Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
и общественных дисциплин, что еще раз подтверждает
положение марксистско-ленинской философии о нераз
рывном единстве природы и общества. По свидетель
ству Поля Лафарга, К. Маркс подчеркивал, что «нау
ка |
только тогда достигает совершенства, когда |
ей |
|
удается |
пользоваться математикой» Известно, что |
и |
|
сам |
К. |
Маркс стремился использовать математику |
в исследованиях общественных, в частности экономи ческих, процессов.
Конечно, связь количественных и качественных
сторон в социально-психологических явлениях высту
пает не столь ясно, как это обнаруживается е эконо
мике; тем не менее математика проникает в социоло гию и социальную психологию все более интенсивно. Этому способствуют также успехи электронно-вычис
лительной техники, обеспечивающей возможность мо делирования психических процессов.
Преимущества методов систематического моделиро вания особенно наглядно обнаруживаются в эмпири
ческих ситуациях выработки конкретного решения на
основе учета множества факторов. Необходимо под
черкнуть, что использование ЭВМ для оценки личност
ных и деловых качеств работника вовсе не означает попытку втиснуть человеческую личность во всем ее
многообразии в рамки количественных характеристик.
Оно также не означает отмены существующих методов подбора и расстановки кадров, основанных на принци
пах индивидуального подхода, внимательного и гуман
ного отношения к людям. Речь идет о дополнитель
ных средствах и методах, позволяющих работнику наиболее полно раскрыть свои способности.
2. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
Общественная природа человека ярко обнаружи
вается в условиях совместной деятельности, направ ленной на решение разнообразных теоретических и практических задач. Это явление отмечено К. Марксом
как новая сила, возникающая из слияния многих сил,
1 «Воспоминания о Марксе и Энгельсе», Μ., Госполитиз/іат., 1956, стр. 66.
114 —
когда сам по себе «общественный контакт вызывает
соревнование и своеобразное возбуждение жизненной
энергии, увеличивающее индивидуальную производи тельность отдельных лиц...» *.
Значение факта активизации энергии людей при
контакте друг с другом особо возрастает теперь, когда
принятие коллективных решений стало повседневной
необходимостью. Однако для обеспечения высокой эф
фективности таких решений нужна, кроме того, атмо
сфера взаимного доверия и доброжелательности со
стороны каждого из участников.
Видный деятель нашей |
партии А. А. Андреев |
в своих воспоминаниях о В. |
И Ленине подчеркивал: |
«Несмотря на строгость и порядок, которые поддержи
вались на заседаниях, должен сказать, что на этих за седаниях не чувствовалось никакой натянутости, была
вполне свободная товарищеская обстановка. Ленин был требователен, но никогда в его отношениях к лю дям не было ничего раздражительного и оскорбитель
ного. Всякий говорил то, что думал, не боясь быть
грубо одернутым. C Лениным молено было совершенно
свободно спорить по любому вопросу, и такие споры
имели место. Он никогда не считал свое мнение не
оспоримым и всегда внимательно выслушивал доводы
других.
Ленин не внушал присутствующим никакого чув ства стеснения; я бы даже сказал, что он, ставя наво
дящие вопросы, скорее располагал к инициативе и сво бодному высказыванию своих мыслей и всегда внима тельно прислушивался, если человек говорил что-либо
интересное» 2*.
Такая атмосфера, естественно, обеспечивает высо
кий творческий потенциал не только традиционным
методам принятия коллективных решений, какими яв
ляются совещание или групповая дискуссия, но и но
вым методам организации умственного труда, о кото рых мы расскажем ниже.
Преимущество коллегиального принципа принятия
решений по сравнению с индивидуальным находит еще
одно психологическое подтверждение. Дело в том, что
■ К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. |
23, стр. 337. |
2 «Воспоминания о В. И. Ленине», т. |
2, стр. 34—3δ. |
— 115
любой человек, вырабатывая решение, принимает за основу не сами факты действительности, а свое субъ
ективное истолкование этих фактов.
При индивидуальном методе принятия решений ве роятность ошибочной интерпретации фактов значи тельно выше, чем при коллегиальном, так как группа
обладает свойством усреднять оценку ситуации. Кроме
того, при обсуждении спорных вопросов окончательное
решение остается за большинством. В этом заключается
психологическая сторона преимуществ демократиче
ского централизма, являющегося основным принципом
социалистического управления. Демократический цент рализм обеспечивает учет многообразных мнений, раз
личных подходов к обсуждаемым проблемам, исклю
чает навязывание готовых решений. В. И. Ленин под
черкивал: «С демократическим и социалистическим
централизмом ни шаблонизирование, ни установление
единообразия сверхумногообразиемне имеет ничего общего. Единство |
|||
в основном, в коренном, в существенномподходане нарушается, |
|||
а |
обеспечивается |
в |
подробностях, |
в |
местных особенностях, в приемах |
|
к делу, |
вспособах осуществления контроля...» 1
Совещание — это традиционный метод коллек
тивной выработки решений или передачи управленче
ской информации, основанной на данных, получен
ных от непосредственных исполнителей.
Цель совещания — взаимная ориентация его участ
ников, обмен мнениями, координирование планов, вы
работка оптимальной линии действий и т. д. Обычно
совещание проходит в форме группового обсуждения
того или иного вопроса, право выступления по кото
рому предоставляется участникам согласно установ
ленному порядку и регламенту. Решающее значение
для получения права на доклад имеет компетент ность участников, определяемая, однако, по формаль
но-должностным критериям и той степени авторитета и ответственности, которыми обладают участники об суждения или члены той организации, где оно прово
дится. Активность каждого участника превращает
совещание в целостный и энергичный групповой орган мышления.
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 203.
— 116
Однако совещание может носить и вспомогатель ный характер, выполняя лишь функцию своеобраз
ного стимулятора для группового достижения целей.
В таких случаях совещание обычно используется руко водителем для одобрения решений, принятых еще до
совещания. Оно необходимо руководителю только для
формального соблюдения принципа коллегиальности
и формирования у подчиненных нужного рабочего на
строения и уверенности. Так смотрят на совещание авторитарные руководители.
В зависимости от целей, направленности совеща
ний их можно выделить в следующие виды: 1) нефор
мальное совещание — обмен опытом, мнениями, ин
формацией ; 2) координационное совещание — уста новление и обмен принципами деятельности, взаимная ориентация, координирование планов, выработка опти
мальной линии действий; 3) мотивационное совеща ние — получение согласия участников на выдвинутые
ранее решения руководства с целью их более эффек
тивного достижения ; 1) организационное совещание —
выработка организационных принципов, распределе
ние ответственности для лучшей организации руковод ства и управления ; 5) отчетное совещание — оценка, контроль исполнения, отчетность.
В практике некоторые совещания бывают комплекс
ными, объединяя в себе сразу несколько его видов.
Эффективность работы совещаний во многом опре деляется качеством подготовки предварительных ин
формационных материалов, которые вручаются участ
никам до начала совещания, — проектов постановле
ний и решений, тезисов докладов, регламента, плана мероприятий и т. д.
Поскольку совещание признано формально органи зационной и регламентированной процедурой группо
вого взаимодействия участников в рамках формальной
структуры коллективов, то достоинствами его явля ются: 1) систематичность и четкость функционирова
ния (надежность); 2) возможность централизованного
принятия решений; 3) способность стимулировать кол
лективное стремление к достижению целей; 4) воз можность выработки оптимальных групповых реше
ний на основе критического сопоставления всех за
и против.
— 117 —