Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Главный недостаток иных совещаний с точки зре ния социального психолога — это нежелание участни
ков выйти в ходе обсуждения и обмена мнениями за
пределы традиций, установившихся в данной органи зации. В таких случаях выступающие не ставят
острых проблем в своих рассуждениях, часто бывают
пассивны и не говорят по существу.
Подчас совещания носят затяжной характер. Но их
организаторы, к сожалению, редко задумываются об оптимальной продолжительности заседаний и далеко не всегда сообщают участникам о предполагаемом
сроке их окончания. Между тем сам факт такой осве домленности играет дисциплинирующую роль, сокра щая неоправданные затраты времени.
Эффективность совещания во многом зависит от
личностно-деловых качеств и степени подготовленно
сти основного докладчика и председателя. Последний
должен быть хорошо знаком с целями и проблемами
совещания, а также с ядром его участников. Ему не
обходимо заранее разработать проекты решений и по
стоянно контролировать ход обсуждения в принятом направлении.
Очень важно, чтобы председатель был инициативен,
обладал способностью создавать деловую и откровен
ную атмосферу для обмена опытом и мнениями, умел тактично прервать выступающего в случае нарушения
регламента или, наоборот, добиться единодушного со
гласия участников для продления ему времени, мог
заинтересовать, объединить присутствующих в идей ном и целевом плане. Его же обязанность — хорошо организовать работу секретариата, активизировать чле нов президиума.
Социально-психологической особенностью совеща
ния как группового метода принятия управленческих решений является его большая зависимость от прин
ципов и характера формальной организации того уч
реждения (или учреждений), среди сотрудников кото рого оно проводится. Эта зависимость проявляется в формулировке целей и задач совещаний, в подборе
их участников и в стиле выступлений основных доклад
чиков. Нецелесообразно участие в совещании лиц раз
ного уровня компетентности. Поэтому для активизации
совещаний немаловажную роль играет тщательный от
бор участников не только по квалификационному, но и по должностному принципу.
Необходимо подчеркнуть организационную сто-
рону подготовки совещаний. Наибольшего эффекта
молено ожидать от совещания, число участников кото рого невелико (до 15), а число выступающих равно
числу участников.
В современных условиях руководства совещание —
одна из действенных форм группового процесса приня
тия наиболее ответственных и важных решений. По этому решения таких совещаний порой имеют законо дательную силу.
Для успешной организации и проведения совеща ний необходимы: 1) тщательная формулировка цели и задач совещания. Задачи — это круг рассматривае
мых вопросов (о чем совещаться?), цель — предпола
гаемые решения (зачем совещаться?); 2) тщательный отбор информационных и руководящих материалов.
Четкая формулировка центральной темы сообщения и
тем содокладов; 3) предварительный расчет времени
выступлений по основной теме и содокладам; 4) отбор участников выступлений; 5) определение компетент
ности и ответственности возможных решений совеща ния; 6) назначение и подготовка председательствую
щего; 7) выбор и подготовка заместителя и секре
таря.
Присутствующие на совещании должны быть зара нее информированы о регламенте и о том, какая сте
пень активности от них требуется при обсуждении и принятии решений. Процедура и цель участия могут
быть указаны письменно в пригласительном билете
либо устно в выступлении председателя.
Успех совещания в значительной мере определяет также хорошая организация различных услуг в пере
рывах между обсуждениями. Поэтому в план подго товки крупных совещаний необходимо включать ме роприятия, направленные на создание благоприятной обстановки для труда, быта и отдыха его участников.
Одним из мощных социально-психологических при
емов коллективного принятия решений является
групповая дискуссия. Она используется для
выработки разнообразных решений в условиях не
определенности или спорности обсуждаемого вопроса.
— 119 —
Особую роль играет дискуссия в творческой дея тельности. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду
партии говорится: «Важно, чтобы в каждом научном
коллективе существовали подлинно творческая обста
новка, атмосфера смелого поиска, плодотворных дис куссий, товарищеской взыскательности».
В спорах рождается не только истина, но также умение формулировать и отстаивать свои взгляды.
Дискуссия — всегда школа. Обмен мнениями — не
только интеллектуальное соперничество, но также форма межличностного взаимодействия, воспитываю
щая уважительное отношение к суждениям товарищей.
Нередко дискуссию понимают лишь как противобор
ство взглядов, столкновение противоположных точек зрения. Это одностороннее понимание. Дискуссия
в первую очередь — обмен идеями, углубление и раз
витие их. Именно это позволяет считать дискуссию од ним из основных методов творческого принятия реше
ний и наиболее продуктивной формой идейно-нрав ственного убеждения.
Дискуссию нельзя противопоставлять совещанию,
поскольку любое действительно творческое совещание
всегда включает в себя элементы дискуссии.
Иногда дискуссию можно использовать в качестве психотерапевтического инструмента для разрядки
межличностной напряженности. Специфика дискуссии,
в отличие от других методов группового принятия ре
шений, состоит в том, что каждый участник активно выступает в роли субъекта решения независимо от
того, говорит ли он, спорит или просто слушает. Само
присутствие на дискуссии определяет мотивацию участия и побуждает каждого присутствующего к де
тальному выражению мыслей.
Исследователи, изучающие общественное мнение,
считают, что одна хорошо организованная дискуссия может дать больше ценной информации, чем несколько
массовых опросов.
Для руководителя метод групповой дискуссии поле
зен в тех случаях, когда он сомневается в своей спо собности лично решить спорную проблему.
Состав дискуссионных групп, собираемых в произ
водственных целях, обычно колеблется от 3 до 20 че
ловек. В группах с большей численностью дискуссии
мало эффективны, так как порой протекают беспоря
дочно или же похожи на обычные совещания.
Социально-психологическая специфика ситуации групповой дискуссии состоит в том, что она возрождает ассоциации, ранее скрытые в глубине сознания чело века. Она стимулирует участников, вызывает прилив энергии и заставляет высказывать то, что они не мо
гут сформулировать в обычной обстановке.
Для дискуссии, в отличие от других групповых процедур, характерен элемент эмоционального напря
жения, которое создается взаимоотношениями интел лектуального соревнования. Это напряжение динамич но, поскольку не отягощено жесткими регламентациями и протекает в свободной, творческой атмосфере. Такая обстановка особенно важна для тех лиц, которые дав
но хотели высказаться, но не могли преодолеть свою
робость |
и боязнь возражений. Эмоционально зарази |
|
тельная |
атмосфера |
интеллектуального соперничества |
в ходе |
дискуссии |
мобилизует скрытые мысли |
тельные способности участников, позволяя в полной
мере показать, кто на что способен как субъект твор
ческого акта, а не должностное лицо. Получая право
на выдвижение тезисов и отстаивание своей точки
зрения, человек тем самым приобретает возможность для самовыражения. Критика высказанных им идей
способствует коррекции самооценки и росту самосо
знания.
Групповая дискуссия может быть использована ру ководителем как мощное воспитательное средство, ибо коллективное суждение, формируемое участниками,
воздействует на глубинные структуры сознания лич
ности, вызывает изменение и перестройку ее убеж
дений.
В случае выработки взаимоприемлемого решения
оно приобретает для ее участников законодательную
силу, воспринимается каждым как свое собственное.
Эффективность дискуссии зависит от степени актив
ности участников, что обусловливается составом груп пы и непринужденностью процесса общения. В связи
е этим организаторы дискуссии должны учитывать
уровень образовательной и профессиональной подго
товки участников, их культурный опыт, особенности
интеллекта и темперамента, а также их взаимоотно
121 —
шения, сложившиеся ко времени проведения дис
куссии.
Наряду с совершенствованием традиционных форм
организации коллективной деятельности в последнее
время получили распространение новые методы груп
повой выработки творческих решений. Они обусловле ны дальнейшим развитием научно-технической рево люции, требующей новых оригинальных идей.
Одним из таких методов является с и н е к т и к а.
Термин заимствован из древнегреческого языка и обо значает «соединение разнородного», что удачно отра
жает сущность формирования творческой группы.
Основное предъявляемое к ее составу требование —
максимум отличия членов группы друг от друга по
квалификации, опыту, подготовке, стажу и т. п. Это позволяет, во-первых, сконцентрировать для решения задачи людей с наиболее разнообразными знаниями; во-вторых, помогает мышлению каждого освободиться
от узкопрофессиональных шаблонов и концепций; в-третьих, дает возможность найти решение в «погра ничной зоне» знаний, где они наиболее оригинальны и продуктивны.
Группы синекторов — участников |
синектических |
сессий — подбираются в составе 5—7 |
человек. Это |
должны быть специалисты, лично малознакомые или
вовсе незнакомые.
По форме синектическая сессия похожа на дискус
сионную группу, которая пытается найти решение по ставленной задачи путем поиска удобных аналогий.
Поэтому наиболее важный принцип поиска и формули ровки решения в синектике — символическая анало
гия. Интеллектуальная атмосфера синектической сес сии должна быть эмоционально приподнятой, свобод
ной от мыслительных шаблонов.
Используются три вида аналогий — личная (персо нальная), прямая и символическая. Начав обсуждение проблемы, участники синектической сессии предла
гают возможные пути поиска решения с помощью
аналогий.
Личная (персональная) аналогия строится на отож дествлении творца с объектом исследования. Напри мер, химик может представить себя движущейся моле кулой в действии, позволяя себя «толкать», «тянуть»
— 122 —
молекулярным силам. В такие моменты он чувствует,
ЧТО происходит C молекулой. Эйнштейн, судя ПО BOC' поминаниям, нередко допускал отождествление себя
саприорными математическими конструкциями.
Впсихологическом смысле это означает, что твор ческое воображение ученого в своем стремлении к но
вым решениям мобилизует весь потенциал чувств че ловека. Он мысленно ставит себя на место предмета, созданного его воображением, и чувственно пережи
вает бытие своего творения. Известно, что художествен
ные ситуации могут достигать правдоподобия реаль ности.
Μ.Горький, когда писал «Городок Окуров», обду мывал сцену, в которой ревнивый купец ударил жену ножом. И вдруг писатель упал из-за своего рабочего
стола. Придя в сознание, Горький сказал: «Как это
больно, когда хлебным ножом крепко в печень!»
Флобер, перевоплотившись в Эмму Бовари, ощутил
во рту вкус мышьяка, почувствовал боли, потерю сил,
страх смерти.
На основе таких фактов до сих пор считали, что
личная аналогия в творчестве доступна лишь писа
телю. Однако в ходе решения проблем, поставленных научно-технической революцией, выяснилось, что есть
возможность поднять инженерное воображение до
уровня художественного на путях формирования ори
гинальных технических идей.
Личная аналогия была, к примеру, применена вод ной из синектических сессий, когда группа конструк
торов решала проблему механизма с характеристикой
сохранения постоянной скорости на выходном валу.
Надлежало выяснить: каково должно быть устройство управления двумя валами, вращающимися при скоро
стях от 400 до 4000 оборотов в минуту так, чтобы
с конца выходного вала снималась постоянная ско рость в 400 оборотов в минуту. `
Группа немедленно начала поиск путем личной ана логии. Традиционное изучение возможностей передач,
колес, концов жидкостных муфт сразу же было исклю
чено, поскольку усилия в этом направлении не дали
положительных результатов. Тогда на доске нарисо
вали ящик с входным и выходным валами. Каждому члену группы предложили мысленно «влезать» в этот