Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ство и качество труда, способствовать дальнейшему росту произ­ водительности труда и снижение текучести кадров.

В практике организации выплат по итогам работы за год на автотранспортных предприятиях были и другие нарушения. Так, в Рудненском автобусном парке вследствие невыполнения теку­ щих планов инженерно-технические работники и служащие в те­ чение года не получали премий из фонда материального поощре­ ния. Однако сэкономленная в связи с этим сумма была направ­ лена на выплату вознаграждения по итогам года только инже­ нерно-техническим работникам и служащим. Поэтому размер го­ дового вознаграждения у последних превысил размер вознаграж­

дения рабочих в 2—3 раза.

В Павлодарском таксомоторном парке при плане 1,4 тыс. руб., предусмотренном на вознаграждение инженерно-технических ра­ ботников и служащих по годовым результатам работы, было на­ правлено 5,3 тыс. руб. за счет соответствующего уменьшения сум­ мы вознаграждения по рабочим. Необходимо в типовом положе­ нии о премировании четко определить, что дополнительные суммы фонда материального поощрения, предназначенные на выплату вознаграждений по итогам года, должны быть распределены между категориями работников в тех же пропорциях, в каких распределены плановые суммы фонда.

7.Премирование работников аппаратов автотрестов

Спереходом на новую систему планирования и экономиче­ ского стимулирования органов управления значительно возросла роль материального поощрения руководящих, инженерно-техниче­ ских работников и служащих аппаратов автотрестов и управле­

ний, а также всех работников подведомственных предприятий

в вопросах обеспечения постоянного повышения

эффективности

работы автомобильного транспорта.

 

 

Производственные

автотресты (автоуправления) с переводом

на работу по-новому

создают

централизованные

фонды

мате­

риального поощрения,

средства

которых используются: 1)

на об­

разование фонда материального поощрения аппарата автотреста (автоуправления); 2) на единовременное поощрение коллективов работников подведомственных предприятий и организаций за вы­ полнение заданий, имеющих важное значение для автотрестов в целом; 3) на премирование победителей в социалистическом со­ ревновании по автотресту; 4) для пополнения фондов поощрения подведомственных предприятий в тех случаях, когда показатели работы предприятий временно ухудшаются в связи с освоением новой техники, реконструкций производства или капитальным ре­ монтом основных производственных объектов.

Второе, третье и четвертое направления в расходовании цен­ трализованного фонда материального поощрения идут на преми­ рование рабочих, инженерно-технических работников и служащих подведомственных предприятий дополнительно к тем премиям,

62


поощрениям и вознаграждениям, которые получают они из соб­

ственных фондов материального поощрения.

Министерство автомобильного транспорта Казахской ССР раз­ работало и утвердило «Временное положение о премировании ру­ ководящих работников управлений, трестов и объединений». В соответствии с этим положением руководящие работники и ра­ ботники аппарата управления грузовых и смешанных автотрестов премируются за выполнение и перевыполнение плана по прибыли и за выполнение и перевыполнение планового уровня расчетной рентабельности, а пассажирских автотрестов и производственного управления «Казтрансэкспедиция» — за выполнение и перевыпол­ нение плана по доходам и выполнение и превышение планового уровня расчетной рентабельности.

При этом установлено, что руководящим работникам и работ­ никам аппарата управления грузовых и смешанных автотрестов премии выплачиваются при соблюдении следующих условий: вы­ полнение плана грузовых перевозок в тоннах и тонно-километрах в целом, в том числе в тоннах для предприятий и организаций министерств и ведомств — грузодателей по перечню, утвержден­ ному Министерством автомобильного транспорта Казахской ССР.

При

этом

министерство

может

решать вопрос

о премировании

указанных

работников в

случаях

невыполнения

плана перевозок

в отчетном месяце

(квартале), если эти перевозки были выполне­

ны

в предыдущем периоде или

сняты по требованию клиента,

подтвержденному

вышестоящей

организацией

в установленном

порядке; опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.

Обязательным условием премирования работников пассажир­ ских автотрестов является выполнение плана пассажирских пере­ возок в пассажиро-километрах (по автобусам) и платным кило­ метрам (по автомобилям-такси), а также выполнение плана вы­ пуска автобусов и автомобилей-такси на линию.

Руководящие работники аппарата автотрестов и управлений премируются по результатам работы за месяц, при этом показа­ тели премирования учитываются нарастающим итогом в пределах квартала. Премии за перевыполнение показателей премирования выплачиваются по результатам работы за квартал.

Размеры премий за выполнение и перевыполнение показате­ лей премирования руководящим работникам автотрестов устанав­ ливает министерство по согласованию с республиканским комите­

том профсоюза, а остальным

работникам — руководители

этих

организаций по согласованию

с местными комитетами

проф­

союза.

 

 

Для руководящих работников автотрестов и управлений наря­ ду с обязательными условиями премирования, при невыполнении которых премии не выплачиваются, министерством установлен перечень производственных упущений, за которые работники мо­ гут лишаться премий частично или полностью. Так, например, для управляющих грузовыми и смешанными автотрестами в перечень

63


производственных упущений включены следующие показатели: невыполнение плана по повышению производительности труда; производственный травматизм и дорожно-транспортные происше­ ствия, допущенные по вине работников подведомственных пред­ приятий; дебиторская задолженность сверх установленного пре­ дельного размера; невыполнение плана по отдельным подведом­ ственным автотранспортным предприятиям.

Аналогичные перечни установлены для всех руководящих ра­ ботников автотрестов и управлений. Следует отметить, что за пять лет работы аппаратов автотрестов по новой системе планирования временное положение о премировании руководящих работников переутверждалось министерством 3 раза — изменялись обяза­ тельные и дополнительные условия, уточнялись перечни производ­ ственных упущений. Изучение опыта организации материального поощрения работников среднего звена подтверждает необходи­ мость в дальнейшем совершенствовании этого одного из важней­ ших экономических рычагов повышения эффективности работы автомобильного транспорта.

8.Формы и методы использования моральных стимулов к труду

Моральные стимулы — это идейные побуждения людей отно­ ситься к своему труду как к долгу перед коллективом и обще­ ством. Существование моральных стимулов свидетельствует о глу­ боких изменениях в общественном сознании людей, которые про­ изошли в нашей стране с построением социализма.

Правильное использование моральных стимулов к труду ук­ репляет отношения коллективизма между людьми, усиливает их заинтересованность в лучших результатах работы своего пред­ приятия и общественного производства в целом, обеспечивает по­ вышение инициативы и активности трудящихся.

Материальные и моральные стимулы не исключают, а допол­ няют друг друга. Задача сводится к тому, чтобы найти правиль­ ные формы и методы их органического сочетания и взаимодей­ ствия. Это возможно в том случае, если все хозяйственные вопро­ сы будут решаться с позиций интересов общества, коллектива и личности.

Коммунистическая партия проводит последовательную полити­ ку, направленную на усиление моральных стимулов, укрепление трудовой дисциплины, воспитания отношения к труду как к пат­ риотическому долгу, личной ответственности каждого работника за положение дел на производстве.

Экономическая реформа создала благоприятные возможности для воспитания трудящихся в духе коммунистического отношения к труду. Она усиливает как материальную, так и моральную за­ интересованность работников в наиболее полном использовании резервов производства, создает необходимые условия для укреп-


ления трудовой дисциплины и организованности рабочих, разви­ тия у них чувства хозяина своей страны.

Продуманная организация морального стимулирования — не менее важпая и сложная задача, чем организация материального стимулирования. Кроме того, материальное поощрение работни­ ков не дает желаемого эффекта без его умелого сочетания с раз­ личными формами морального стимулирования.

Моральное поощрение в отличие от материального служит не только оценкой прошлых трудовых заслуг, но и обязывает в будущем.

Система морального стимулирования включает такие формы, как привлечение трудящихся к управлению производством, орга­ низация социалистического соревнования, установление четкой си­ стемы моральных поощрений и наград, укрепление и развитие социалистических взаимоотношений в коллективе, создание нор­ мальных условий труда и отдыха. В использовании моральных стимулоз к труду важнейшая роль принадлежит личному мораль­ ному стимулированию отдельных работников.

Форм морального поощрения отличившихся работников много. Наиболее важные формы моральных стимулов закреплены совет­ ским законодательством. Так, Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка предусмотрены такие виды поощрений, как благодарность, награждение Почетной грамотой, занесение имени отличизшегося работника в книгу Почета или на доску Почета, присвоение звания лучшего рабочего по профессии, ударника ком­ мунистического труда. Добиршиеся особо выдающихся достиже­ ний в труде награждаются орденами и медалями Советского Союза.

Поощрения работников применяются администрацией совмест­ но или по согласованию с комитетом профсоюза. При этом адми­ нистрация должна согласовывать с месткомом не только круг поощряемых работников, но и конкретные меры поощрения. До­ пускается соединение нескольких мер поощрения. Например, ра­ ботнику может быть объявлена благодарность и одновременно он может быть награжден ценным подарком. Официальные формы поощрения объявляются в приказе, в котором указывается, за какие именно успехи поощряется работник и конкретная мера поощрения. Вручать награды и объявлять поощрения по итогам соревнования должны на общих собраниях коллектива. Все поощрения, связанные с работой, заносятся в трудовую книжку. Важной формой морального поощрения является выдвижение до­ стойных работников в различные выборные органы управления и общественные организации.

В последнее время на предприятиях автомобильного транспор­ та зарождаются и расширяются новые виды внутриколлективного морального стимулирования. На некоторых предприятиях заведен своеобразный ритуал приема на работу. С вновь поступающим проводят беседы, рассказывают о предприятии, его традициях, хороших людях, их трудовых успехах. Затем ему вручают «Па-

5—496

65


мятку для поступающего на работу в автотранспортное предприя­ тие», в которой содержатся данные о развитии автомобильного транспорта, его роли и месте в народном хозяйстве страны. В па­ мятке изложены требования к членам коллектива данного пред­

приятия.

На большинстве автотранспортных предприятий организуются коллективные чествования юбиляров, проводы на пенсию, широко популяризуются достижения лучших производственников.

Для усиления морального стимулирования творческой актив­ ности трудящихся в 1970 г. в ряде республик учреждено почетное звание Заслуженный работник транспорта, которое присваивает­ ся рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, безупречно проработавшим на транспорте не менее 10 лет и на основе внедрения в производство достижений науки, новой техни­ ки и передовых методов труда добившимся высокопроизводи­ тельного использования подвижного состава, оборудования, высо­ ких показателей в выполнении производственных заданий и при­ нимавшим активное участие в общественной жизни.

Лучших производственных результатов всегда добиваются те автотранспортные предприятия, которые умело используют раз­ личные формы морального стимулирования. Методы и формы мо­ рального стимулирования должны соответствовать тем задачам, которые будут решены при помощи такого стимулирования.

Для более четкой характеристики содержания факторов мо­ рального стимулирования необходимо дать их классификацию по следующим признакам.

1. По о х в а т у

с о ц и а л ь н ы х о б ъ

е к т о в : личное (все

формы морального

поощрения отдельных

работников); коллек­

тивное (сюда можно отнести присуждение первых мест в респуб­ ликанском социалистическом соревновании, вручение красных знамен, награждение предприятий орденами СССР, занесение предприятий на городскую, областную или ведомственную доску Почета, проведение различного рода конкурсов-смотров и т. д.); профессиональное (сюда можно отнести различные меры по раз­ витию чувства гордости за свою профессию и усилению ее при­ влекательности) .

По мере развития общества меняются интересы людей. С тех­ ническим прогрессом в народном хозяйстве все большее значение в выборе той или иной профессии приобретает творческое начало людей. Для многих категорий работников первостепенное значе­ ние имеет не заработная плата, а общественная значимость тру­ да, смысл и содержание выполняемой работы. Для трудящихся совершенно не безралично, какую работу они выполняют и ради чего. Труд не только обязанность, но и процесс утверждения в общественной жизни творческих возможностей личности.

2. П о ш и р о т е п р и з н а н и я о б щ е с т в е н н о й п о л е з ­

н о с т и т р у д о в о г о

в к л а д а .

Моральное

стимулирование

всегда должно от кого-то

исходить.

Так, старший

по возрасту,

должности, опыту может применять меры морального воздействия

66