Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
творческого подхода к принятию управленческих ре шений и проявления индивидуальной инициативы.
Личное поведение руководителя имеет существенное значение для успешной деятельности коллектива. Под поведением руководителя необходимо понимать инди
видуальный стиль использования данных ему полно
мочий, власти, знаний и ответственности.
Новейшие теоретические и прикладные исследова
ния проблемы руководства привели многих авторов к выводу, что важнейшее условие эффективности руко
водящей деятельности — это поведение самих руково
дителей, то есть свойственные им способы восприятия
ипонимания жизни, работы, особенностей характера
подчиненных, определение своей позиции в организа
ционной структуре II т. д.
На этой основе можно выделить два типа тактики
ипрактики руководства:
I. Руководители главным образом ориентированы на организацию дисциплины и контроль; они заботятся
в первую очередь о выполнении административных
функций. По мнению таких руководителей, людей
нужно принуждать к работе, ибо подчиненный пред почитает работать не самостоятельно, а под чьим-либо
началом. Дисциплинарная практика административ ного руководства ориентирует руководителей на фор
мальные взаимоотношения.
II. Руководители стремятся в первую очередь нала
дить хорошие отношения, если им предоставлена воз можность проявлять свои способности и инициативу.
Руководитель прежде всего заботится о личности работника. Это социально-психологический стиль, ха
рактерный для руководителей, успешно сочетающих административные и воспитательские функции.
В предыдущем разделе мы отметили типы инициа
тивного поведения руководителей и членов трудового коллектива. В зависимости от форм проявления лич
ной инициативы складывается и стиль руководства
в |
коллективе. Подчеркнем, что когда говорят «стиль |
|||
руководства |
коллективом», |
то обычно |
имеют |
|
в |
виду только |
личное поведение |
руководителя |
и не |
принимают в расчет участие остальных членов коллек тива в управленческом процессе. Если говорят «стиль руководства в коллективе», то это значит, что уч
— 94 —
тены показатели не только деятельности руководителя, но и характер взаимодействия всех членов коллектива между собой и руководителем.
Во втором случае наше определение приближается к понятию «психологический климат в коллективе».
Выбор эффективного метода административного
управления нужно осуществлять исходя из учета трех
групп факторов:
1) личностные и деловые качества руководителей
(стиль поведения, методы воздействия на подчиненных, степень доверия к сотрудникам, уверенность в пра
вильности своих решений и т. д.) ;
2) личностные и деловые качества сотрудников (чув ство ответственности, стремление к самостоятельности,
профессиональный опыт, знания, личная заинтересо
ванность в судьбе предприятия и коллектива и т. д.);
3) отличительные признаки социально-производ
ственной ситуации, характеризующей условия взаимо действия руководителей с их особенностями и подчи ненных сотрудников с их особенностями. К ситуации имеют прямое отношение вид предприятия, тип решае мой задачи (плана), природа деятельности, время ре шения задач, срочность нроблем и др.
Такой подход явился логическим следствием экспе
риментов, проведенных в области исследования про
цесса руководства как зарубежными, так и отечествен
ными учеными. В результате экспериментов были сформулированы принципы современной концепции
лидерства, в которой также фигурируют три группы указанных факторов в качестве главных организаци
онных предпосылок выдвижения в группе лица, об
ладающего наибольшим влиянием на остальных чле
нов группы.
Исследования показывают, что наибольший эконо мический и социальный эффект обеспечивает побуж
дающая, а не принуждающая деятельность руководи
теля, которая должна сочетать в себе два фактора —
ориентацию на цели предприятия и собственные про
блемы, а также содружество с подчиненными.
Степень ориентации на собственные проблемы отра
жает стремление руководителей компетентно овладе
вать техникой производства, обеспечивать высокое ка
чество продукции, добиваться успеха в руководстве
95 —
своим подразделением и поддерживать репутацию ква
лифицированного специалиста.
Степень ориентации на цели предприятия может
быть выражена в трехступенчатой форме и коэффици
ентами: слабая ориентация, средняя ориентация, за
интересованность, сильная ориентация, увлеченность. Однако между степенью увлеченности целями пред приятия и эффективностью работы руководителей пря
мой зависимости может и не быть. Уровень увлеченно
сти целями характеризует не эффективность руковод ства, а личностные качества руководителей, имеющие важное значение для осуществления основной страте
гии, всего процесса управления. Таким образом, увле ченность оказывает опосредованное влияние на эконо мический эффект.
Объем сотрудничества с работниками также мо
жет иметь свои количественные меры и быть класси
фицирована по уровням. Степень сотрудничества с ра ботниками отражает интерес руководителей к форми
рованию побудительных взаимоотношений и созданию
благоприятствующей работе психологической атмо
сферы в трудовом коллективе. Степень сотрудничества
определяет сплоченность, индивидуальный подход ру ководителя к подчиненным, меру его эмоциональной coBMecτj5Mθcτπ с коллективом, умение руководителя
найти правильный подход к личности работника и мо
тивам его труда.
Между степенью сотрудничества руководителей — подчиненных и эффективностью руководства нет пря мой зависимости. Чрезмерная ориентация на цели или,
наоборот, только на сотрудничество так же вредна
для руководителя, как и недооценка какого-либо из
этих факторов.
В реальной практике можно выделить некоторые стили руководства, которые характеризуют личность руководителя и организационные принципы его рабо ты C людьми.
Дистанционный стиль. Руководитель пред
почитает не сближаться с подчиненными, чтобы сохра
нить свой должностной авторитет и влиять на подчи ненных с высоты своего официального поста.
Контактный стиль. Руководитель предпочи
тает тесно сблизиться с подчиненными, создать эмо-
— 96 —
циональньти контакт, так как считает сплоченность коллектива важнейшим условием успешности руковод
ства.
Целеполагающий стиль. Руководитель счи
тает оптимальным средством мобилизации энергии
членов коллектива постановку перед ними больших,
сложных и ответственных задач, открывающих перед
каждым из подчиненных известную перспективу до стижения личных и коллективных целей.
Делегирующий стиль. Руководитель предо
ставляет сотрудникам широкую инициативу и само
стоятельность в работе. Он делегирует многие свои полномочия подчиненным, но решение кардинальных вопросов объявляет своим единоличным правом и обя занностью.
Проб леми оорганиз ующий стиль. Руко
водитель стремится сочетать постановку ответственных задач с постоянной настройкой эмоционального кон
такта, что, по его мнению, должно обеспечить хоро шую перспективу, деловую ориентацию и сплоченность сотрудников.
Указанная типология стилей отнюдь не исчерпы вает многообразия форм взаимодействия людей в кол лективе, которая существует в реальной жизни. Кроме
того, было бы ошибочно думать, что каждому руково дителю присущ только один стиль инициативного по ведения. Например, руководитель группы геологов во время полевых исследований обычно использует кон
тактный стиль руководства. Однако, вернувшись в ус
ловия делового распорядка института, он может пе
рейти к дистанционному стилю, особенно в тех слу чаях, когда общий психологический климат данной научно-исследовательской организации характери
зуется соблюдением должностной дистанции между со
трудниками.
Умение руководителей использовать разнообразные
стили руководства в зависимости от конкретной обста
новки — важное условие успешного управления кол
лективом и создания в нем стимулирующего психоло
гического климата. Понятие «психологический кли
мат» широко используется в последнее время в специ
альной литературе у нас и за рубежом. C помощью
этого понятия нередко определяют в целом то или иное
4 Зак. № 425 |
— 97 — |
состояние первичного трудового производственного
коллектива.
Психологический климат первичного трудового кол лектива обусловливается влияниями широкой социаль
ной среды (макросреды), а также внутренними влия ниями, вытекающими из специфических особенностей
данного коллектива (характера его микросреды). К влияниям макросреды относится деятельность орга
низаций, руководящих данным промышленным пред
приятием, органов его управления и самоуправления,
общественных организаций. Влияния микросреды изу
чаемого первичного трудового коллектива — это ре
зультат официальных и неофициальных организаци
онных связей между его членами, стиля работы офи циального руководителя, уровня социально-психологи ческих взаимоотношений членов коллектива.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что, по скольку мы говорим о социалистическом трудовом
коллективе, его психологический климат обусловлен социалистическими общественными отношениями, по
лучившими дальнейшее развитие в современных усло
виях, на этапе развитого социализма и строительства
коммунизма. Эти отношения определяют ведущую
тенденцию связи между людьми — взаимопомощь, со лидарность, принцип «один за всех, все за одного».
Следовательно, под психологическим климатом не
обходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного производственного коллектива,
которое отражает характер, содержание и направлен ность реальной психологии членов коллектива. Эта ре
альная психология членов коллектива, в свою очередь, воспроизводит конкретную социально-экономическую
ситуацию данного производственного коллектива; ха
рактер и уровень взаимоотношений между людьми, условия труда и его организацию. Реальная психоло
гия членов коллектива выражается в преобладающем
настроении людей, удовлетворенности их своим тру
дом, перспективой роста.
Частными эмпирическими характеристиками психо логического климата коллектива могут служить сле
дующие показатели: 1) удовлетворенность работников
различными элементами социально-производственной ситуации, в том числе взаимоотношениями, трудом, ру-
— 98 —
ководством, организацией; 2) настроение; 3) взаимо
понимание и авторитетность руководителей и подчи
ненных; 4) степень участия членов коллектива в
управлении и самоуправлении коллектива; 5) сплочен
ность; 6) сознательная дисциплина; 7) продуктив
ность.
Состояние и уровень психологического климата дан
ного производственного коллектива в значительной
мере определяются тем, насколько доминирующие об
щественные тенденции (взаимопомощь, солидарность,
оптимизм) стали достоянием конкретного производ
ственного коллектива.
Для психологического климата в коллективе, бла гоприятствующего высокой трудовой и морально-поли тической активности работников, характерны:
1. Непринужденная атмосфера общения. Члены
коллектива чувствуют себя свободно, их не тяготит дисциплина.
2.В коллективе часто происходит активное обсуж дение разнообразных вопросов. Однако чаще разгово ры идут о том, как лучше работать.
3.Цели трудовой деятельности правильно поняты
всеми работниками и не вызывают у них недоуменных вопросов. При постановке новых целей участники об
суждают их и воспринимают как личные цели.
4.Члены коллектива с уважением относятся к мне нию друг друга. Каждая новая идея получает пу
бличную огласку.
5.Если в процессе обсуждений и производственных
собраний в коллективе случаются расхождения лич
ных мнений по тому или иному вопросу, то частные
мнения не отвергаются из-за «давления» авторитетов. Доводы сторон обсуждаются и взвешиваются. Идет
процесс групповой дискуссии с убеждением ошибаю
щихся. В коллективе вырабатывается групповое суж дение по спорному вопросу, которое затем прини мается всеми как групповая норма.
6. Принятие решений происходит обычно в рабо чем порядке. Официальное голосование используется редко. Члены коллектива не считают, что простое арифметическое большинство голосов является доста
точным основанием для безоговорочного осуществле
ния принятых решений.
— 99 —