Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Самым ответственным и сложным во всей работе по расчету плановых размеров фондов поощрения и разработке нормативов отчислений от прибыли в эти фонды по предприятиям является обоснованное определение предельного размера фонда материаль ного поощрения в процентах к фонду заработной платы на после дующий год пятилетки.
Конкретный размер фонда устанавливается с учетом важно сти задач, поставленных в текущей пятилетке перед предприяти ем, фактически достигнутого размера фонда на начало пятилетки и необходимости выравнивания размеров поощрения по отдель ным предприятиям. При этом ориентиром служит нижеприведен ная шкала размеров фонда материального поощрения на послед ний год пятилетки в зависимости от удельного веса окладов ИТР и служащих в общем фонде заработной платы (по отчету за ба
зовый |
год), |
рекомендованная |
|
Междуведомственной |
комиссией |
|||||||||||
при |
Госплане СССР: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Удельный |
вес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
окладов |
ИТР |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
служащих |
|
в |
об |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
щем фонде |
зара |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||||
ботной |
платы |
. . |
||||||||||||||
Размер |
|
фонда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
материального |
об |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
поощрения |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
щему фонду зара |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ботной |
платы |
но |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
плану |
на |
послед |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ний |
год |
пятилет |
8,2 |
8,4 |
8,6 |
8,8 |
9,0 |
9,2 |
9,4 |
9,6 |
9,8 |
10,0 |
10,2 |
|||
ки, |
% ................ |
Данная шкала построена с учетом достижения по всем пред приятиям отрасли исходных норм образования фондов, применяв шихся при переходе на новую систему, а также их некоторого превышения с целью увеличения поощрения рабочих, роста сумм, выделяемых на годовое вознаграждение и обеспечение образова ния резервов министерства. Шкала применяется при определении абсолютной суммы фонда материального поощрения в целом по отрасли.
Для обеспечения стабильности нормативов по подведомствен ным предприятиям министерства создаются резервы по фондам стимулирования, в том числе и по фонду материального поощре ния. Остающаяся после вычета резерва сумма фонда материаль ного поощрения распределяется министерством по управлениям, трестам и объединениям, а последние — по предприятиям. При этом средние звенья управления оставляют в своем распоряжении соответствующую долю средств для образования централизован ного фонда материального поощрения.
Установлено, что резервы по фондам поощрения министерства вместе с централизованными фондами управлений и трестов, как правило, не могут превышать 10% суммы каждого фонда по ми нистерству в целом.
30
/
Важно отметить, что создание резервов и централизованных фондов не является каким-то удержанием из средств, причитаю щихся фондов предприятиям, ущемлением их материальных инте ресов. Природа этих резервов и централизованных фондов совер
шенно иная.
Приведенная отраслевая шкала размера фонда материального поощрения разработана с учетом образования централизованных фондов вышестоящих звеньев. Это выражается, в частности, в том, что размер фонда поставлен в зависимость от удельного веса окладов ИТР и служащих в общем фонде заработной пла ты. В. целом по управлению или тресту, зключая аппарат управ ления, указанное соотношение всегда выше, чем отдельно по пред приятиям. Поэтому относительный размер фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы по управле нию (тресту) также больше, чем по подведомственным предприя
тиям, что является условием |
образования |
централизованного |
|||||||
фонда по крайней мере в доле, используемой |
на |
премирование |
|||||||
работников вышестоящего органа управления. |
|
материального |
|||||||
В табл. |
5 |
приведен расчет |
суммы |
фонда |
|||||
поощрения |
по |
автотранспортному |
управлению |
на |
1975 |
г. |
|||
(в тыс. руб.). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе |
|
|
|
|
Наименование |
|
|
Всего |
орган |
подведом |
||
|
|
|
|
ственные |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
управле |
предприя |
|
|
|
|
|
|
|
|
ния |
тия |
|
Общий фонд заработной п л а т ы ........................... |
5100 |
|
100 |
5000 |
|||||
В том числе сумма годовых должностных окла |
600 |
|
|
500 |
|||||
дов ИТР и служ ащ их............................................... |
|
100 |
|||||||
Удельный вес окладов ИТР и служащих |
в об |
11,8 |
|
1С0 |
|
|
|||
щем фонде заработной платы, % ........................... |
|
10 |
|
||||||
Размер фонда материального поощрения, % к |
9, 6 |
|
X |
9, 2 |
|
||||
фонду заработной |
платы по шкале . . . . |
|
|
||||||
Плановая сумма фонда материального поощре |
490 |
|
30 |
460 |
|
||||
ния . .......................................................................... |
|
|
Для наглядности и простоты примера уровень фонда мате риального поощрения в процентах к фонду заработной платы при нят по шкале соответственно удельному весу окладов ИТР и слу жащих в общем фонде заработной платы не по данным базового года, а по плану на последний год пятилетки. Таким образом, централизованный фонд материального поощрения может быть создан полностью или в значительной мере без снижения по пред приятиям установленного среднеотраслевого уровня.
Резерв министерства, а также определенная доля централизо ванных фондов создаются непосредственно в интересах предприя тий, так как эти средства используются на восполнение фондов
31
предприятий, премирование по результатам социалистического ■соревнования между ними, премирование отдельных работников, отличившихся при выполнении особо важных заданий и т. д. При этом резерв министерства и централизованные фонды образуются не путем отчислений из фондов предприятий, а за счет части цен
трализуемой прибыли.
Как же определяется конкретный размер плановых фондов поощрения по отдельным автотранспортным предприятиям? По кажем это на опыте Министерства автомобильного транспорта Казахстана. В общих чертах эта работа сводилась к следующему. Предварительно было установлено процентное отношение плано вой суммы фонда материального поощрения на последний год пя тилетки, подлежащей распределению между предприятиями, к их плановому фонду заработной платы на этот же год. Оно опреде
лилось в размере 9,2%.
Сопоставление полученного отношения со значением размера фонда по шкале, соответствующего среднему удельному весу окладов ИТР и служащих в целом по всем автотранспортным предприятиям республики по отчету за базовый год, позволило выявить необходимый процент коррективов табличного размера фондов для предприятий.
Пользуясь скорректированной применительно к предприятиям министерства шкалой, нетрудно определить размер фонда мате риального поощрения в процентах к фонду заработной платы пос леднего года пятилетки по каждому предприятию в зависимости от сложившегося удельного веса окладов ИТР и служащих в об щем фонде заработной платы за базовый год. Этот размер фонда материального поощрения обеспечивает в пределах общего ли
мита фонда равный размер |
поощрения |
для всех предприятий |
(с учетом структуры отдельных |
категорий |
работающих), но не |
учитывает ряда других условий, что потребовало внесения неко торых дополнительных коррективов.
Чтобы создать определенное преимущество для предприятий, достигших и сохраняющих высокие темпы роста эффективности производства, прирост фонда материального поощрения авто транспортным предприятиям (за исключением автобусных) при нимался, как правило, лишь в меру увеличения плановой прибы ли за пятилетку.
Учитывалась также степень напряженности плана путем сопо ставления по отдельным предприятиям темпов роста объемов пе ревозок и производительности труда, а также уровня достигну тых качественных измерителей работы с соответствующими пока зателями в целом по данному управлению.
Несколько повышенные (до 10%) размеры фонда выделялись предприятиям, работающим в наиболее сложных условиях (тяже лые природно-климатические условия, отдаленность и недостаток кадровых ресурсов, частые командировки для работы в отрыве
от постоянного места нахождения автотранспортного предприятия и т. п.).
32
При этом по возможности не допускалось снижение в плане на последующий год пятилетия размера фонда в процентах к фон ду заработной платы против фактического уровня за базовый год, за исключением тех случаев, когда высокий уровень фонда
сложился вследствие неоправданно большой доли |
И ГР |
и служа |
щих в общей численности работающих. |
были |
приняты |
В качестве минимально допустимого размера |
исходные нормы образования фонда материального поощрения при переходе автотранспортных предприятий на новую систему, которые обеспечивали премирование инженерно-технических ра ботников и служащих за результаты работы в размере 20% к их должностным окладом, поощрение работников за выполнение особо важных производственных заданий и по итогам внутрипро изводственного социалистического соревнования не менее 2% к об щему фонду заработной платы, а также выплату годового возна
граждения из расчета десятидневного заработка |
в |
среднем |
на |
|||
каждого работающего. |
|
коррективов суммы |
||||
Полученные после внесения изложенных |
||||||
и относительные |
размеры |
фонда поощрения |
по предприятиям |
|||
приводились з |
соответствие |
с контрольной |
суммой |
в целом |
по |
данному управлению.
В окончательном варианте плана сумма фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы по отдельным предприятиям отклонилась от уточненной шкалы в ту и другую сторону не более 15%• К концу пятилетки размеры этого фонда значительно выравниваются, исключаются все необоснованные разрывы уровня поощрения по отдельным предприятиям.
Важнейшей особенностью и преимуществом применяемой си стемы фондообразования является то, что она усиливает плановое начало в организации стимулирования. Сейчас размеры фондов поощрения поставлены в прямую зависимость от значения зало женных в плане показателей, поскольку народнохозяйственные интересы требуют именно в плане каждого предприятия учесть их реальные производственные возможности, с тем чтобы обеспечить наиболее оптимальное взаимоувязанное развитие всех производя щих отраслей.
Только такой принцип позволяет разрешить проблему объек тивного учета при фондообразовании зависящих и независящих от предприятий факторов роста показателей объема и эффектив ности производства.
С учетом условий и особенностей работы предприятий можно предусмотреть заранее в плановом порядке такие размеры фон
дов поощрения, которые |
отражают реальный вклад предприятия |
|
в достижении заданных показателей. |
обеспечить со |
|
Созданы такие условия, которые позволяют |
||
блюдение необходимых |
соотношений и связей |
в общей системе |
роста заработной платы между выплатами из фонда материаль ного поощрения, увеличением ставок, окладов и другими факто рами оплаты труда, а также выдерживать предусмотренные в пя-
3—496 |
зз |
тилетием плане пропорции роста заработной платы, производи тельности труда, прибыли и других важнейших показателей повы шения эффективности производства.
Новый принцип планирования фондов в непосредственной увязке с перспективами развития предприятия является новым этапом в дальнейшем совершенствовании системы экономического
стимулирования.
Следует подчеркнуть и ряд других достоинств нового порядка фондообразования. Чтобы нейтрализовать воздействие текущего роста заработной платы на массу отчислений в поощрительные фонды, их рассчитывают по нормативам, применяемым к фонду заработной платы базового года пятилетки.
Таким образом, при уточнении сумм фондов в годовых планах и коррективах по фактическим результатам работы предприятий устраняется параллельное влияние одновременно двух факторов на увеличение размеров средств, отчисляемых в эти фонды про тив предусмотренных на соответствующий год пятилетки: во-пер вых, роста фондокорректирующих показателей и, во-вторых, свя занного с ними роста фонда заработной платы. Благодаря этому исключается возможность опережающего увеличения фондов поощрения против источников их формирования. Фонды возраста ют лишь в меру прироста прибыли (доходов), рентабельности и производительности труда.
Размер фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы на последний год пятилетки зависит от факти ческого удельного веса окладов инженерно-технических работни ков и служащих в общем фонде заработной платы по предприя тию за базовый год. Этим самым можно по мере снижения в те чение пятилетки доли ИТР и служащих в общей численности ра
ботающих повышать средний |
размер |
премий |
в целом |
по |
пред |
||
приятию. |
Процент увеличения |
премий |
за счет |
данного |
фактора |
||
может быть определен из следующей зависимости: |
|
|
|||||
|
А /Ср = |
100 |
d N » + d N p |
100, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
d N a ' и + d N v ' и |
|
|
|
||
где |
A i vp— процент |
увеличения |
среднего размера |
выплат |
|||
|
в расчете на одного работающего; |
вес ИТР |
|||||
d N „ , |
d N ' u — отчетный |
и |
достигнутый удельный |
ислужащих в общей численности работающих;
0.U — средний размер премий при условии сохранения
|
базового |
соотношения |
численности |
отдельных |
d N р, |
категорий |
работающих; |
|
|
d N 'р — отчетный |
за базисный год и достигнутый удель |
|||
|
ный вес рабочих. |
|
|
|
Если, |
например, доля ИТР |
и служащих по |
предприятию |
(или отрасли |
в целом) за базисный год составила 11% н соответственно по шкале размер фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы на последний год пятилетки установлен 9,4%, а в плане (или фактически) к концу
34