Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фонда заработной платы. На автомобильном транспорте к такой экономии приводит премирование за повышение качества техни­ ческого обслуживания и ремонта автомобилей, увеличение объема перевозок на единицу подвижного состава, рост производитель­ ности труда. Поэтому премирование водителей и ремонтных ра­ бочих за указанные показатели является экономически оправдан­ ным. Переход к поощрению только из прибыли привел бы к уменьшению числа источников выплаты премий и снижению за­ интересованности работников в росте производительности труда.

Дело в том, что при премировании рабочих из фонда зара­ ботной платы на материальное поощрение может быть направле­ на вся экономия по фонду заработной платы, а при переходе к премированию из прибыли поощрение сможет осуществляться лишь за счет той части экономии фонда заработной платы, кото­ рая через прибыль будет отчисляться в фонд материального поощрения. По автотранспортным предприятиям такие отчисле­ ния составляли бы 20—25% от достигнутой суммы экономии по фонду заработной платы. Следовательно, отказ от премирования рабочих из фонда заработной платы значительно уменьшил бы общий размер источников материального поощрения и существен­ но снизил бы заинтересованность работников в максимальном вскрытии новых резервов производства при выполнении плана.

При новой системе планирования, кроме того, сохраняется действовавший порядок премирования рабочих, инженерно-техни­ ческих работников и служащих за внедрение новой техники, за лучшие показатели работы по итогам социалистического соревно­ вания, а также другие премии (за сбор металлолома, подшипни­ ков, экономию топлива, электроэнергии, автомобильных шин и др.). С 1968 г. работников автотранспортных предприятий стали премировать за попутную загрузку грузовых автомобилей.

Источниками выплат данных премий, как правило, являются средства, полученные в результате экономии в расходовании топ­ лива, электроэнергии и автомобильных шин, экономия затрат от внедрения новой техники и дополнительная прибыль от загрузки порожних автомобилей, а также доходы от реализации металло­ лома и подшипников. Все эти премии выплачиваются сверх фонда заработной платы.

Таким образом, при новой системе планирования по существу не изменилось количество источников материального поощрения работников. Главные же перемены произошли в размерах поощрения работников и структуре источников премирования, что видно из табл. 11.

За 1965—1972 гг. объем транспортной работы по Министер­ ству автомобильного транспорта Казахской ССР возрос на 56,7%.

численность

работающих — на

8,7%, в то

же время, как вид­

но из данных табл.

11, общий размер, источников материального

поощрения

увеличился

более

чем в 6 раз, а

величина источни­

ков,

образованных

за

счет

отчислений

от

прибыли, — почти

в 45

раз.

 

 

 

 

 

 

44


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11

 

 

 

1965

г.

1972

г.

Г р .

4 :

 

 

 

 

в %

 

в %

П о к а з а т е л ь

 

С у м м а

С у м м а

г р . 2

 

 

 

м л н . р у б .

к и т о г у

м л н . р у б .

к и т о г у

 

 

 

1

 

2

3

4

5

6

 

.Начислено фонда материаль­

0,78

8,6

34,17

60,5

43,8 раза

ного поощ рения........................

Начислено

премий из

фонда

7,60

84,2

18,33

32,4

2,41 .

заработной

платы ...................

Начислено

прочих

премий

0,66

7,2

3,98

7,1

6,0

раз

сверх фонда

заработной

платы

 

И т о г о . . . .

9,04

100

56,48

100

6,25 раза

Значительно изменилась и структура источников материаль­ ного поощрения. Если в 1965 г. фонд заработной платы состав­ лял 91,4% в общей сумме источников премирования, то в 1972 г. 39,5%, доля же прибыли за этот период возросла с 8,6 до 60,5%. Существенное увеличение источников премирования способствова­ ло усилению стимулирующих функций материального поощрения, что" явилось большим дополнительным экономическим рычагом для повышения эффективности автомобильных перевозок и в це­ лом работы автотранспортных предприятий.

Важное значение в организации стимулирования имеет пра— вильное распределение фонда материального поощрения. Фонд материального поощрения имеет шесть направлений: текущее премировалие рабочих, инженерно-технических работников и служащих по установленным премиальным системам; единовременное поощрение работающих за выполнение особо важных производ­ ственных заданий; выплата вознаграждений за общие годовые итоги работы автотранспортного предприятия; премирование кол­ лективов и работников по результатам внутрихозяйственного со­ циалистического соревнования; оказание материальной помощи; премирование работников обслуживаемых предприятий и организацнй, обеспечивающих улучшение использования автотранспорта.

В соответствии с методическими указаниями распределение средств фонда осуществляется администрацией предприятия c o w местно с профсоюзной организацией. При э,том отсутствует регла­ ментация в распределении фонда по основным его направлениям.

Однако, как показал опыт работы автотранспортных пред­ приятий в новых условиях, необходима подобная регламентация. Следовало бы установить порядок, при котором в грузовых пред­ приятиях из средств на текущее премирование фонда материаль­ ного поощрения на премирование рабочих направлялось не ме­ нее 50%, а в пассажирских не менее 30%. При этом плановые суммы выплат вознаграждений за годовые итоги работы должны

составлять не менее 2,5—3% от общего фонда заработной платы работников.

45


3 . О р г а н и з а ц и я м а т е р и а л ь н о г о с т и м у л и р о в а н и я р а б о ч и х

Положением о социалистическом государственном производ­ ственном предприятии были расширены права руководителей предприятий в оплате труда и премировании. Руководителям предприятий предоставлено право по согласованию с профсоюз­ ной организацией самостоятельно определять формы и системы оплаты труда водителям, ремонтным рабочим и другим катего­ риям рабочих (повременную, сдельную, аккордную, коллектив­ ную), устанавливать тарифные ставки рабочих-сделыциков для высококвалифицированных рабочих на важнейших участках про­ изводства, оплачиваемых по повременной или повременно-преми­ альной системе оплаты труда.

По ставкам рабочих-сделыциков можно оплачивать не только труд рабочих, занятых ремонтом автомобилей, но и обслуживани­ ем станков, подъемно-транспортных механизмов и другого обору­ дования, для которых ранее нельзя было устанавливать тарифные

ставки

сдельщиков и нецелесообразно было вводить

сдельную

оплату

труда.

в сокра­

Для

обеспечения материальной заинтересованности

щении численности рабочих, росте производительности труда пре­ дусмотрено право руководителям предприятий вводить совмеще­ ние профессий с соответствующей доплатой. Теперь руководители предприятий по согласованию с профсоюзной организацией в це­ лях улучшения использования рабочего времени вправе разре­ шать рабочим совмещение профессий. В зависимости от стоимо­ сти, характера и объема выполняемой работы за совмещение про­ фессий может устанавливаться доплата в размере до 30% тариф­ ной ставки (оклада) высвобождаемого работника.

Расширение прав предприятий в области оплаты труда на автомобильном транспорте в значительной степени способствова­ ло повышению производительности труда. Все более широкое распространение получает сдельная и сдельно-премиальная систе­ мы оплаты труда. В этом отношении заслуживает внимания опыт Алма-Атинского автокомбината № 2 перевода водителей «почасо­ вых» грузовых автомобилей, участвующих на перевозках грузов в торговую сеть, на сдельную оплату. Большое сокращение чис­ ленности рабочих достигается в результате совмещения профес­ сий водителя и грузчика, водителя автомобиля технической помо­ щи и ремонтного рабочего, водителя и почтальона, водителя и са­ нитара.

Еще большие права предоставлены предприятиям в области премирования. Сняты многие ограничения в условиях премирова­ ния рабочих, предусмотренные старыми типовыми положениями, значительно расширены возможности правильной организации системы премирования рабочих с учетом специфики выполняемых ими трудовых функций и стоящих перед ними задач.

Типовым положением о премировании работников автотранс­ портных предприятий, переведенных на новую систему планиро-

46


вания и экономического стимулирования, утвержденным Государ­ ственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС 22 марта 1967 г., расширен круг показателей премирования, за которые могут премироваться води­ тели и ремонтные рабочие. Премирование рабочих производится из фонда заработной платы и фонда материального поощрения. Из фонда заработной платы водители и ремонтные рабочие могут премироваться за количественные и качественные показатели. Причем эти показатели могут быть использованы как самостоя­ тельно, так и в сочетании друг с другом. Сняты также ограниче­ ния в отношении применения тех или иных размеров премий, кото­ рые раньше устанавливались в определенном проценте к сдельно­ му заработку (или тарифу) за тот или иной показатель для раз­ личных категорий рабочих. Так, размер премий ремонтным рабо­ чим за обеспечение выпуска подвижного состава на линию огра­ ничивался 25%. Премии рабочим из фонда заработной платы должны быть гарантированными и выплачиваться независимо от состояния расходования фонда заработной платы по участку, цеху и предприятию.

Установлен только общий предельный размер премий рабочим из фонда заработной платы, равный 40% их сдельного заработка (или тарифа), за исключением водителей автобусов и легковых автомобилей-такси, предельные размеры премий которым из фон­

да заработной платы не установлены.

Премии,

выплачиваемые

за счет средств фонда материального

поощрения,

предельными

размерами не ограничены.

 

за

индивидуаль­

Водители -автомобилей могут премироваться

ные н коллективные результаты работы по следующим показате­ лям: выполнение и перевыполнение месячного, дневного, сменного плана (задания) по перевозкам; улучшение технико-эксплуатаци­ онных показателей использования автомобилей; снижение расхо­ дов на содержание подвижного состава; выполнение графика (расписания) движения для водителей автобусов и маршрутных автомобилей-такси и графика доставки грузов для водителей гру­ зовых автомобилей.

Ремонтные и другие категории рабочих премируются за: обес­ печение досрочного и качественного выполнения плана или нор­ мируемых заданий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей или другим видам работ; выполнение и перевыпол­ нение коэффициента выпуска подвижного состава на линию; сни­ жение эксплуатационных расходов и стоимости ремонта подвиж­ ного состава при соблюдении показателей качества ремонта; улуч­ шение результатов хозяйственной деятельности бригады, авто­ колонны, цеха по показателям доходов, прибыли, себестоимости или отдельным ее элементам, рентабельности.

При премировании водителей и ремонтных рабочих за эконо­ мию сырья, материалов, инструментов, других материальных цен­ ностей общая сумма выплачиваемых рабочим премий, как пра­ вило, не должна превышать 50% экономии, полученной по уча­

47


стку, бригаде, агрегату или рабочему месту в сравнении с норма­ ми расхода, утвержденными вышестоящей организацией или руко­

водителем предприятия.

Конкретные показатели и условия премирования, а также раз­ меры премий устанавливает руководитель предприятия по согла­ сованию с комитетом профсоюза.

Премии, выплачиваемые по коллективным результатам рабо­ ты бригады, участка, автоколонны, цеха, распределяются между рабочими пропорционально начисленной им заработной платы. При этом отдельным рабочим с учетом их вклада в общие резуль­ таты работы размеры премий могут быть повышены или пониже­ ны, но не более чем на 25%.

Премирование рабочих из двух источников, принципиально отличающихся друг от друга, накладывает на организацию мате­ риального поощрения этой категории работников определенный отпечаток. Возникает вопрос, за какие показатели целесообразно поощрять водителей и ремонтных рабочих из фонда заработной платы, а за какие из прибыли. Очень важно, чтобы используемые в системе материального поощрения показатели стимулировали рост и повышение эффективности производства, чтобы каждый рабочий знал, какую долю труда и в каком направлении он дол­ жен вложить для улучшения результатов производства. Выбор показателей премирования на предприятии является важнейшей задачей материального поощрения.

С переходом на новую систему планирования в каждом авто­ транспортном предприятии с учетом местных особенностей и на­ копленного опыта были разработаны и применяются различные системы материального поощрения водителей и ремонтных рабо­ чих. Анализ действующих систем позволяет сделать некоторое

обобщение. В основном поощрительные системы сводятся к следу­

ющему: для водителей, грузовых автомобилей введено премирова­

ние из фонда заработной платы за выполнение, запланированно­

го количества ездок при работе на коротких расстояниях, за вы­

полнение

и перевыполнение плановых заданий, устанавливаемых

в тоннах,

тонно-километрах или в доходах, за двухсменную рабо­

ту и т. д.; из фонда материального поощрения — за

улучшение

использования прицепов, за повышение коэффициента

выпуска

автомобилей на линию, за экономию эксплуатационных затрат, за

обеспечение загрузки

автомобилей

в обратном

направлении

и т. д.

 

 

 

Ремонтным рабочим

установлены

премиальные

системы из

фонда заработной платы за увеличение выпуска автомобилей на линию, экономию фонда заработной платы на участке, улучшение качества работ по техническому обслуживанию и ремонту автомо­ билей, повышение производительности труда; из фонда материаль­ ного поощрения —• за экономию средств на участке, сокращение количества текущих ремонтов и т. д. Практика материального поощрения свидетельствует о том, что из фонда материального поощрения целесообразно премировать преимущественно за эко­

48