Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ящик и пытаться без технических приспособлений,
своим телом осуществлять регулирование скорости на выходном валу. Вот образец дословной записи в прото коле этой сессии:
A.Я в ящике. Схватываю входной вал одной рукой
ивыходной — другой. Позволяю входному валу про
скальзывать, когда чувствую, что он крутится слиш ком быстро, так, чтобы выходной вал сохранил посто
янную скорость.
B.А как ты узнаешь о скорости вращения валов?
А. Смотрю на часы и считаю.
C.Как ты себя там чувствуешь?
A.Мои руки становятся слишком горячими, по
крайней мере одна, работающая как муфта сколь
жения.
B. и С. Мы тоже идем к тебе в ящик.
B.Я вижу себя уже в ящике. У меня ничего нет,
чтобы замерить обороты вала. Я, пожалуй, в том же положении, что и А.
C.к D. Ну, а ты?
D.Я в ящике. Пытаюсь быть регулятором. Если я
схватываю входной вал руками, а на выходном валу есть диск, на который можно давить ступнями,
то я ставлю свои подошвы на край этого диска. Мне
хотелось бы, чтобы мои подошвы становились меньше,
когда скорость входящего вала увеличивается. Тогда
бы уменьшилось трение, и я бы, держась за выходя
щий вал, сохранял бы скорость постоянной. Чем бы
стрее скорость входящего, тем меньше становились бы
мои ступни. Так что движущаяся сила оставалась бы
той же самой.
E. А как вы смотрите на антиныотонову жид
кость, которая притягивалась бы к центру, вместо того чтобы отбрасываться от него?
В конечном итоге решение проблемы было найдено
именно на этом пути с аналогией антиньютоновой жид кости. Регулятор был сконструирован как жидкостное устройство.
Методом синектики в годы войны штаб английского флота сумел разработать эффективные приемы борьбы
с торпедами фашистских подводных лодок. Группе
офицеров было предложено представить себя на ко
рабле, атакованном торпедой. Кто-то из офицеров по-
— 124 —
еле долгих и бесплодных аналогий вдруг предложил:
«Я бы выстроил всех матросов вдоль борта и скоман
довал: дуть изо всех сил!».
Идея была реализована в техническом исполнении:
для отгона торпеды использовали насосную технику.
Мощные струи отклоняли торпеду от курса, и она ми
новала корабль. Тысячи жизней английских моряков были спасены.
Прямая аналогия осуществляется сравнением па раллельных фактов. Например, проблема одной под водной конструкции была решена на основе наблюде
ний за тем, как черви прокладывают себе ходы в де
реве: червь конструирует трубку для себя по мере того, как он продвигается вперед.
Символическая аналогия использует образное и
сжатое описание явления в понятиях из других обла
стей знания. Так, например, перед одной синектиче-
ской группой была поставлена проблема — изобрести
подъемный механизм, который вмещался бы в коробку
10X10 сантиметров, выдвигался бы вверх на 1 метр
и мог поддерживать 4 тонны веса. Известно, что дей
ствие существующих домкратов ограничено длиной ползуна.
В конечном итоге была создана модель, которая основывалась на символической аналогии с одним ин
дийским фокусом. Трюк заключается в том, что пуб
лике показывают мягкий канат, который вдруг, по мановению руки, превращается в шест, и фокусник
взбирается по нему к кумолу цирка. Разгадка фокуса проста: канат представляет собой замаскированный
резиновый шланг, в который подается в нужный мо мент сжатый воздух.
На основе этой аналогии и была разработана
модель домкрата, где в качестве ползуна использо
вались две складные цепи с односторонней свободой
сгиба.
Получив наиболее любопытную и увлекательную
аналогию, группа старается развить ее, описывая свой ства и возможности воображаемого объекта. На втом
этапе сама задача не упоминается, но в подсо знании каждый конструктор не упускает ее из виду
как подсказку, в каком направлении развивать ана логию.
125 —
Чаще всего решения находят на этом этапе. Новую
идею сопоставляют с поставленной задачей, выясняя,
всем ли требованиям она отвечает. Если идея оказы вается неудовлетворительной, то задача формулируется
заново так, как ее воспринимает группа, подчеркива
ются именно те аспекты, осветить которые не могла найденная идея. Затем снова следует стадия подыска ния аналогий и т. д., пока найденное не будет пол
ностью соответствовать поставленной цели.
Задача группы решается под председательством ру
ководителя, чья роль очень важна и деликатна. Он не
должен давать оценку высказываниям, чтобы не обес кураживать конструкторов. Он следит, чтобы процесс
протекал строго по схеме, формулирует задач5' так, как ее понимает группа, задает вопросы, наводящие на аналогию. Он обязан помнить, к какому виду анало
гии наиболее способен каждый член группы, чтобы
плодотворнее использовать его. Неназойливо заполняет
паузы между высказываниями.
Наиболее ценное качество, которым должен обла
дать руководитель — это, по словам одного из создате
лей системы, «почти патологический оптимизм в соче
тании с упрямством», который часто является един
ственным средством вывести группу из тупика.
Мозговая атака (брейнсторминг) как метод
группового генерирования большого количества идей за относительно короткий отрезок времени был пред ложен еще в предвоенный период. Отметим, что в ли
тературе пока нет единого термина для обозначения
этого метода. В частности, вышедший на экраны научно-популярный фильм носит название «Атака
мысли».
В основе брейнсторминга лежит принцип ассоциа
тивной психологии мышления в групповой ситуации взаимного стимулирования. Исследования в этой об
ласти показали, что новые и самые неожиданные идеи
возникают обычно по ассоциации с какой-либо дру
гой, но привычной и знакомой идеей, в ситуациях не принужденного разговора и группового общения. Не пременным условием возникновения таких ассоциаций
является отсутствие или ослабление стереотипов и шаб
лонов привычного группового мышления, ориентиро ванного на принятые и одобренные образцы.
126 —
Дело в том, что многие творческие люди особенно
чувствительны к критическим замечаниям по поводу высказываемых ими идей. Поэтому в обстановке обыч
ных совещаний, где требуется энергия в отстаивании своих вариантов решения, такие люди предпочитают
отмалчиваться. Б итоге оказываются безвозвратно по терянными многие ценные мысли, касающиеся проб
лем науки и техники. Исходя из этих предположений
и была создана групповая техника брейнсторминга, оправдавшая себя с точки зрения генерирования но вых плодотворных решений в научно-техническом творчестве и административной работе.
К настоящему времени накоплен значительный
опыт применения этого метода, выявились его силь
ные и слабые стороны, обозначилась оптимальная ме
тодика практического применения.
Брейнсторминг целесообразно использовать в крити ческих ситуациях, когда остро ощутим дефицит в твор
ческих решениях, в изобретении новых оригинальных
способов достижения целей, в новых идеях и свежих концепциях.
Число участников мозговых атак может быть раз
личным. Наиболее успешно работают |
группы от 8 |
до 50 человек. Следует помнить, что |
чем больше |
участников, тем лучше должна быть подготовлена
сессия.
Ведущий сессии мозговой атаки должен пройти спе циальную подготовку или ознакомиться с техникой ве
дения сессии с помощью литературы или психолога-
консультанта. На сессию мозговой атаки обычно вы носятся проблемы, которые уже невозможно решать традиционными путями.
В этом случае руководителей, ответственных за про блему, уже не должна заботить их репутация или
опасность потерять авторитет из-за неспособности са
мостоятельно предложить ценные идеи. Однако руко
водитель, прибегающий к методу мозговой атаки, дол
жен заранее подготовить несколько собственных реше
ний по обсуждаемому вопросу и независимо от их ка
чества при необходимости огласить их на сессии.
Для проведения сессии мозговой атаки выбирается
ведущий из специалистов по обсуждаемому вопросу и
обладающий навыками председательской работы на
— 127 —
совещаниях. Ведущий может назначаться из участни
ков, но и в этом случае он должен быть знаком с груп
повой техникой метода. Наибольший эффект следует
ожидать от ведущего, который уже имеет опыт прове дения мозговой атаки, разбирается в проблеме, но лич
но мало известен участникам. Последнее обстоятель ство связано с тем, что если ведущий — известный спе циалист, то участники нередко попадают под влияние его авторитета.
Сформулированы основные правила проведения сессии мозговой атаки, которые нужно усвоить участ
никам: 1) никаких замечаний — они мешают формули
ровке новых идей; 2) приветствуется «свободное паре
ние мысли» —чем необычнее идея, тем лучше; 3) чем
больше предложений, тем выше вероятность появления ценных идей; 4) желательна комбинация идей, а так
же их развитие и усовершенствование.
Выносимый на обсуждение вопрос должен быть
сформулирован конкретно, четко и достаточно просто.
Например, как с наименьшими затратами и в кратчай
ший срок внедрить в производство новое искусственное
волокно? Вопрос «Как внедрить новое волокно?» был бы слишком общим. Поэтому в формулировке пробле мы сессии следует учитывать контекст действия, время
и цель достижения.
Обсуждаемую проблему нужно расчленить на ряд проблем, из которых каждую сформулировать в виде
ряда ясных и однозначных вопросов. Например, в слу чае проблемы внедрения нового волокна: какие тех
нические усовершенствования необходимо произвести
для внедрения волокна? Как лучше организовать ра
боту экспериментального участка? и т. д. Таких проб лем не должно быть слишком много (в пределах 7—8
наименований).
Руководители заранее отбирают участников пред
стоящей сессии. Не позже чем за два дня их письмен
но или устно оповещают о начале сессии и вручают
экземпляр «памятной записки» объемом не больше од
ной страницы. В памятной записке содержится: 1) об
ращение к участнику и приглашение; 2) формули
ровка проблемы, подпроблем и цели сессии; 3) пра вила проведения брейнсторминга ; 4) предложение по
думать и подготовить несколько возможных идей.
— 128 —