Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
щей и требуемой структуры подвижного состава и недостаточная обустроенность автотранспортных предприятий.
В структуре грузового парка Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР более 50% составляют автомобили грузоподъемностью до 3 т, совершенно недостаточное количество автомобилей-самосвалов и автомобилей со специализированными
кузовами.
Произведенные расчеты дают основание утверждать,. что к 1975 г. при рациональной структуре подвижного состава фондо вооруженность на автомобильном транспорте возрастет не менее чем на 70%.
2.Стимулирование эффективного использования оборотных средств
Механизм управления оборотными средствами должен ориен тироваться на экономические стимулы улучшения их использова ния и обеспечить совпадение народнохозяйственной выгоды от ускорения оборачиваемости оборотных средств с материальной заинтересованностью предприятий в их ограничении оптималь ными размерами. Наилучшие условия для эффективного исполь зования оборотных средств создаются тогда, когда коллектив каждого предприятия, каждый работник заинтересован в этом.
Воздействие экономических стимулов на материальные интере сы предприятий проявляется в двух направлениях: или в поощре нии за эффективное использование оборотных средств, или же
вприменении экономических санкций при плохом использовании
«необеспеченности сохранности этих средств.
Материальная заинтересованность предприятий в лучшем ис пользовании оборотных средств обеспечивается посредством: дополнительных отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования при повышении расчетной рентабельности в ре зультате сокращения объема нормируемых оборотных средств; уменьшения суммы платежей за оборотные средства и процентов за кредит при сокращении размера запасов материальных ценно стей; оставления в распоряжении предприятия сумм, высво бождаемых в результате ускорения оборачиваемости оборотных ,средств.
Экономические санкции за неэффективное использование и необеспечение сохранности оборотных средств проявляются в сле дующем: в снижении уровня расчетной рентабельности в резуль тате увеличения производственных запасов и прогрессивного со кращения по этой причине сумм отчислений в фонд экономическо го стимулирования; в возможном снижении до 20% размера от числений от прибыли в фонд поощрения с направлением высвобо дившихся сумм на выполнение недостатка оборотных средств, об разовавшегося в результате невыполнения плана прибылей; в до полнительной уплате процентов за банковский кредит, получае мый под мероприятия и гарантии предприятия на временное вос-
94
полнение недостатка собственных оборотных средств; в примене нии банком кредитно-расчетных санкций за необеспечение сохран ности и правильного использования оборотных средств.
Приведенные факторы экономического воздействия оказывают неодинаковое влияние на материальные интересы предприятия. Во-первых, эти факторы не равноценны сами по себе, и, во-вто рых, мера их влияния зависит от ряда конкретных показателей
предприятия.
Степень материальной заинтересованности предприятий в со кращении производственных запасов и материальной ответствен
ности за сверхнормативные остатки |
определяется следующими |
показателями. |
фондов — удельным весом |
1. Структурой производственных |
оборотных средств в составе производственных фондов. Доля пла
ты за оборотные средства изменяется |
прямо |
пропорционально |
удельному весу этих средств в общей |
сумме |
производственных |
фондов. Поэтому, чем "выше удельный |
вес оборотных средств, |
тем большее влияние на размер суммы платы на фонды и на уро вень расчетной рентабельности оказывает каждый процент изме нения размера запасов материальных ценностей.
2. Долей платы за производственные фонды в составе общей суммы прибыли. Если структуру производственных фондов при нять неизменной, то с увеличением доли платы на них в составе общей суммы прибылей сверхнормативные запасы будут все более ощутимо влиять на показатель расчетной рентабельности. В про тивном случае наоборот.
3. Нормой платы за фонды. Чем выше плата за фонды, тем относительно .большую сумму предприятию приходится вносить
вбюджет за ка'ждый рубль сверхнормативных запасов.
4.Уровнем рентабельности. По мере возрастания уровня рен
табельности снижается влияние сверхнормативных запасов на этот показатель.
5.Соотношением средств за показатель рентабельности и за показатель роста прибыли (доходов), принятым при расчете нор мативов фондообразования. Из двух фондообразующих показа телей лишь расчетная рентабельность непосредственно реагирует на изменение производственных запасов. Поэтому, с точки зрения повышения материальной ответственности предприятий за сверх нормативные запасы, предпочтительнее направлять возможно большую долю средств на стимулирование уровня рентабель ности.
6.Уровнем процента за кредит (действует так же, как п. 3). Экономический интерес предприятий в сокращении величины
используемых оборотных средств не ограничивается уменьшением платежей за фонды, процентов за кредит, дополнительными от числениями в фонды стимулирования.
Средства, высвобождаемые из оборота в результате ускорения оборачиваемости, остаются до конца года в распоряжении пред приятия и могут изыматься лишь по годовому отчету. Такой по95
рядок использования высвобождаемых ресурсов дополнительно заинтересовывает предприятия в ускорении оборачиваемости обо ротных средств.
Большое значение имеет также расширение инициативы и са мостоятельности предприятий в планировании оборотных средств и распоряжении ими.
Применение элементов экономического стимулирования в улуч шении использования оборотных средств в целом дали положи тельные результаты. Предприятия стали более обстоятельно за ниматься вопросами рационального их использования, заметно повысились частные показатели фондоотдачи и рентабельности нормируемых оборотных средств, наметилась тенденция к ускоре нию оборачиваемости оборотных средств.
Матесиальное поощрение работников требует определения правильных критериев общественной оценки результатов исполь зования оборотных средств. В наиболее простой и практически доступной форме материальное поощрение можно поставить в за висимость от трех групп факторов: экономного использования оборотных фондов (которое характеризуется показателями сни жения удельных норм расхода материалов, составляющих основ ную часть оборотных фондов и приравненных к ним ценностей); ускорения оборачиваемости нормируемых оборотных средств в целом или их составных элементов и сокращения запасов мате риальных ценностей; снижения размеров ненормируемых оборот ных средств (сокращение дебиторской задолженности, восстанов
ление иммобилизированных во внеплановые затраты сумм оборот ных средств и т. п.).
Некоторые формы премирования, направленные непосред ственно на повышение эффективности оборотных средств, приме няются на автотранспортных предприятиях. В частности, практи куется материальное поощрение из фонда заработной платы за
экономное расходование |
некоторых видов материальных |
ценно |
стей, образующих вещественное содержание оборотных |
фондов |
|
(премирование водителей |
за экономию автомобильного |
топлива |
в размере 25% от сэкономленной суммы, премирование водителей и других работников, связанных с эксплуатацией автомобильных шин, за превышение гарантийного пробега последних от 16 до 20% сэкономленной суммы).
Поощрение за ускорение оборачиваемости нормируемых обо ротных средств осуществляется лишь на отдельных предприятиях путем установления в качестве обязательных условий премирова ния для работников отдела снабжения, соблюдения планового уровня запасов и выполнения задания по сокращению сверхнор мативных запасов.
Состояние использования нормируемых запасов и скорость оборота средств, вложенных в эти запасы, при премировании дру гих категорий работников, как правило, не учитываются.
Показатели использования ненормируемых оборотных средств полностью находятся вне сферы материального стимулирования.
■98
Единственным практикуемым случаем воздействия на материаль ные интересы отдельных работников за лучшее использование ненормируемых оборотных средств является снижение размера премии при допущении значительного роста дебиторской за
долженности.
Новая система планирования и экономического стимулирова ния раскрывает для предприятий широкие возможности в части внедрения эффективных форм премирования за повышение пока зателей использования оборотных средств за счет средств фонда материального поощрения. Однако эти возможности реализованы предприятиями неудовлетворительно.
Анализ применяемых систем премирования тех работников, ко торые в наибольшей мере влияют на показатели использования оборотных средств (директор, главный инженер, главный бухгал тер, .бухгалтер материального учета, начальник отдела снабжения и другие), показал что материальное поощрение крайне слабо увязано с показателями использования оборотных средств. Усло вия премирования в большинстве случаев не учитывают состояние использования оборотных средств.
В целях усиления материальной заинтересованности отдель ных работников автотранспортных предприятий в повышении эф фективности использования оборотных средств желательно ввести в качестве обязательных условий премирования: для начальника отдела снабжения (инженера и техника по снабжению)— зада ние по снижению сверхнормативных запасов к соблюдению уста новленного норматива; для главного бухгалтера, его заместителя, начальника отдела эксплуатации и работников расчетной груп пы — отсутствие, роста дебиторской задолженности; для старшего экономиста-финансиста — выполнение задания по ускорению обо рачиваемости оборотных средств; для бухгалтера материального учета — соблюдение норматива запасов материальных ценно стей.
Кроме того, следовало бы учитывать в качестве дополнитель ных условий премирования (при невыполнении которых размер премий сокращается до 50%) для директора предприятия — от сутствие роста дебиторской задолженности и для главного инже нера— отсутствие неликвидных и излишних запасов ремонтных материалов и запасных частей.
3. Повышение стимулирующей роли платы за производственные фонды
Основная функция платы за фонды — стимулирование пред приятий в лучшем использовании производственных фондов путем установления рациональных и экономически оправданных взаимо отношений предприятий с бюджетом. Платность фондов ведет к тому, что руководители предприятий не будут требовать любых капитальных вложений, более того, они быстрее будут избавлять-
7 — 4 9 6 |
9 7 |
ся от ненужного, недостаточно используемого и неэффективного
оборудования.
После сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС финансо вые взаимоотношения между обществом в целом и отдельными предприятиями поставлены на твердую экономическую основу, главным элементом которой является плата за производственные
фонды.
Взаимные платы за основные фонды и материальные о-борот- ные средства направлены в конечном итоге к сбережению, живого и овеществленного труда, сокращению затрат на производство. Плата за фонды является одной из форм практического использо вания действия основного экономического закона социализма, так как ее введение выражает стремление общества достичь наиболь шей эффективности производства, добиться наилучших результа тов при наименьших затратах для удовлетворения постоянно растущих потребностей всех членов социалистического об щества.
Плата за фонды также увязана с механизмом распределения по труду, ибо размер прибыли, направляемый в фонд материаль ного поощрения, находится в определенной зависимости от вели чины платы за фонды.
Плату за фонды следует рассматривать с двух сторон. По от
ношению к предприятию — это прежде |
всего экономический сти |
мул, создающий заинтересованность в |
лучшем планировании и |
использовании производственных фондов. По отношению ко все му народному хозяйству плата за фонды служит источником для расширенного воспроизводства средств труда и предметов труда.
Как экономическая категория социализма плата за фонды вы ражает одну из форм отношений между государственными пред приятиями и обществом в целом и косвенно между производствен ными коллективами и отдельными работниками.
Социалистическое государство через плату за производствен ные фонды, предоставленные в распоряжение предприятий, увязы вает общественные интересы с интересами отдельных коллекти вов в рациональном использовании этих фондов.
До экономической реформы предприятия пользовались закреп ленными за ними общественными фондами бесплатно. Это приво дило к тому, что интересы отдельных предприятий в использова нии средств производства расходились с интересами государства. В частности, предприятия были заинтересованы в выделении возможно большего объема капитальных вложений, установ лении завышенного размера норматива оборотных средств, так
как не существовало материальных стимулов интенсификации их использования.
Стимулирующая роль платы за фонды ориентирует коллекти вы автотранспортных предприятий в направлении:
получения высокой балансовой прибыли при помощи имею-
98