Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

они увеличились до 5,8%. За последние семь лет объем грузовых перевозок возрос на 55% при снижении общей грузоподъемности автомобилей, вызванным сокращением поставки подвижного со­

става.

Характерной особенностью работы автотранспортных пред­ приятий в новых условиях хозяйствования является совершенно новое отношение к вопросам повышения производительности тру­ да, так как рост средней заработной платы может быть обеспечен только при условии роста производительности труда.

В табл. 6 приведены показатели роста производительности труда и средней заработной платы по автотранспортным пред­ приятиям Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР.

Т а б л и ц а 6

С р е д н е ­ г о д о в ы е

те м п ы П о к а з а т е л ь р о с т а з а

1 9 6 1 -

1965 гг .

 

 

 

 

 

 

 

С р е д н е ­

О т ч е т

з а

О т ч е т

з а

1972

г .

к

г о д о в ы е

те м п ы

 

 

 

 

 

 

 

1965

г.

1972

г.

1965

г .,

%

р о с т а

з а

 

 

 

 

 

 

 

1 9 6 6 -

 

 

 

 

 

 

 

1972

гг .

Производительность

труда

в

4,5

3324

5024

151,1

5,6

рублях дохода ........................

плата

.

Средняя заработная

5,7

1303

1895

145,4

5,1

Как видно из приведенных данных, производительность труда за 7 лет возросла на 51,1%. При этом обеспечен преимуществен­ ный рост производительности труда над ростом средней заработ­ ной платы, в то время как за 1961—1965 гг. рост средней заработ­ ной платы превышал рост производительности труда на 14%.

 

 

Т а б л и ц а

7

П о к а з а т е л ь

1965 г.

1972 г.

1971

г. к

( о т ч е т )

( о т ч е т )

1965

г.,

 

Средняя заработная плата, руб. — в с е г о .

1303

1895

145,4

Средняя заработная плата водителей, руб.

1453

2215

152,4

Средняя заработная плата ремонтных рабочих,

944

1423

150,7

руб........................................................................

Средняя заработная плата ИГР и служащих,

1359

1608

118,3

руб.....................................................................................

Значительный интерес представляет анализ изменения сред­ ней заработной платы (табл. 7) и производительности труда по категориям работников по Министерству автомобильного транс­ порта Казахской ССР (табл. 8).

Заработная плата водителей в 1972 г. возросла по сравнению с заработной платой в 1965 г. на 52,4%, ремонтных рабочих — на 50,7, ИТР и служащих — на 18,3%.

40


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

 

 

 

Показатель

 

 

 

1965 г.

1972 г.

1972

г.

к

 

 

 

 

 

(отчет)

(отчет)

1!*65

г ..

%

Общий объем доходов, млн. руб............................

465,7

765,4

164,1

Среднесписочная

численность

водителей,

тыс.

84,69.

90,57

106,9

Производительность труда водителей, руб.

 

5500

8499

154,5

Затраты на текущий ремонт и техническое об­

51,8

72,3

139,5

служивание, млн.

руб.

........................................

Численность ремонтных рабочих, тыс.

 

31,0

36,41

117,4

Производительность труда

ремонтных рабочих,

1671

2102

125,7

руб...........................................................................................

 

 

 

 

 

Как

видно,

производительность

труда ремонтных

рабочих

в 1972 г.

по сравнению

с

производительностью

труда в 1965 г.

возросла

на 25,7%,

тогда

как у водителей — на

54,5. Это указы­

вает на то, что в автотранспортных предприятиях недостаточно уделяется внимания вопросам совершенствования работы га­ ражно-технической службы, низок уровень механизации трудоем­ ких работ, слабо внедряется новая техника. При росте производи­ тельности труда ремонтных рабочих на 25,7% их средняя зара­ ботная плата возросла на 50,7%. Здесь следует учитывать срав­ нительно низкий уровень заработной платы этой категории работ­ ников, а также то обстоятельство, что оценка производительности труда ремонтных рабочих затратами на текущий ремонт является

до некоторой

степени условной. Правда, эта оценка является

более объективной по сравнению с существующей

оценкой по

приведенному пробегу подвижного состава.

_

Существенно

изменилась структура заработной

платы работ­

ников автотранспортных предприятий, увеличился удельный вес премий в заработной плате. Это произошло, в основном, за счет роста выплат из прибыли предприятий. Сравнительная структура заработной платы одного работника автотранспортного предприя­ тия до перехода на новую систему планирования и после пере­ хода приведена в табл. 9.

Если в 1965 г. удельный вес прибыли в заработной плате со­ ставлял 0,2%, то при работе по новой системе он увеличился на 7,4%, т. е. в 37 раз. В среднем каждый работник получил по ито­ гам работы за 1972 г. вознаграждение в сумме 61 руб.

Большой интерес„представляет анализ структуры заработной платы по категориям работающих, приведенный в табл. 10.

Удельный вес премий в средней заработной плате инженернотехнических работников составляет 20,2%, водителей— 12,3 и ремонтных рабочих— 17,4%. Более низкий размер премий у води­ телей и ремонтных рабочих объясняется, с одной стороны, тем, что у рабочих заработная плата повышалась как за счет премий, так и за счет увеличения сдельного заработка. С другой стороны, это явилось результатом того, что материальное поощрение ра-

41


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

9

 

 

 

З а

1965 г.

З а

1972 г.

Г р .

5 :

 

П о к а з а т е л ь

 

 

 

 

 

С у м м а ,

% к и т о г у

С у м м а ,

% к и т о г у

г р . 3. %

 

 

 

р у б .

р у б .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

 

Средняя

заработная

плата

95,7

1633

86,2

90,0

без учета

п р е м и й ...................

1248

Премии из фонда заработ­

4,1

121

6,4

156,1

ной п л а т ы .................................

фонда

56

Премии

из

матери­

0.2

80

4,2

21

раз

ального поощрения...................

5

Выплаты

по

итогам

работы

 

61-

3,2

 

 

за г о д ...........................................

 

 

___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о .

. . . 1309

100

1895

100

100

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

П о к а з а т е л ь

П о в о д и т е л я м

П о р е м о н т ­

П о И Т Р

н ы м р а б о ч и м

и с л у ж а щ и м

 

 

м а ,

и т о г у

м а ,

и т о г у

м а ,

и т о г у

С у м р у б .

% к

С у м р у б .

% к

С у м р у б .

% к

Средняя заработная

плата без учета

1943

87,7

1176

82,6

1281

79,8

премий ...........................................................

 

Премии из фонда заработной платы .

144

6,5

149

10,5

Премии из фонда материального по­

56

2,5

56

3,9

260

16,2

ощрения .....................................................

года . . . .

Выплаты по итогам

72

3,3

42

3,0

67

4,0

И т о г о ..........................................

 

2215

1 0 0

4423

1 0 0

1608

1 0 0

ботников в новых условиях хозяйствования еще не полностью исчерпало свои стимулирующие функции. Все еще низок раз­ мер премий, выплачиваемых работникам как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.

В этой связи представляет определенный интерес рассмот­ рение вопросов, связанных с источниками материального поощре­ ния, совершенствованием премирования рабочих, инженерно-тех­ нических работников и служащих автотранспортных предприятий, премирования работников органов управления, выплат по итогам работы за год.

2. Источники материального поощрения и их использование

Единственным источником основной заработной платы служит фонд заработной платы. До перевода предприятий на новую си­ стему планирования и экономического стимулирования фонд за-

42


работной платы являлся также и главным источником премиро­ вания. На эти дели, кроме того, использовалась часть средств фонда предприятия. Однако, как правило, более половины авто­ транспортных предприятии не имело возможности создать такой фонд, а там, где он (был, его размеры не позволяли организовать массовое и эффективное премирование работников. В 1965 г., на­ пример, в среднегодовой заработной плате работников автотранс­ портных предприятий премии из фонда предприятия составили

5 руб., или в расчете на месяц — 42 коп.

В организации премирования работников из фонда заработ­ ной платы на автотранспортных предприятиях имелись суще­ ственные недостатки. Показатели и условия премирования не всегда увязывались как с индивидуальными, так и с коллектив­ ными показателями работы; отсутствовала прямая материальная заинтересованность в использовании всех источников увеличения эффективности производства, размер премиального фонда лишь косвенно увязывался с результатами работы всего коллек.хиваг Премиальная система инженерно-технических работников и слу­ жащих была осложнена большим количеством условий, ограничи­ вающих возможность получения премии. Не случайно на многих автотранспортных предприятиях премии инженерно-техническим работникам до перехода на новую систему планирования не вы­ плачивались в течение нескольких месяцев подряд. Кроме того, для основного контингента автотранспортных предприятий — во­ дителей грузовых автомобилей — по существу вообще отсутство­ вали какие-либо системы премирования из фонда заработной платы.

переходе автотранспортных предприятий на новую снсте- Шгается новый источник материального стимулирования — атериального поощрения. Причем устанавливается прямая азмера фонда поощрения с основными показателями рабошриятия. В этом состоит один из важнейших принципов

организации материального стимулирования в условиях х ственной реформы. Отчисления в фонд материального поощрения'

производятся по нормативам в зависимости

от роста

прибыли

(доходов) и уровня рентабельности.

выделения

'

В новых условиях сохраняется порядок

средств

на премирование рабочих из фонда заработной платы. Средства, выделяемые на премирование рабочих из фонда заработной пла­ ты, учитываются также в фонде материального поощрения. Таким образом, источником премирования инженерно-технических работ­ ников и служащих является только фонд материального поощре­ ния ’, а рабочих — как фонд материального поощрения, так и фонд заработной платы.

Правильная организация премирования требует определенно­

го единства

между

показателями и источниками премирования.

Многие показатели

оказывают прямое воздействие на экономию1

1 Здесь и

далее под

фондом материального поощрения понимается та его

часть, которая создается за счет отчислений от прибыли.

43