Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

номию материальных затрат, результаты хозяйственной деятель­

ности автоколонны, бригады, цеха,

повышение

качества

транс­

портного обслуживания.

из фонда

заработной

платы

Из данных табл. 12 видно, что

за 1972 г. выплачено 54,8% всех

премий, получаемых водителя­

ми и ремонтными рабочими автотранспортных предприятии Мини­ стерства автомобильного транспорта Казахской ССР. Следова­ тельно, фонд заработной платы пока остается главным источни­ ком премирования рабочих и от того, насколько рационально бу­ дут построены системы премирования из этого источника, зависит в значительной мере повышение эффективности труда самой мно­

гочисленной

категории работников

автомобильного

транспорта.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

 

 

 

Н а ч и с л е н о п р е м и й

 

Н а и м е н о в а н и е

 

м л н . р у б .

% к и т о г у

 

 

 

Водителям из фонда заработной платы .

пла-

12,91

38,6

Ремонтным рабочим из фонда заработной

5,42

■ 16,2

 

 

 

И т о г о

из фонда заработной платы

18,33

54,8

Водителям из фонда материального поощрения

5,08

15,2

Ремонтным

рабочим из фонда материального

2,03

6,1

п о о щ р ен и я ...................................................................

 

 

И т о г о

из фонда материального по -

7,11

21,3

о щ р е н и я ..............................................

 

Выплачено водителям вознаграждений по ито-

6,46

19,3

гам работы за

г о д

 

Выплачено ремонтным рабочим вознагражде­

1,53

4,6

ний по итогам

работы .................................за год

 

И т о г о

вознаграждений . . . .

7,99

23,9

В с е г о ....................................................

 

33,43

100

В передовых автотранспортных предприятиях республики уже накоплен большой опыт разработки и применения рациональных систем материального поощрения.

Путем применения различных систем материального поощре­ ния автотранспортные предприятия стремятся решать задачи по­ вышения качественных показателей использования автомобиль­ ного транспорта, устранять узкие места в работе, стимулировать снижение себестоимости перевозок вследствие более экономного расходования запасных частей, топлива, автомобильных шин и Других материальных ресурсов.

4 -496

49



Большое значение в новых условиях приобрело использование и такого вида материального поощрения, как выплата единовре­ менных поощрений отличившимся работникам за выполнение особо важных производственных заданий. Руководители авто­ транспортных предприятий получили возможность оперативно поощрять работников за их дополнительные усилия в решении неотложных задач. Значительно расширилось стимулирование работников за улучшение коллективных результатов работы от­ дельных автоколонн, цехов, участков.

Если раньше автотранспортные предприятия не имели воз­ можности материально поощрять коллективы своих структурных подразделений, т. е. победителей во внутрихозяйственном социа­ листическом соревновании, и ограничивались лишь их моральным поощрением, то в настоящее'Время во всех автотранспортных предприятиях в сметах использования фонда материального поощрения предусмотрены ассигнования на эти цели.

Известно, каким огромным резервом в повышении эффектив­ ности автомобильного транспорта и снижении транспортных из­ держек народного хозяйства является сокращение порожних про­

бегов подвижного состава. С

целью заинтересовать водителей

в попутной загрузке грузовых

автомобилей установлено мате­

риальное поощрение водителей за сокращение порожних пробегов автомобилей. Водителям, обеспечившим перевозку грузов в попут­ ном направлении, оплата за эту перевозку осуществляется по дей­ ствующим расценкам с увеличением до 25%, а водителям, для которых установлена повременная оплата труда, производится до­ плата к месячному заработку в размере, определенном соответ­ ственно выполненному объему работ, исходя из действующих сдельных расценок с повышением до 25%. Конкретные размеры доплат устанавливают руководители автотранспортных предприя­ тий по согласованию с поофсоюзной организацией.

Результаты работы автотранспортных предприятий в новых условиях говорят о том, что у них значительно усилилось мате­ риальное поощрение водителей и ремонтных рабочих как за счет

•прибыли, так и за счет фонда заработной платы.

Размеры премий рабочим из фонда заработной платы по авто­ транспортным предприятиям Министерства автомобильного транс­ порта Казахской ССР за 1965—1972 гг. приведены в табл. 13.

Как видно, сумма премий рабочим, выплаченная из фонда заработной платы в 1972 г., увеличилась по сравнению с 1965 г. более чем в 3 раза, при этом ее удельный вес в общем фонде за­ работной платы возрос с 3,8% в 1965 г. до 7,5% в 1972 г.

Значительные суммы выданы водителям и ремонтным рабочим из фонда материального поощрения. На премирование рабочих в 1972 г. по всем автотранспортным предприятиям израсходовано 7108 тыс. руб., что составляет 59,7% от суммы фонда материаль­ ного поощрения, израсходованной на текущее премирование по всем категориям работающих, а с учетом выплат вознаграждений по итогам работы предприятия за год и других видов поощрений

30


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

 

 

 

 

 

 

Г о д ы

 

Г р .

5 :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о к а з а т е л ь

 

1965

1967

1970

1972

г р .

2

 

 

 

 

 

1

 

 

2

3

4

5

6

 

Сумма

фактических

выплат

 

 

 

 

 

 

премий рабочим из фонда за­

6,01

8,46

15,45

18,33

3,05

работной

платы,

млн.

руб. .

Фонд заработной платы ра­

156,45

181,12

216,74

243,50

1,56

бочих по

отчету,

млн.

руб. .

Удельный вес премий в фон­

3,8

4,7

7,1

7,5

1,96

де заработной платы, %

. . .

рабочим в 1972 г. выплачено из фонда материального поощрения 15 104 тыс. руб., или 70% общей суммы фонда. Выплаты рабочим премий из фонда материального поощрения в 1972 г. обеспечили повышение их средней заработной платы на 130 руб.

Практика организации премирования водителей и ремонтных рабочих в новых условиях показала, что большинство предприя­ тий эффективно используют полученные ими дополнительные воз­ можности усиления материальных стимулов для улучшения ре­ зультатов работы предприятий. Однако при разработке систем материального поощрения для рабочих отдельных автотранспорт­ ных предприятий допускаются серьезные недостатки.

Основным источником премирования рабочих при новой систе­ ме является фонд заработной платы. Правильный выбор показателёй для премирования способствует ускоренному росту произ­ водительности труда рабочих. Однако отдельные автотранспорт­ ные предприятия еще недостаточно используют имеющиеся здесь возможности. Так, в Чимкентском грузовом автотресте за 1972 г. рабочим было выплачено из фонда заработной платы всего 564 тыс. руб., или около 4% к их фонду заработной платы.

Некоторые автотранспортные предприятия недооценивают сти­ мулирование рабочих из фонда материального поощрения. На­ пример, в Кустанайском автотранспортном предприятии № 3 в по­ ложении о премировании из этого фонда было предусмотрено распределение по водителям и ремонтным рабочим соответствую­ щей части фонда материального поощрения пропорционально суммам премии, полученным из фонда заработной платы. Некото­ рые предприятия не только мало планируют средства на премиро­

вание из фонда материального поощрения, но и в течение года плохо их используют.

По автотранспортным предприятиям Уральского автотреста премии рабочим из фонда материального поощрения за 1972 г.

составили 4,6'% от их заработка, а по Восточно-Казахстанскому автотресту — 4%.

В методических материалах

для предприятий,

переведенных

на новую систему планирования

и экономического

стимулирова­


ния, не установлены размеры средств, направляемых из фонда материального поощрения на отдельные виды стимулирования. Поэтому этим в отдельных автотранспортных предприятиях сло­ жились неправильные соотношения роста премий у рабочих и ин­ женерно-технических работников. У инженерно-технических ра­ ботников и служащих произошел значительно больший рост пре­ мий, чем у рабочих. В типовом 'положении о премировании необ­ ходимо установить, что премии инженерно-технических работни­ ков и служащих (в процентах к их окладам) не должны превы­ шать премий и сдельного приработка рабочих (в процентах- к их тарифному заработку).

Практика показывает также, что необходимы и другие уточ­ нения в новом типовом положении о премировании. Не целесооб­ разно премировать работников за один и тот же показатель одно­ временно из двух источников — из фонда заработной платы и фонда материального поощрения. Поэтому было бы правильным отменить ограничения максимальных размеров премий, выплачи­ ваемых из фонда заработной платы.

Необходимо полнее использовать стимулирующую роль едино­ временных поощрений работников, отличившихся при выполнении особо важных производственных заданий. В каждом автотранс­ портном предприятии в зависимости от специфики производствен­ ных условий и задач, стоящих перед его коллективом, из средств

фонда материального

поощрения следует поощрять работников,

проявивших особую

инициативу при выполнении тех производ­

ственных заданий, решение

которых способствовало выполнению

и перевыполнению

плана

по основным технико-экономическим

показателям деятельности предприятий. Большие резервы по повышению стимулирующих функций материального поощрения имеются в более широком распространении на автотранспортных предприятиях коллективных сдельных систем оплаты труда и кол­ лективных систем премирования.

Коллективные сдельные системы подразделяются на системы с применением коллективных сдельных расценок и системы опла­ ты по индивидуальным сдельным расценкам или тарифным ставкам, но в зависимости от коллективных результатов труда.

Коллективные системы премирования имеют две разновидно­ сти: системы, предусматривающие начисление общей коллектив­ ной премии бригаде, участку, цеху на основе общего установлен­ ного для них размера премий с последующим ее распределением между рабочими; системы, по которым премия начисляется каж­ дому рабочему в установленном размере, но в зависимости от кол­ лективных результатов груда.

На автотранспортных предприятиях коллективные системы оп­ латы труда должны вводиться, как правило, при бригадной фор­ ме организации труда: при работе водителей грузовых автомоби­ лей в составе комплексных бригад при крупногрупповом методе уборки урожая, перевозке массовых грузов по маркшейдерскому замеру, комбитрейлерной системе перевозки зерна из-под ком-

52