Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
щихся производственных фондов, а следовательно, и расчетной прибыли при неизменной величине платы за фонды;
экономии производственных фондов при неизменном объеме перевозок и уровне рентабельности или при их повышении;
высокой эффективности капитальных вложений в основные средства, обеспечивающей опережающий рост прибыли по срав нению с увеличением платы за фонды;
освобождения от старых малоэффективных основных фондов и замены их новыми высокопроизводительными, благодаря чему при рациональном использовании вводимых в действие основных фондов возможное повышение платы за фонды перекрывается снижением себестоимости, отражающимся на росте расчетных прибыли и рентабельности;
внедрения передовых методов труда водителей и ремонтных рабочих, совершенствовании организации перевозок, существенно улучшающих использование активной части основных фондов (подвижного состава) и приводящих к увеличению объема пере возок и прибыли при неизменности производственных фондов.
Плата за фонды влияет на уровень расчетной рентабельности предприятия, а следовательно, и на объем образуемых им поощ рительных фондов. Таким образом, плата за фонды оказывает стимулирующее воздействие на все стороны управления использо ванием средств труда.
Сущность стимулирующей функции платы за производственные фонды состоит в том, что эта плата взыскивается из прибыли п р е д п р и я т и й в первую очередь и в полном размере независимо от / степени выполнения плана прибыли. Фонды предприятия и другие
е г о расходы покрываются |
лишь из прибыли, остающейся после |
п л а т ы за фонды, а также |
внесения фиксированных платежей и' |
расчетов с банком по процентам за кредит. Кроме того, основным фондокорректярующим показателем является расчетная рента бельность. По автотранспортным предприятиям 60% суммы фон
дов экономического стимулирования начисляется за |
выполнение |
и перевыполнение плана по этому показателю. |
|
Расчетная рентабельность определяется по формуле |
|
РР |
(8) |
где Яр — прибыль за вычетом платы за фонды, фиксированных платежей в бюджет и процентов за банковский кредит;
Ф— среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств.
При отсутствии фиксированных платежей и процентов за бан
ковский кредит в расшифрованном виде формула (-8) принимает следующий вид:
п Ф |
|
100 |
(9) |
Ф |
7*
99
где Я — балансовая прибыль; |
|
|
п |
— норма платы за производственные фонды, %. |
|
Из |
формулы (9) видно, что с уменьшением |
производственных |
фондов Ф возрастает числитель и уменьшается |
знаменатель, при |
этом прогрессивно увеличивается рентабельность.
Плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства исчисляется в процентах к стоимости основ ных производственных фондов по первоначальной оценке (без вычета износа), сверхнормативных не прокредитованных банком запасов неустановленного оборудования и фактических запасов нормируемых товарно-материальных ценностей за минусом про кредитованной Госбанком части сверхнормативных остатков.
При этом надо иметь в виду, что платой облагаются все основ ные производственные фонды, числящиеся на балансе автотранс портного предприятия, как предназначенные для осуществления основной деятельности, так и фонды других отраслей хозяйства (например, подсобные, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, снабженческая деятельность). С непроизводствен ных основных фондов (жилых домов, культурно-оздоровительных объектов и т. д.) плата не взимается.
Стоимость сверхпланового неустановленного оборудования оп ределяется по данным баланса капитальных вложений.
Для определения размера фактических не прокредитованных банком нормируемых запасов товарно-материальных ценностей, за которые вносится плата в бюджет, из общей фактической стои мости этих запасов по балансу предприятия исключаются суммы: износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов; кре дитов банка под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей с учетом регулирования задолженности по ссудам; за долженности поставщикам по акцептованным счетам, срок опла ты которых не наступил, и поставщикам по неотфактурованным поставкам в фактических размерах этой задолженности, но не вы ше суммы сверхнормативных остатков товарно-материальных ценностей, образовавшейся после исключения из фактической ве личины нормируемых оборотных средств сумм по перечисленным выше статьям.
Для создания у предприятий заинтересованности в обеспече нии своевременного ввода в действие новых основных фондов по ним установлены льготы. Полностью освобождаются от платы основные производственные фонды, вновь созданные за счет: фон да развития производства в течение двух лет после ввода в дей ствие; кредитов банка — до полного погашения ссуды; централи зованных капитальных вложений (ввод в действие новых пред приятий) — на нормативный срок освоения производственных мощностей. Кроме того, плата не берется с законсервированных по решениям правительства основных фондов, а также с сооруже ний, предназначенных для очистки водного и воздушного бассей нов от вредных отходов производства, с сооружений н оборудова ло
ния, обеспечивающих улучшение охраны труда и промышленной санитарии, и с зеленых насаждений, числящихся на балансе пред
приятия в составе основных средств.
Плановый расчет платежей за производственные фонды на год составляется из среднегодовой планируемой стоимости основных производственных фондов и среднегодовой суммы норматива соб ственных оборотных средств (так как на автомобильном транс порте весь норматив предназначен для образования планового за паса товарно-материальных ценностей).
Введение платности фондов во многом способствовало повы шению эффективности использования основных производственных фондов предприятий с переводом их на новую систему планирова ния и экономического стимулирования. Изменились только их пла нирование и использование. Автотранспортные предприятия ста ли серьезнее заниматься вопросами экономической эффективности капитальных вложений. Затраты в капитальное строительство осуществляются с учетом их эффективности. Изменилась струк тура платежей в бюджет. Структура платежей в бюджет по авто транспортным предприятиям Министерства автомобильного транс порта Казахской ССР приведена в табл. 21.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 21 |
В с е г о п л а т е ж е й |
|
В т о м |
ч и с л е |
||
|
|
|
|||
го д ы |
б ю д ж е т , |
% |
|
с в о б о д н ы й |
о т ч и с л е н и е |
в |
п л а т а з а ф о н д ы |
о с т а т о к |
о т п р и б ы л и |
||
|
|
|
|||
|
|
|
|
||
1966 |
100 |
|
16,3 |
6i,6 |
100 |
1967 |
100 |
|
22,1 |
||
196S |
100 |
|
30,0 |
70,0 |
— |
1969 |
100 |
|
35,5 |
64,5 |
— |
1970 |
100 |
|
41,4 |
58,6 |
— |
1971 |
100 |
|
46,4 |
53,6 |
|
|
— |
||||
1972 |
100 |
|
36,7 |
63,3 |
|
|
— |
||||
|
|
|
|
|
Как видно из табл. 21, в 1972 г. 36,7% от общей суммы плате жей в бюджет поступило в виде платы за фонды. В то же время плата за фонды на автомобильном транспорте не стала еще основной формой платежей в бюджет. Большую часть платежей в бюджет автотранспортных предприятий составляют взносы сво бодного остатка прибыли. Это указывает на то, что платность фондов еще не полностью исчерпала свое стимулирующее зна чение.
Ввиду того что плата за фонды по автотранспортным пред приятиям составляет незначительный удельный вес в общей сумме платежей в бюджет, она не может оказывать достаточно сильного влияния на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.
Подобное положение сложилось вследствие того, что согласно методическим указаниям по переводу автотранспортных предприя тий на новую систему планирования и экономического стимули
101
рования по ним установлен единый размер платы за фонды, рав ный 6%. При установлении оптимального уровня платы за произ водственные фонды следует иметь в виду, что если удельный вес платы за фонды в массе прибыли установлен на слишком низком уровне, то предприятия, увеличивая свои производственные фон ды, могут получать значительный рост расчетной прибыли, даже не прикладывая усилий к рационализации использования произ водственных фондов. В этом случае плата за фонды ^не окажет сколько-нибудь большого влияния на сумму платежей за фонды и размер отчислений в фонды экономического стимулирования.
Кроме того, если плату за фонды установить на слишком высо ком уровне, то размер прибыли, принимаемый для исчисления расчетной рентабельности и фондов стимулирования, окажется в чрезмерной зависимости как от суммы платы за фонды, так и от прочих факторов, влияющих на размер прибыли. Поэтому рас четная прибыль становится очень восприимчивой к влиянию про чих факторов или вообще непригодной для использования в ка честве критерия оценки хозяйственной деятельности предприятий. Кроме того, необоснованно высокая норма платы будет тормозить технический прогресс.
Анализ влияния удельного веса платы за фонды в составе об щей прибыли на формирование прибыли, принимаемой для исчис ления фондов, показан в табл. 22.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 22 |
|
|
|
|
|
У д е л ь н ы й в е с п л а т ы з а ф о н д ы |
|
|
|
|
|
П о к а з а т е л и |
в с о с т а в е п р и б ы л и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2% |
80% |
Общая |
сумма |
прибыли ........................................ |
400 |
400 |
||
Плата |
за |
ф онды |
..................................................... |
8 |
320 |
|
Прибыль |
для исчисления фондов стимулиро |
80 |
||||
вания (расчетная) |
.....................................................расчетной прибыли при |
392 |
||||
Изменение |
суммы |
ус |
|
|||
ловии- |
|
|
|
(недовыполнения) плана при |
|
|
перевыполнения |
|
|||||
были на |
10%: |
|
±40 |
±40 |
||
сумма |
.................................................................. |
|
|
|||
то же, в процентах к сумме плановой рас |
±50 |
|||||
четной |
прибыли .............................................. |
±10,2 |
||||
сокращения (увеличения) производственных |
|
|||||
фондов на |
10%: |
|
±0,8 |
±32 |
||
сумма изменения платы за фонды . |
||||||
процент изменения прибыли для исчисле |
±40 |
|||||
ния фондов стимулирования ......................... |
±0,2 |
Из примера видно, что при низком удельном весе платы за производственные фонды в составе общей суммы прибыли роль платы за фонды может сводиться буквально на нет. Так, если сумма платы за фонды составляет 2% (первый вариант примера) к общей сумме прибыли, то сокращение производственных фондов на 10% обеспечивает рост расчетной прибыли только на 2%. Но'
102