Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Премирование за выполнение отдельных важных работ должно быть гибким, подвижным, а не исходить из показателей и уеловий, установленных заранее на длительный период.

Поэтому нельзя, чтобы каждое предприятие имело конкретное положение на целый год о поощрении работников за выполнение особо важных производственных заданий с определением полного перечня работ, а также размера премирования. Невозможно зара­ нее предусмотреть все производственные ситуации, с которым предприятие может сталкиваться в процессе своей деятельности. Кроме того, если показатели и условия премирования будут уста­ новлены заранее на год, премии за выполнение особо важных производственных заданий превратятся в одну из разновидностей премиальной системы оплаты труда.

Сказанное, однако, не означает, что предприятие не должно регламентировать выплату данного вида премий. Такая регламен­ тация в известной мере просто необходима. По крайней мере ра­ ботники, которым поручено особо важное производственное зада­ ние, должны быть до начала их выполнения извещены, за что именно, при каких условиях, и в каком размере будет выплачи­ ваться данный вид поощрения.

Когда говорится об особой важности производственного зада­ ния, имеется в виду исключительность порученной работы, а от­ нюдь не выполнение повседневных обязанностей. Обычно это ра­ боты, требующие повышенного качества при их выполнении, или работы, по которым определяющим является срок их завершения. Для выполнения таких работ исполнителям приходится при­ лагать дополнительные условия, трудиться в более сложных условиях.

Особо важные задания на автомобильном транспорте обычно связаны с внедрением прогрессивных форм и методов организа­ ции транспортного процесса, своевременной и качественной подго­ товкой автомобилей к массовым перевозкам сельскохозяйствен­ ной продукции, осуществлением срочных перевозок грузов в осо­ бо тяжелых дорожных и климатических условиях, освоением но­ вых видов подвижного состава и оборудования, устранением

последствий различных аварий

и неисправностей оборудования

и т. п.

 

Единовременное поощрение

может дать большой эффект в

улучшении использования подвижного состава, в частности при стимулировании работы водителей на устаревшем подвижном составе. Для этого следует больше поощрять водителей, добива­ ющихся хороших показателей при работе на автомобилях ГАЗ-51,

КАЗ-606, ЗИЛ-585, Урал-355.

Как показывает опыт, на единовременное поощрение отличив­ шихся npji выполнении особо важных заданий направляется в среднем 5—10% средств фонда материального поощрения. При умелом и правильном использовании эти средства могут оказать

большое стимулирующее воздействие на результаты работы пред­ приятий.

58


6. Вознаграждение работников за общие годовые итоги работы

Для повышения заинтересованности каждого работника в вы­ полнении предприятиями годовых планов по объему перевозок, прибыли и рентабельности в автотранспортных предприятиях, пе­ реведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, введена выплата вознаграждений раоочим, руко­ водящим, инженерно-техническим работникам и служащим за

общие годовые итоги работы предприятий.

Этот вид материального поощрения должен заинтересовать всех работников, в каком бы структурном подразделении они ни работали, в улучшении коллективных результатов работы авто­ транспортного предприятия и прежде всего в улучшении тех пока­ зателей, от выполнения и перевыполнения которых зависят раз­ меры фондов материального поощрения и возможности выделе­ ния достаточных средств на выплату вознаграждений по итогам года. Таким образом, в нем находит яркое воплощение единство индивидуальных и коллективных интересов труженика производ­ ства. повышение заинтересованности всех категорий работников в повышении эффективности производства.

Вознаграждение по годовым результатам работы принципи­ ально отличается от премирования работников. Поэтому непра­ вильно, когда данное вознаграждение называют либо просто го­ довой премией, либо относят к разновидностям систем пре­ мирования.

Текущее премирование рабочих, инженерно-технических работ­ ников и служащих, единовременное поощрение отличившихся ра­ ботников за выполнение особо важных производственных зада­ нии, поощрение'победителей во внутрихозяйственном социалисти­ ческом соревновании призваны укреплять как коллективную ма­ териальную, так и материальную заинтересованность каждого работника в улучшении показателей работы, в развитии инициа­ тивы при решении задач, стоящих перед каждым работником и перед коллективом участка, цеха, автоколонны, службы.

Цель и задача вознаграждения работников за общие годовые результаты работы автотранспортных предприятий значительно шире. Благодаря введению этого вида поощрения создана прямая заинтересованность каждого работника в улучшении результатов работы предприятия в целом. И они, чувствуя себя равноправны­ ми участниками производства, стремятся внести свой вклад в вы­ полнение и перевыполнение показателей по объему перевозок, прибыли и рентабельности. Кроме того, введение вознаграждения

за годовые результаты работы направлено на снижение текучести кадров.

Вознаграждение за общие результаты работы автотранспорт­ ного предприятия выплачивается работникам из фонда материаль­ ного поощрения. За 1972 г. автотранспортные предприятия выде­ лили на выплату этого вознаграждения 9242 тыс. руб., или 42,8%

59



всех выплат из фонда материального поощрения. Это свидетель­ ствует о том большом значении, которое придается в автотранс­ портных предприятиях данному виду коллективного стимулиро­ вания. Предприятия получили возможность выделить столь зна­ чительные средства на выплату вознаграждения по итогам года еще и потому, что на эти цели, кроме предназначенных по смете средств, могут быть направлены свободные остатки средств, не израсходованные по другим статьям сметы использования фонда

материального поощрения.

Вознаграждение в полном размере, предусмотренном сметой, может быть выплачено коллективу только при условии выполне­

ния предприятием годовых плановых заданий по прибыли

(или

доходам) и

расчетной рентабельности. При невыполнении

годо­

вого плана

по

этим показателям вознаграждение

выплачивается

в пониженном

(против предусмотренного планом)

размере

в пре­

делах фонда материального поощрения, начисленного нарастаю­

щим итогом с начала года, и за вычетом тех

выплат, которые

были произведены в течение года по другим

направлениям ис­

пользования фонда.

 

В случае перевыполнения фондообразующих показателей ав­ тотранспортному предприятию дополнительно начисляется фонд материального поощрения, значительная часть которого может быть направлена на выплату вознаграждения по годовым ито­ гам работы.

Выплата работникам вознаграждения за общие результаты работы предприятия по итогам за год производится в соответ­ ствии с полученной ими заработной платой с учетом продолжи­ тельности непрерывного стажа работы на данном предприятии.

Руководителям автотранспортных предприятий

предоставлено

право

по

согласованию с профсоюзной организацией увеличи­

вать

или

уменьшать работникам размеры этого

вознаграждения

в зависимости от результатов их работы.

Все вопросы, начиная с определения размера средств, выде­ ляемых на эти цели, и кончая определением конкретных размеров вознаграждения, которые должны быть получены отдельными работниками, решаются на каждом предприятий самостоятельно. Чтобы данный вид поощрения сыграл положительную роль в по­ вышении эффективности производства, его размер должен быть весомым. Поэтому в среднем на одного работника, как правило, предусматриваются по автотранспортным предприятиям возна­ граждения в размере 8—10-дневного заработка. Фактически за 1972 г. они составили в среднем 61 руб. на каждого работающего, или размер 10-дневного заработка.

Некоторые автотранспортные предприятия для большего уси­ ления стимулирующей роли вознаграждений по итогам года ис­ пользовали права на перераспределение средств между поощри­ тельными фондами, перечисляли до 20% средств фонда социаль­

но-культурных мероприятий и жилищного строительства в фонд материального поощрения.

60


В большинстве автотранспортных предприятий право на полу­ чение вознаграждения по годовым результатам работы предоста­ вили всем работникам, проработавшим на предприятии в течение одного года. И это надо считать правильным. Ведь годовые ре­ зультаты работы автотранспортного предприятия — итог совме­ стных усилий всего коллектива, работающего в течение года. По­ этому нельзя одобрить практику тех автотранспортных предприя­ тий, которые установили право на вознаграждение только при на­ личии двухили трехлетнего стажа работы на данном предприя­ тии. Было бы целесообразным при годовом стаже работы выпла­ чивать 40—60% среднего размера вознаграждения, а остальную часть направлять на стимулирование продолжительности стажа

работы.

Вавтотранспортных предприятиях, организованных 7—10 лет назад, количество групп для дифференциации размера должно быть не более трех-четырех с разницей между минимальным и максимальным размерами вознаграждения не более 3 раз.

Вавтотранспортных предприятиях, организованных 15—20 лег назад, дифференциация размеров вознаграждения в зависимости от стажа должна быть большей с целью поощрения тех работни­

ков, которые добросовестно трудятся на данном предприятии в течение 15—20 лет. Но и в этих случаях разница между разме­ рами вознаграждений, установленными при наличии максималь­ ного и минимального стажа, не должна превышать 4 раз. Иначе это вознаграждение может превратиться в поощрение длительной непрерывной работы в автотранспортном предприятии независимо от ее результатов.

Однако на некоторых автотранспортных предприятиях на сти­ мулирование непрерывного стажа работы направляется основная часть средств, предназначенных для вознаграждения по итогам года, в результате чего между минимальными и максимальными размерами имеются большие различия. Так, в Алма-Атинской ав­ токолонне № 2574 минимальный размер выплаченного вознаграж­ дения в 19,71 г. составил 28 руб., а максимальный — 278 руб., т. е. в Ю раз больше.

Подобное положение сложилось отчасти потому, что на авто­ транспортных предприятиях недостаточно организована работа по более точному определению вклада каждого работника в об­ щие результаты работы. Необходимо более широко пользоваться такими мерами степени участия работников в улучшении общих результатов работы, как оценка выполнения им,и своих планов, плановых заданий, норм выработки и т. д. Было бы целесообраз­ ным установить порядок, при котором невыполнение этих показа­

телей (в среднем за год) должно лишать права на получение вознаграждения.

Выплата годового вознаграждения ни в коем случае не долж­ на быть уравнительной. Она должна усилить действие элементов организации системы заработной платы, стимулирующих количе­

6: