Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

накопила практика работы с кадрами. При этом пси­ хологам необходимо работать в тесном содружестве с руководителями-практиками и специалистами в об­

ласти организации труда и управления, совместно

решать вопросы социального развития и формирова­ ния коллективов. В частности, большое значение имеет

комплексный подход к кадровому составу всего пред­

приятия или организации в целом. Управленческое

звено крупного коллектива должно состоять из людей, не только умеющих координировать формальную сто­ рону совместной работы, но и способных видеть

ивоспринимать как свои собственные задачи интересы всего коллектива и общества в целом.

При подборе и выдвижении кадров следует также учитывать психологическую совместимость не только

равных по рангу в организации, но и руководителей и

подчиненных. Весьма существенным показателем воз­

можностей руководителя в создании психологического климата является умение работать с людьми, личност­

ные качества руководителя, внимательное отношение к людям, выдержка и самообладание, принципиаль­

ность, единство слова и дела.

Одним из показателей состояния психологического

климата в коллективе служит его способность к при­

нятию новичков. В свою очередь о социально-психо­

логической адаптации новых членов коллектива можно

судить по: 1) оценке отношения новичка к коллективу

ируководству; 2) степени и характеру удовлетворен­

ности трудом, профессией, взаимоотношениями в кол­ лективе; 3) оценке новичком своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений; 4) произ­ водительности труда; 5) настроению и т. п.

Таким образом, создание в коллективе благоприят­

ного и стимулирующего психологического климата яв­

ляется залогом успешной работы с кадрами.

ГЛАВА IV

РАБОТА C КАДРАМИ

Оценка личностных и деловых качеств работников, подбор и расстановка кад­ ров; методы творческого принятия коллективных решений; методы подго­ товки руководителей

абота с кадрами в нашем обществе строится на

Рпринципах, разработанных В. И. Лениным и твор­

чески развитых Коммунистической партией в процесс

строительства социализма и коммунизма. В. И. Ленин

всегда подчеркивал, что новая историческая обста­

новка, новые задачи предъявляют и новые требования к методам кадровой политики. Это значит, что прак­ тика подбора и расстановки, воспитания и обучения

кадров не может ограничиваться интуитивным пони­

манием ленинской формулы решения кадровых вопро­

сов: а)

добросовестность, б) политическая сторона,

в) знание

дела, г) административные способности, —

а обязана опираться на данные социологии, общей и социальной психологии.

Мы имеем в виду самый многочисленный отряд управленческих работников — руководителей первич­ ных трудовых коллективов, которые в своей повседнев­ ной работе с кадрами удовлетворяются собственным опытом и общими указаниями. Кроме того, подбору самих руководителей низшего звена не всегда удё-

ляется должное внимание. Основанием для такого вы­

вода служат результаты конкретных исследований, указывающие на неравномерное распределение лич­

ностно-делового потенциала между руководителями

разных уровней.

Сотрудники кафедры и лаборатории социальной

психологии Ленинградского университета провели об­ ширные социально-психологические исследования,

охватив 300 хозяйственных руководителей различного

должностного ранга на ряде предприятий электронной промышленности Ленинграда. Тщательному изучению

и измерению подвергались организаторские способно­

сти и личностные качества руководителей — интел­

лект, способности к инициативному поведению, способ­ ности к взаимопониманию, склонность к импульсив­

ным реакциям в конфликтной ситуации, уровень само­

уважения, общительность.

В итоге выявилась общая тенденция: с повышени­

ем должностного уровня руководителя улучшается со­ вокупная картина его личностных качеств.

Особенно четкие статистические различия наблю­

дались в уровне интеллекта, в способности проявлять инициативу. Чем выше и масштабнее должностной

— 107 —


ранг, тем сильнее развиты эти качества. Однако мож­

но ли признать эти эмпирические тенденции в каче­

стве перспективных, если заглядывать в будущее кад­

ровой политики? Не являются ли они следствием бы­

тующей еще порой недооценки научной подготовки руководителей низшего звена?

Действительно, в настоящее время на высшие долж­ ности выдвигаются и назначаются лица с более все­

сторонней подготовкой, с более благоприятной сово­ купностью профессионально-психологических и дело­

вых качеств. В то же время социальная подготовка

руководителей низших уровней оставляет желать мно­ го лучшего. Их подготовка проводится преиму­

щественно в локальных масштабах по нестандартным

и не по научно обоснованным программам. Это ка­ сается, в первую очередь, обследованных нами кате­ горий мастеров производства — ключевых фигур ад­

министративного управления на предприятиях.

Однако и с психологической, и с экономической то­ чек зрения общество выиграет вдвойне, если руководи­ телей низшего звена будут готовить столь же тща­

тельно, как и руководителей высшего уровня. Это

сгладит различия в личностных и деловых качествах

руководителей. Но профессиональную и должностную ориентацию, отбор способных кандидатов на руководя­ щую работу нужно начинать еще в вузе, техникуме, профессионально-техническом училище.

В. И. Ленин говорил, что на работников, занимаю­

щих должности младших руководителей, следует обра­

тить особое внимание, ибо «они часто важнее на деле,

чем стоящие наверху» ’. Сейчас ясно, что каждому специфическому уровню руководства должен соответ­

ствовать свой комплекс специфических требований,

предъявляемых к данному виду управленческой дея­

тельности.

Следовательно, должны существовать и требования к совокупности необходимых деловых и личностных

качеств руководителя. Например, для мастера произ­

водственного участка необходимы развитые способно­

сти общения с рабочими, он должен увлекать их своим примером, быть одновременно квалифицированным

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 155.

— 108 —

специалистом, воспитателем, эмоциональным лидером

и «фигурой отца», но в то же время уметь командо­

вать, распоряжаться. Для руководителя предприятия большое значение приобретают интеллектуальные

функции, способствующие принятию оптимальных управленческих решений на основе прогностической и

всесторонней оценки событий. Иначе говоря, не суще­ ствует какого-либо трафарета деловых и личностных

качеств «хорошего» и «плохого» руководителя на всех

уровнях. Каждый уровень управления имеет свои особенности, и чем он выше, тем выше требования

к общему кругозору и интеллектуально-профессиональ­

ным качествам руководителя.

Однако независимо от этих объективных организа­

ционных требований человек, являясь руководителем,

не перестает быть субъектом общения, взаимоотноше­

ний, психологического контакта. Поэтому принцип на­ учной социально-психологической подготовки и обуче­

ния руководителей приемам управления взаимоотно­

шениями в трудовом коллективе должен распростра­ няться на руководителей всех уровней и рангов. Это в значительной мере будет способствовать единству

впонимании социально-психологических проблем ру­

ководителями высших и низших рангов и тем самым

повышать эффективность управления людьми в тру­

довых коллективах.

Было бы крайне ошибочным считать, что овладение

социально-психологическими знаниями является при­

вилегией руководящих работников. Не меньшее значе­

ние имеет популяризация социально-психологической науки среди всех трудящихся нашего общества. Дело

втом, что любой вид работы с людьми носит двуна­

правленный характер — воспитатель и воспитуемый,

начальник и подчиненный, а также исследователь-пси­ холог и изучаемые им работники должны говорить на одном нравственно-психологическом языке, чтобы их

взаимодействие было обоюдоэффективным.

Ксожалению, исследования показывают, что

даже основным морально-этическим терминам многие

люди дают неясные, а порой и неверные определения.

Это обнаруживается при чтении личных характери­ стик и другой персональной документации, требую­

щей описания поведения человека, его нравственного

109 —


облика, способностей и других особенностей психики. Из таких документов редко можно почерпнуть действи­ тельно важную и психологически грамотную информа­ цию для принятия решения о выдвижении, например, того или иного человека на должность руководителя.

Аналогичными недостатками страдают автобиогра­

фии, ограничивающиеся, как правило, перечнем основ­

ных жизненных событий, связанных с географически­ ми или социальными перемещениями.

Овладение и пользование обширнейшим словарем внутреннего мира человека безусловно трудно соче­

тать со спецификой законов документалистики, кото­ рой неизбежно присуща формализация понятий. Но будет сделан серьезный шаг в работе с кадрами, если деловой язык обогатится новыми научными определе­ ниями, касающимися психики человека и его общест­ венной жизни.

1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ, ПОДБОР И РАССТАНОВКА КАДРОВ

Научно-техническая революция неизбежно влечет за собой усложнение и дифференциацию профессий,

что в свою очередь повышает требования к психофи­

зиологическим и социально-психологическим свой­

ствам человека, их строгому соответствию выполняе­

мой работе.

Таким образом, возникает задача оценки и учета

индивидуальных различий между людьми в подборе,

подготовке и расстановке кадров. В. И. Ленин указы­

вал, что «когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, ра­

венство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей от­

дельных личностей» 1.

В условиях социализма научно организовать труд —

это значит поручить каждому трудящемуся ту работу,

к которой он подготовлен всей суммой своих психоло­ гических свойств, всеми своими деловыми и политиче­ скими качествами. Тогда, выполняя ее, он с лучшим

*В. И. Лени н. Поли. собр. соч., т. 24, стр. 364.

110 —

самочувствием будет вносить свою долю в обществен­ ное производство.

Помимо психофизиологических свойств, которые

с большим трудом поддаются изменениям, человек об­

ладает сложнейшим комплексом социально-психоло­

гических качеств, которые можно видоизменять и кор­

ректировать в процессе воспитания и образования. Следовательно, задача профессиональной и долж­

ностной ориентации не ограничивается только выдачей

рекомендаций по поводу соответствия данного человека тому или иному виду деятельности, но также состоит

в том, чтобы указать пути адаптации человека к чело­

веку и в то же время к определенному виду работы.

Руководители первичных трудовых коллективов ча­

сто сводят психологические вопросы к сугубо органи­

зационным, полагая, что четкое распределение прав и

обязанностей оградит их от всех зол. Однако на прак­

тике вскоре убеждаются, что этих мероприятий недо­ статочно. Можно идеально распределить групповые функции, установить рациональную субординацию и порядок взаимодействия сотрудников, и тем не менее,

если А недоброжелательно относится к В, В игнори­

рует С, а C считает А недалеким человеком, коллек­ тив будет функционировать неудовлетворительно.

Следовательно, руководитель в работе с кадрами

должен учитывать не только индивидуальные, но и

межличностные факторы, обусловливающие психоло­

гический климат в коллективе.

При подборе новых сотрудников опытный руково­ дитель обычно учитывает фактор психологической сов­

местимости вновь поступающих работников с налич­ ным составом коллектива. Понятно, что коллектив бу­ дет значительно сплоченнее, если его участников объ­

единяют не только общие производственные цели, но и взаимные симпатии. В таком случае складывается ин­

туитивное взаимопонимание сотрудников. И чем бла­

гоприятнее межличностные отношения, тем досаднее будет диссонанс, который может явиться результатом

недосмотра руководителя во время приема новых ра­

ботников.

Прежде всего руководитель должен стремиться по­

нять психологический склад личности каждого из со­ трудников. В этом он не должен полагаться только на

— 111 —


свою интуицию, а тем более на житейские оценочные шаблоны, которые часто предвзяты и субъективны.

Каждая человеческая личность многогранна и непо­ вторима, что создает серьезные трудности в ее оценке.

Б настоящее время основной формой комплектова­

ния трудовых коллективов является самостоятельное

привлечение предприятиями или организациями рабо­

чих и служащих. В этих условиях руководитель пер­ вичного коллектива может непосредственно решать за­

дачу подбора сотрудников, с которыми ему предстоит работать. Особенно часто такая ситуация возникает

при формировании коллективов новых предприятий,

учреждений и организаций. Руководителям подразде­ лений обычно известны основные направления работ,

численность, номенклатура должностей, штатное рас­

писание, но конкретных работников для замещения этих должностей руководитель не знает, их еще пред­ стоит подобрать.

Здесь следует отметить одну психологическую осо­

бенность мыслительных процессов человека, влияю­ щую в данном случае на критерии выбора им других

людей. Хотя реальные работники еще не подобраны,

они уже существуют в воображении руководителя

в виде некоторых эталонов для оценки будущих кан­

дидатов на то или иное место в организационной струк­

туре коллектива. Ведь мы не можем себе представить

какую-либо должность абстрактно, вне человеческой

деятельности. Поэтому в нашем сознании невольно

возникает модель идеального, с нашей точки зрения,

работника. Таким образом, проблема выбора сводится

к проблеме сопоставления мысленной модели с реаль­ ным кандидатом. Обычно руководители довольно ясно

представляют себе хорошего работника и очень смут­

но — плохого, поэтому всякое отклонение от идеальной мысленной модели невольно вредит реальному канди­ дату.

Кроме того, на основе первого впечатления, возни­

кающего, как правило, в самом начале беседы, у ру­

ководителя формируется положительная или отрица­ тельная установка по отношению к кандидату, а на

дальнейших этапах беседы он старается найти под­

тверждение своей первоначальной гипотезе, что отвле­

кает его внимание от других фактов. При этом нельзя

— 112


забывать, что отрицательная информация имеет свой­

ство влиять на наше мнение в большей степени, чем положительная.

Изложенная особенность мыслительных процессов

человека, который принимает решения по подбору

сотрудников, объясняет нам, почему в тех коллективах,

где руководитель самостоятельно комплектует штаты работников, оказываются люди, чем-то напоминающие друг друга. Это — результат действия тех оценочных

эталонов, которые сложились в сознании руководителя.

Поэтому при подборе руководящих кадров, требую­

щем особой ответственности, у нас практикуется кол­ легиальное принятие решений, чтобы избежать

в оценке людей субъективизма, психологически прису­

щего отдельной личности.

Психологи рекомендуют применять для оценки лич­ ностных и деловых качеств так называемый «метод независимых характеристик», заключающийся в том,

что несколько человек независимо друг от друга, но по

стандартной схеме характеризуют определенного ра­

ботника.

Немаловажным фактором являются также локаль­

ные условия конкретного коллектива, где происходит оценка деловых качеств, поскольку особенности рабо­ ты и сложившиеся социальные нормы определяют спе­ цифику подхода к другим людям.

Преобладающая в нашей стране система выдвиже­

ния руководящих кадров обеспечивает наиболее объ­

ективную оценку людей, осуществляемую на всех уров­

нях в результате изучения их конкретной деятельно­

сти. При таком подходе наиболее полно реализуется

ленинский принцип кадровой политики о вниматель­ ном распознавании организаторских способностей и

постепенном продвижении от низших должностей

к высшим.

Необходимо отметить, что в последнее время при проведении социологических и социально-психологиче­

ских исследований все большее значение приобретают

математические методы и средства электронной тех­ ники. Это положение распространяется также на кон­

кретную практику подбора и расстановки кадров. Для современной науки характерна математизация

всех отраслей знания, в том числе естественнонаучных

- 113 —