Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
на младшего или подчиненного, коллектив на своего члена, обще ство в целом — на коллектив или же отдельного человека. Чем от имени большей части членов общества осуществляется стиму лирование, тем оно, как правило, более действенно, более значи мо для стимулируемых.
С этих позиций можно различать моральное стимулирование, исходящее от: отдельной личности (начальника, уважаемого чело века) в виде моральной поддержки в труде; коллектива (объяв ление благодарности по предприятию, выдвижение в руководящие органы общественных организаций коллектива, присуждение пер венства во внутрипроизводственном социалистическом соревнова нии и т. п.); общества в целом.
Формы общественного признания особой важности трудового вклада отдельного работника или производственного коллектива весьма разнообразны: награждение орденами и медалями Совет ского Союза, присуждение почетных званий, избрание депутатами в местные и верховные Советы, присвоение званий коллективов и ударников за коммунистическое отношение к труду и т. д.
3. По с т е п е н и с в я з и с м а т е р и а л ь н ы м п о о щ р е
нием: |
н а л и ч и е |
н е п о с р е д с т в е н н о й с в я з и . |
Некоторые |
формы |
морального |
стимулирования непосредственно |
связаны с |
материальным поощрением: вручением ценного подарка, выдачей бесплатной путевки в санаторно-лечебные учреждения из средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства предприятия и т. д. Следует отметить, что материальное поощрение, как правило, органически связано с элементами мо
рального стимулирования; связь с |
материальным поощрением |
|
внешне отсутствует. Сюда относятся |
наиболее |
многочисленные |
формы морального стимулирования |
(объявление |
благодарности, |
занесение на доску Почета, награждение орденами, медалями и почетными грамотами, присуждение первенства в социалистиче ском соревновании и др.). Хотя здесь и нет прямой связи между моральным и материальным поощрениями, косвенно такая связь всегда существует. Это обусловлено тем, что морально стимули руется хороший труд, который так или иначе обеспечивает суще ственное увеличение личных и общественных доходов.
4. П о в р е м е н и в о з д е й с т в и я . В зависимости от постав ленной цели моральное стимулирование может осуществляться за устойчивые долговременные заслуги перед коллективом и обще ством (например, присвоение почетного звания Заслуженный ра ботник транспорта) или за разовые дела, когда необходимо до стигнуть эффективных единовременных результатов (присужде ние водителям вымпелов за пятидневные и декадные итоги ра боты на уборке и вывозке урожая сельскохозяйственных продук тов, различные формы морального поощрения за патриотические поступки по сохранению общественной собственности, за внесение лучшего рационализаторского предложения и т. п.).
Моральное стимулирование в какой бы оно форме ни осуще ствлялось всегда направлено на повышение трудовой активности
5* |
67 |
людей. Оно способствует успешному выполнению производствен ных задач, стоящих перед автомобильным транспортом.
Говоря об инициативе и творчестве масс в строительстве ново го общества, В. И. Ленин особо подчеркивал значение их непос редственного участия в управлении хозяйством. Все вопросы на предприятиях должны решаться при активном и всестороннем участии всего коллектива. Формы и методы этого участия весьма разнообразны, и они постоянно расширяются.
Важную роль в привлечении к участию в общественной и про изводственной жизни предприятий широких масс трудящихсяиг рают' постоянно действующие производственные совещания, кото рые способствуют развитию у работников навыков управления предприятием. Не менее важное значение имеют также рабочие собрания. Здесь в результате делового обмена мнениями выра батывается общее отношение коллектива к наиболее принципи альным вопросам его производственной и общественной жизни.
]В современных условиях возрастает роль коллективного дого вора как средства повышения ответственности руководителей пе ред коллективом и развития трудовой активности рабочих и слу жащих. Широкое обсуждение проекта коллективного договора и предложений рабочих и специалистов на собраниях автоколонн, цехов и других производственных подразделений позволяет каж дому работающему знать, что предстоит сделать для улучшения деятельности предприятия и как это отразится на условиях труда и личных доходах, какую материальную и моральную ответствен ность возлагает на него договор.
Одной из наиболее эффективных |
форм участия трудящихся |
в решении производственных задач |
является социалистическое |
соревнование, в котором проявляется активность рабочих в по исках резервов производства, ускорения технического прогресса и роста производительности труда. В ходе соревнования не толь ко повышается производительность труда, но и решаются важные задачи воспитания коммунистической нравственности у советско го человека.
На автомобильном транспорте все большее внимание уделяет ся вопросам коренного улучшения быта работников. Это один из важных путей создания устойчивого контингента рабочих кадров, повышения трудового настроя в коллективе, постоянного роста профессионального уровня работников и в конечном счете повы шения производительности труда и эффективности производства
на автотранспортном предприятии.
Примечателен в этом отношении опыт Карагандинского авто бусного парка № 3. Здесь проявляется большая повседневная за бота о создании работающим хороших культурно-бытовых усло вий. Высокая культура производства, отличная работа столовой, поликлиники и других бытовых учреждений при автобусном парке и умелое использование всех моральных стимулов обеспечили высокую закрепленность кадров.
68
Улучшают бытовые условия работников и другие автотранс портные предприятия. Например, автотранспортными предприя тиями общего использования Казахстана наряду со значительным перевыполнением плана жилищного строительства за годы работы в условиях экономической реформы за счет фондов стимулирова
ния1 |
введено в эксплуатацию рабочие столовые и буфеты почти |
на 8 |
тыс. посадочных мест, организовано 120 пунктов отдыха во |
дителей на дальних трассах, построено большое количество спор тивных сооружений и площадок. Почти все автотранспортные предприятия имеют помещения, оборудованные раздевалками, шкафами или вешалками для отдельного хранения чистой и рабо чей одежды, душем и т. д.
Моральные методы воздействия не ограничиваются только раз личными видами поощрения работников и коллективов. Важное значение имеет разумное применение мер моральной ответствен ности к нерадивым работникам главным образом путем наложе ния дисциплинарных взысканий. Любые формы и методы мораль ного1влияния на человека должны побуждаться воспитательными целями. Типовые правила внутреннего распорядка предусматри вают применение к нерадивым работникам различных взысканий. Причем точно оговорено что считается нарушением трудовой дис циплины.
Кроме предусмотренных типовыми правилами административ ных взысканий применяются различные виды общественного мо рального воздействия на лиц, не желающих добросовестно рабо тать и соблюдать требования производственной дисциплины.
Глава IV
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Рост производительности труда является важнейшим условием повышения эффективности социалистического производства, эко номическим законом его развития. «Труд, — говорится в Дирек тивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народ ного хозяйства СССР на 1971—1975 годы, — источник богатства, и только рост производительности труда на каждом рабочем ме сте и повышение эффективности всего народного хозяйства при умножат те блага, которые получат советские люди в меру тру дового вклада каждого в общественное производство» *.
Повышение производительности труда означает уменьшение затрат труда на производство каждой единицы продукции. Благо
даря1этому общество может производить больше |
продукции в |
1 Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану |
развития народно |
го хозяйства СССР на 1971—1975 годы. М., Политиздат, 1971, с. 77.
69
расчете на каждого работника и, следовательно, полнее удовлет ворять свои растущие потребности. Роль производительности тру да определяется тем, что именно ее рост лежит в основе повыше ния эффективности общественного производства и благосостояния
народа.
Особенно актуален вопрос повышения производительности труда на автомобильном транспорте. Доля заработной платы в себестоимости перевозок достигает почти 50%. Здесь трудится свыше 6 млн. чел., что более чем в 2 раза превышает численность работающих на железнодорожном транспорте.
Производительность труда на автомобильном транспорте уве личивается все возрастающими темпами. По предприятиям Мини стерства автомобильного транспорта Казахской ССР она за 1966— 1967 гг. возросла на 45,5% против 26% в седьмой пятилетке. В девятой пятилетке предусмотрено еще более ускорить темпы роста производительности труда.
В целом по автомобильному транспорту общего пользования производительность труда должна возрасти на 47,2%, что равно ценно дополнительному привлечению нескольких сотен тысяч ра ботников. Ввиду повышения производительности труда планиру ется получить 79% намеченного прироста перевозок грузов и пас сажиров автомобильным транспортом общего пользования.
Важнейшим средством эффективного приведения в действие имеющихся резервов роста производительности труда и успеш ного выполнения заданий по этому показателю является экономи ческое стимулирование. Основная форма материального стимули рования труда — заработная плата работников, их тарифные ставки и должностные оклады.
В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану раз вития народного хозяйства на 1971—1975 гг. подчеркивается не обходимость повышения роли тарифной системы, улучшения нор мирования труда, расширение применения технически обоснован ных норм с тем, чтобы оплата труда каждого работника соответ ствовала его трудовому вкладу в общественное производство. Заработная плата остается основным источником личного дохода трудящихся. При этом размер заработка рабочих-сдельщиков возрастает прямо пропорционально росту их производительности труда (при условии неизменности расценок). Кроме того, премии за выполнение норм выработки рабочие получают также в основ ном из фонда заработной платы и лишь за перевыполнение этих норм — из фонда материального поощрения.
Отдельные факторы роста производительности труда по-разно му влияют на изменение заработной платы и, следовательно, не в одинаковой мере стимулируются через заработную плату.
Обновление и специализация подвижного состава, внедрение новой техники, механизация трудоемких работ и другие техниче ские мероприятия обеспечивают повышение производительности труда в большей степени, чем заработной платы.
70