Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
сионалыюй гордости и самоуважения членов коллек тива, от имени которых он выступает перед широкой
аудиторией.
Дисциплинарная функция. В группах,
участники которых отличаются высокой моральной от
ветственностью друг перед другом, устанавливается не
формальная система поощрений и наказаний. Другими словами, дисциплинарная функция оказывается вне компетенции одного лица — руководителя и стано вится внутренне присущей самой группе.
Примером такой группы может быть бригада ком
мунистического труда, члены которой добились той
степени сознательности, когда в административных
взысканиях пет необходимости. В этих коллективах
снижается индивидуальное стремление к официаль
ным поощрениям, поскольку атмосфера товарищества
сама по себе служит достаточным стимулирующим
фактором. Это не исключает представления некото
рых членов коллектива к официальным наградам, но
процесс выдвижения проходит в принципиальной и
доброжелательной обстановке. В таких коллективах ру
ководитель не воспринимается как администратор; он оказывается скорее посредником, регулятором группо вых норм поведения.
Если назревает необходимость в порицании коголибо из участников коллектива, то руководитель осу ществляет это не средствами должностной власти, а с
помощью общественного мнения, обращаясь к нормам солидарности и взаимозависимости, сложившимся в
данном коллективе. Например, желая наказать кого-
либо из членов группы, руководитель устанавливает с ним сухой официальный тон общения. Если данный
руководитель является истинным лидером, то осталь ные члены группы, будучи с ним солидарны, также выражают провинившемуся свое неодобрение. Винов ный оказывается в одиночестве, что действует на него сильнее любой формальной санкции, он даж:е скло нен сам просить о каком-нибудь формальном нака
зании.
В противоположном случае, когда руководитель не
является лидером, наказание такого рода только под
черкивает непопулярность начальника, ибо подчи
ненные не только его не поддерживают, а напротив,
— 88
выражают сочувствие «попавшему в немилость» и
даже считают его невинным страдальцем.
Таким |
образом, дисциплинированность — нрав |
ственное |
качество, основанное на ответственном отно |
шении к делу, чувстве долга и авторитете руководи
теля, который невозможно приобрести C помощью
должностного воздействия на подчиненных.
А. В. Луначарский, работавший много лет под не посредственным руководством Владимира Ильича, в своих воспоминаниях подчеркивал, что в Ленине не
было «ни малейшей начальственности. И ему страшно
хотелось, чтобы ни у кого ее не было» '.
Истинный лидер — это центр всех положительных
чувств членов группы, идеальный объект для подра жания и выражения преданности в осуществлении об
щих целей.
Воспитательская функция. Воспитание нельзя понимать как однонаправленный процесс «ру
ководитель — подчиненные». Любое воздействие на
личность неэффективно, если не реализуются сотни
других закономерностей. «Педагогическая наука, —
писал советский педагог В А. Сухомлинскнй, — от
стает в той мере, в какой она не исследует десятки и сотни зависимостей и взаимообусловленностей воздей ствий на личность».
Эти воздействия человек испытывает всю жизнь,
участвуя в деятельности различных групп и коллекти вов. В каждом коллективе люди обмениваются впечат
лениями, делятся переживаниями. Совместная дея тельность обусловливает общие проблемы и приемле мые для большинства методы их решения, а также
порождает сходные представления о социальной реаль
ности. «Одни и те же условия, одна и та же противопо
ложность, одни и те же интересы, — указывали
К. Маркс и Ф. Энгельс, — должны были в общем по всюду создать также одни и те же нравы» 21.
В каждой группе, следовательно, складывается своя система критериев, определяющих отношение к тому
или иному социальному факту, |
система, |
основанная |
||
на |
коллективных представлениях |
о справедливом |
||
1 |
«Ленин и народное образование». |
Μ., |
1960, |
стр. 55. |
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 53
— 89
и несправедливом, желательном и подлежащем осуж дению.
Помимо внутренней информации в каждую группу поступает поток сведений из внешнего мира, приноси мых современными средствами массовой коммуника
ции. В этих условиях воспитательный процесс в группе оказывается под влиянием так называемых «лидеров
мнений», то есть тех лиц, которые способны на основе
сложившихся в группе представлений н идеалов обес печивать истолкование поступающей информации и ее
упорядочение. Иными словами, формирование и разви
тие мировоззрения каждого члена группы становится
необходимым условием успешнего выполнения воспи
тательской функции.
Следовательно, руководитель коллектива, если он
хочет быть также его воспитателем, должен всемерно
стремиться к тому, чтобы стать лидером мнений. Для этого необходимы не только образование, внешняя культура и осведомленность. Важно главным образом то, как воспринимают его последователи, каким он предстанет в их глазах. Лидер должен восприниматься
как «один из нас и лучший из нас» и притом вопло
щать в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее
значение для членов группы. Лидер обязан быть при
мером богатства духовной жизни, стараться в то же время ничем не подчеркивать своего интеллектуаль
ного, а тем более служебного превосходства. Этим ка
чеством, по единодушному признанию современников,
обладал В. И. Ленин. «Говоривший с Владимиром Ильичем чувствовал в нем не начальника, а просто
старшего товарища, товарища мудрого и великого»,—
писал видный деятель молодого Советского государ ства Н. П. Горбунов '.
Быть лидером, в то же время не давая почувство вать этого своим последователям, — редкий психологи
ческий дар, который в человеческих взаимоотношениях
зовется почетным и похвальным именем: чувством такта.
Μ. Шагинян в романе-хронике «Семья Ульяновых»
писала: «Конечно, чтоб быть таким психологом, как
Ильич, надо родиться Ильичем, с его громадной опо-
1«Воспоминания о В. И. Ленине», т. 2, стр. 61
—90 —
рой на материалистическое сознание, с его превосход
ным воспитанием у таких родителей, как один из луч
ших русских педагогов Илья Николаевич Ульянов, и
одна из тактичнейших женщин, с ее огромной силой
воли и умением создать бытовой и творческий режим в доме, Мария Александровна Ульянова. Но разобран
ным выше основным и как бы первичным свойством
его натуры, — полному отсутствию тщеславия и
острореальному ощущению бытия другого человека,
настолько же реальному, как ощущение собственного
бытия, — можно всю жизнь стремиться внут ренне подражать, и даже если это не удастся вам ни в какой мере, это станет вашей совестью, ва шим вернейшим критерием в оценке характеров — ва
шего собственного и окружающих вас людей. Зато
многим чисто педагогическим приемам Ленина, и осо
бенно его способу постоянного изучения людей, можно каждому коммунисту научиться и, во всяком случае,
необходимо знать о них».
Психотерапевтическая функция. В за
ключение необходимо сказать, что эмоциональная сто рона руководства коллективом в значительной степени
влияет на его производственную эффективность. В этом
отношении следует обратить внимание на оздоравли
вающее действие чувства юмора как фактора коллек
тивной жизни.
Общеизвестно, например, что раздражение часто нас подталкивает к таким решениям, о которых впо
следствии мы сожалеем. Все люди в той или иной сте
пени подвержены отрицательным эмоциям, но их вы
ражения у рядовых членов коллектива приводят к ме
нее вредным и менее значительным социальным по
следствиям, чем проявления тех же чувств у руково
дителей. В связи с этим здоровое чувство юмора, же лательнее для всех членов коллектива, приобретает
особое значение, если оно присуще руководителю и ис
пользуется им в психотерапевтических целях.
Достаточно |
вспомнить |
«Василия |
Теркина» |
А. Т. Твардовского: «По уставу каждой |
роте будет |
придан Теркин свой». Известный ученый и путешест
венник Typ Хейердал при подборе экипажа «Кон-Тики»
тоже учитывал сочетание характеров: «Грозовые тучи,
низкое давление и ненастная погода будут представ
— 91 —
лять |
для нас меньшую |
опасность, — говорил он, — |
чем |
угроза столкновения |
характеров шести человек, |
которым придется месяцами находиться вместе на
дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка часто бывает столь же полезна, как спасательный пояс».
Чувство юмора помогает руководителю преодоле вать конфликтные ситуации, которые отрицательно влияют на эффективность работы коллектива. Любо
пытно, что в самой ситуации конфликта заложены предпосылки ее устранения. Дело в том, что людей в
состоянии гневной вспышки легче рассмешить, нежели
в обычном, ровном настроении. Этот общеизвестный
прием давно используется в житейской практике. Его пускают в ход не только педагоги, желающие приве сти в благодушнее настроение рассерженного ребенка, не только повздорившие приятели или супруги, но так
же военачальники, ораторы — вообще лица, умеющие
распоряжаться общественным настроением.
Кроме того, способность прощать мелкие человече ские слабости также обусловлена чувством юмора и
имеет немаловажное значение для руководителя, пре
дупреждая формирование у него предвзятого мнения о каком-либо из подчиненных. Следует помнить, что
смех — чрезвычайно острое оружие, и плохо, если оно
попадает в недобросовестные руки. Напротив, тактич
ное и умелое его использование руководителем служит
положительным целям воспитания и регулирования отношений в трудовом коллективе.
Важно подчеркнуть, что ирония и насмешка несов местимы с критикой в ее партийном понимании. Пре
жде всего, необходимо разграничить критику как сред ство социального управления, и критику, направлен
ную против отдельного работника.
Научный подход к построению коммунистического
общества обязывает советских людей не затушевывать
противоречия и недостатки, а на основе критики вы являть и преодолевать их. Необходимость такой кри тики вытекает из требований материалистической диа лектики, которая, по словам Маркса, по самому суще
ству своему критична и революционна 1.
■См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 22.
—92
Критичность как свойство человеческого ума — одна из существенных предпосылок формирования ор
ганизаторских способностей и общественной активно сти личности. Главная цель деловой критики заклю
чается в стремлении к утверждению положительных
начал во всех проявлениях социалистической действи
тельности. И ничего общего с марксистским понима
нием не имеет критика, когда она превращается в сред
ство сведения личных счетов. Тогда она содержит
в своей основе психологическую несовместимость, эмо
циональную неуравновешенность или карьеризм тех или иных членов коллектива.
Реализация психотерапевтической функции тре бует от руководителя большего такта, деликатности и эмоционального контакта с подчиненным. В против
ном случае возникает так называемый «эффект отри цательной психотерапии», когда неумелое вмешатель
ство в интимную жизнь человека, даже продиктован
ное самыми лучшими намерениями, травмирует его
психику, и, кроме того, становится причиной стойкой
антипатии к руководителю, |
что мешает им |
обоим |
в дальнейшей работе. |
инициативного |
поведе |
Все перечисленные формы |
ния могут быть присущи не только руководителю, но
и любому члену коллектива. Это свойство как са
модеятельное стремление к участию в различных об
ластях жизни коллектива является свидетельством об щественной активности человека, не имеющей ничего общего с карьеризмом и жаждой должностного влия
ния. В социалистическом обществе инициативность предполагает добровольное служение интересам кол
лектива, принципиальность в вопросах коммунистиче
ской нравственности и борьбу за устранение |
всякого |
рода недостатков в работе. |
|
3. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
КЛИМАТ |
В КОЛЛЕКТИВЕ |
|
Соблюдение ленинских принципов управления со
циалистическим трудовым коллективом является обя
зательным для деятельности каждого советского руко водителя. Это, однако, не исключает самостоятельного,
— 93 —