Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ящик и пытаться без технических приспособлений,

своим телом осуществлять регулирование скорости на выходном валу. Вот образец дословной записи в прото­ коле этой сессии:

A.Я в ящике. Схватываю входной вал одной рукой

ивыходной — другой. Позволяю входному валу про­

скальзывать, когда чувствую, что он крутится слиш­ ком быстро, так, чтобы выходной вал сохранил посто­

янную скорость.

B.А как ты узнаешь о скорости вращения валов?

А. Смотрю на часы и считаю.

C.Как ты себя там чувствуешь?

A.Мои руки становятся слишком горячими, по

крайней мере одна, работающая как муфта сколь­

жения.

B. и С. Мы тоже идем к тебе в ящик.

B.Я вижу себя уже в ящике. У меня ничего нет,

чтобы замерить обороты вала. Я, пожалуй, в том же положении, что и А.

C.к D. Ну, а ты?

D.Я в ящике. Пытаюсь быть регулятором. Если я

схватываю входной вал руками, а на выходном валу есть диск, на который можно давить ступнями,

то я ставлю свои подошвы на край этого диска. Мне

хотелось бы, чтобы мои подошвы становились меньше,

когда скорость входящего вала увеличивается. Тогда

бы уменьшилось трение, и я бы, держась за выходя­

щий вал, сохранял бы скорость постоянной. Чем бы­

стрее скорость входящего, тем меньше становились бы

мои ступни. Так что движущаяся сила оставалась бы

той же самой.

E. А как вы смотрите на антиныотонову жид­

кость, которая притягивалась бы к центру, вместо того чтобы отбрасываться от него?

В конечном итоге решение проблемы было найдено

именно на этом пути с аналогией антиньютоновой жид­ кости. Регулятор был сконструирован как жидкостное устройство.

Методом синектики в годы войны штаб английского флота сумел разработать эффективные приемы борьбы

с торпедами фашистских подводных лодок. Группе

офицеров было предложено представить себя на ко­

рабле, атакованном торпедой. Кто-то из офицеров по-

— 124 —


еле долгих и бесплодных аналогий вдруг предложил:

«Я бы выстроил всех матросов вдоль борта и скоман­

довал: дуть изо всех сил!».

Идея была реализована в техническом исполнении:

для отгона торпеды использовали насосную технику.

Мощные струи отклоняли торпеду от курса, и она ми­

новала корабль. Тысячи жизней английских моряков были спасены.

Прямая аналогия осуществляется сравнением па­ раллельных фактов. Например, проблема одной под­ водной конструкции была решена на основе наблюде­

ний за тем, как черви прокладывают себе ходы в де­

реве: червь конструирует трубку для себя по мере того, как он продвигается вперед.

Символическая аналогия использует образное и

сжатое описание явления в понятиях из других обла­

стей знания. Так, например, перед одной синектиче-

ской группой была поставлена проблема — изобрести

подъемный механизм, который вмещался бы в коробку

10X10 сантиметров, выдвигался бы вверх на 1 метр

и мог поддерживать 4 тонны веса. Известно, что дей­

ствие существующих домкратов ограничено длиной ползуна.

В конечном итоге была создана модель, которая основывалась на символической аналогии с одним ин­

дийским фокусом. Трюк заключается в том, что пуб­

лике показывают мягкий канат, который вдруг, по мановению руки, превращается в шест, и фокусник

взбирается по нему к кумолу цирка. Разгадка фокуса проста: канат представляет собой замаскированный

резиновый шланг, в который подается в нужный мо­ мент сжатый воздух.

На основе этой аналогии и была разработана

модель домкрата, где в качестве ползуна использо­

вались две складные цепи с односторонней свободой

сгиба.

Получив наиболее любопытную и увлекательную

аналогию, группа старается развить ее, описывая свой­ ства и возможности воображаемого объекта. На втом

этапе сама задача не упоминается, но в подсо­ знании каждый конструктор не упускает ее из виду

как подсказку, в каком направлении развивать ана­ логию.

125 —

Чаще всего решения находят на этом этапе. Новую

идею сопоставляют с поставленной задачей, выясняя,

всем ли требованиям она отвечает. Если идея оказы­ вается неудовлетворительной, то задача формулируется

заново так, как ее воспринимает группа, подчеркива­

ются именно те аспекты, осветить которые не могла найденная идея. Затем снова следует стадия подыска­ ния аналогий и т. д., пока найденное не будет пол­

ностью соответствовать поставленной цели.

Задача группы решается под председательством ру­

ководителя, чья роль очень важна и деликатна. Он не

должен давать оценку высказываниям, чтобы не обес­ кураживать конструкторов. Он следит, чтобы процесс

протекал строго по схеме, формулирует задач5' так, как ее понимает группа, задает вопросы, наводящие на аналогию. Он обязан помнить, к какому виду анало­

гии наиболее способен каждый член группы, чтобы

плодотворнее использовать его. Неназойливо заполняет

паузы между высказываниями.

Наиболее ценное качество, которым должен обла­

дать руководитель — это, по словам одного из создате­

лей системы, «почти патологический оптимизм в соче­

тании с упрямством», который часто является един­

ственным средством вывести группу из тупика.

Мозговая атака (брейнсторминг) как метод

группового генерирования большого количества идей за относительно короткий отрезок времени был пред­ ложен еще в предвоенный период. Отметим, что в ли­

тературе пока нет единого термина для обозначения

этого метода. В частности, вышедший на экраны научно-популярный фильм носит название «Атака

мысли».

В основе брейнсторминга лежит принцип ассоциа­

тивной психологии мышления в групповой ситуации взаимного стимулирования. Исследования в этой об­

ласти показали, что новые и самые неожиданные идеи

возникают обычно по ассоциации с какой-либо дру­

гой, но привычной и знакомой идеей, в ситуациях не­ принужденного разговора и группового общения. Не­ пременным условием возникновения таких ассоциаций

является отсутствие или ослабление стереотипов и шаб­

лонов привычного группового мышления, ориентиро­ ванного на принятые и одобренные образцы.

126 —


Дело в том, что многие творческие люди особенно

чувствительны к критическим замечаниям по поводу высказываемых ими идей. Поэтому в обстановке обыч­

ных совещаний, где требуется энергия в отстаивании своих вариантов решения, такие люди предпочитают

отмалчиваться. Б итоге оказываются безвозвратно по­ терянными многие ценные мысли, касающиеся проб­

лем науки и техники. Исходя из этих предположений

и была создана групповая техника брейнсторминга, оправдавшая себя с точки зрения генерирования но­ вых плодотворных решений в научно-техническом творчестве и административной работе.

К настоящему времени накоплен значительный

опыт применения этого метода, выявились его силь­

ные и слабые стороны, обозначилась оптимальная ме­

тодика практического применения.

Брейнсторминг целесообразно использовать в крити­ ческих ситуациях, когда остро ощутим дефицит в твор­

ческих решениях, в изобретении новых оригинальных

способов достижения целей, в новых идеях и свежих концепциях.

Число участников мозговых атак может быть раз­

личным. Наиболее успешно работают

группы от 8

до 50 человек. Следует помнить, что

чем больше

участников, тем лучше должна быть подготовлена

сессия.

Ведущий сессии мозговой атаки должен пройти спе­ циальную подготовку или ознакомиться с техникой ве­

дения сессии с помощью литературы или психолога-

консультанта. На сессию мозговой атаки обычно вы­ носятся проблемы, которые уже невозможно решать традиционными путями.

В этом случае руководителей, ответственных за про­ блему, уже не должна заботить их репутация или

опасность потерять авторитет из-за неспособности са­

мостоятельно предложить ценные идеи. Однако руко­

водитель, прибегающий к методу мозговой атаки, дол­

жен заранее подготовить несколько собственных реше­

ний по обсуждаемому вопросу и независимо от их ка­

чества при необходимости огласить их на сессии.

Для проведения сессии мозговой атаки выбирается

ведущий из специалистов по обсуждаемому вопросу и

обладающий навыками председательской работы на

— 127 —


совещаниях. Ведущий может назначаться из участни­

ков, но и в этом случае он должен быть знаком с груп­

повой техникой метода. Наибольший эффект следует

ожидать от ведущего, который уже имеет опыт прове­ дения мозговой атаки, разбирается в проблеме, но лич­

но мало известен участникам. Последнее обстоятель­ ство связано с тем, что если ведущий — известный спе­ циалист, то участники нередко попадают под влияние его авторитета.

Сформулированы основные правила проведения сессии мозговой атаки, которые нужно усвоить участ­

никам: 1) никаких замечаний — они мешают формули­

ровке новых идей; 2) приветствуется «свободное паре­

ние мысли» —чем необычнее идея, тем лучше; 3) чем

больше предложений, тем выше вероятность появления ценных идей; 4) желательна комбинация идей, а так­

же их развитие и усовершенствование.

Выносимый на обсуждение вопрос должен быть

сформулирован конкретно, четко и достаточно просто.

Например, как с наименьшими затратами и в кратчай­

ший срок внедрить в производство новое искусственное

волокно? Вопрос «Как внедрить новое волокно?» был бы слишком общим. Поэтому в формулировке пробле­ мы сессии следует учитывать контекст действия, время

и цель достижения.

Обсуждаемую проблему нужно расчленить на ряд проблем, из которых каждую сформулировать в виде

ряда ясных и однозначных вопросов. Например, в слу­ чае проблемы внедрения нового волокна: какие тех­

нические усовершенствования необходимо произвести

для внедрения волокна? Как лучше организовать ра­

боту экспериментального участка? и т. д. Таких проб­ лем не должно быть слишком много (в пределах 7—8

наименований).

Руководители заранее отбирают участников пред­

стоящей сессии. Не позже чем за два дня их письмен­

но или устно оповещают о начале сессии и вручают

экземпляр «памятной записки» объемом не больше од­

ной страницы. В памятной записке содержится: 1) об­

ращение к участнику и приглашение; 2) формули­

ровка проблемы, подпроблем и цели сессии; 3) пра­ вила проведения брейнсторминга ; 4) предложение по­

думать и подготовить несколько возможных идей.

— 128 —