Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
7.Критические замечания не носят характера яв
ных и скрытых личных выпадов.
8.Члены коллектива свободно выражают свои чув ства и эмоции, если им что-то не нравится. Они ориен
тированы на справедливость и ценят ее в действиях
своих руководителей.
9.Обязанности работников четко распределены.
Каждый с полной ответственностью и серьезностью вы полняет порученную ему работу. Мелочная опека ру
ководителя над подчиненными не практикуется. От сутствие руководителя не снижает производительности труда членов коллектива.
10.Руководитель коллектива по существу является
инеофициальным лидером коллектива, так как обла
дает высоким личным влиянием и авторитетом.
11.Работа выполняется коллективом без неоправ данных напряжений и штурмов. В коллективе име ются неиспользованные потенциальные резервы повы
шения производительности труда.
12.В коллективе отсутствует текучесть кадров.
В исследованиях социальных психологов обнару
жено также, что удовлетворенность каждого члена
группы обусловлена его местом в коммуникационной структуре взаимоотношений. Те лица, которые зани
мают в ней центральные позиции и имеют в своем рас поряжении больше каналов коммуникаций, чаще до
вольны своей деятельностью в этой группе, чем осталь
ные. Кроме того, удовлетворенность человека зависит от количества информации, которую он может
получать и распределять среди остальных членов группы.
Психологическое состояние работника во многом определяется степенью его участия в структуре неофи
циальных взаимоотношений коллектива. В трудовом коллективе, где насчитывается не менее 20—25 чело век, по мере развития взаимоотношений возникают не
официальные дружеские группы, объединяющие от
двух до восьми человек. Мотивы объединения могут
быть разными (общность интересов, потребностей,
взглядов). Психологический климат коллектива во многом определяется социальной направленностью этих
групп и существующими в них групповыми нормами и
моралью. Кроме того, необходимо при расстановке, на
— 100 —
пример, рабочих по производственным операциям учи
тывать структуру этих неформальных подгрупп, не допуская, однако, крайнего их обособления. Чем спло
ченнее коллектив, тем меньше в нем мелких обособ ленных подгрупп, тем более монолитными являются групповые нормы коллектива.
На основе сказанного можно вывести следующие
критерии, с помощью которых оценивается система официальных и неофициальных коммуникаций в пер
вичном коллективе: 1) количество связей, которыми располагает член данного коллектива; 2) интенсив
ность этих связей; 3) количество официальной инфор мации, которую какой-либо член коллектива уполно
мочен передавать другим его членам ; 4) членство в не
официальных дружеских группах.
В то же время нельзя абсолютизировать значе ние положительных,эмоций в межличностных отноше ниях членов коллектива. Одно из опасных свойств
эмоций заключается в том, что они способствуют пере
ключению человеческого поведения на менее значитель ные, а иногда и общественно бесполезные цели. На
пример, при возникшем затруднении в работе людям легче посетовать на низкую организацию труда, выра
зить сочувствие по поводу непредвиденных обстоя тельств, нежели объективно оценить ситуацию и пред
принять реальные меры для устранения неблагоприят
ных факторов. Таким образом, слишком близкий эмо
циональный контакт между людьми, не допускающий
откровенной критики и обманчиво подменяющий со
трудничество дружеским сочувствием, может служить
препятствием для проявления общественной, Б том
числе трудовой, активности.
Взрослый человек, действия которого направля
ются только стремлением к благоприятным эмоцио нальным контактам, обнаруживает незрелое, «детское» поведение. Хорошие отношения с окружающими ста
новятся для него самоцелью, он болезненно пережи
вает даже минутное невнимание товарищей по работе.
Поглощенный своими чувствами, он забывает о произ водственных задачах. Если в коллективе оказываются
сразу несколько человек с таким типом личности, что чаще встречается там, где численно преобладают жен щины, то может сложиться благодушие или, напротив.
— 101 —
возникнуть атмосфера конфликтов и «выяснения от
ношений». В том и другом случае деловая сторона
жизни коллектива перемещается на второй план.
Вот почему имеют такое большое значение партий ные принципы расстановки кадров, используемые
в практике социального планирования и формирова ния трудовых коллективов с учетом социально-психо
логических факторов.
Психологический климат коллектива зависит также
от степени совместимости индивидуальных характери
стик его участников. |
Задача подбора кадров состоит |
в правильной оценке |
профессионально-должностных |
возможностей работников и в оптимальной их расста новке. Изучением индивидуальных психофизиологиче
ских различий занимаются специалисты по дифферен
циальной психологии. Социальных психологов в проб
леме подбора кадров интересует вопрос совместимости людей в производственных группах.
Под психологической совместимостью членов груп
пы можно понимать оптимальное сочетание их соци альных установок, потребностей и интересов, ценност
ных ориентаций. В этом случае руководителю гораздо легче координировать деятельность подчиненных в про
цессе работы.
Конечно, трудно укомплектовать даже сравнитель но небольшую (из 10—15 человек) производственную группу из полностью совместимых друг с другом ра ботников. Поэтому руководителю целесообразно в пер
вую очередь уделять внимание тем членам первич ного коллектива, которые должны особенно тесно
взаимодействовать между собой. Иначе говоря, не сле
дует ждать, пока возникнут позитивные неофициаль ные контакты между членами только что организован ной группы. Необходимо предвидеть и планировать
развитие этих контактов в нужном направлении на ос нове учета индивидуальных психологических особен ностей людей, которые совместно выполняют свою ра боту. В современных условиях научно-технического и
социального прогресса очень важен плановый и науч
ный подход к подбору и выдвижению руководящих
кадров. Необходимо привлекать психологов к работе по выявлению соответствующих личностных качеств у
кандидатов на выдвижение.
— 102 —
Изучение личностных качеств руководителей дол жно протекать в тесной связи с задачами их производ
ственной деятельности. В исследованиях со§етских психологов показано, что передовые руководители
первичных трудовых коллективов отличаются высо ким уровнем организации собственной работы. Если
организатор умеет управлять своей индивидуальной
деятельностью, рационально распределять этапы рабо
ты и личное время, то это свидетельствует о наличии
качеств, которые позволяют управлять и другими людьми.
Буржуазная наука управления трактует деятель
ность руководителя как умение предписывать работу другим, искусство эффективного принуждения к тру
ду. Этим самым за определенными людьми признают ся специфические способности, обусловливающие их постоянное лидирование, якобы врожденную предрас положенность к руководящей работе.
Марксистско-ленинский подход к проблеме руко
водства и управления вскрывает научную несостоя
тельность и реакционность подобной теории. Дело
втом, что возможность осуществления руководящих функций, то есть организаторский потенциал лично
сти, в первую очередь зависит от классовой структуры данного общества. Понятно, что человек, рожденный
всемье, принадлежащей к эксплуатируемому классу,
автоматически лишается социальных протекций в по
лучении руководящих должностей, несмотря на бога
тейшие психологические задатки. И, напротив, мало
одаренный выходец из среды господствующего класса
тем самым обретает преимущественное право на управ
ленческую деятельность.
Внашей стране у всех трудящихся имеются равные
социальные предпосылки для организаторской дея
тельности. Вопрос, следовательно, состоит в психоло гических возможностях человека осуществлять управ
ленческую деятельность, которые обнаруживаются и
формируются в прямой зависимости от отношения его
ктруду. Поэтому основным критерием оценки людей
при социализме всегда была и будет их трудовая био
графия. |
психологии — научно обосновать |
Задача советской |
|
и систематизировать |
тот огромный опыт, который |
— 103 —