Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главный недостаток иных совещаний с точки зре­ ния социального психолога — это нежелание участни­

ков выйти в ходе обсуждения и обмена мнениями за

пределы традиций, установившихся в данной органи­ зации. В таких случаях выступающие не ставят

острых проблем в своих рассуждениях, часто бывают

пассивны и не говорят по существу.

Подчас совещания носят затяжной характер. Но их

организаторы, к сожалению, редко задумываются об оптимальной продолжительности заседаний и далеко не всегда сообщают участникам о предполагаемом

сроке их окончания. Между тем сам факт такой осве­ домленности играет дисциплинирующую роль, сокра­ щая неоправданные затраты времени.

Эффективность совещания во многом зависит от

личностно-деловых качеств и степени подготовленно­

сти основного докладчика и председателя. Последний

должен быть хорошо знаком с целями и проблемами

совещания, а также с ядром его участников. Ему не­

обходимо заранее разработать проекты решений и по­

стоянно контролировать ход обсуждения в принятом направлении.

Очень важно, чтобы председатель был инициативен,

обладал способностью создавать деловую и откровен­

ную атмосферу для обмена опытом и мнениями, умел тактично прервать выступающего в случае нарушения

регламента или, наоборот, добиться единодушного со­

гласия участников для продления ему времени, мог

заинтересовать, объединить присутствующих в идей­ ном и целевом плане. Его же обязанность — хорошо организовать работу секретариата, активизировать чле­ нов президиума.

Социально-психологической особенностью совеща­

ния как группового метода принятия управленческих решений является его большая зависимость от прин­

ципов и характера формальной организации того уч­

реждения (или учреждений), среди сотрудников кото­ рого оно проводится. Эта зависимость проявляется в формулировке целей и задач совещаний, в подборе

их участников и в стиле выступлений основных доклад­

чиков. Нецелесообразно участие в совещании лиц раз­

ного уровня компетентности. Поэтому для активизации

совещаний немаловажную роль играет тщательный от­


бор участников не только по квалификационному, но и по должностному принципу.

Необходимо подчеркнуть организационную сто-

рону подготовки совещаний. Наибольшего эффекта

молено ожидать от совещания, число участников кото­ рого невелико (до 15), а число выступающих равно

числу участников.

В современных условиях руководства совещание —

одна из действенных форм группового процесса приня­

тия наиболее ответственных и важных решений. По­ этому решения таких совещаний порой имеют законо­ дательную силу.

Для успешной организации и проведения совеща­ ний необходимы: 1) тщательная формулировка цели и задач совещания. Задачи — это круг рассматривае­

мых вопросов (о чем совещаться?), цель — предпола­

гаемые решения (зачем совещаться?); 2) тщательный отбор информационных и руководящих материалов.

Четкая формулировка центральной темы сообщения и

тем содокладов; 3) предварительный расчет времени

выступлений по основной теме и содокладам; 4) отбор участников выступлений; 5) определение компетент­

ности и ответственности возможных решений совеща­ ния; 6) назначение и подготовка председательствую­

щего; 7) выбор и подготовка заместителя и секре­

таря.

Присутствующие на совещании должны быть зара­ нее информированы о регламенте и о том, какая сте­

пень активности от них требуется при обсуждении и принятии решений. Процедура и цель участия могут

быть указаны письменно в пригласительном билете

либо устно в выступлении председателя.

Успех совещания в значительной мере определяет также хорошая организация различных услуг в пере­

рывах между обсуждениями. Поэтому в план подго­ товки крупных совещаний необходимо включать ме­ роприятия, направленные на создание благоприятной обстановки для труда, быта и отдыха его участников.

Одним из мощных социально-психологических при­

емов коллективного принятия решений является

групповая дискуссия. Она используется для

выработки разнообразных решений в условиях не­

определенности или спорности обсуждаемого вопроса.

— 119 —

Особую роль играет дискуссия в творческой дея­ тельности. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду

партии говорится: «Важно, чтобы в каждом научном

коллективе существовали подлинно творческая обста­

новка, атмосфера смелого поиска, плодотворных дис­ куссий, товарищеской взыскательности».

В спорах рождается не только истина, но также умение формулировать и отстаивать свои взгляды.

Дискуссия — всегда школа. Обмен мнениями — не

только интеллектуальное соперничество, но также форма межличностного взаимодействия, воспитываю­

щая уважительное отношение к суждениям товарищей.

Нередко дискуссию понимают лишь как противобор­

ство взглядов, столкновение противоположных точек зрения. Это одностороннее понимание. Дискуссия

в первую очередь — обмен идеями, углубление и раз­

витие их. Именно это позволяет считать дискуссию од­ ним из основных методов творческого принятия реше­

ний и наиболее продуктивной формой идейно-нрав­ ственного убеждения.

Дискуссию нельзя противопоставлять совещанию,

поскольку любое действительно творческое совещание

всегда включает в себя элементы дискуссии.

Иногда дискуссию можно использовать в качестве психотерапевтического инструмента для разрядки

межличностной напряженности. Специфика дискуссии,

в отличие от других методов группового принятия ре­

шений, состоит в том, что каждый участник активно выступает в роли субъекта решения независимо от

того, говорит ли он, спорит или просто слушает. Само

присутствие на дискуссии определяет мотивацию участия и побуждает каждого присутствующего к де­

тальному выражению мыслей.

Исследователи, изучающие общественное мнение,

считают, что одна хорошо организованная дискуссия может дать больше ценной информации, чем несколько

массовых опросов.

Для руководителя метод групповой дискуссии поле­

зен в тех случаях, когда он сомневается в своей спо­ собности лично решить спорную проблему.

Состав дискуссионных групп, собираемых в произ­

водственных целях, обычно колеблется от 3 до 20 че­

ловек. В группах с большей численностью дискуссии


мало эффективны, так как порой протекают беспоря­

дочно или же похожи на обычные совещания.

Социально-психологическая специфика ситуации групповой дискуссии состоит в том, что она возрождает ассоциации, ранее скрытые в глубине сознания чело­ века. Она стимулирует участников, вызывает прилив энергии и заставляет высказывать то, что они не мо­

гут сформулировать в обычной обстановке.

Для дискуссии, в отличие от других групповых процедур, характерен элемент эмоционального напря­

жения, которое создается взаимоотношениями интел­ лектуального соревнования. Это напряжение динамич­ но, поскольку не отягощено жесткими регламентациями и протекает в свободной, творческой атмосфере. Такая обстановка особенно важна для тех лиц, которые дав­

но хотели высказаться, но не могли преодолеть свою

робость

и боязнь возражений. Эмоционально зарази­

тельная

атмосфера

интеллектуального соперничества

в ходе

дискуссии

мобилизует скрытые мысли­

тельные способности участников, позволяя в полной

мере показать, кто на что способен как субъект твор­

ческого акта, а не должностное лицо. Получая право

на выдвижение тезисов и отстаивание своей точки

зрения, человек тем самым приобретает возможность для самовыражения. Критика высказанных им идей

способствует коррекции самооценки и росту самосо­

знания.

Групповая дискуссия может быть использована ру­ ководителем как мощное воспитательное средство, ибо коллективное суждение, формируемое участниками,

воздействует на глубинные структуры сознания лич­

ности, вызывает изменение и перестройку ее убеж­

дений.

В случае выработки взаимоприемлемого решения

оно приобретает для ее участников законодательную

силу, воспринимается каждым как свое собственное.

Эффективность дискуссии зависит от степени актив­

ности участников, что обусловливается составом груп­ пы и непринужденностью процесса общения. В связи

е этим организаторы дискуссии должны учитывать

уровень образовательной и профессиональной подго­

товки участников, их культурный опыт, особенности

интеллекта и темперамента, а также их взаимоотно­

121 —


шения, сложившиеся ко времени проведения дис­

куссии.

Наряду с совершенствованием традиционных форм

организации коллективной деятельности в последнее

время получили распространение новые методы груп­

повой выработки творческих решений. Они обусловле­ ны дальнейшим развитием научно-технической рево­ люции, требующей новых оригинальных идей.

Одним из таких методов является с и н е к т и к а.

Термин заимствован из древнегреческого языка и обо­ значает «соединение разнородного», что удачно отра­

жает сущность формирования творческой группы.

Основное предъявляемое к ее составу требование —

максимум отличия членов группы друг от друга по

квалификации, опыту, подготовке, стажу и т. п. Это позволяет, во-первых, сконцентрировать для решения задачи людей с наиболее разнообразными знаниями; во-вторых, помогает мышлению каждого освободиться

от узкопрофессиональных шаблонов и концепций; в-третьих, дает возможность найти решение в «погра­ ничной зоне» знаний, где они наиболее оригинальны и продуктивны.

Группы синекторов — участников

синектических

сессий — подбираются в составе 5—7

человек. Это

должны быть специалисты, лично малознакомые или

вовсе незнакомые.

По форме синектическая сессия похожа на дискус­

сионную группу, которая пытается найти решение по­ ставленной задачи путем поиска удобных аналогий.

Поэтому наиболее важный принцип поиска и формули­ ровки решения в синектике — символическая анало­

гия. Интеллектуальная атмосфера синектической сес­ сии должна быть эмоционально приподнятой, свобод­

ной от мыслительных шаблонов.

Используются три вида аналогий — личная (персо­ нальная), прямая и символическая. Начав обсуждение проблемы, участники синектической сессии предла­

гают возможные пути поиска решения с помощью

аналогий.

Личная (персональная) аналогия строится на отож­ дествлении творца с объектом исследования. Напри­ мер, химик может представить себя движущейся моле­ кулой в действии, позволяя себя «толкать», «тянуть»

— 122 —


молекулярным силам. В такие моменты он чувствует,

ЧТО происходит C молекулой. Эйнштейн, судя ПО BOC' поминаниям, нередко допускал отождествление себя

саприорными математическими конструкциями.

Впсихологическом смысле это означает, что твор­ ческое воображение ученого в своем стремлении к но­

вым решениям мобилизует весь потенциал чувств че­ ловека. Он мысленно ставит себя на место предмета, созданного его воображением, и чувственно пережи­

вает бытие своего творения. Известно, что художествен­

ные ситуации могут достигать правдоподобия реаль­ ности.

Μ.Горький, когда писал «Городок Окуров», обду­ мывал сцену, в которой ревнивый купец ударил жену ножом. И вдруг писатель упал из-за своего рабочего

стола. Придя в сознание, Горький сказал: «Как это

больно, когда хлебным ножом крепко в печень!»

Флобер, перевоплотившись в Эмму Бовари, ощутил

во рту вкус мышьяка, почувствовал боли, потерю сил,

страх смерти.

На основе таких фактов до сих пор считали, что

личная аналогия в творчестве доступна лишь писа­

телю. Однако в ходе решения проблем, поставленных научно-технической революцией, выяснилось, что есть

возможность поднять инженерное воображение до

уровня художественного на путях формирования ори­

гинальных технических идей.

Личная аналогия была, к примеру, применена вод­ ной из синектических сессий, когда группа конструк­

торов решала проблему механизма с характеристикой

сохранения постоянной скорости на выходном валу.

Надлежало выяснить: каково должно быть устройство управления двумя валами, вращающимися при скоро­

стях от 400 до 4000 оборотов в минуту так, чтобы

с конца выходного вала снималась постоянная ско­ рость в 400 оборотов в минуту. `

Группа немедленно начала поиск путем личной ана­ логии. Традиционное изучение возможностей передач,

колес, концов жидкостных муфт сразу же было исклю­

чено, поскольку усилия в этом направлении не дали

положительных результатов. Тогда на доске нарисо­

вали ящик с входным и выходным валами. Каждому члену группы предложили мысленно «влезать» в этот