех проявлениях социалистической действи­

тельности. И ничего общего с марксистским понима­

нием не имеет критика, когда она превращается в сред­

ство сведения личных счетов. Тогда она содержит

в своей основе психологическую несовместимость, эмо­

циональную неуравновешенность или карьеризм тех или иных членов коллектива.

Реализация психотерапевтической функции тре­ бует от руководителя большего такта, деликатности и эмоционального контакта с подчиненным. В против­

ном случае возникает так называемый «эффект отри­ цательной психотерапии», когда неумелое вмешатель­

ство в интимную жизнь человека, даже продиктован­

ное самыми лучшими намерениями, травмирует его

психику, и, кроме того, становится причиной стойкой

антипатии к руководителю,

что мешает им

обоим

в дальнейшей работе.

инициативного

поведе­

Все перечисленные формы

ния могут быть присущи не только руководителю, но

и любому члену коллектива. Это свойство как са­

модеятельное стремление к участию в различных об­

ластях жизни коллектива является свидетельством об­ щественной активности человека, не имеющей ничего общего с карьеризмом и жаждой должностного влия­

ния. В социалистическом обществе инициативность предполагает добровольное служение интересам кол­

лектива, принципиальность в вопросах коммунистиче­

ской нравственности и борьбу за устранение

всякого

рода недостатков в работе.

 

3. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

КЛИМАТ

В КОЛЛЕКТИВЕ

 

Соблюдение ленинских принципов управления со­

циалистическим трудовым коллективом является обя­

зательным для деятельности каждого советского руко­ водителя. Это, однако, не исключает самостоятельного,

— 93 —