Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Наилучшее время для сессии мозговой атаки — се
редина дня. Рабочей части сессии в таком случае пред
шествует легкий обед, в течение которого участники не делают никаких усилий к направлению беседы в де
ловое русло. Непринужденная обстановка кратковре
менного отдыха способствует концентрации мозговой
энергии, необходимой для участия в брейнсторминге. Рабочая часть сессии начинается в специально под
готовленном помещении с выступлением ведущего,
объясняющего некоторые проблемы, их актуальность и необходимость скорейшего решения. Это — начало разминки, длящейся 3—4 минуты. За столом ведущего
сидит секретарь или технический работник, фиксирую щий с помощью магнитофона и хронометра все выска
зывания и общие затраты времени на обсуждения. По
сле разъяснения проблемы наступает пауза, в течение
которой участники могут задавать вопросы ведущему
по процедуре, попросить разъяснить ту или иную функцию.
Затем ведущий обращает внимание участников на
четыре правила мозговой атаки, которые целесообразно
написать на плакате и вывесить перед аудиторией для
всеобщего обозрения. Если брейнсторминг проводится впервые, следует объяснить смысл этих правил.
Вот как один из ведущих мозговой атаки образно разъяснил сущность первого правила: «Если вы по
пытаетесь получить одновременно горячую и холод ную воду из одного и того же крана, то получите лишь теплую. Подобно этому, если вы попытаетесь одновре менно критиковать и вносить предложения, то вы не
получите ни достаточно холодной критики, ни горячих
идей. Так давайте же ограничимся лишь одним выдви жением идей, не допуская никакой критики, какими
бы эти идеи ни были».
После объяснения четырех правил брейнсторминга
ведущий предлагает начать выдвигать идеи, объявляя при этом время начала, сессии и продолжительность
рабочих периодов (не более 30 минут один-два пе
риода). Ведущий сессии звонит в ручной звонок каж дый раз, когда кто-то из участников Hapjnn ает хотя бы одно из четырех правил. Чтобы оживить, «зажечь»
участников, ведущему рекомендуется самому выдви
нуть одну-две идеи или задавать наводящие вопросы.
5 Зак. № 425 |
129 — |
Желающие высказаться поднимают руку, и им пре доставляется слово. Порядок выступлений склады
вается стихийно, ио мере высказываний участников.
Не рекомендуется разрешать первые высказывания ли
цам, проявившим хотя бы незначительные симптомы
негативного отношения к методу мозговой атаки.
Участникам необходимо иметь блокнот и делать
в нем заметки, чтобы не повторять чужие мысли.
После первого выступившего слово предоставляется
второму, но лишь тому, кто, по мнению ведущего, мо жет либо усилить идею первого, либо высказать новую.
Для этого участникам предлагается поднимать руку
в тех случаях, когда они желают продолжить или уси
лить ранее выдвинутую идею. Когда же участники хо тят предложить совершенно новую идею, они подни
мают сжатую ладонь с направленным вверх указа тельным пальцем.
Основным требованием к эффективному проведению
сессии является высокий темп выступлений, что дости
гается краткостью высказываний и отсутствием пауз.
Считается нормальным высказывание 50—100 идей
втечение одного 30-минутного периода работы сессии.
Все предложения фиксируются секретарем. По окон
чании сессии ведущий может предложить высказать
дополнительные предложения письменно, переслав их
всоответствующий отдел на следующий день.
Существует много методов обработки предложений
(с использованием контент-анализа, методов стати стики и ЭВМ), но самый простейший из них — отбор и
оценка наиболее ценных идей специально назначенной группой специалистов. C этой целью список идей вру
чается экспертам, которые должны самостоятельно вы
черкнуть из списка идеи, не заслуживающие, по их
мнению, достаточного внимания.
Оставшиеся ценные идеи передаются для обсужде
ния и практической реализации.
Автономное творчество ученых-спе циалистов. Этот метод исходит из принципа, что новые идеи успешно создаются в условиях групповой
и индивидуальной автономии участников дискуссии,
когда возможно выразить и сохранить свое мнение не
зависимо от практической ценности высказанных
идей. В литературе этот метод получил название ме
— 130 —
тода Т-группы (от Trainiπg-group— тренировочная
группа). Он может быть широко использован в сфере организации творческих коллективов в промышленно сти и научных исследовательских учреждениях. Его
также успешно применяют для обучения руководите
лей наиболее эффективным способам взаимовлияния и
общения C людьми.
Группе специалистов — участников Т-группы — по
ручают найти оптимальное решение до сих пор не раз
решенной проблемы. Их освобождают от исполнения
основных служебных обязанностей на период выра
ботки решений. Число участников такой группы не
должно превышать 5—15 человек. Наиболее успешно
работают группы из 5±2 человека.
Подбор участников осуществляется с учетом не
только их профессиональной специализации, но также
личностных и творческих качеств. По индивидуально му стилю деятельности ученых можно условно подраз
делить на восемь типов:
1.Фанатик. Самозабвенно увлечен своей науч ной проблемой; требует от окружающих аналогичного
отношения к науке, поэтому ведет себя резко и счи
тается неуживчивым.
2.Пионер (инициатор). Быстро реагирует на пер
спективные проблемы, удачно стимулирует деятель
ность других; честолюбив, прилежен, собран, обладает
широкой эрудицией, склонен к руководящей работе,
избегает решения задач, требующих усидчивости.
3. Диагност. Способен к быстрой оценке силь
ных и слабых сторон проекта и оперативным решени ям в сложных ситуациях; не имеет регламентирован ных шаблонов поведения, терпим к ошибкам других.
В представлении окружающих — самоуверен, бескоры
стен, свободен от рефлексивной интеллигентности.
4.Эрудит (схоласт). Наделен исключительной па
мятью, отличается повышенным вниманием к деталям
истремлением к упорядоченности; предпочитает не
показывать свою широкую информированность. Окру жающие считают его добросовестным и педантичным,
но недостаточно решительным в суждениях.
5.Техник (ремесленник). Учитывает свои воз
можности и не берется за проблемы, которые не в со
стоянии решить; способен воплощать в жизнь плохо
оформленные идеи других. По мнению окружающих,
честен и чуток в понимании оттенков поведения своих
коллег.
6.Эстет. Стремится исследовать проблемы, приво
дящие к изящным решениям; отличается шпротой ин тересов, проявляет нетерпение, если в работе встре чается много деталей, требующих кропотливого труда.
Окружающие считают его умным и непосредственным, но несколько легкомысленным.
7.Методолог. Заинтересован методологическим
аспектом исследований; любит обсуждать свои иссле
довательские планы и сравнивать их с достижениями
других. Общителен и несколько навязчив.
8. Независимый. Стремится к индивидуально
му решению проблем, надеется только на самого себя; к коллективной научной деятельности относится скеп
тически.
C учетом перечисленных индивидуальных качеств
организаторы Т-групп формируют их по принципу од нородности или, наоборот, разнородности участников. При этом наибольшая оригинальность решения ожи
дается от разнородных групп, а систематичность раз
работки и обоснованность новых решений ожидается
от однородных групп.
Непременным условием для включення в Т-группу
должна быть профессиональная способность участника
к выдвижению новых идей в сфере своих личных
деловых интересов. Если организация располагает до
статочным числом кандидатур, то следует создать две независимые Т-группы, составленные по принципу раз
нородности и однородности личностных качеств участ
ников. Результаты работы групп потом сопоставляют.
Сопоставление результатов творчества обеих
Т-групп позволяет руководству выбрать рациональный
вариант решения. В конечном итоге возникает интен
сивный накал интеллектуального потенциала участни ков, который и формирует необходимое решение. Оно
оформляется в виде отчета, докладной записки или
проекта. Никаких других видов отчетности не тре буется. Конечным итогом работы Т-группы является творческий рост ее участников, развитие профессио
нальной индивидуальности, повышение эффективности
труда.
— 132 —
Перечисленные методы творческого принятия реше
ний безусловно требуют совершенствования и не допу
скают кустарного их применения.
3.МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Всоветском обществе нет экономических или соци
альных причин, ограничивающих развитие созида тельных возможностей людей, и каждый человек мо жет стать творческим работником в любой области про изводства, науки, техники и искусства. Трудность за ключается только в том, что мы не всегда знаем те
психологические условия, которые необходимы для реализации творческого потенциала человека.
Вчастности, теория обучения долгое время основы
валась на пассивных методах запоминания и последу ющего воспроизведения учебного материала, что обу
словливало преобладание среди выпускников технику
мов и вузов специалистов репродуктивного типа.
Творческая мысль, напротив, предполагает созна
тельное использование приобретенных знаний, само стоятельный отбор их и применение к новым, еще не
исследованным проблемам. Она предполагает прежде всего способность упорядочить свои мысли и идеи, выя
вить связи, существующие между ними, установить
сходство и различие между фактами, которые на пер вый взгляд кажутся не зависящими друг от друга.
Творческий подход проявляется также в способности
формулировать на базе ограниченного количества
данных основные научные гипотезы, в способности
к конструктивному мышлению, то есть умению отде
лить главное от второстепенного и, наконец, в способ
ности применять знания и методические приемы, вы
работанные в других областях, к решению проблем своей науки или конкретной задачи.
Специально проведенные эксперименты убедительно
показывают, что творческие способности поддаются
воспитанию и культивированию, что и в этой области
действует механизм переноса, заключающийся не только в упомянутой способности использовать методы
одних наук в решении проблем других научных дис
циплин, но также и в том, что сформировавшиеся