Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на младшего или подчиненного, коллектив на своего члена, обще­ ство в целом — на коллектив или же отдельного человека. Чем от имени большей части членов общества осуществляется стиму­ лирование, тем оно, как правило, более действенно, более значи­ мо для стимулируемых.

С этих позиций можно различать моральное стимулирование, исходящее от: отдельной личности (начальника, уважаемого чело­ века) в виде моральной поддержки в труде; коллектива (объяв­ ление благодарности по предприятию, выдвижение в руководящие органы общественных организаций коллектива, присуждение пер­ венства во внутрипроизводственном социалистическом соревнова­ нии и т. п.); общества в целом.

Формы общественного признания особой важности трудового вклада отдельного работника или производственного коллектива весьма разнообразны: награждение орденами и медалями Совет­ ского Союза, присуждение почетных званий, избрание депутатами в местные и верховные Советы, присвоение званий коллективов и ударников за коммунистическое отношение к труду и т. д.

3. По с т е п е н и с в я з и с м а т е р и а л ь н ы м п о о щ р е ­

нием:

н а л и ч и е

н е п о с р е д с т в е н н о й с в я з и .

Некоторые

формы

морального

стимулирования непосредственно

связаны с

материальным поощрением: вручением ценного подарка, выдачей бесплатной путевки в санаторно-лечебные учреждения из средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства предприятия и т. д. Следует отметить, что материальное поощрение, как правило, органически связано с элементами мо­

рального стимулирования; связь с

материальным поощрением

внешне отсутствует. Сюда относятся

наиболее

многочисленные

формы морального стимулирования

(объявление

благодарности,

занесение на доску Почета, награждение орденами, медалями и почетными грамотами, присуждение первенства в социалистиче­ ском соревновании и др.). Хотя здесь и нет прямой связи между моральным и материальным поощрениями, косвенно такая связь всегда существует. Это обусловлено тем, что морально стимули­ руется хороший труд, который так или иначе обеспечивает суще­ ственное увеличение личных и общественных доходов.

4. П о в р е м е н и в о з д е й с т в и я . В зависимости от постав­ ленной цели моральное стимулирование может осуществляться за устойчивые долговременные заслуги перед коллективом и обще­ ством (например, присвоение почетного звания Заслуженный ра­ ботник транспорта) или за разовые дела, когда необходимо до­ стигнуть эффективных единовременных результатов (присужде­ ние водителям вымпелов за пятидневные и декадные итоги ра­ боты на уборке и вывозке урожая сельскохозяйственных продук­ тов, различные формы морального поощрения за патриотические поступки по сохранению общественной собственности, за внесение лучшего рационализаторского предложения и т. п.).

Моральное стимулирование в какой бы оно форме ни осуще­ ствлялось всегда направлено на повышение трудовой активности

5*

67


людей. Оно способствует успешному выполнению производствен­ ных задач, стоящих перед автомобильным транспортом.

Говоря об инициативе и творчестве масс в строительстве ново­ го общества, В. И. Ленин особо подчеркивал значение их непос­ редственного участия в управлении хозяйством. Все вопросы на предприятиях должны решаться при активном и всестороннем участии всего коллектива. Формы и методы этого участия весьма разнообразны, и они постоянно расширяются.

Важную роль в привлечении к участию в общественной и про­ изводственной жизни предприятий широких масс трудящихсяиг­ рают' постоянно действующие производственные совещания, кото­ рые способствуют развитию у работников навыков управления предприятием. Не менее важное значение имеют также рабочие собрания. Здесь в результате делового обмена мнениями выра­ батывается общее отношение коллектива к наиболее принципи­ альным вопросам его производственной и общественной жизни.

]В современных условиях возрастает роль коллективного дого­ вора как средства повышения ответственности руководителей пе­ ред коллективом и развития трудовой активности рабочих и слу­ жащих. Широкое обсуждение проекта коллективного договора и предложений рабочих и специалистов на собраниях автоколонн, цехов и других производственных подразделений позволяет каж­ дому работающему знать, что предстоит сделать для улучшения деятельности предприятия и как это отразится на условиях труда и личных доходах, какую материальную и моральную ответствен­ ность возлагает на него договор.

Одной из наиболее эффективных

форм участия трудящихся

в решении производственных задач

является социалистическое

соревнование, в котором проявляется активность рабочих в по­ исках резервов производства, ускорения технического прогресса и роста производительности труда. В ходе соревнования не толь­ ко повышается производительность труда, но и решаются важные задачи воспитания коммунистической нравственности у советско­ го человека.

На автомобильном транспорте все большее внимание уделяет­ ся вопросам коренного улучшения быта работников. Это один из важных путей создания устойчивого контингента рабочих кадров, повышения трудового настроя в коллективе, постоянного роста профессионального уровня работников и в конечном счете повы­ шения производительности труда и эффективности производства

на автотранспортном предприятии.

Примечателен в этом отношении опыт Карагандинского авто­ бусного парка № 3. Здесь проявляется большая повседневная за­ бота о создании работающим хороших культурно-бытовых усло­ вий. Высокая культура производства, отличная работа столовой, поликлиники и других бытовых учреждений при автобусном парке и умелое использование всех моральных стимулов обеспечили высокую закрепленность кадров.

68


Улучшают бытовые условия работников и другие автотранс­ портные предприятия. Например, автотранспортными предприя­ тиями общего использования Казахстана наряду со значительным перевыполнением плана жилищного строительства за годы работы в условиях экономической реформы за счет фондов стимулирова­

ния1

введено в эксплуатацию рабочие столовые и буфеты почти

на 8

тыс. посадочных мест, организовано 120 пунктов отдыха во­

дителей на дальних трассах, построено большое количество спор­ тивных сооружений и площадок. Почти все автотранспортные предприятия имеют помещения, оборудованные раздевалками, шкафами или вешалками для отдельного хранения чистой и рабо­ чей одежды, душем и т. д.

Моральные методы воздействия не ограничиваются только раз­ личными видами поощрения работников и коллективов. Важное значение имеет разумное применение мер моральной ответствен­ ности к нерадивым работникам главным образом путем наложе­ ния дисциплинарных взысканий. Любые формы и методы мораль­ ного1влияния на человека должны побуждаться воспитательными целями. Типовые правила внутреннего распорядка предусматри­ вают применение к нерадивым работникам различных взысканий. Причем точно оговорено что считается нарушением трудовой дис­ циплины.

Кроме предусмотренных типовыми правилами административ­ ных взысканий применяются различные виды общественного мо­ рального воздействия на лиц, не желающих добросовестно рабо­ тать и соблюдать требования производственной дисциплины.

Глава IV

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Рост производительности труда является важнейшим условием повышения эффективности социалистического производства, эко­ номическим законом его развития. «Труд, — говорится в Дирек­ тивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народ­ ного хозяйства СССР на 1971—1975 годы, — источник богатства, и только рост производительности труда на каждом рабочем ме­ сте и повышение эффективности всего народного хозяйства при­ умножат те блага, которые получат советские люди в меру тру­ дового вклада каждого в общественное производство» *.

Повышение производительности труда означает уменьшение затрат труда на производство каждой единицы продукции. Благо­

даря1этому общество может производить больше

продукции в

1 Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану

развития народно­

го хозяйства СССР на 1971—1975 годы. М., Политиздат, 1971, с. 77.

69



расчете на каждого работника и, следовательно, полнее удовлет­ ворять свои растущие потребности. Роль производительности тру­ да определяется тем, что именно ее рост лежит в основе повыше­ ния эффективности общественного производства и благосостояния

народа.

Особенно актуален вопрос повышения производительности труда на автомобильном транспорте. Доля заработной платы в себестоимости перевозок достигает почти 50%. Здесь трудится свыше 6 млн. чел., что более чем в 2 раза превышает численность работающих на железнодорожном транспорте.

Производительность труда на автомобильном транспорте уве­ личивается все возрастающими темпами. По предприятиям Мини­ стерства автомобильного транспорта Казахской ССР она за 1966— 1967 гг. возросла на 45,5% против 26% в седьмой пятилетке. В девятой пятилетке предусмотрено еще более ускорить темпы роста производительности труда.

В целом по автомобильному транспорту общего пользования производительность труда должна возрасти на 47,2%, что равно­ ценно дополнительному привлечению нескольких сотен тысяч ра­ ботников. Ввиду повышения производительности труда планиру­ ется получить 79% намеченного прироста перевозок грузов и пас­ сажиров автомобильным транспортом общего пользования.

Важнейшим средством эффективного приведения в действие имеющихся резервов роста производительности труда и успеш­ ного выполнения заданий по этому показателю является экономи­ ческое стимулирование. Основная форма материального стимули­ рования труда — заработная плата работников, их тарифные ставки и должностные оклады.

В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану раз­ вития народного хозяйства на 1971—1975 гг. подчеркивается не­ обходимость повышения роли тарифной системы, улучшения нор­ мирования труда, расширение применения технически обоснован­ ных норм с тем, чтобы оплата труда каждого работника соответ­ ствовала его трудовому вкладу в общественное производство. Заработная плата остается основным источником личного дохода трудящихся. При этом размер заработка рабочих-сдельщиков возрастает прямо пропорционально росту их производительности труда (при условии неизменности расценок). Кроме того, премии за выполнение норм выработки рабочие получают также в основ­ ном из фонда заработной платы и лишь за перевыполнение этих норм — из фонда материального поощрения.

Отдельные факторы роста производительности труда по-разно­ му влияют на изменение заработной платы и, следовательно, не в одинаковой мере стимулируются через заработную плату.

Обновление и специализация подвижного состава, внедрение новой техники, механизация трудоемких работ и другие техниче­ ские мероприятия обеспечивают повышение производительности труда в большей степени, чем заработной платы.

70