Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эксплуатации и гаражно-технической службы влияют косвенно на этот показатель. Поэтому наряду со стимулированием комплекс­ ного показателя производительности труда необходимо также все­ мерно поощрять работников за обеспечение роста тех частных по­ казателей, которые в конечном счете определяют общий уровень личной и коллективной производительности труда.

Для обеспечения эффективной организации стимулирования производительности труда необходимо умело выбрать в качестве показателей поощрения такие, которые имеют наиболее .большое значение в обеспечении роста производительности труда на дан­ ном предприятии и в данных условиях.

Как отмечалось, уровень и динамика производительности тру­ да определяются многосложными обстоятельствами.

Раскрывая основные пути повышения производительности тру­ да в социалистическом производстве, В. И. Ленин особое значение придавал внедрению в народное хозяйство достижений науки и техники, подъему общеобразовательного и культурного уровня работников, повышению дисциплины труда и повсеместному ис­ пользованию лучших форм его организации, последовательному осуществлению принципа материальной заинтересованности ра­ ботников в результатах своего труда, развертыванию массового социалистического соревнования, широкому распространению пе­ редового опыта.

Хотя условия и пути повышения производительности труда чрезвычайно разнообразны, если исходить из сущности труда как процесса потребления рабочей силы и средств производства, то можно выделить такие факторы, которые действуют во всех от­ раслях, на любых предприятиях и рабочих местах. Это, во-первых, материально-технические, зависящие от уровня развт,тия и степе­ ни использования средств производства и, во-вторых, социальноэкономические, определяемые составом рабочих кадров, их квали­ фикацией, характером и уровнем организации труда, отношением

работников

к труду.

роста производительности

Если

же

рассматривать факторы

труда

по

элементам производственного процесса,

то их можно

объединить

в следующие три группы:

повышение

технического

уровня производства; совершенствование организации производ­ ства и труда; повышение культурно-технического уровня кадров.

Главное направление в повышении производительности труда на автомобильном транспорте — постоянное техническое совер­ шенствование производства путем обновления парка подвижного состава современными и более высокопроизводительными транс­ портными средствами, широкое внедрение новой техники, меха­ низация и автоматизация трудоемких работ.

Автотранспортные предприятия проводят большую работу по специализации автомобилей и повышению их грузоподъемности. Так, автотранспортные предприятия Министерства автомобильно­ го ^транспорта Казахской ССР путем переоборудования автомоби­ лей ГАЗ-51 в полуприцепы удвоили их грузоподъемность. Тысячи

76


грузовых автомобилей переделаны на автомобили-самосвалы. На заводах министерства и силами автотранспортных предприятий изготовлено более 7 тыс. самосвальных и бортовых автоприцепов,

большое количество различных

специализированных кузовов.

В результате этих мероприятий

на автомобильном транспорте

общего пользования Казахстана производительность труда повы­

силась на 42%.

Имеются большие резервы по высвобождению значительной части рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремон­ тах подвижного состава. Уровень механизации производства на автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР составляет по ежедневному обслужи­ ванию автомобилей в среднем 25%, по техническому обслужива­ нию— 15—20 и по текущему ремонту— 12%. До конца пятилет­ ки намечается увеличить степень механизации ремонтных работ в 2—3 раза.

Наиболее эффективным направлением повышения производи­ тельности ремонтных рабочих является централизация выполне­ ния капитального ремонта автомобилей и агрегатов на авторе­ монтных заводах и выполнения технического обслуживания на специализированных базах централизованного технического об­ служивания (БЦТО), организуемых в составе крупных автоком­ бинатов и автообъединений.

Производительность труда ремонтных рабочих на автотранс­ портных предприятиях во многом зависит от совершенства кон­ струкции автомобилей. Автомобильная промышленность проводит определенную работу в этом направлении.

Перед ведущими предприятиями и научно-исследовательскими организациями - Министерства автомобильной промышленности

СССР поставлена задача в девятой пятилетке увеличить пробеги

до

первого

капитального

ремонта

автомобилей ГАЗ-53А до

200

тыс.

км, ЗИЛ-130

до 300,

МАЗ-500А до 200 тыс.

км. При этом повышение ресурса двигателей намечается осуще­ ствить главным образом в результате улучшения очистки воздуха, поступающего в цилиндры, а также путем увеличения прочности и износостойкости деталей. Поставлена также задача снизить против существующих нормативов трудоемкость технического об­ служивания автомобилей на 20—25% ввиду внедрения ряда из­ менений в конструкцию автомобиля.

Важным условием роста производительности труда является совершенствование организации транспортного процесса и труда, укрепление трудовой дисциплины. Опыт передовых автотранс­ портных предприятий показывает, что внедрение различных про­ грессивных форм организации перевозок грузов (междугородные перевозки по системе тяговых плеч, комбитрейлерный и крупно­ бригадный метод ведения уборочно-транспортных работ, приме­

нение сменных

полуприцепов, а также различных контейнеров

и поддонов и т.

п.) позволяет повысить производительность труда

водителей в 1,5—-2 раза.

77


Большие резервы повышения производительности труда зало­ жены в совершенствовании оперативно-диспетчерского, текущего и перспективного планирования автомобильных перевозок, улуч­ шении организации заработной платы водителей и ремонтных ра­ бочих, развитии социалистического соревнования, повышении тру­ довой дисциплины и других организационных мер, осуществление которых не требует больших затрат.

Важными мероприятиями, обеспечивающими уплотнение рабо­ чего дня и рост производительности труда, являются совмещение профессий, увеличение зон обслуживания и объемов работ, а так­ же широкое внедрение научной организации труда на всех рабо­ чих местах.

Систематическое улучшение использования рабочего времени в современных условиях становится требованием более обязатель­ ным, чем когда-либо прежде.

Повышение производительности труда обеспечивается также путем относительного сокращения численности управленческого и счетного аппарата на основе систематического совершенствова­ ния методов управления на автотранспортных предприятиях, ши­ рокого внедрения автоматизированных систем управления и со­ временной вычислительной техники.

В большой мере производительность труда зависит от культур­ но-технического уровня работников, т. е. их теоретических знаний и практического опыта. Уровень общего образования позволяет рабочему быстрее повысить свой тарифно-квалификационный раз­ ряд. Очень важно обеспечить на производстве все необходимые условия для систематического совершенствования навыков и прие­ мов труда.

Следует проявлять постоянную заботу о создании условий для перспективного роста индивидуальной производительности труда путем всяческого морального и материального поощрения, систе­ матического повышения общеобразовательного и специального образования, производственной квалификации рабочих, их широ­ кого участия в социалистическом соревновании и рационализатор­ ской деятельности, повышения стажности работы на данном пред­ приятии.

Все мероприятия, направленные на повышение уровня произ­ водительности труда, связаны с улучшением технико-экономиче­ ских показателей работы автотранспортного предприятия и, в ча­ стности, эксплуатационных измерителей использования подвиж­ ного состава.

Поскольку транспортная продукция производится непосред­ ственно только трудом водителей, а время их работы на линии равно часам нахождения автомобиля в наряде, то и производи­ тельность труда работников автотранспортного предприятия мож­ но конкретно выразить через определяющие ее технико-эксплуа­ тационные измерители использования подвижного состава.


Часовая производительность труда водителя в тонно-километ­ рах соответствует часовой выработке обслуживаемого им автомо­ биля и выражается следующей зависимостью:

1^Ч.В=?Т^Р.

(1)

где W 4 . в — часовая производительность водителя, ткм; q — грузоподъемность автомобиля;

у — коэффициент использования грузоподъемности;

ьъ — эксплуатационная скорость;

Р— коэффициент использования пробега.

Средняя эксплуатационная скорость движения автомобиля является синтетическим показателем, который складывается под воздействием величин технической скорости цт, времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями на одну ездку t n - р, среднего расстояния груженой ездки /е.г и коэффициента исполь­ зования пробега:

^е.г + »т Р йгр

Производительность водителя за любой период времени (ме­ сяц, год и т. д.) определяется как произведение часовой произво­ дительности на количество часов, отработанных на линии Т л . Последняя величина зависит от фонда рабочего времени водителя

и коэффициента использования

К

этого времени, т.

е.

отношения

отработанных

часов на линии

к общему фонду

Т ф

рабочего вре-

т

• Разница между Т ф

и Т л сост вляет время участия

мени К — —-

водителей в ремонтах и на других работах, а также

простои и

сверхплановые неявки на работу.

 

 

 

 

Поскольку

лимит фонда

рабочего времени — величина задан­

ная, на изменение уровня

производительности

труда

водителя

влияют значения коэффициента использования его рабочего вре­ мени и часовой выработки.

Таким образом, производительность труда водителя за данный

отчетный или плановый период можно записать

в следующем

виде:

 

И^в.ткм = ТфК,ЯУ97 р .

(2)

В приведенной формуле определения производительности тру­ да водителей через технико-эксплуатационные показатели исполь­ зования подвижного состава не получают непосредственного от­ ражения показатели выпуска и продолжительности нахождения автомобиля в наряде. Однако из этого вовсе не следует, что эти показатели не оказывают влияния на уровень производительности труда водителей. Полностью такая зависимость отсутствует лишь тогда, когда весь свой баланс рабочего времени водители рабо­

79