Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наилучшее время для сессии мозговой атаки — се­

редина дня. Рабочей части сессии в таком случае пред­

шествует легкий обед, в течение которого участники не делают никаких усилий к направлению беседы в де­

ловое русло. Непринужденная обстановка кратковре­

менного отдыха способствует концентрации мозговой

энергии, необходимой для участия в брейнсторминге. Рабочая часть сессии начинается в специально под­

готовленном помещении с выступлением ведущего,

объясняющего некоторые проблемы, их актуальность и необходимость скорейшего решения. Это — начало разминки, длящейся 3—4 минуты. За столом ведущего

сидит секретарь или технический работник, фиксирую­ щий с помощью магнитофона и хронометра все выска­

зывания и общие затраты времени на обсуждения. По­

сле разъяснения проблемы наступает пауза, в течение

которой участники могут задавать вопросы ведущему

по процедуре, попросить разъяснить ту или иную функцию.

Затем ведущий обращает внимание участников на

четыре правила мозговой атаки, которые целесообразно

написать на плакате и вывесить перед аудиторией для

всеобщего обозрения. Если брейнсторминг проводится впервые, следует объяснить смысл этих правил.

Вот как один из ведущих мозговой атаки образно разъяснил сущность первого правила: «Если вы по­

пытаетесь получить одновременно горячую и холод­ ную воду из одного и того же крана, то получите лишь теплую. Подобно этому, если вы попытаетесь одновре­ менно критиковать и вносить предложения, то вы не

получите ни достаточно холодной критики, ни горячих

идей. Так давайте же ограничимся лишь одним выдви­ жением идей, не допуская никакой критики, какими

бы эти идеи ни были».

После объяснения четырех правил брейнсторминга

ведущий предлагает начать выдвигать идеи, объявляя при этом время начала, сессии и продолжительность

рабочих периодов (не более 30 минут один-два пе­

риода). Ведущий сессии звонит в ручной звонок каж­ дый раз, когда кто-то из участников Hapjnn ает хотя бы одно из четырех правил. Чтобы оживить, «зажечь»

участников, ведущему рекомендуется самому выдви­

нуть одну-две идеи или задавать наводящие вопросы.

5 Зак. № 425

129 —


Желающие высказаться поднимают руку, и им пре­ доставляется слово. Порядок выступлений склады­

вается стихийно, ио мере высказываний участников.

Не рекомендуется разрешать первые высказывания ли­

цам, проявившим хотя бы незначительные симптомы

негативного отношения к методу мозговой атаки.

Участникам необходимо иметь блокнот и делать

в нем заметки, чтобы не повторять чужие мысли.

После первого выступившего слово предоставляется

второму, но лишь тому, кто, по мнению ведущего, мо­ жет либо усилить идею первого, либо высказать новую.

Для этого участникам предлагается поднимать руку

в тех случаях, когда они желают продолжить или уси­

лить ранее выдвинутую идею. Когда же участники хо­ тят предложить совершенно новую идею, они подни­

мают сжатую ладонь с направленным вверх указа­ тельным пальцем.

Основным требованием к эффективному проведению

сессии является высокий темп выступлений, что дости­

гается краткостью высказываний и отсутствием пауз.

Считается нормальным высказывание 50—100 идей

втечение одного 30-минутного периода работы сессии.

Все предложения фиксируются секретарем. По окон­

чании сессии ведущий может предложить высказать

дополнительные предложения письменно, переслав их

всоответствующий отдел на следующий день.

Существует много методов обработки предложений

(с использованием контент-анализа, методов стати­ стики и ЭВМ), но самый простейший из них — отбор и

оценка наиболее ценных идей специально назначенной группой специалистов. C этой целью список идей вру­

чается экспертам, которые должны самостоятельно вы­

черкнуть из списка идеи, не заслуживающие, по их

мнению, достаточного внимания.

Оставшиеся ценные идеи передаются для обсужде­

ния и практической реализации.

Автономное творчество ученых-спе­ циалистов. Этот метод исходит из принципа, что новые идеи успешно создаются в условиях групповой

и индивидуальной автономии участников дискуссии,

когда возможно выразить и сохранить свое мнение не­

зависимо от практической ценности высказанных

идей. В литературе этот метод получил название ме­

— 130 —


тода Т-группы (от Trainiπg-group— тренировочная

группа). Он может быть широко использован в сфере организации творческих коллективов в промышленно­ сти и научных исследовательских учреждениях. Его

также успешно применяют для обучения руководите­

лей наиболее эффективным способам взаимовлияния и

общения C людьми.

Группе специалистов — участников Т-группы — по­

ручают найти оптимальное решение до сих пор не раз­

решенной проблемы. Их освобождают от исполнения

основных служебных обязанностей на период выра­

ботки решений. Число участников такой группы не

должно превышать 5—15 человек. Наиболее успешно

работают группы из 5±2 человека.

Подбор участников осуществляется с учетом не

только их профессиональной специализации, но также

личностных и творческих качеств. По индивидуально­ му стилю деятельности ученых можно условно подраз­

делить на восемь типов:

1.Фанатик. Самозабвенно увлечен своей науч­ ной проблемой; требует от окружающих аналогичного

отношения к науке, поэтому ведет себя резко и счи­

тается неуживчивым.

2.Пионер (инициатор). Быстро реагирует на пер­

спективные проблемы, удачно стимулирует деятель­

ность других; честолюбив, прилежен, собран, обладает

широкой эрудицией, склонен к руководящей работе,

избегает решения задач, требующих усидчивости.

3. Диагност. Способен к быстрой оценке силь­

ных и слабых сторон проекта и оперативным решени­ ям в сложных ситуациях; не имеет регламентирован­ ных шаблонов поведения, терпим к ошибкам других.

В представлении окружающих — самоуверен, бескоры­

стен, свободен от рефлексивной интеллигентности.

4.Эрудит (схоласт). Наделен исключительной па­

мятью, отличается повышенным вниманием к деталям

истремлением к упорядоченности; предпочитает не

показывать свою широкую информированность. Окру­ жающие считают его добросовестным и педантичным,

но недостаточно решительным в суждениях.

5.Техник (ремесленник). Учитывает свои воз­

можности и не берется за проблемы, которые не в со­

стоянии решить; способен воплощать в жизнь плохо


оформленные идеи других. По мнению окружающих,

честен и чуток в понимании оттенков поведения своих

коллег.

6.Эстет. Стремится исследовать проблемы, приво­

дящие к изящным решениям; отличается шпротой ин­ тересов, проявляет нетерпение, если в работе встре­ чается много деталей, требующих кропотливого труда.

Окружающие считают его умным и непосредственным, но несколько легкомысленным.

7.Методолог. Заинтересован методологическим

аспектом исследований; любит обсуждать свои иссле­

довательские планы и сравнивать их с достижениями

других. Общителен и несколько навязчив.

8. Независимый. Стремится к индивидуально­

му решению проблем, надеется только на самого себя; к коллективной научной деятельности относится скеп­

тически.

C учетом перечисленных индивидуальных качеств

организаторы Т-групп формируют их по принципу од­ нородности или, наоборот, разнородности участников. При этом наибольшая оригинальность решения ожи­

дается от разнородных групп, а систематичность раз­

работки и обоснованность новых решений ожидается

от однородных групп.

Непременным условием для включення в Т-группу

должна быть профессиональная способность участника

к выдвижению новых идей в сфере своих личных

деловых интересов. Если организация располагает до­

статочным числом кандидатур, то следует создать две независимые Т-группы, составленные по принципу раз­

нородности и однородности личностных качеств участ­

ников. Результаты работы групп потом сопоставляют.

Сопоставление результатов творчества обеих

Т-групп позволяет руководству выбрать рациональный

вариант решения. В конечном итоге возникает интен­

сивный накал интеллектуального потенциала участни­ ков, который и формирует необходимое решение. Оно

оформляется в виде отчета, докладной записки или

проекта. Никаких других видов отчетности не тре­ буется. Конечным итогом работы Т-группы является творческий рост ее участников, развитие профессио­

нальной индивидуальности, повышение эффективности

труда.

— 132 —


Перечисленные методы творческого принятия реше­

ний безусловно требуют совершенствования и не допу­

скают кустарного их применения.

3.МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Всоветском обществе нет экономических или соци­

альных причин, ограничивающих развитие созида­ тельных возможностей людей, и каждый человек мо­ жет стать творческим работником в любой области про­ изводства, науки, техники и искусства. Трудность за­ ключается только в том, что мы не всегда знаем те

психологические условия, которые необходимы для реализации творческого потенциала человека.

Вчастности, теория обучения долгое время основы­

валась на пассивных методах запоминания и последу­ ющего воспроизведения учебного материала, что обу­

словливало преобладание среди выпускников технику­

мов и вузов специалистов репродуктивного типа.

Творческая мысль, напротив, предполагает созна­

тельное использование приобретенных знаний, само­ стоятельный отбор их и применение к новым, еще не

исследованным проблемам. Она предполагает прежде всего способность упорядочить свои мысли и идеи, выя­

вить связи, существующие между ними, установить

сходство и различие между фактами, которые на пер­ вый взгляд кажутся не зависящими друг от друга.

Творческий подход проявляется также в способности

формулировать на базе ограниченного количества

данных основные научные гипотезы, в способности

к конструктивному мышлению, то есть умению отде­

лить главное от второстепенного и, наконец, в способ­

ности применять знания и методические приемы, вы­

работанные в других областях, к решению проблем своей науки или конкретной задачи.

Специально проведенные эксперименты убедительно

показывают, что творческие способности поддаются

воспитанию и культивированию, что и в этой области

действует механизм переноса, заключающийся не только в упомянутой способности использовать методы

одних наук в решении проблем других научных дис­

циплин, но также и в том, что сформировавшиеся