Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
номию материальных затрат, результаты хозяйственной деятель
ности автоколонны, бригады, цеха, |
повышение |
качества |
транс |
портного обслуживания. |
из фонда |
заработной |
платы |
Из данных табл. 12 видно, что |
|||
за 1972 г. выплачено 54,8% всех |
премий, получаемых водителя |
ми и ремонтными рабочими автотранспортных предприятии Мини стерства автомобильного транспорта Казахской ССР. Следова тельно, фонд заработной платы пока остается главным источни ком премирования рабочих и от того, насколько рационально бу дут построены системы премирования из этого источника, зависит в значительной мере повышение эффективности труда самой мно
гочисленной |
категории работников |
автомобильного |
транспорта. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
|
|
|
Н а ч и с л е н о п р е м и й |
|
|
Н а и м е н о в а н и е |
|
м л н . р у б . |
% к и т о г у |
|
|
|
||
Водителям из фонда заработной платы . |
пла- |
12,91 |
38,6 |
|
Ремонтным рабочим из фонда заработной |
5,42 |
■ 16,2 |
||
|
|
|
||
И т о г о |
из фонда заработной платы |
18,33 |
54,8 |
|
Водителям из фонда материального поощрения |
5,08 |
15,2 |
||
Ремонтным |
рабочим из фонда материального |
2,03 |
6,1 |
|
п о о щ р ен и я ................................................................... |
|
|
||
И т о г о |
из фонда материального по - |
7,11 |
21,3 |
|
о щ р е н и я .............................................. |
|
|||
Выплачено водителям вознаграждений по ито- |
6,46 |
19,3 |
||
гам работы за |
г о д |
|
||
Выплачено ремонтным рабочим вознагражде |
1,53 |
4,6 |
||
ний по итогам |
работы .................................за год |
|
||
И т о г о |
вознаграждений . . . . |
7,99 |
23,9 |
|
В с е г о .................................................... |
|
33,43 |
100 |
В передовых автотранспортных предприятиях республики уже накоплен большой опыт разработки и применения рациональных систем материального поощрения.
Путем применения различных систем материального поощре ния автотранспортные предприятия стремятся решать задачи по вышения качественных показателей использования автомобиль ного транспорта, устранять узкие места в работе, стимулировать снижение себестоимости перевозок вследствие более экономного расходования запасных частей, топлива, автомобильных шин и Других материальных ресурсов.
4 -496 |
49 |
Большое значение в новых условиях приобрело использование и такого вида материального поощрения, как выплата единовре менных поощрений отличившимся работникам за выполнение особо важных производственных заданий. Руководители авто транспортных предприятий получили возможность оперативно поощрять работников за их дополнительные усилия в решении неотложных задач. Значительно расширилось стимулирование работников за улучшение коллективных результатов работы от дельных автоколонн, цехов, участков.
Если раньше автотранспортные предприятия не имели воз можности материально поощрять коллективы своих структурных подразделений, т. е. победителей во внутрихозяйственном социа листическом соревновании, и ограничивались лишь их моральным поощрением, то в настоящее'Время во всех автотранспортных предприятиях в сметах использования фонда материального поощрения предусмотрены ассигнования на эти цели.
Известно, каким огромным резервом в повышении эффектив ности автомобильного транспорта и снижении транспортных из держек народного хозяйства является сокращение порожних про
бегов подвижного состава. С |
целью заинтересовать водителей |
в попутной загрузке грузовых |
автомобилей установлено мате |
риальное поощрение водителей за сокращение порожних пробегов автомобилей. Водителям, обеспечившим перевозку грузов в попут ном направлении, оплата за эту перевозку осуществляется по дей ствующим расценкам с увеличением до 25%, а водителям, для которых установлена повременная оплата труда, производится до плата к месячному заработку в размере, определенном соответ ственно выполненному объему работ, исходя из действующих сдельных расценок с повышением до 25%. Конкретные размеры доплат устанавливают руководители автотранспортных предприя тий по согласованию с поофсоюзной организацией.
Результаты работы автотранспортных предприятий в новых условиях говорят о том, что у них значительно усилилось мате риальное поощрение водителей и ремонтных рабочих как за счет
•прибыли, так и за счет фонда заработной платы.
Размеры премий рабочим из фонда заработной платы по авто транспортным предприятиям Министерства автомобильного транс порта Казахской ССР за 1965—1972 гг. приведены в табл. 13.
Как видно, сумма премий рабочим, выплаченная из фонда заработной платы в 1972 г., увеличилась по сравнению с 1965 г. более чем в 3 раза, при этом ее удельный вес в общем фонде за работной платы возрос с 3,8% в 1965 г. до 7,5% в 1972 г.
Значительные суммы выданы водителям и ремонтным рабочим из фонда материального поощрения. На премирование рабочих в 1972 г. по всем автотранспортным предприятиям израсходовано 7108 тыс. руб., что составляет 59,7% от суммы фонда материаль ного поощрения, израсходованной на текущее премирование по всем категориям работающих, а с учетом выплат вознаграждений по итогам работы предприятия за год и других видов поощрений
30
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
Г о д ы |
|
Г р . |
5 : |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
П о к а з а т е л ь |
|
1965 |
1967 |
1970 |
1972 |
г р . |
2 |
|
|
|
|
|
||||||
|
1 |
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Сумма |
фактических |
выплат |
|
|
|
|
|
|
|
премий рабочим из фонда за |
6,01 |
8,46 |
15,45 |
18,33 |
3,05 |
||||
работной |
платы, |
млн. |
руб. . |
||||||
Фонд заработной платы ра |
156,45 |
181,12 |
216,74 |
243,50 |
1,56 |
||||
бочих по |
отчету, |
млн. |
руб. . |
||||||
Удельный вес премий в фон |
3,8 |
4,7 |
7,1 |
7,5 |
1,96 |
||||
де заработной платы, % |
. . . |
рабочим в 1972 г. выплачено из фонда материального поощрения 15 104 тыс. руб., или 70% общей суммы фонда. Выплаты рабочим премий из фонда материального поощрения в 1972 г. обеспечили повышение их средней заработной платы на 130 руб.
Практика организации премирования водителей и ремонтных рабочих в новых условиях показала, что большинство предприя тий эффективно используют полученные ими дополнительные воз можности усиления материальных стимулов для улучшения ре зультатов работы предприятий. Однако при разработке систем материального поощрения для рабочих отдельных автотранспорт ных предприятий допускаются серьезные недостатки.
Основным источником премирования рабочих при новой систе ме является фонд заработной платы. Правильный выбор показателёй для премирования способствует ускоренному росту произ водительности труда рабочих. Однако отдельные автотранспорт ные предприятия еще недостаточно используют имеющиеся здесь возможности. Так, в Чимкентском грузовом автотресте за 1972 г. рабочим было выплачено из фонда заработной платы всего 564 тыс. руб., или около 4% к их фонду заработной платы.
Некоторые автотранспортные предприятия недооценивают сти мулирование рабочих из фонда материального поощрения. На пример, в Кустанайском автотранспортном предприятии № 3 в по ложении о премировании из этого фонда было предусмотрено распределение по водителям и ремонтным рабочим соответствую щей части фонда материального поощрения пропорционально суммам премии, полученным из фонда заработной платы. Некото рые предприятия не только мало планируют средства на премиро
вание из фонда материального поощрения, но и в течение года плохо их используют.
По автотранспортным предприятиям Уральского автотреста премии рабочим из фонда материального поощрения за 1972 г.
составили 4,6'% от их заработка, а по Восточно-Казахстанскому автотресту — 4%.
В методических материалах |
для предприятий, |
переведенных |
на новую систему планирования |
и экономического |
стимулирова |
ния, не установлены размеры средств, направляемых из фонда материального поощрения на отдельные виды стимулирования. Поэтому этим в отдельных автотранспортных предприятиях сло жились неправильные соотношения роста премий у рабочих и ин женерно-технических работников. У инженерно-технических ра ботников и служащих произошел значительно больший рост пре мий, чем у рабочих. В типовом 'положении о премировании необ ходимо установить, что премии инженерно-технических работни ков и служащих (в процентах к их окладам) не должны превы шать премий и сдельного приработка рабочих (в процентах- к их тарифному заработку).
Практика показывает также, что необходимы и другие уточ нения в новом типовом положении о премировании. Не целесооб разно премировать работников за один и тот же показатель одно временно из двух источников — из фонда заработной платы и фонда материального поощрения. Поэтому было бы правильным отменить ограничения максимальных размеров премий, выплачи ваемых из фонда заработной платы.
Необходимо полнее использовать стимулирующую роль едино временных поощрений работников, отличившихся при выполнении особо важных производственных заданий. В каждом автотранс портном предприятии в зависимости от специфики производствен ных условий и задач, стоящих перед его коллективом, из средств
фонда материального |
поощрения следует поощрять работников, |
|
проявивших особую |
инициативу при выполнении тех производ |
|
ственных заданий, решение |
которых способствовало выполнению |
|
и перевыполнению |
плана |
по основным технико-экономическим |
показателям деятельности предприятий. Большие резервы по повышению стимулирующих функций материального поощрения имеются в более широком распространении на автотранспортных предприятиях коллективных сдельных систем оплаты труда и кол лективных систем премирования.
Коллективные сдельные системы подразделяются на системы с применением коллективных сдельных расценок и системы опла ты по индивидуальным сдельным расценкам или тарифным ставкам, но в зависимости от коллективных результатов труда.
Коллективные системы премирования имеют две разновидно сти: системы, предусматривающие начисление общей коллектив ной премии бригаде, участку, цеху на основе общего установлен ного для них размера премий с последующим ее распределением между рабочими; системы, по которым премия начисляется каж дому рабочему в установленном размере, но в зависимости от кол лективных результатов груда.
На автотранспортных предприятиях коллективные системы оп латы труда должны вводиться, как правило, при бригадной фор ме организации труда: при работе водителей грузовых автомоби лей в составе комплексных бригад при крупногрупповом методе уборки урожая, перевозке массовых грузов по маркшейдерскому замеру, комбитрейлерной системе перевозки зерна из-под ком-
52