Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пятилетки удельный вес указанных работников снизился до 9,5.%, то средний

размер премий

может

быть увеличен

на 5% (для

случая,

когда

средний

раз­

мер выплат из

фонда

материального

поощрения в

базовом

году

составил

по

ИТР и служащим 30%

и по рабочим 6,85%):

 

 

 

 

100 0-11-30 + °.89-6-^. — 100=5% .

0,095-30 + 0,905-6,85

Возможность увеличения размера премий за счет увеличения доли рабочих в общей численности стимулирует рост производи­

тельности труда.

В новых условиях увеличение фондов поощрения может пла­ нироваться независимо от временного замедления темпов роста объемов перевозок или снижения рентабельности при единовре­ менном вводе в действие значительного объема основных произ­ водственных фондов. Для расчета нормативов принимаются по­ казатели, отражающие все основные факторы работы предприя­ тия по годам в перспективе.

Нормативы отчислений от прибыли в фонды поощрения за уровень рентабельности устанавливаются за каждый процент (пункт) общей, а не расчетной рентабельности. Для определения ■показате'ля”'о15щей рентабельности принимаются в расчет все производственные фонды, а не только те, с которых взимается плата.__

^Действовавшая система фондообразования исходила из того, что предприятие . могло сохранить или увеличить свои фонды поощрения, начисленные по второму фондообразующему показа­ телю, лишь в -том случае, если оно удерживало достигнутый уро­ вень рентабельности производства или обеспечивало ее повы­ шение.

Однако известно, что производственные фонды дают полную отдачу лишь после определенного периода их освоения. В связи с этим при исчислении расчетной рентабельности вновь введен­ ные основные фонды за счет нецентрализованных источников учитываются не сразу, а лишь по истечении определенного срока. Это приводит к тому, что в начальный период освоения новых производственных фондов расчетная рентабельность увеличивает­ ся, а затем по истечении срока освоения резко снижается по сравнению -с ранее достигнутым уровнем, так как вся стоимость новых фондов сразу включается в расчет рентабельности. При планировании фондов поощрения и использования в качестве объекта поощрения планового уровня общей рентабельности не­ обходимость во временном исключении из фактической стоимости производственных фондов вновь введенных фондов отпадает. Прибыль и среднегодовую стоимость производственных фондов можно спланировать с учетом ввода новых основных фондов, и, следовательно, плановая рентабельность учтет задания по их освоению. Вместе с тем нельзя допускать снижения стимулирую­

щей роли платы за производственные фонды и процентов за бан­ ковский кредит.

3*

35


Поэтому коррективы фондов поощрения по фактическим ре­ зультатам работы автотранспортных предприятий производятся не по показателю общей рентабельности, а расчетной рентабель­ ности. В этих целях в уточненных годовых планах наряду с об­ щей рентабельностью устанавливается задание по расчетной рен­ табельности.

Действующая методика исчислений обоих показателей рента­ бельности обеспечивает их прирост в плане на одинаковое коли­ чество njlHKToe, что позволяет применять утвержденные на пяти­ летние нормативы как для целей коррективов сумм фондов в уточ­ ненных годовых планах, так и при начислении фондов по итогам деятельности предприятий.

Так как перевод предприятий на новую систему планирова­ ния и экономического стимулирования осуществлялся без дота­ ции государства, то весь прирост фондов стимулирования покры­ вался исключительно за счет использования внутрихозяйственных резервов. Поэтому на первом этапе хозяйственной реформы цен­ трализованное влияние на размер формируемых на предприятиях фондов было минимальным и ограничивалось главным образом директивными условиями фондообразования. С завершением пе­ ревода всех предприятий на новую систему сложились реальные возможности в централизованном порядке определять и выдержи­ вать экономически обоснованные пропорции роста фондов пред­ приятий с учетом повышения эффективности производства и ро­ ста производительности труда.

Сосредоточение в распоряжении министерств всех средств поощрительных фондов для осуществления единой политики в об­ ласти дополнительной оплаты труда, а также наличие системы нормативов от министерства до предприятия и создание соответ­ ствующих резервов позволяют значительно повысить гибкость и эффективность стимулирования коллективов предприятий через указанные фонды.

Так как преобладающая сумма фондов определяется в пяти-

летнем плане, а нормативы применяются для стимулирования предприятий в принятии более напряженных текущих планов и их успешного выполнения и перевыполнения, полностью исключается

необходимость в периодическом уточнении нормативов фондооб­ разования. Эти нормативы стали реально стабильными на . все

\ годы пятилетки.

V --

Вместе с большими вышерассмотренными достоинствами ново-

1 г о

порядка фондообразования остается немало таких моментов,

/которые требуют своего дальнейшего совершенствования. В част- ■ пости, недостаточно решена проблема создания необходимой эко­ номической заинтересованности предприятий в принятии высоких заданий в период составления пятилетнего плана с распределе­ нием по годам. Нет объективного научно обоснованного критерия напряженности плана. Поэтому затруднительно с достаточной обоснованностью дифференцировать по предприятиям размер

36


фондов поощрения в процентах к фонду заработной платы на пос­ ледний год пятилетки.

При любом напряженном плане предприятие может получить фонды лишь в пределах какого-то заранее обусловленного верх­ него уровня, ограниченного ресурсами вышестоящего органа уп­ равления.

Выбор фондообразующих условий, а также конкретные коли­ чественные нормы за их достижение должны ориентировать кол­ лективы на выполнение возложенных на них задач, глубже отра­ жать особенности автотранспортных предприятий. Однако приме­ няемые фондообразующие показатели недостаточно учитывают специфику и задачи автотранспортных предприятий.

Следует для автобусных парков исключить показатель рента­ бельности, имеющий тенденцию к понижению и не соответствую­ щий задачам улучшения обслуживания пассажиров. По этим соображениям непригоден также показатель снижения себестои­ мости, применяемый с 1971 г. в некоторых автобусных парках, обслуживающие городские маршруты.

Для грузовых автотранспортных предприятий целесообразно показатель темпа прироста прибыли заменить на показатель при­ роста доходов.

Грузовой автомобильный транспорт призван обеспечить наи­ более полное удовлетворение в перевозках потребностей народно­ го хозяйства.

Именно доходы наилучшим образом характеризуют объем транспортной" работы и трудовой вклад коллектива. Прибыль же возрастает скачкообразно и в значительной мере зависит не от объема перевозок, а от колебаний себестоимости. Кроме того, следует учесть, что масса прибыли является важнейшим факто­

ром формирования второго фондообразующего показателя — рен­ табельности.

По существующему порядку планирования фондов их прирост по годам пятилетки определяется пропорционально увеличению прибыли, что на автомобильном транспорте приводит к отрыву меры поощрения от трудового вклада коллектива. На самом деле, если на какой-то год пятилетки планируется значительное попол­ нение парка автотранспортного предприятия новыми автомобиля­ ми большой грузоподъемности, рентабельность перевозок, на ко­ торых наиболее высока масса прибыли, а отсюда и размер фон­

дов, резко возрастают, хотя это и не является прямой заслугой предприятия.

На практике встречаются и другие возможности значительного повышения или снижения прибыли в связи с планируемым изме­ нением структуры парка или условий перевозок. В этих случаях наиболее объективным критерием оценки трудового вклада" кол­ лектива предприятия в достижении заданных показателей может служить правильно спланированный фонд заработной платы.

37


Поэтому и распределение прироста фондов поощрения следует определять в соответствии с ростом планового фонда заработной

платы, а не прибыли.

Этим самым будет обеспечиваться равномерный рост уровня

поощрения

работников, соответствующий

их

производственным

достижениям.

опыта позволит выявить и

другие

направления

Накопление

в дальнейшем

совершенствовании

принципов

фондообразования

и на этой

основе повысить роль

материального

стимулирова­

ния в обеспечении эффективной работы автотранспортных предприятий.

Глава III

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ РАБОТНИКОВ

1. Эффективность материального поощрения

Материальное и

моральное

стимулирование общественного

производства — одна

из главных

проблем социалистического и

коммунистического строительства. Материальная заинтересован­ ность в результатах труда объективно вытекает из природы об­ щественного производства. Она непосредственно связана с про­ изводством, с отношением людей в процессе производства. Основоположники марксизма подчеркивали связь материальных стимулов с производственными отношениями. Ф. Энгельс указы­ вал, что именно через экономические интересы людей в производ­ стве обеспечивается реализация принципа материальной заинте­ ресованности.

В. И. Ленин учил, что необходимо строить свое хозяйство «Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...’ Личная заинте­ ресованность поднимает производство...»1.

Опыт строительства социализма и коммунизма в нашей стра­ не подтвердил правильность ленинского принципа материальной заинтересованности. В. И. Ленин придавал огромное значение воспитанию у людей нового отношения к труду в новых условиях, когда отсутствует эксплуатация человека человеком и средства производства принадлежат самим трудящимся.

Единство материальных и моральных стимулов труда являет­ ся важнейшим элементом новой общественно-экономической фор­ мации. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал значение мораль­

ных стимулов, раскрывая их социальную

природу. Если

мате­

риальные стимулы находят выражение

в

индивидуальной

и кол­

1 Л ен пн В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с.

151—152.

 

33


лективной материальной заинтересованности работников пред­ приятий в результате их труда, то моральные стимулы проявля­ ются в идейной заинтересованности всех членов социалистичекого общества в непрерывном развитии экономики страны. Это прежде всего заинтересованность единомышленников. Для подав­ ляющей части членов общества они служат основой их осознан­ ной трудовой деятельности.

XXIV съезд КПСС обязал последовательно проводить разра­ ботанные партией принципы экономической политики, предусмат­ ривающие повышение материальной заинтересованности коллек­ тивов предприятий и усиление внимания к моральным стимулам производства, к укреплению трудовой дисциплины, воспитанию отношения к труду как к патриотическому долгу, личной ответ­ ственности каждого работника на производстве. На нынешнем этапе коммунистического строительства роль моральных и мате­ риальных стимулов к труду возрастает одновременно.

Органической частью хозяйственной реформы является новая система материального поощрения работников предприятий, ко­ торая в автотранспортных предприятиях и управлениях более активно влияет на ускорение темпов роста перевозок, повышение/ эффективности использования основных производственных фон{ дов.

■• Усиление стимулирующей роли оплаты труда обычно связыва­ ют только с совершенствованием системы премирования. Однако премии даже в новых условиях составляют сравнительно неболь­ шой удельный вес в общей заработной плате. Так, за 1972 г. пре­ мии водителям в целом по Министерству автомобильного транс­

порта Казахской ССР составили 12,3%, ремонтным

рабочим —

17,4, ИТР и служащим — 20,2% их заработка. Другим

направле­

нием усиления стимулирования труда рабочих является совершен­ ствование основной заработной платы путем повышения в ней доли тарифов и различных надбавок, более широкого применения различных форм сдельной оплаты, сочетание повременной, ак­ кордной, сдельной и коллективной оплаты труда. В этом отноше­ нии большие права предоставлены руководителям предприятий «Положением о социалистическом государственном производ­ ственном предприятии». Создание фондов материального поощре­ ния, расширение прав предприятий в области оплаты труда и пре­ мирования в значительной степени способствуют совершенствова­ нию производства, улучшению использования транспортных средств, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, в совершенствовании техники, организации труда и повышении рентабельности производства.

Новая система материального поощрения сыграла основную роль *в повышении всех технико-экономических показателей дея­ тельности автотранспортных предприятий и, в первую очередь, улучшении использования основных производственных фондов. Так, если среднегодовые темпы роста выработки на 1 т грузоподъ­ емности за 1961—1965 гг. составили 4,1%, то за 1966—1972 гг.

39