Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Малая группа может играть огромную роль в борьбе
за преобразование всего общества.
В конце августа 1844 года в Париже произошла
историческая встреча К. Маркса и Ф. Энгельса (до
этого они виделись в 1842 году в Кельне, но кратко
временно). В течение десяти дней пребывания в Па риже Энгельс был почти неразлучен с Марксом. Из их бесед выяснилось, что они различными путями при шли по всем теоретическим вопросам к одним и тем же материалистическим и революционным выводам. Об этой встрече Энгельс писал Марксу: «Ни разу еще я не был в таком хорошем настроении и не чувствовал себя в такой степени человеком, как в течение тех де сяти дней, что провел у тебя» 1.
Общность целей и идейное единство дополнила так же симпатия друг к другу. Так возник союз двух лю
дей, являющийся классическим примером малой спон
танной группы, то есть группы, образовавшейся без
каких-либо внешних организационных воздействий, основанной только на единстве жизненных идеалов и
средств их достижения.
Вся дальнейшая история мирового революционного
движения доказывает значимость малых групп как
первичных клеток новых общественных организмов,
зарождавшихся внутри старых социальных систем. Изучение малой социальной группы, закономерностей
ее возникновения, формирования, движущих сил яв
ляется актуальнейшей задачей социальной психологии.
В малых группах люди воспринимают объективные условия их бытия с учетом норм и ценностей, прису щих конкретным коллективам. Поэтому в малых груп пах проявляются социально-психологические про цессы, отражающие реальное состояние человеческих
потребностей, мотивов, убеждений и волевых устрем лений.
Понятием «группа» мы будем пользоваться для обозначения взаимодействия двух или более людей,
отличающихся общностью социальных норм и моральных ценностей и находящихся в определенных
■отношениях друг с другом. В итоге оказывается,
1 «От 18 до 25. Юношеские письма Фридриха Энгельса». Μ., Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1971, стр. 13.
— 42 —
что поведение каждого из них имеет свои послед ствия для других участников группы. Это обстоятель
ство обусловлено взаимодействием людей, аналогич
ным отношением людей к исполнению какого-либо вида деятельности. Трудовой коллектив участка, цеха,
например, обладает всеми основными свойствами груп пы: 1) все члены коллектива психологически взаимо
действуют друг с другом; 2) они хорошо знают досто
инства и недостатки в поведении и в характере каж
дого человека; 3) все члены коллектива объединены
общностью целей, деловых интересов и трудовым про
цессом; 4) каждый работник имеет свои трудовые функции, которые определяют его поведение; 5) вну три коллектива устанавливаются групповые нормы и формируется коллективный дух, регулирующий взаи
моотношения работников.
Коллектив крупного цеха уже не будет иметь при
знаков малой группы, так как многие рабочие не на
ходятся в непосредственном общении, лично не знают
друг друга и не вступают в эмоциональные взаимо
отношения.
Каждый работник на предприятии входит в состав той или иной малой группы, которые называют также первичными коллективами. Вторичный коллектив —
это работники всей организации, например цеха, пред
приятия.
Следовательно, любой первичный трудовой коллек
тив с социально-психологической точки зрения яв
ляется одним из видов малых групп с определенной
функциональной структурой, специально организован
ной для решения научных, организационных или про
изводственных задач.
Любая малая группа всегда находится в большой группе, являясь ее компонентом (производственная
бригада — коллектив цеха, партгруппа — парторгани
зация учреждения, спорткоманда — коллектив спорт клуба и т. п.). Общество влияет на поведение человека
и его психологию в малой группе через систему соци
альных отношений в большой группе.
Изучением малой группы занимается социология и социальная психология. В середине XX века оформи
лось специальное направление по изучению закономер
ностей возникновения, развития, функционирования
— 43 —
и распада малых групп — групповая динамика.
В темы исследовательских интересов представителей
этого направления входят: коллективная сплоченность,
руководство и лидерство, групповое давление, психо логический климат и другие явления человеческого
взаимодействия. Изучение этих проблем в педагогиче
ском аспекте началось несколько ранее-—в 1930-х го
дах выдающимся советским педагогом А. С. Мака ренко.
Применение новых методологических и экспери
ментальных средств для изучения поведения человека
в коллективе показало, что динамика групповых про
цессов определяется рядом внешних организационных принципов (стиль руководства малыми группами, ха
рактер групповых задач, содержание и средства дея
тельности, система распределения функциональных
обязанностей, система поощрений и наказаний), а так
же внутренними факторами (потребности, мотивы, ин дивидуально-типологические особенности членов груп
пы, удовлетворенность).
Малые группы принято делить на формальные и не
формальные, первичные и вторичные, сплоченные (гомфотерные) и несплоченные (номинальные). Однако такое деление довольно поверхностно и частоне отра
жает действительного положения вещей. Например, се
мью принято считать первичной группой, но для ре
бенка, лишившегося родителей, первичной группой мо
жет стать детский дом, интернат и т. п. Распространен ное понятие «первичный коллектив» воспринимают скорее как малочисленную формальную организацию, в которой может и не быть товарищеских отношений,
характерных для подлинного коллектива. Но любой
первичный коллектив, несомненно, есть малая группа. В то же время не всякая сплоченная малая группа
есть коллектив (например, группа расхитителей социа
листической собственности).
Коллективом мы назовем группу, включенную
в-процесс социально полезной деятельности, участники
которой характеризуются достаточным уровнем психо
логической совместимости и единством целей.
Наиболее важными эмпирическими показателями
малых групп являются: групповая структура — система взаимоотношений людей, групповые нормы —
— 44 —
система взаимно ожидаемого поведения, размер груп
пы — число людей, сплоченность — количество и ха
рактер эмоциональных связей между ними.
В больших группах взаимоотношения людей регу
лируются эмоционально не воспринимаемыми, но по
нимаемыми ими на уровне их знаний социально-эконо
мическими законами развития и функционирования общества. При социализме такими законами, действу
ющими в сфере производства, служат плановое веде ние народного хозяйства, соответствие характера про
изводительных сил характеру производственных отно шений, общественная собственность на средства произ
водства, опережающие темпы развития производства средств производства, неуклонный рост производитель ности труда, распределение по труду и т. д.
Идеологическое воздействие на человека осущест вляется через большие группы средствами массовой
информации (радио, телевидение, печать, кино, литера тура). Люди познают и используют в своей деятельно
сти социальные законы больших групп, воспринимая
их под влиянием мыслей, чувств и конкретных взаи моотношений, складывающихся в малых группах. Каждый человек так или иначе зависит от действия этих законов, хотя часто не отдает себе отчета об их
влиянии на его личность. Те психологические состоя
ния людей, которые возникают в результате их непо
средственного общения и групповой деятельности, и
служат предметом исследования социально-психологи ческой науки.
При переходе от больших групп к малым, где люди чувственно переживают все основные жизненные об
стоятельства их бытия, действие безличных экономи ческих законов приобретает выраженную психологиче
скую окраску. Объективные законы начинают управ лять поведением и деятельностью людей путем вклю
чения их в структуру социально-психологических зако номерностей поведения и взаимоотношений людей
в первичных коллективах. При этом поведение чело
века отражает синтез социального и природного, их
нерасторжимое диалектическое единство.
Классики марксизма-ленинизма придавали боль
шое значение не только безличным производственным
взаимоотношениям, в которых люди участвуют «не как
— 45 —
индивиды, а как члены класса» но и отношениям,
основанным на индивидуальных социально-психологи
ческих качествах людей. Такие отношения возникают
только в условиях малых групп.
Система межличностных психологических отноше
ний с экономической точки зрения не является опре
деляющей для непосредственного функционирования
производства, но она отражается на сознании человека,
на его воле, интересах, потребностях, характере, цен ностных ориентациях, умениях и навыках. Поэтому
она — неотделимая сторона любого экономического яв ления, где участвует человек. А он участвует в эконо
мическом процессе не только как член социального
класса (например, рабочего класса), но и как член ма
лой группы (например, бригады рабочих). Законы же поведения человека как члена класса и бригады раз ные. Следовательно, система взаимоотношений, осно
ванных на межличностных связях, — чрезвычайно важный и субъективно значимый фактор для любого
человека в его трудовой и общественно-политической деятельности.
Чтобы доказать это положение, достаточно обра
титься к современным социально-психологическим ис
следованиям, например, к пропаганде. Живое убеди
тельное слово пропагандиста, умело сказанное в ма лой группе, то есть непосредственно перед аудиторией,
воздействует и на знания, и на эмоции, и на будущее
поведение слушателей. Столь же правильные мысли, но
почерпнутые при чтении, влияют преимущественно на
знания, но мало затрагивают эмоциональную сторону жизни человека. Поэтому исследования в этой области
имеют целью использовать социально-психологические закономерности взаимоотношений людей в малых
группах для психологически правильного построения
пропагандистского воздействия в больших группах (пу тем радио, телевидения, кино, литературы и т. д.).
Изучение социально-психологических закономер ностей взаимоотношений людей в малых группах типа
первичных трудовых коллективов — обязательное ус ловие научного подхода к социальному прогнозирова
нию и регулированию поведения людей не только в ма-
*К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 76.
—46 —
лых, но и в больших группах. Чем аналогичнее чело век будет воспринимать и переживать свое участие
в большой группе (в деятельности коллектива пред
приятия) и в малой группе (в работе его бригады), тем
выше поднимется его социальная активность и чув
ство личной определенности, тем более целенаправлен
ными и обоснованными станут поступки человека. Вот
почему руководителю даже высокого уровня (напри
мер, директору завода) валено учитывать закономерно сти поведения его работников в группах двоякого
рода — больших (коллектив предприятия, цех) и ма
лых (бригада, лаборатория).
Научный подход к управлению поведением людей
в малых группах показывает: основное виймані'-
должно быть уделено тому, чтобы поднимать мотив?
к труду отдельного работника до социальных норм,
требований и целей его участия в большой группе, не
пример в коллективе предприятия. Но успех решения
этой задачи возможен лишь в той степени, в какой
учтены реальные психологические особенности и воз
можности взаимоотношений конкретных людей. Без
учета поведения работника в малой рабочей группе не
возможно прогнозировать его поведение в большой од нотипной группе. Это доказывают результаты исследо
ваний.
Так, в 1968 году в коллективе завода «Электроап
парат» сотрудники Научно-исследовательского ин
ститута комплексных социальных исследований при
Ленинградском университете провели комплекс соци ально-психологических исследований, охвативших
1920 человек, из них 182 административных работни ка низшего и среднего звена (мастера, начальники смен). Анализ результатов исследования показал, что
существует разрыв между интенсивностью делового
и неофициального общения. Этот факт положителен для производственной обстановки, однако, когда указанная тенденция переходит и в сферу досуга, она свидетель
ствует о недостаточной спаянности коллектива. В дан
ном случае опрос показал, что 75 процентов работни ков общаются между собой по мотивам труда и только
47 процентов — по мотивам дружбы.
Для более эффективного управления взаимоотно
шениями людей в больших и малых группах важно
— 47 —