Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

байков на тока, при работе бригады водителей автобусов на одном

маршруте и т. д.

Однако коллективная оплата может вводиться не , только при бригадной форме организации труда. Так, рабочие производ­ ственных участков по ремонту автомобилей нередко не входят в состав бригад, а премируются они в зависимости от результа­ тов работы участка или гаражно-технической службы в целом —. за обеспечение и снижение планового простоя автомобилей на участке, выпуск подвижного состава на линию, экономию средств

па ремонте и т. д.

В значительной степени усиление коллективной системы пре­ мирования достигается при распределении фонда материального поощрения по автоколоннам, бригадам, участкам, цехам, переве­ денным на внутрихозяйственный расчет в зависимости от резуль­ татов их деятельности. Внедрение в практику автотранспортных предприятий коллективных систем оплаты труда будет способ­ ствовать развитию у рабочих чувства коллективизма, взаимопо­ мощи и взаимной ответственности за результаты труда, укрепле­ нию трудовой дисциплины.

4.Премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих

Спереходом автотранспортных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования произошли изме­ нения в организации текущего премирования руководящих, инже­ нерно-технических работников и служащих.

Всоответствии с типовым положением в каждом автотранс­ портном предприятии с учетом специфики разработаны новые премиальные положения. Руководящие работники и работники управления автотранспортных предприятий премируются за вы­ полнение и перевыполнение плана по доходам или прибыли и за

выполнение и перевыполнение плана рентабельности.

По доходам премируются на тех предприятиях, где фонд ма­ териального поощрения образуется в зависимости от роста при­ были.

Премии руководящим работникам и работникам управления автотранспортных предприятий за выполнение и перевыполнение показателей выплачиваются при соблюдении условий премирова­ ния, установленных вышестоящей организацией по согласованию с комитетом профсоюза. При этом обязательным условием пре­ мирования являются выполнение плана по перевозкам грузов

для утвержденной клиентуры и выпуск автобусов и автомобилейтакси на линию.

Показатели и условия премирования инженерно-технических работников и служащих автоколонн, цехов, участков устанавли­ вают руководители предприятий по согласованию с комитетами профсоюза с учетом конкретных задач, стоящих перед каждым структурным подразделением, а также значением их в повышении

53


эффективности работы предприятия. В качестве таких показате­ лей и условий автотранспортные предприятия выбирают выпол­ нение и перевыполнение плана по доходам, прибыли, рентабель­ ности, себестоимости перевозок (или отдельных элементов), про­ изводительность труда, повышение качественных показателей использования подвижного состава по структурному подраз­ делению.

Инженерно-технические работники и служащие вспомогатель­ ных цехов и участков премируются по показателям, установлен­ ным для работников аппарата управления предприятия, или по показателям, установленным для обслуживаемых ими автоколонн, цехов, участков. Руководитель предприятия может по согласова­ нию с комитетом профсоюза, когда это целесообразно, устанавли­ вать премирование работников вспомогательных цехов и участков по показателям их работы.

Чтобы обеспечить всестороннюю оценку деятельности инже­ нерно-технических работников и служащих и при этом не допу­ скать множественность показателей и обязательных условий пре­ мирования, во всех автотранспортных предприятиях были уста­ новлены дополнительные условия премирования. Отличие таких условий от обязательных состоит в том, что их невыполнение слу­ жит основанием лишь для уменьшения начисленных премий до 50%, а не влечет за собой полное лишение работников мате­ риального поощрения. Применение дополнительных условий в премировании работников позволяет полнее учесть их вклад в об­ щие результаты работы предприятия.

В качестве дополнительных условий премирования на авто­ транспортных предприятиях для отдельных работников устанав­ ливаются следующие показатели: выполнение плана по произво­ дительности труда, обеспечение опережающих темпов роста про­ изводительности труда над темпами роста средней заработной платы, выполнение заданий по коэффициенту использования про­ бега, времени пребывания автомобилей в наряде, выпуску под­ вижного состава на линию и т. п. Дополнительные условия уста­ навливаются для руководящих работников предприятий автотре­ стами, а для других работников — руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза.

Совершенствование системы материального стимулирования руководящих, инженерно-технических' работников и служащих оказало существенное влияние на итоги работы автотранспортных предприятий. Более совершенные показатели и условия премиро­ вания, значительное увеличение размеров премий создали необ­ ходимую материальную заинтересованность этих категорий работ­ ников в повышении эффективности производства.

Новая система материального поощрения не только повышает активность руководителей производства, инженеров, техников и служащих, по и очень влияет .на уровень эконом-ичеокой работы, особенно на организацию внутрихозяйственного расчета.

54


Чтобы система материального стимулирования была эффектив­ ной, необходимо было значительно расширить и углубить внутри­ хозяйственный расчет, сделать его надежной основой оценки дея­ тельности всех структурных подразделений предприятия, вклю­ чая службы аппарата управления. Было бы неправильно, если бы деятельность автоколонн, бригад, производственных участков, це­ хов оценивалась на основе только обобщающих показателей. В автотранспортных предприятиях должны быть приняты все не­ обходимые меры для того, чтобы на основе улучшения нормиро­ вания, внутрихозяйственного планирования и учета затрат на производство внедрить в оценку деятельности работников участ­ ков, автоколонн, бригад и цехов такие показатели, которые бы характеризовали состояние расходования материальных, денеж­ ных и трудовых затрат, находящихся в распоряжении того или иного структурного подразделения.

Одна из важнейших особенностей новой системы материаль­ ного поощрения и заключается в том, что показатели и условия премирования инженерно-технических работников и служащих мастерских, гаража, цехов, автоколонн разрабатывают и устанав ливают сами предприятия, а не в централизованном порядке.

До перехода на новую систему применялся один показатель — снижение себестоимости перевозок. Теперь же автотранспортные предприятия, учитывая свою специфику и организацию внутри­ хозяйственного расчета, применяют различные показатели преми­ рования.

Важным вопросом премирования руководящих, инженерно-тех­ нических работников и служащих является определение размеров премий для работников различных структурных подразделений. Общим требованием является соответствие размеров премий вкладу работников каждого подразделения в общие результаты работы предприятия. Практика прошедших лет экономической реформы показала, что размеры премий должны дифференциро­ ваться с учетом объема и сложности плановых заданий, уста­ новленных структурным подразделениям на основе правильного определения средних размеров премий по предприятию в целом.

Однако, как показывают обследования, большое количество автотранспортных предприятий не проводит дифференциации раз­ меров премий по инженерно-техническим работникам и служа­ щим цехов, автоколонн, отделов и служб, что снижает стимули­ рующие функции этого вида материального поощрения. При уста­ новлении дифференцированных размеров премий по структурным подразделениям следует иметь в виду, что в соответствии с типо­ вым положением размеры премий руководящим работникам дол­ жны устанавливаться на уровне средних размеров премий инже­ нерно-технических работников и служащих по предприятию в це­ лом или ниже этих размеров.

Главной предпосылкой для организации эффективной системы премирования по автоколоннам, цехам, участкам является хозяй­ ственный расчет. Практика подтвердила наличие тесной обратной

55


связи — без материальной заинтересованности структурных под­ разделений внутрихозяйственный расчет зачастую приобретает формальный характер. Не случайно поэтому, что в большинстве автотранспортных предприятий только с переходом на работу по-новому был внедрен действенный внутрихозяйственный рас-

чет.

Автотранспортные предприятия накопили большой опыт раз­ работки рациональных систем материального поощрения инже­ нерно-технических работников и служащих, которые во многом способствовали повышению эффективности использования произ­ водственных фондов в рентабельности автотранспортных пред­ приятий.

Анализ практики премирования инженерно-технических работ­ ников и служащих показывает, что материальное поощрение ста­ ло более действенным, гибким и обеспечило значительное увели­ чение удельного веса премий в заработной плате.

Если в 1966 г. удельный вес премий в общей сумме заработ­ ной платы инженерно-технических работников и- служащих соста­ вил около 7%, то в 1972 г. (с учетом выплат вознаграждений по итогам работы за год) он увеличился до 20,2%, т. е. в 3 раза. Только на текущее премирование инженерно-техническим работ­ никам и служащим за 1972 г. выплачено 4790 тыс. руб., или 20% их должностного оклада.

Однако анализ применяемых систем материального поощрения инженерно-технических работников и служащих автотранспорт­ ных предприятий вскрывает имеющие резервы, которые повыша­ ют стимулирующую роль данного вида премирования.

 

В практике по всем автотранспортным предприятиям для ра­

ботников аппарата управления установлены единые

показатели

и

условия премирования. Однако это не

всегда целесообразно.

В

автотранспортных предприятиях есть

отдельные

работники,

отделы и целые службы, которые слабо влияют на выполнение

плана

по прибыли,

доходам,

рентабельности,

объему

перевозок

и т. д.

Для оценки

их работы

имеются более

точные

критерии.

В связи с этим было бы целесообразным ввести в типовое поло­ жение о премировании изменение, разрешающее автотранспорт­ ным предприятиям решать вопрос о выборе показателей и усло­ вий премирования отдельных работников аппарата управления.

Один из существенных недостатков в премировании — множе­ ственность дополнительных условий для работников одного струк­ турного подразделения. Нередко их устанавливается три, четыре и более. Выполняя показатели и обязательные условия премиро­ вания, работники этих подразделений могут лишь в редких слу­ чаях получать премию в полном размере. Множественность до­ полнительных условий означает скрытое уменьшение размера пре­ мий и не повышает эффективность материального поощрения.

Практика многих автотранспортных предприятий показала, что для работников одного структурного подразделения целесообраз-

56


но установить одно, максимум два дополнительных условии пре­ мирования.

Одним из важнейших элементов новой системы^ материального поощрения является определение размеров премий руководящих, инженерно-технических работников и служащих. Опыт показыва­ ет, что автотресты и автотранспортные предприятия по-разному подходили к вопросам определения средств на премирование ру­ ководящих, инженерно-технических работников и служащих и к установлению размеров их премий.

Не все автотранспортные предприятия придерживались реко­ мендуемых пропорций в распределении средств фонда материаль­ ного поощрения, в результате чего допускали завышение разме­ ров премий инженерно-техническим работникам и служащим. Это привело к тому, что инженерно-технические работники, имеющие примерно равные размеры фондов материального поощрения, за выполнение планозых показателей получают разные размеры пре­ мий, причем эти размеры значительно колеблются иногда в 1,5 раза и более. Необходимо размеры премий руководящим, инже­ нерно-техническим работникам и служащим автотранспортных предприятий увязывать с размером фонда материального поощре­ ния. Было бы целесообразным к типовому положению о премиро­ вании утвердить шкалу предельных размеров премий инженернотехническим работникам и служащим предприятий в зависимости от величины фонда материального поощрения, исчисленного в процентах к фонду заработной платы, и удельного веса фонда за­ работной платы инженерно-технических работников и служащих в общем фонде заработной платы.

5. Единовременное поощрение работников за выполнение особо важных производственных заданий

Определенную часть своего фонда материального поощрения автотранспортные предприятия используют для единовременного премирования работников, отличившихся при выполнении особо важных производственных заданий.

Премирование по установленным премиальным системам и поощрение за выполнение особо важных производственных зада­ ний имеют различные сферы действия, преследуют свои опреде­ ленные цели. Единовременное поощрение — эта награда за успеш­ ное выполнение отдельного производственного задания в отли­ чие от выполнения прямых обязанностей.

Действующее законодательство не регламентирует порядок и размеры поощрения работников за выполнение особо важных за­ даний. Ценность и значение таких заданий определяется непос­ редственно руководством автотранспортного предприятия с уча­ стием местного комитета профсоюза, учитывая все конкретные

обстоятельства, связанные с характером задания и сроками его выполнения.

57