Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
тают на линии и экстенсивные факторы роста производительности
их труда исчерпаны.
На практике же водители не всегда отрабатывают положенное количество часов непосредственно на перевозках. Они привлека ются к участию в ремонтах и техническом обслуживании закреп ленных автомобилей, имеют также место целодневные и внутрисменные простои из-за бездорожья, отсутствия груза, подготовки
автомобилей к передислокации в районы временной |
работы |
и т. д. |
состава |
Снижение коэффициента использования подвижного |
и продолжительности нахождения автомобилей на линии по при веденным и другим аналогичным причинам влечет за собой опре деленные потери полезного рабочего времени водителей.
Имеется и обратная причинная связь между степенью исполь зования баланса рабочего времени водителей и коэффициентом использования подвижного состава. Например, прогул водителя может вызвать простой автомобиля. Таким образом, повышение
коэффициента |
использования |
подвижного состава |
и продолжи |
|
тельности работы автомобилей |
на линии так |
или иначе связано |
||
с определенным |
ростом производительности |
труда |
водителей. |
В формуле расчета производительности труда это получает отра жение через соответствующее повышение коэффициента исполь зования фонда рабочего времени водителей.
О степени совокупного влияния коэффициента использования подвижного состава и продолжительности пребывания автомоби лей в наряде на уровень коэффициента использования фонда ра бочего времени водителей грузовых автомобилей можно судить по данным, сложившимся в целом по грузовому автомобильному
транспорту Министерства автомобильного транспорта Казахстана
(табл. 14).
Как видно из табл. 14, коэффициент использования календар ного времени автомобилей (определяемый как частное от деления
Годы
I
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
Т а б л и ц а 14
Коэффициент использова ния подвиж ного состава |
Продолжи тельность работы авто мобилей в сутки, ч |
Коэффициент* использова ния календар ного времени автомобилей |
% роста к 1965 г. |
Коэффициент использова ния фонда рабочего времени водителей |
% роста к 1965 г. |
Отношение гр. 7 к гр. 5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в |
7 |
8 |
0,464 |
9,25 |
0,178 |
5,1 |
91,1 |
3,0 |
58,8 |
0,492 |
9,13 |
0,187 |
93,8 |
|||
0,527 |
9,10 |
0,199 |
11,8 |
94,6 |
3,8 |
32,2 |
0,535 |
8,93 |
0,198 |
11,2 |
95,7 |
5,0 |
44,6 |
0,531 |
9,10 |
0,201 |
12,9 |
96,0 |
5,4 |
41,9 |
0,558 |
9,00 |
0,209 |
17,4 |
99,0 |
8,7 |
50|0 |
0,563 |
9,09 |
0,213 |
19,7 |
99,7 |
9,4 |
47,7 |
0,572 |
9,20 |
0,219 |
23,0 |
99,9 |
9,6 |
41.7 |
80
произведений коэффициента использования подвижного состава и продолжительности работы автомобилей в сутки на 24 ч) за
1965— 1972 гг. повысился на 23% (с 0,178 до 0,219).
Систематическое улучшение показателей экстенсивного ис пользования подвижного состава в значительной мере способство вало более рациональному использованию фонда рабочего време ни водителей. Коэффициент использования фонда рабочего вре мени водителей за 6 лет возрос на 9,4%• Причем наблюдается, четкая динамическая связь между ростом обоих показателей. В среднем за анализируемый период каждый процент роста ко эффициента использования календарного времени автомобилей, сопровождался повышением коэффициента использования рабоче го времени водителей примерно на 0,5%.
Таким образом, коэффициент использования подвижного со става и средняя продолжительность нахождения в наряде оказы вают большое влияние на уровень производительности труда во дителей. Для полной увязки заданий по росту производительности труда с планируемыми качественными показателями использова ния подвижного состава следует определить, в какой мере наме ченное повышение коэффициента использования подвижного со става и продолжительности работы автомобилей на линии воз можно обеспечить в результате лучшего использования лимита рабочего времени водителей путем их максимального высвобож дения от участия в ремонтных и других работах, а также сокра щения простоев и различных неплановых неявок.
Для определения производительности труда в целом по авто транспортному предприятию в формулу (2) необходимо ввести показатель удельного веса водителей в общей численности рабо тающих d B :
^ тк ы — 4 в Т ф К д т и э ^ |
(3) |
При этом d s определяется как частное от деления числа води телей N B на общую численность работающих N :
или |
d a = |
N a |
(4) |
|
H- |
||||
|
|
N p |
где N и. с — численность инженерно-технических работников и слу жащих;
N p — численность ремонтно-обслуживающего персонала.
Число инженерно-технических работников определяется со гласно штатному расписанию, а ремонтно-обслуживающих рабо чих по следующей формуле:
__ |
Wв.ткм N, |
__ _______ jP______ |
р |
И7р.км( п Р |
(5) |
^'р.км'ПР |
где U7p. км — производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих, исчисленная в сопоставимых по норматив ной трудоемкости километрах пробега автомобилей.
6—496 |
81. |
Таким образом, снижения относительной численности ремонт но-обслуживающих рабочих и, следовательно, повышения общей производительности труда работников автотранспортного пред приятия можно достигнуть путем повышения показателей, состав ляющих знаменатель последней формулы.
Если требуется определить производительность труда одного работающего в рублях валового дохода, то полученное выраже ние (3) умножают на среднюю доходную ставку 1 ткм. А для оп ределения производительности труда в приведенных тонно-кило метрах необходимо численное значение производительности труда в тонно-километрах увеличить на перевезенные тонны, пересчи танные в условные тонно-километры, приходящиеся на одного работающего:
w |
— w I ^ Т|Ш п |
|
h |
где /г — среднее расстояние перевозки грузов;
п— коэффициент перевода перевезенных тонн в условные тонно-километры.
Степень влияния отдельных эксплуатационных показателей на прирост производительности труда не одинакова. В табл. 15 при веден прирост производительности труда (в процентах) при уве личении эксплуатационных показателей на 10% при сложившихся условиях работы автомобильного транспорта общего пользования РСФСР (по расчетам НИИАТа).
Т а б л и ц а 15
|
|
|
|
Вид перевозок |
|
|
|
Показатели |
|
Грузовые |
Грузовые |
Автобус |
Таксо |
|
|
|
сдельные |
повремен |
ные |
моторные |
|
|
|
|
ные |
|
|
Средняя грузоподъемность (вмести |
9,2 |
9,4 |
7,3 |
|
||
мость) ........................................................... |
|
|
|
|||
Коэффициент |
использования |
грузо |
9, 4 |
9, 5 |
|
|
подъемности (вместимости) . . |
. . |
10,0 |
|
|||
Коэффициент |
использования |
пробега |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Время в наряде ...................................... |
|
1 ,2 |
1,3 |
1.1 |
1,0 |
|
Эксплуатационная скорость |
|
7,4 |
8,4 |
7,0 |
7,9 |
При помощи рассмотренных зависимостей можно определить конкретную меру влияния на повышение производительности тру да различных организационно-технических мероприятий, а также определить возможные пути обеспечения заданного темпа роста указанного показателя. Это позволит объективно выбирать такие частные показатели и условия премирования, которые в данных конкретных обстоятельствах в наибольшей мере стимулируют по стоянное повышение производительности труда работников авто транспортного предприятия.
.82-
Г л а в а V
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ
1.Особенности и состояние использования основных производственных фондов
Совершенствование и усиление действенности основных прин ципов экономического стимулирования прежде всего направлено
на улучшение |
использования |
основных производственных фон |
дов. |
экономического |
анализа говорят о том, что до вне |
Результаты |
дрения хозяйственной реформы по предприятиям автомобильного транспорта общего пользования Казахстана, да и в целом страны не было сколько-нибудь значительного улучшения использования основных производственных фондов. В некоторые годы даже на блюдалось снижение -их эффективности. Это было связано с тем, что до перехода предприятий на новую систему планирования недостаточно осуществлялись принципы экономического стимули рования в улучшении использования основных фондов.
Степень использования основных фондов слабо сказывалась на рентабельности производства и практически никак не влияла на размеры материального поощрения. Нередко были случаи, когда предприятия, плохо использующие свои основные фонды, имеющие большое количество неустановленного и даже ненужного оборудования, являлись высокорентабельными.
Стимулирование — это и есть новое в отношении использова ния основных фондов по сравнению с работой предприятий в ус ловиях старых форм планирования.
Результаты более чем шести лет работы автотранспортных предприятий Министерства автомобильного транспорта Казахста на по новой системе планирования и экономического стимулиро вания свидетельствуют о том, что при помощи экономических сти мулов было осуществлено значительное повышение эффек тивности использования основных производственных фондов
(табл. 16).
Экономические стимулы в значительной степени способствова
ли ускорению |
темпов роста |
основных технико-эксплуатационных |
и стоимостных |
показателей |
использования подвижного состава |
и всей совокупности основных производственных фондов. Если за шесть лет (1961—1966 гг.) коэффициент использования календар ного времени грузовых автомобилей, являющийся наиболее обоб щающим показателем экстенсивного использования подвижного состава, повысился на 2,7%, то за 1967—1972 гг. он увеличился на 15,9%, т. е. среднегодовые темпы роста этого показателя воз росли в 5,9 раза. Аналогично и по другим показателям. Особый интерес представляют данные об изменениях общей рентабельно сти. До перевода автотранспортных предприятий на новую систе-
6*
83
Т а б л и ц а 16
|
|
|
|
|
|
|
Годы |
|
1966 г. |
1972 г. к |
|
|
Показатели |
|
|
|
|
||||
|
|
|
I960 |
1966 |
1972 |
к 1960 г., |
Я 1966 г., % |
|||
|
|
|
|
|
|
|||||
Коэффициент |
использования |
0,54 |
0,532 |
0,567 |
98,5 |
106,6 |
||||
пробега |
грузовых автомобилей |
|||||||||
Коэффициент |
использования |
|
|
|
|
|
||||
календарного |
времени |
грузо |
0,184 |
0,189 |
0,219 |
102,7 |
115,9 |
|||
вых |
автомобилей ................... |
|||||||||
Съем |
транспортной |
продук |
|
|
|
|
|
|||
ции |
с 1 |
км |
пробега грузовых |
1,724 |
2,155 |
3,140 |
125,0 |
145,7 |
||
автомобилей, |
ткм/км . . . . |
|||||||||
Выработка |
на |
среднесписоч |
|
|
|
|
|
|||
ную |
тонну |
грузоподъемности |
17,42 |
23,05 |
32,45 |
132,3 |
140,8 |
|||
автомобиля, |
тыс. ткм . . . . |
|||||||||
Общая фондоотдача, |
|
148 |
153 |
146 |
103,4 |
95,4 |
||||
коп./руб.......................................... |
||||||||||
Фондоотдача подвижного со |
213 |
239 |
255 |
113,2 |
106,7 |
|||||
става, коп./руб............................. |
||||||||||
Общая рентабельность, % • • |
26,7 |
26,3 |
29,9 |
98,5 |
113,7 |
му планирования и экономического стимулирования этот показа тель имел тенденцию к снижению. За последние же годы, несмот ря на то что в результате изменения цен на 30—35% возросла стоимость строительно-монтажных работ и на 70—80% — стои мость подвижного состава, этот показатель не только не снизился, ко даже возрос на 13,7%.
Однако детальный анализ достигнутого уровня использования основных производственных фондов автотранспортных предприя тий позволяет жрыть большие неиспользованные резервы. Во многом здесь сказывается то обстоятельство, что при разработке основных методологических и инструктивных материалов, касаю щихся работы автотранспортных предприятий в новых условиях хозяйствования, недостаточно были учтены особенности основных производственных фондов автомобильного транспорта. Кроме то го, отсутствие четко определенных критерия и показателей народ нохозяйственной эффективности основных фондов в значительной степени затрудняет более полное использование основных эконо мических стимулов. Поэтому определенный интерес представляет более глубокое изучение особенностей основных производствен ных фондов автотранспортных предприятий и обоснование кри терия и показателей их эффективности.
Показателем, наиболее полно выражающим критерий эконо мической эффективности использования основных производствен ных фондов автотранспортных предприятий, следует считать раз мер прибыли в расчете на единицу основных фондов — рентабель ность основных фондов:
П