Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
пятилетки удельный вес указанных работников снизился до 9,5.%, то средний
размер премий |
может |
быть увеличен |
на 5% (для |
случая, |
когда |
средний |
раз |
мер выплат из |
фонда |
материального |
поощрения в |
базовом |
году |
составил |
по |
ИТР и служащим 30% |
и по рабочим 6,85%): |
|
|
|
|
100 0-11-30 + °.89-6-^. — 100=5% .
0,095-30 + 0,905-6,85
Возможность увеличения размера премий за счет увеличения доли рабочих в общей численности стимулирует рост производи
тельности труда.
В новых условиях увеличение фондов поощрения может пла нироваться независимо от временного замедления темпов роста объемов перевозок или снижения рентабельности при единовре менном вводе в действие значительного объема основных произ водственных фондов. Для расчета нормативов принимаются по казатели, отражающие все основные факторы работы предприя тия по годам в перспективе.
Нормативы отчислений от прибыли в фонды поощрения за уровень рентабельности устанавливаются за каждый процент (пункт) общей, а не расчетной рентабельности. Для определения ■показате'ля”'о15щей рентабельности принимаются в расчет все производственные фонды, а не только те, с которых взимается плата.__
^Действовавшая система фондообразования исходила из того, что предприятие . могло сохранить или увеличить свои фонды поощрения, начисленные по второму фондообразующему показа телю, лишь в -том случае, если оно удерживало достигнутый уро вень рентабельности производства или обеспечивало ее повы шение.
Однако известно, что производственные фонды дают полную отдачу лишь после определенного периода их освоения. В связи с этим при исчислении расчетной рентабельности вновь введен ные основные фонды за счет нецентрализованных источников учитываются не сразу, а лишь по истечении определенного срока. Это приводит к тому, что в начальный период освоения новых производственных фондов расчетная рентабельность увеличивает ся, а затем по истечении срока освоения резко снижается по сравнению -с ранее достигнутым уровнем, так как вся стоимость новых фондов сразу включается в расчет рентабельности. При планировании фондов поощрения и использования в качестве объекта поощрения планового уровня общей рентабельности не обходимость во временном исключении из фактической стоимости производственных фондов вновь введенных фондов отпадает. Прибыль и среднегодовую стоимость производственных фондов можно спланировать с учетом ввода новых основных фондов, и, следовательно, плановая рентабельность учтет задания по их освоению. Вместе с тем нельзя допускать снижения стимулирую
щей роли платы за производственные фонды и процентов за бан ковский кредит.
3*
35
Поэтому коррективы фондов поощрения по фактическим ре зультатам работы автотранспортных предприятий производятся не по показателю общей рентабельности, а расчетной рентабель ности. В этих целях в уточненных годовых планах наряду с об щей рентабельностью устанавливается задание по расчетной рен табельности.
Действующая методика исчислений обоих показателей рента бельности обеспечивает их прирост в плане на одинаковое коли чество njlHKToe, что позволяет применять утвержденные на пяти летние нормативы как для целей коррективов сумм фондов в уточ ненных годовых планах, так и при начислении фондов по итогам деятельности предприятий.
Так как перевод предприятий на новую систему планирова ния и экономического стимулирования осуществлялся без дота ции государства, то весь прирост фондов стимулирования покры вался исключительно за счет использования внутрихозяйственных резервов. Поэтому на первом этапе хозяйственной реформы цен трализованное влияние на размер формируемых на предприятиях фондов было минимальным и ограничивалось главным образом директивными условиями фондообразования. С завершением пе ревода всех предприятий на новую систему сложились реальные возможности в централизованном порядке определять и выдержи вать экономически обоснованные пропорции роста фондов пред приятий с учетом повышения эффективности производства и ро ста производительности труда.
Сосредоточение в распоряжении министерств всех средств поощрительных фондов для осуществления единой политики в об ласти дополнительной оплаты труда, а также наличие системы нормативов от министерства до предприятия и создание соответ ствующих резервов позволяют значительно повысить гибкость и эффективность стимулирования коллективов предприятий через указанные фонды.
Так как преобладающая сумма фондов определяется в пяти-
■летнем плане, а нормативы применяются для стимулирования предприятий в принятии более напряженных текущих планов и их успешного выполнения и перевыполнения, полностью исключается
необходимость в периодическом уточнении нормативов фондооб разования. Эти нормативы стали реально стабильными на . все
\ годы пятилетки.
V -- |
Вместе с большими вышерассмотренными достоинствами ново- |
1 г о |
порядка фондообразования остается немало таких моментов, |
/которые требуют своего дальнейшего совершенствования. В част- ■ пости, недостаточно решена проблема создания необходимой эко номической заинтересованности предприятий в принятии высоких заданий в период составления пятилетнего плана с распределе нием по годам. Нет объективного научно обоснованного критерия напряженности плана. Поэтому затруднительно с достаточной обоснованностью дифференцировать по предприятиям размер
36
фондов поощрения в процентах к фонду заработной платы на пос ледний год пятилетки.
При любом напряженном плане предприятие может получить фонды лишь в пределах какого-то заранее обусловленного верх него уровня, ограниченного ресурсами вышестоящего органа уп равления.
Выбор фондообразующих условий, а также конкретные коли чественные нормы за их достижение должны ориентировать кол лективы на выполнение возложенных на них задач, глубже отра жать особенности автотранспортных предприятий. Однако приме няемые фондообразующие показатели недостаточно учитывают специфику и задачи автотранспортных предприятий.
Следует для автобусных парков исключить показатель рента бельности, имеющий тенденцию к понижению и не соответствую щий задачам улучшения обслуживания пассажиров. По этим соображениям непригоден также показатель снижения себестои мости, применяемый с 1971 г. в некоторых автобусных парках, обслуживающие городские маршруты.
Для грузовых автотранспортных предприятий целесообразно показатель темпа прироста прибыли заменить на показатель при роста доходов.
Грузовой автомобильный транспорт призван обеспечить наи более полное удовлетворение в перевозках потребностей народно го хозяйства.
Именно доходы наилучшим образом характеризуют объем транспортной" работы и трудовой вклад коллектива. Прибыль же возрастает скачкообразно и в значительной мере зависит не от объема перевозок, а от колебаний себестоимости. Кроме того, следует учесть, что масса прибыли является важнейшим факто
ром формирования второго фондообразующего показателя — рен табельности.
По существующему порядку планирования фондов их прирост по годам пятилетки определяется пропорционально увеличению прибыли, что на автомобильном транспорте приводит к отрыву меры поощрения от трудового вклада коллектива. На самом деле, если на какой-то год пятилетки планируется значительное попол нение парка автотранспортного предприятия новыми автомобиля ми большой грузоподъемности, рентабельность перевозок, на ко торых наиболее высока масса прибыли, а отсюда и размер фон
дов, резко возрастают, хотя это и не является прямой заслугой предприятия.
На практике встречаются и другие возможности значительного повышения или снижения прибыли в связи с планируемым изме нением структуры парка или условий перевозок. В этих случаях наиболее объективным критерием оценки трудового вклада" кол лектива предприятия в достижении заданных показателей может служить правильно спланированный фонд заработной платы.
37
Поэтому и распределение прироста фондов поощрения следует определять в соответствии с ростом планового фонда заработной
платы, а не прибыли.
Этим самым будет обеспечиваться равномерный рост уровня
поощрения |
работников, соответствующий |
их |
производственным |
|||
достижениям. |
опыта позволит выявить и |
другие |
направления |
|||
Накопление |
||||||
в дальнейшем |
совершенствовании |
принципов |
фондообразования |
|||
и на этой |
основе повысить роль |
материального |
стимулирова |
ния в обеспечении эффективной работы автотранспортных предприятий.
Глава III
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ РАБОТНИКОВ
1. Эффективность материального поощрения
Материальное и |
моральное |
стимулирование общественного |
производства — одна |
из главных |
проблем социалистического и |
коммунистического строительства. Материальная заинтересован ность в результатах труда объективно вытекает из природы об щественного производства. Она непосредственно связана с про изводством, с отношением людей в процессе производства. Основоположники марксизма подчеркивали связь материальных стимулов с производственными отношениями. Ф. Энгельс указы вал, что именно через экономические интересы людей в производ стве обеспечивается реализация принципа материальной заинте ресованности.
В. И. Ленин учил, что необходимо строить свое хозяйство «Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...’ Личная заинте ресованность поднимает производство...»1.
Опыт строительства социализма и коммунизма в нашей стра не подтвердил правильность ленинского принципа материальной заинтересованности. В. И. Ленин придавал огромное значение воспитанию у людей нового отношения к труду в новых условиях, когда отсутствует эксплуатация человека человеком и средства производства принадлежат самим трудящимся.
Единство материальных и моральных стимулов труда являет ся важнейшим элементом новой общественно-экономической фор мации. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал значение мораль
ных стимулов, раскрывая их социальную |
природу. Если |
мате |
|
риальные стимулы находят выражение |
в |
индивидуальной |
и кол |
1 Л ен пн В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. |
151—152. |
|
33
лективной материальной заинтересованности работников пред приятий в результате их труда, то моральные стимулы проявля ются в идейной заинтересованности всех членов социалистичекого общества в непрерывном развитии экономики страны. Это прежде всего заинтересованность единомышленников. Для подав ляющей части членов общества они служат основой их осознан ной трудовой деятельности.
XXIV съезд КПСС обязал последовательно проводить разра ботанные партией принципы экономической политики, предусмат ривающие повышение материальной заинтересованности коллек тивов предприятий и усиление внимания к моральным стимулам производства, к укреплению трудовой дисциплины, воспитанию отношения к труду как к патриотическому долгу, личной ответ ственности каждого работника на производстве. На нынешнем этапе коммунистического строительства роль моральных и мате риальных стимулов к труду возрастает одновременно.
Органической частью хозяйственной реформы является новая система материального поощрения работников предприятий, ко торая в автотранспортных предприятиях и управлениях более активно влияет на ускорение темпов роста перевозок, повышение/ эффективности использования основных производственных фон{ дов.
■• Усиление стимулирующей роли оплаты труда обычно связыва ют только с совершенствованием системы премирования. Однако премии даже в новых условиях составляют сравнительно неболь шой удельный вес в общей заработной плате. Так, за 1972 г. пре мии водителям в целом по Министерству автомобильного транс
порта Казахской ССР составили 12,3%, ремонтным |
рабочим — |
17,4, ИТР и служащим — 20,2% их заработка. Другим |
направле |
нием усиления стимулирования труда рабочих является совершен ствование основной заработной платы путем повышения в ней доли тарифов и различных надбавок, более широкого применения различных форм сдельной оплаты, сочетание повременной, ак кордной, сдельной и коллективной оплаты труда. В этом отноше нии большие права предоставлены руководителям предприятий «Положением о социалистическом государственном производ ственном предприятии». Создание фондов материального поощре ния, расширение прав предприятий в области оплаты труда и пре мирования в значительной степени способствуют совершенствова нию производства, улучшению использования транспортных средств, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, в совершенствовании техники, организации труда и повышении рентабельности производства.
Новая система материального поощрения сыграла основную роль *в повышении всех технико-экономических показателей дея тельности автотранспортных предприятий и, в первую очередь, улучшении использования основных производственных фондов. Так, если среднегодовые темпы роста выработки на 1 т грузоподъ емности за 1961—1965 гг. составили 4,1%, то за 1966—1972 гг.
39