Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
они увеличились до 5,8%. За последние семь лет объем грузовых перевозок возрос на 55% при снижении общей грузоподъемности автомобилей, вызванным сокращением поставки подвижного со
става.
Характерной особенностью работы автотранспортных пред приятий в новых условиях хозяйствования является совершенно новое отношение к вопросам повышения производительности тру да, так как рост средней заработной платы может быть обеспечен только при условии роста производительности труда.
В табл. 6 приведены показатели роста производительности труда и средней заработной платы по автотранспортным пред приятиям Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР.
Т а б л и ц а 6
С р е д н е г о д о в ы е
те м п ы П о к а з а т е л ь р о с т а з а
1 9 6 1 -
1965 гг .
|
|
|
|
|
|
|
С р е д н е |
||
О т ч е т |
з а |
О т ч е т |
з а |
1972 |
г . |
к |
г о д о в ы е |
||
те м п ы |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
1965 |
г. |
1972 |
г. |
1965 |
г ., |
% |
р о с т а |
з а |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 9 6 6 - |
||
|
|
|
|
|
|
|
1972 |
гг . |
Производительность |
труда |
в |
4,5 |
3324 |
5024 |
151,1 |
5,6 |
рублях дохода ........................ |
плата |
. |
|||||
Средняя заработная |
5,7 |
1303 |
1895 |
145,4 |
5,1 |
Как видно из приведенных данных, производительность труда за 7 лет возросла на 51,1%. При этом обеспечен преимуществен ный рост производительности труда над ростом средней заработ ной платы, в то время как за 1961—1965 гг. рост средней заработ ной платы превышал рост производительности труда на 14%.
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
||
П о к а з а т е л ь |
1965 г. |
1972 г. |
1971 |
г. к |
|
( о т ч е т ) |
( о т ч е т ) |
1965 |
г., |
||
|
|||||
Средняя заработная плата, руб. — в с е г о . |
1303 |
1895 |
145,4 |
||
Средняя заработная плата водителей, руб. |
1453 |
2215 |
152,4 |
||
Средняя заработная плата ремонтных рабочих, |
944 |
1423 |
150,7 |
||
руб........................................................................ |
|||||
Средняя заработная плата ИГР и служащих, |
1359 |
1608 |
118,3 |
||
руб..................................................................................... |
Значительный интерес представляет анализ изменения сред ней заработной платы (табл. 7) и производительности труда по категориям работников по Министерству автомобильного транс порта Казахской ССР (табл. 8).
Заработная плата водителей в 1972 г. возросла по сравнению с заработной платой в 1965 г. на 52,4%, ремонтных рабочих — на 50,7, ИТР и служащих — на 18,3%.
40
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
|
||
|
|
Показатель |
|
|
|
1965 г. |
1972 г. |
1972 |
г. |
к |
||
|
|
|
|
|
(отчет) |
(отчет) |
1!*65 |
г .. |
% |
|||
Общий объем доходов, млн. руб............................ |
465,7 |
765,4 |
164,1 |
|||||||||
Среднесписочная |
численность |
водителей, |
тыс. |
84,69. |
90,57 |
106,9 |
||||||
Производительность труда водителей, руб. |
|
5500 |
8499 |
154,5 |
||||||||
Затраты на текущий ремонт и техническое об |
51,8 |
72,3 |
139,5 |
|||||||||
служивание, млн. |
руб. |
........................................ |
||||||||||
Численность ремонтных рабочих, тыс. |
|
31,0 |
36,41 |
117,4 |
||||||||
Производительность труда |
ремонтных рабочих, |
1671 |
2102 |
125,7 |
||||||||
руб........................................................................................... |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
Как |
видно, |
производительность |
труда ремонтных |
рабочих |
||||||||
в 1972 г. |
по сравнению |
с |
производительностью |
труда в 1965 г. |
||||||||
возросла |
на 25,7%, |
тогда |
как у водителей — на |
54,5. Это указы |
вает на то, что в автотранспортных предприятиях недостаточно уделяется внимания вопросам совершенствования работы га ражно-технической службы, низок уровень механизации трудоем ких работ, слабо внедряется новая техника. При росте производи тельности труда ремонтных рабочих на 25,7% их средняя зара ботная плата возросла на 50,7%. Здесь следует учитывать срав нительно низкий уровень заработной платы этой категории работ ников, а также то обстоятельство, что оценка производительности труда ремонтных рабочих затратами на текущий ремонт является
до некоторой |
степени условной. Правда, эта оценка является |
|
более объективной по сравнению с существующей |
оценкой по |
|
приведенному пробегу подвижного состава. |
_ |
|
Существенно |
изменилась структура заработной |
платы работ |
ников автотранспортных предприятий, увеличился удельный вес премий в заработной плате. Это произошло, в основном, за счет роста выплат из прибыли предприятий. Сравнительная структура заработной платы одного работника автотранспортного предприя тия до перехода на новую систему планирования и после пере хода приведена в табл. 9.
Если в 1965 г. удельный вес прибыли в заработной плате со ставлял 0,2%, то при работе по новой системе он увеличился на 7,4%, т. е. в 37 раз. В среднем каждый работник получил по ито гам работы за 1972 г. вознаграждение в сумме 61 руб.
Большой интерес„представляет анализ структуры заработной платы по категориям работающих, приведенный в табл. 10.
Удельный вес премий в средней заработной плате инженернотехнических работников составляет 20,2%, водителей— 12,3 и ремонтных рабочих— 17,4%. Более низкий размер премий у води телей и ремонтных рабочих объясняется, с одной стороны, тем, что у рабочих заработная плата повышалась как за счет премий, так и за счет увеличения сдельного заработка. С другой стороны, это явилось результатом того, что материальное поощрение ра-
41
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
|
|
|
|
З а |
1965 г. |
З а |
1972 г. |
Г р . |
5 : |
|
П о к а з а т е л ь |
|
|
|
|
|||
|
С у м м а , |
% к и т о г у |
С у м м а , |
% к и т о г у |
г р . 3. % |
|||
|
|
|
р у б . |
р у б . |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Средняя |
заработная |
плата |
95,7 |
1633 |
86,2 |
90,0 |
||
без учета |
п р е м и й ................... |
1248 |
||||||
Премии из фонда заработ |
4,1 |
121 |
6,4 |
156,1 |
||||
ной п л а т ы ................................. |
фонда |
56 |
||||||
Премии |
из |
матери |
0.2 |
80 |
4,2 |
21 |
раз |
|
ального поощрения................... |
5 |
|||||||
Выплаты |
по |
итогам |
работы |
|
61- |
3,2 |
|
|
за г о д ........................................... |
|
|
___ |
— |
— |
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
И т о г о . |
. . . 1309 |
100 |
1895 |
100 |
100 |
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
П о к а з а т е л ь
П о в о д и т е л я м |
П о р е м о н т |
П о И Т Р |
||||
н ы м р а б о ч и м |
и с л у ж а щ и м |
|||||
|
|
|||||
м а , |
и т о г у |
м а , |
и т о г у |
м а , |
и т о г у |
|
С у м р у б . |
% к |
С у м р у б . |
% к |
С у м р у б . |
% к |
Средняя заработная |
плата без учета |
1943 |
87,7 |
1176 |
82,6 |
1281 |
79,8 |
премий ........................................................... |
|
||||||
Премии из фонда заработной платы . |
144 |
6,5 |
149 |
10,5 |
— |
— |
|
Премии из фонда материального по |
56 |
2,5 |
56 |
3,9 |
260 |
16,2 |
|
ощрения ..................................................... |
года . . . . |
||||||
Выплаты по итогам |
72 |
3,3 |
42 |
3,0 |
67 |
4,0 |
|
И т о г о .......................................... |
|
2215 |
1 0 0 |
4423 |
1 0 0 |
1608 |
1 0 0 |
ботников в новых условиях хозяйствования еще не полностью исчерпало свои стимулирующие функции. Все еще низок раз мер премий, выплачиваемых работникам как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.
В этой связи представляет определенный интерес рассмот рение вопросов, связанных с источниками материального поощре ния, совершенствованием премирования рабочих, инженерно-тех нических работников и служащих автотранспортных предприятий, премирования работников органов управления, выплат по итогам работы за год.
2. Источники материального поощрения и их использование
Единственным источником основной заработной платы служит фонд заработной платы. До перевода предприятий на новую си стему планирования и экономического стимулирования фонд за-
42
работной платы являлся также и главным источником премиро вания. На эти дели, кроме того, использовалась часть средств фонда предприятия. Однако, как правило, более половины авто транспортных предприятии не имело возможности создать такой фонд, а там, где он (был, его размеры не позволяли организовать массовое и эффективное премирование работников. В 1965 г., на пример, в среднегодовой заработной плате работников автотранс портных предприятий премии из фонда предприятия составили
5 руб., или в расчете на месяц — 42 коп.
В организации премирования работников из фонда заработ ной платы на автотранспортных предприятиях имелись суще ственные недостатки. Показатели и условия премирования не всегда увязывались как с индивидуальными, так и с коллектив ными показателями работы; отсутствовала прямая материальная заинтересованность в использовании всех источников увеличения эффективности производства, размер премиального фонда лишь косвенно увязывался с результатами работы всего коллек.хиваг Премиальная система инженерно-технических работников и слу жащих была осложнена большим количеством условий, ограничи вающих возможность получения премии. Не случайно на многих автотранспортных предприятиях премии инженерно-техническим работникам до перехода на новую систему планирования не вы плачивались в течение нескольких месяцев подряд. Кроме того, для основного контингента автотранспортных предприятий — во дителей грузовых автомобилей — по существу вообще отсутство вали какие-либо системы премирования из фонда заработной платы.
переходе автотранспортных предприятий на новую снсте- Шгается новый источник материального стимулирования — атериального поощрения. Причем устанавливается прямая азмера фонда поощрения с основными показателями рабошриятия. В этом состоит один из важнейших принципов
организации материального стимулирования в условиях х ственной реформы. Отчисления в фонд материального поощрения'
производятся по нормативам в зависимости |
от роста |
прибыли |
(доходов) и уровня рентабельности. |
выделения |
' |
В новых условиях сохраняется порядок |
средств |
на премирование рабочих из фонда заработной платы. Средства, выделяемые на премирование рабочих из фонда заработной пла ты, учитываются также в фонде материального поощрения. Таким образом, источником премирования инженерно-технических работ ников и служащих является только фонд материального поощре ния ’, а рабочих — как фонд материального поощрения, так и фонд заработной платы.
Правильная организация премирования требует определенно
го единства |
между |
показателями и источниками премирования. |
Многие показатели |
оказывают прямое воздействие на экономию1 |
|
1 Здесь и |
далее под |
фондом материального поощрения понимается та его |
часть, которая создается за счет отчислений от прибыли.
43