Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ство и качество труда, способствовать дальнейшему росту произ водительности труда и снижение текучести кадров.
В практике организации выплат по итогам работы за год на автотранспортных предприятиях были и другие нарушения. Так, в Рудненском автобусном парке вследствие невыполнения теку щих планов инженерно-технические работники и служащие в те чение года не получали премий из фонда материального поощре ния. Однако сэкономленная в связи с этим сумма была направ лена на выплату вознаграждения по итогам года только инже нерно-техническим работникам и служащим. Поэтому размер го дового вознаграждения у последних превысил размер вознаграж
дения рабочих в 2—3 раза.
В Павлодарском таксомоторном парке при плане 1,4 тыс. руб., предусмотренном на вознаграждение инженерно-технических ра ботников и служащих по годовым результатам работы, было на правлено 5,3 тыс. руб. за счет соответствующего уменьшения сум мы вознаграждения по рабочим. Необходимо в типовом положе нии о премировании четко определить, что дополнительные суммы фонда материального поощрения, предназначенные на выплату вознаграждений по итогам года, должны быть распределены между категориями работников в тех же пропорциях, в каких распределены плановые суммы фонда.
7.Премирование работников аппаратов автотрестов
Спереходом на новую систему планирования и экономиче ского стимулирования органов управления значительно возросла роль материального поощрения руководящих, инженерно-техниче ских работников и служащих аппаратов автотрестов и управле
ний, а также всех работников подведомственных предприятий
в вопросах обеспечения постоянного повышения |
эффективности |
|||
работы автомобильного транспорта. |
|
|
||
Производственные |
автотресты (автоуправления) с переводом |
|||
на работу по-новому |
создают |
централизованные |
фонды |
мате |
риального поощрения, |
средства |
которых используются: 1) |
на об |
разование фонда материального поощрения аппарата автотреста (автоуправления); 2) на единовременное поощрение коллективов работников подведомственных предприятий и организаций за вы полнение заданий, имеющих важное значение для автотрестов в целом; 3) на премирование победителей в социалистическом со ревновании по автотресту; 4) для пополнения фондов поощрения подведомственных предприятий в тех случаях, когда показатели работы предприятий временно ухудшаются в связи с освоением новой техники, реконструкций производства или капитальным ре монтом основных производственных объектов.
Второе, третье и четвертое направления в расходовании цен трализованного фонда материального поощрения идут на преми рование рабочих, инженерно-технических работников и служащих подведомственных предприятий дополнительно к тем премиям,
62
поощрениям и вознаграждениям, которые получают они из соб
ственных фондов материального поощрения.
Министерство автомобильного транспорта Казахской ССР раз работало и утвердило «Временное положение о премировании ру ководящих работников управлений, трестов и объединений». В соответствии с этим положением руководящие работники и ра ботники аппарата управления грузовых и смешанных автотрестов премируются за выполнение и перевыполнение плана по прибыли и за выполнение и перевыполнение планового уровня расчетной рентабельности, а пассажирских автотрестов и производственного управления «Казтрансэкспедиция» — за выполнение и перевыпол нение плана по доходам и выполнение и превышение планового уровня расчетной рентабельности.
При этом установлено, что руководящим работникам и работ никам аппарата управления грузовых и смешанных автотрестов премии выплачиваются при соблюдении следующих условий: вы полнение плана грузовых перевозок в тоннах и тонно-километрах в целом, в том числе в тоннах для предприятий и организаций министерств и ведомств — грузодателей по перечню, утвержден ному Министерством автомобильного транспорта Казахской ССР.
При |
этом |
министерство |
может |
решать вопрос |
о премировании |
|
указанных |
работников в |
случаях |
невыполнения |
плана перевозок |
||
в отчетном месяце |
(квартале), если эти перевозки были выполне |
|||||
ны |
в предыдущем периоде или |
сняты по требованию клиента, |
||||
подтвержденному |
вышестоящей |
организацией |
в установленном |
порядке; опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.
Обязательным условием премирования работников пассажир ских автотрестов является выполнение плана пассажирских пере возок в пассажиро-километрах (по автобусам) и платным кило метрам (по автомобилям-такси), а также выполнение плана вы пуска автобусов и автомобилей-такси на линию.
Руководящие работники аппарата автотрестов и управлений премируются по результатам работы за месяц, при этом показа тели премирования учитываются нарастающим итогом в пределах квартала. Премии за перевыполнение показателей премирования выплачиваются по результатам работы за квартал.
Размеры премий за выполнение и перевыполнение показате лей премирования руководящим работникам автотрестов устанав ливает министерство по согласованию с республиканским комите
том профсоюза, а остальным |
работникам — руководители |
этих |
организаций по согласованию |
с местными комитетами |
проф |
союза. |
|
|
Для руководящих работников автотрестов и управлений наря ду с обязательными условиями премирования, при невыполнении которых премии не выплачиваются, министерством установлен перечень производственных упущений, за которые работники мо гут лишаться премий частично или полностью. Так, например, для управляющих грузовыми и смешанными автотрестами в перечень
63
производственных упущений включены следующие показатели: невыполнение плана по повышению производительности труда; производственный травматизм и дорожно-транспортные происше ствия, допущенные по вине работников подведомственных пред приятий; дебиторская задолженность сверх установленного пре дельного размера; невыполнение плана по отдельным подведом ственным автотранспортным предприятиям.
Аналогичные перечни установлены для всех руководящих ра ботников автотрестов и управлений. Следует отметить, что за пять лет работы аппаратов автотрестов по новой системе планирования временное положение о премировании руководящих работников переутверждалось министерством 3 раза — изменялись обяза тельные и дополнительные условия, уточнялись перечни производ ственных упущений. Изучение опыта организации материального поощрения работников среднего звена подтверждает необходи мость в дальнейшем совершенствовании этого одного из важней ших экономических рычагов повышения эффективности работы автомобильного транспорта.
8.Формы и методы использования моральных стимулов к труду
Моральные стимулы — это идейные побуждения людей отно ситься к своему труду как к долгу перед коллективом и обще ством. Существование моральных стимулов свидетельствует о глу боких изменениях в общественном сознании людей, которые про изошли в нашей стране с построением социализма.
Правильное использование моральных стимулов к труду ук репляет отношения коллективизма между людьми, усиливает их заинтересованность в лучших результатах работы своего пред приятия и общественного производства в целом, обеспечивает по вышение инициативы и активности трудящихся.
Материальные и моральные стимулы не исключают, а допол няют друг друга. Задача сводится к тому, чтобы найти правиль ные формы и методы их органического сочетания и взаимодей ствия. Это возможно в том случае, если все хозяйственные вопро сы будут решаться с позиций интересов общества, коллектива и личности.
Коммунистическая партия проводит последовательную полити ку, направленную на усиление моральных стимулов, укрепление трудовой дисциплины, воспитания отношения к труду как к пат риотическому долгу, личной ответственности каждого работника за положение дел на производстве.
Экономическая реформа создала благоприятные возможности для воспитания трудящихся в духе коммунистического отношения к труду. Она усиливает как материальную, так и моральную за интересованность работников в наиболее полном использовании резервов производства, создает необходимые условия для укреп-
№
ления трудовой дисциплины и организованности рабочих, разви тия у них чувства хозяина своей страны.
Продуманная организация морального стимулирования — не менее важпая и сложная задача, чем организация материального стимулирования. Кроме того, материальное поощрение работни ков не дает желаемого эффекта без его умелого сочетания с раз личными формами морального стимулирования.
Моральное поощрение в отличие от материального служит не только оценкой прошлых трудовых заслуг, но и обязывает в будущем.
Система морального стимулирования включает такие формы, как привлечение трудящихся к управлению производством, орга низация социалистического соревнования, установление четкой си стемы моральных поощрений и наград, укрепление и развитие социалистических взаимоотношений в коллективе, создание нор мальных условий труда и отдыха. В использовании моральных стимулоз к труду важнейшая роль принадлежит личному мораль ному стимулированию отдельных работников.
Форм морального поощрения отличившихся работников много. Наиболее важные формы моральных стимулов закреплены совет ским законодательством. Так, Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка предусмотрены такие виды поощрений, как благодарность, награждение Почетной грамотой, занесение имени отличизшегося работника в книгу Почета или на доску Почета, присвоение звания лучшего рабочего по профессии, ударника ком мунистического труда. Добиршиеся особо выдающихся достиже ний в труде награждаются орденами и медалями Советского Союза.
Поощрения работников применяются администрацией совмест но или по согласованию с комитетом профсоюза. При этом адми нистрация должна согласовывать с месткомом не только круг поощряемых работников, но и конкретные меры поощрения. До пускается соединение нескольких мер поощрения. Например, ра ботнику может быть объявлена благодарность и одновременно он может быть награжден ценным подарком. Официальные формы поощрения объявляются в приказе, в котором указывается, за какие именно успехи поощряется работник и конкретная мера поощрения. Вручать награды и объявлять поощрения по итогам соревнования должны на общих собраниях коллектива. Все поощрения, связанные с работой, заносятся в трудовую книжку. Важной формой морального поощрения является выдвижение до стойных работников в различные выборные органы управления и общественные организации.
В последнее время на предприятиях автомобильного транспор та зарождаются и расширяются новые виды внутриколлективного морального стимулирования. На некоторых предприятиях заведен своеобразный ритуал приема на работу. С вновь поступающим проводят беседы, рассказывают о предприятии, его традициях, хороших людях, их трудовых успехах. Затем ему вручают «Па-
5—496 |
65 |
мятку для поступающего на работу в автотранспортное предприя тие», в которой содержатся данные о развитии автомобильного транспорта, его роли и месте в народном хозяйстве страны. В па мятке изложены требования к членам коллектива данного пред
приятия.
На большинстве автотранспортных предприятий организуются коллективные чествования юбиляров, проводы на пенсию, широко популяризуются достижения лучших производственников.
Для усиления морального стимулирования творческой актив ности трудящихся в 1970 г. в ряде республик учреждено почетное звание Заслуженный работник транспорта, которое присваивает ся рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, безупречно проработавшим на транспорте не менее 10 лет и на основе внедрения в производство достижений науки, новой техни ки и передовых методов труда добившимся высокопроизводи тельного использования подвижного состава, оборудования, высо ких показателей в выполнении производственных заданий и при нимавшим активное участие в общественной жизни.
Лучших производственных результатов всегда добиваются те автотранспортные предприятия, которые умело используют раз личные формы морального стимулирования. Методы и формы мо рального стимулирования должны соответствовать тем задачам, которые будут решены при помощи такого стимулирования.
Для более четкой характеристики содержания факторов мо рального стимулирования необходимо дать их классификацию по следующим признакам.
1. По о х в а т у |
с о ц и а л ь н ы х о б ъ |
е к т о в : личное (все |
формы морального |
поощрения отдельных |
работников); коллек |
тивное (сюда можно отнести присуждение первых мест в респуб ликанском социалистическом соревновании, вручение красных знамен, награждение предприятий орденами СССР, занесение предприятий на городскую, областную или ведомственную доску Почета, проведение различного рода конкурсов-смотров и т. д.); профессиональное (сюда можно отнести различные меры по раз витию чувства гордости за свою профессию и усилению ее при влекательности) .
По мере развития общества меняются интересы людей. С тех ническим прогрессом в народном хозяйстве все большее значение в выборе той или иной профессии приобретает творческое начало людей. Для многих категорий работников первостепенное значе ние имеет не заработная плата, а общественная значимость тру да, смысл и содержание выполняемой работы. Для трудящихся совершенно не безралично, какую работу они выполняют и ради чего. Труд не только обязанность, но и процесс утверждения в общественной жизни творческих возможностей личности.
2. П о ш и р о т е п р и з н а н и я о б щ е с т в е н н о й п о л е з
н о с т и т р у д о в о г о |
в к л а д а . |
Моральное |
стимулирование |
всегда должно от кого-то |
исходить. |
Так, старший |
по возрасту, |
должности, опыту может применять меры морального воздействия
66