Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Премирование за выполнение отдельных важных работ должно быть гибким, подвижным, а не исходить из показателей и уеловий, установленных заранее на длительный период.
Поэтому нельзя, чтобы каждое предприятие имело конкретное положение на целый год о поощрении работников за выполнение особо важных производственных заданий с определением полного перечня работ, а также размера премирования. Невозможно зара нее предусмотреть все производственные ситуации, с которым предприятие может сталкиваться в процессе своей деятельности. Кроме того, если показатели и условия премирования будут уста новлены заранее на год, премии за выполнение особо важных производственных заданий превратятся в одну из разновидностей премиальной системы оплаты труда.
Сказанное, однако, не означает, что предприятие не должно регламентировать выплату данного вида премий. Такая регламен тация в известной мере просто необходима. По крайней мере ра ботники, которым поручено особо важное производственное зада ние, должны быть до начала их выполнения извещены, за что именно, при каких условиях, и в каком размере будет выплачи ваться данный вид поощрения.
Когда говорится об особой важности производственного зада ния, имеется в виду исключительность порученной работы, а от нюдь не выполнение повседневных обязанностей. Обычно это ра боты, требующие повышенного качества при их выполнении, или работы, по которым определяющим является срок их завершения. Для выполнения таких работ исполнителям приходится при лагать дополнительные условия, трудиться в более сложных условиях.
Особо важные задания на автомобильном транспорте обычно связаны с внедрением прогрессивных форм и методов организа ции транспортного процесса, своевременной и качественной подго товкой автомобилей к массовым перевозкам сельскохозяйствен ной продукции, осуществлением срочных перевозок грузов в осо бо тяжелых дорожных и климатических условиях, освоением но вых видов подвижного состава и оборудования, устранением
последствий различных аварий |
и неисправностей оборудования |
и т. п. |
|
Единовременное поощрение |
может дать большой эффект в |
улучшении использования подвижного состава, в частности при стимулировании работы водителей на устаревшем подвижном составе. Для этого следует больше поощрять водителей, добива ющихся хороших показателей при работе на автомобилях ГАЗ-51,
КАЗ-606, ЗИЛ-585, Урал-355.
Как показывает опыт, на единовременное поощрение отличив шихся npji выполнении особо важных заданий направляется в среднем 5—10% средств фонда материального поощрения. При умелом и правильном использовании эти средства могут оказать
большое стимулирующее воздействие на результаты работы пред приятий.
58
6. Вознаграждение работников за общие годовые итоги работы
Для повышения заинтересованности каждого работника в вы полнении предприятиями годовых планов по объему перевозок, прибыли и рентабельности в автотранспортных предприятиях, пе реведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, введена выплата вознаграждений раоочим, руко водящим, инженерно-техническим работникам и служащим за
общие годовые итоги работы предприятий.
Этот вид материального поощрения должен заинтересовать всех работников, в каком бы структурном подразделении они ни работали, в улучшении коллективных результатов работы авто транспортного предприятия и прежде всего в улучшении тех пока зателей, от выполнения и перевыполнения которых зависят раз меры фондов материального поощрения и возможности выделе ния достаточных средств на выплату вознаграждений по итогам года. Таким образом, в нем находит яркое воплощение единство индивидуальных и коллективных интересов труженика производ ства. повышение заинтересованности всех категорий работников в повышении эффективности производства.
Вознаграждение по годовым результатам работы принципи ально отличается от премирования работников. Поэтому непра вильно, когда данное вознаграждение называют либо просто го довой премией, либо относят к разновидностям систем пре мирования.
Текущее премирование рабочих, инженерно-технических работ ников и служащих, единовременное поощрение отличившихся ра ботников за выполнение особо важных производственных зада нии, поощрение'победителей во внутрихозяйственном социалисти ческом соревновании призваны укреплять как коллективную ма териальную, так и материальную заинтересованность каждого работника в улучшении показателей работы, в развитии инициа тивы при решении задач, стоящих перед каждым работником и перед коллективом участка, цеха, автоколонны, службы.
Цель и задача вознаграждения работников за общие годовые результаты работы автотранспортных предприятий значительно шире. Благодаря введению этого вида поощрения создана прямая заинтересованность каждого работника в улучшении результатов работы предприятия в целом. И они, чувствуя себя равноправны ми участниками производства, стремятся внести свой вклад в вы полнение и перевыполнение показателей по объему перевозок, прибыли и рентабельности. Кроме того, введение вознаграждения
за годовые результаты работы направлено на снижение текучести кадров.
Вознаграждение за общие результаты работы автотранспорт ного предприятия выплачивается работникам из фонда материаль ного поощрения. За 1972 г. автотранспортные предприятия выде лили на выплату этого вознаграждения 9242 тыс. руб., или 42,8%
59
всех выплат из фонда материального поощрения. Это свидетель ствует о том большом значении, которое придается в автотранс портных предприятиях данному виду коллективного стимулиро вания. Предприятия получили возможность выделить столь зна чительные средства на выплату вознаграждения по итогам года еще и потому, что на эти цели, кроме предназначенных по смете средств, могут быть направлены свободные остатки средств, не израсходованные по другим статьям сметы использования фонда
материального поощрения.
Вознаграждение в полном размере, предусмотренном сметой, может быть выплачено коллективу только при условии выполне
ния предприятием годовых плановых заданий по прибыли |
(или |
|||
доходам) и |
расчетной рентабельности. При невыполнении |
годо |
||
вого плана |
по |
этим показателям вознаграждение |
выплачивается |
|
в пониженном |
(против предусмотренного планом) |
размере |
в пре |
делах фонда материального поощрения, начисленного нарастаю
щим итогом с начала года, и за вычетом тех |
выплат, которые |
были произведены в течение года по другим |
направлениям ис |
пользования фонда. |
|
В случае перевыполнения фондообразующих показателей ав тотранспортному предприятию дополнительно начисляется фонд материального поощрения, значительная часть которого может быть направлена на выплату вознаграждения по годовым ито гам работы.
Выплата работникам вознаграждения за общие результаты работы предприятия по итогам за год производится в соответ ствии с полученной ими заработной платой с учетом продолжи тельности непрерывного стажа работы на данном предприятии.
Руководителям автотранспортных предприятий |
предоставлено |
||
право |
по |
согласованию с профсоюзной организацией увеличи |
|
вать |
или |
уменьшать работникам размеры этого |
вознаграждения |
в зависимости от результатов их работы.
Все вопросы, начиная с определения размера средств, выде ляемых на эти цели, и кончая определением конкретных размеров вознаграждения, которые должны быть получены отдельными работниками, решаются на каждом предприятий самостоятельно. Чтобы данный вид поощрения сыграл положительную роль в по вышении эффективности производства, его размер должен быть весомым. Поэтому в среднем на одного работника, как правило, предусматриваются по автотранспортным предприятиям возна граждения в размере 8—10-дневного заработка. Фактически за 1972 г. они составили в среднем 61 руб. на каждого работающего, или размер 10-дневного заработка.
Некоторые автотранспортные предприятия для большего уси ления стимулирующей роли вознаграждений по итогам года ис пользовали права на перераспределение средств между поощри тельными фондами, перечисляли до 20% средств фонда социаль
но-культурных мероприятий и жилищного строительства в фонд материального поощрения.
60
В большинстве автотранспортных предприятий право на полу чение вознаграждения по годовым результатам работы предоста вили всем работникам, проработавшим на предприятии в течение одного года. И это надо считать правильным. Ведь годовые ре зультаты работы автотранспортного предприятия — итог совме стных усилий всего коллектива, работающего в течение года. По этому нельзя одобрить практику тех автотранспортных предприя тий, которые установили право на вознаграждение только при на личии двухили трехлетнего стажа работы на данном предприя тии. Было бы целесообразным при годовом стаже работы выпла чивать 40—60% среднего размера вознаграждения, а остальную часть направлять на стимулирование продолжительности стажа
работы.
Вавтотранспортных предприятиях, организованных 7—10 лет назад, количество групп для дифференциации размера должно быть не более трех-четырех с разницей между минимальным и максимальным размерами вознаграждения не более 3 раз.
Вавтотранспортных предприятиях, организованных 15—20 лег назад, дифференциация размеров вознаграждения в зависимости от стажа должна быть большей с целью поощрения тех работни
ков, которые добросовестно трудятся на данном предприятии в течение 15—20 лет. Но и в этих случаях разница между разме рами вознаграждений, установленными при наличии максималь ного и минимального стажа, не должна превышать 4 раз. Иначе это вознаграждение может превратиться в поощрение длительной непрерывной работы в автотранспортном предприятии независимо от ее результатов.
Однако на некоторых автотранспортных предприятиях на сти мулирование непрерывного стажа работы направляется основная часть средств, предназначенных для вознаграждения по итогам года, в результате чего между минимальными и максимальными размерами имеются большие различия. Так, в Алма-Атинской ав токолонне № 2574 минимальный размер выплаченного вознаграж дения в 19,71 г. составил 28 руб., а максимальный — 278 руб., т. е. в Ю раз больше.
Подобное положение сложилось отчасти потому, что на авто транспортных предприятиях недостаточно организована работа по более точному определению вклада каждого работника в об щие результаты работы. Необходимо более широко пользоваться такими мерами степени участия работников в улучшении общих результатов работы, как оценка выполнения им,и своих планов, плановых заданий, норм выработки и т. д. Было бы целесообраз ным установить порядок, при котором невыполнение этих показа
телей (в среднем за год) должно лишать права на получение вознаграждения.
Выплата годового вознаграждения ни в коем случае не долж на быть уравнительной. Она должна усилить действие элементов организации системы заработной платы, стимулирующих количе
6: