Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самым ответственным и сложным во всей работе по расчету плановых размеров фондов поощрения и разработке нормативов отчислений от прибыли в эти фонды по предприятиям является обоснованное определение предельного размера фонда материаль­ ного поощрения в процентах к фонду заработной платы на после­ дующий год пятилетки.

Конкретный размер фонда устанавливается с учетом важно­ сти задач, поставленных в текущей пятилетке перед предприяти­ ем, фактически достигнутого размера фонда на начало пятилетки и необходимости выравнивания размеров поощрения по отдель­ ным предприятиям. При этом ориентиром служит нижеприведен­ ная шкала размеров фонда материального поощрения на послед­ ний год пятилетки в зависимости от удельного веса окладов ИТР и служащих в общем фонде заработной платы (по отчету за ба­

зовый

год),

рекомендованная

 

Междуведомственной

комиссией

при

Госплане СССР:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный

вес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окладов

ИТР

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

служащих

 

в

об­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щем фонде

зара­

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ботной

платы

. .

Размер

 

фонда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

материального

об­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поощрения

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щему фонду зара­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ботной

платы

но

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плану

на

послед­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ний

год

пятилет­

8,2

8,4

8,6

8,8

9,0

9,2

9,4

9,6

9,8

10,0

10,2

ки,

% ................

Данная шкала построена с учетом достижения по всем пред­ приятиям отрасли исходных норм образования фондов, применяв­ шихся при переходе на новую систему, а также их некоторого превышения с целью увеличения поощрения рабочих, роста сумм, выделяемых на годовое вознаграждение и обеспечение образова­ ния резервов министерства. Шкала применяется при определении абсолютной суммы фонда материального поощрения в целом по отрасли.

Для обеспечения стабильности нормативов по подведомствен­ ным предприятиям министерства создаются резервы по фондам стимулирования, в том числе и по фонду материального поощре­ ния. Остающаяся после вычета резерва сумма фонда материаль­ ного поощрения распределяется министерством по управлениям, трестам и объединениям, а последние — по предприятиям. При этом средние звенья управления оставляют в своем распоряжении соответствующую долю средств для образования централизован­ ного фонда материального поощрения.

Установлено, что резервы по фондам поощрения министерства вместе с централизованными фондами управлений и трестов, как правило, не могут превышать 10% суммы каждого фонда по ми­ нистерству в целом.

30

/


Важно отметить, что создание резервов и централизованных фондов не является каким-то удержанием из средств, причитаю­ щихся фондов предприятиям, ущемлением их материальных инте­ ресов. Природа этих резервов и централизованных фондов совер­

шенно иная.

Приведенная отраслевая шкала размера фонда материального поощрения разработана с учетом образования централизованных фондов вышестоящих звеньев. Это выражается, в частности, в том, что размер фонда поставлен в зависимость от удельного веса окладов ИТР и служащих в общем фонде заработной пла­ ты. В. целом по управлению или тресту, зключая аппарат управ­ ления, указанное соотношение всегда выше, чем отдельно по пред­ приятиям. Поэтому относительный размер фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы по управле­ нию (тресту) также больше, чем по подведомственным предприя­

тиям, что является условием

образования

централизованного

фонда по крайней мере в доле, используемой

на

премирование

работников вышестоящего органа управления.

 

материального

В табл.

5

приведен расчет

суммы

фонда

поощрения

по

автотранспортному

управлению

на

1975

г.

(в тыс. руб.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

 

 

 

 

 

 

 

В том числе

 

 

 

Наименование

 

 

Всего

орган

подведом­

 

 

 

 

ственные

 

 

 

 

 

 

 

управле­

предприя­

 

 

 

 

 

 

 

ния

тия

 

Общий фонд заработной п л а т ы ...........................

5100

 

100

5000

В том числе сумма годовых должностных окла­

600

 

 

500

дов ИТР и служ ащ их...............................................

 

100

Удельный вес окладов ИТР и служащих

в об­

11,8

 

1С0

 

 

щем фонде заработной платы, % ...........................

 

10

 

Размер фонда материального поощрения, % к

9, 6

 

X

9, 2

 

фонду заработной

платы по шкале . . . .

 

 

Плановая сумма фонда материального поощре­

490

 

30

460

 

ния . ..........................................................................

 

 

Для наглядности и простоты примера уровень фонда мате­ риального поощрения в процентах к фонду заработной платы при­ нят по шкале соответственно удельному весу окладов ИТР и слу­ жащих в общем фонде заработной платы не по данным базового года, а по плану на последний год пятилетки. Таким образом, централизованный фонд материального поощрения может быть создан полностью или в значительной мере без снижения по пред­ приятиям установленного среднеотраслевого уровня.

Резерв министерства, а также определенная доля централизо­ ванных фондов создаются непосредственно в интересах предприя­ тий, так как эти средства используются на восполнение фондов

31


предприятий, премирование по результатам социалистического ■соревнования между ними, премирование отдельных работников, отличившихся при выполнении особо важных заданий и т. д. При этом резерв министерства и централизованные фонды образуются не путем отчислений из фондов предприятий, а за счет части цен­

трализуемой прибыли.

Как же определяется конкретный размер плановых фондов поощрения по отдельным автотранспортным предприятиям? По­ кажем это на опыте Министерства автомобильного транспорта Казахстана. В общих чертах эта работа сводилась к следующему. Предварительно было установлено процентное отношение плано­ вой суммы фонда материального поощрения на последний год пя­ тилетки, подлежащей распределению между предприятиями, к их плановому фонду заработной платы на этот же год. Оно опреде­

лилось в размере 9,2%.

Сопоставление полученного отношения со значением размера фонда по шкале, соответствующего среднему удельному весу окладов ИТР и служащих в целом по всем автотранспортным предприятиям республики по отчету за базовый год, позволило выявить необходимый процент коррективов табличного размера фондов для предприятий.

Пользуясь скорректированной применительно к предприятиям министерства шкалой, нетрудно определить размер фонда мате­ риального поощрения в процентах к фонду заработной платы пос­ леднего года пятилетки по каждому предприятию в зависимости от сложившегося удельного веса окладов ИТР и служащих в об­ щем фонде заработной платы за базовый год. Этот размер фонда материального поощрения обеспечивает в пределах общего ли­

мита фонда равный размер

поощрения

для всех предприятий

(с учетом структуры отдельных

категорий

работающих), но не

учитывает ряда других условий, что потребовало внесения неко­ торых дополнительных коррективов.

Чтобы создать определенное преимущество для предприятий, достигших и сохраняющих высокие темпы роста эффективности производства, прирост фонда материального поощрения авто­ транспортным предприятиям (за исключением автобусных) при­ нимался, как правило, лишь в меру увеличения плановой прибы­ ли за пятилетку.

Учитывалась также степень напряженности плана путем сопо­ ставления по отдельным предприятиям темпов роста объемов пе­ ревозок и производительности труда, а также уровня достигну­ тых качественных измерителей работы с соответствующими пока­ зателями в целом по данному управлению.

Несколько повышенные (до 10%) размеры фонда выделялись предприятиям, работающим в наиболее сложных условиях (тяже­ лые природно-климатические условия, отдаленность и недостаток кадровых ресурсов, частые командировки для работы в отрыве

от постоянного места нахождения автотранспортного предприятия и т. п.).

32


При этом по возможности не допускалось снижение в плане на последующий год пятилетия размера фонда в процентах к фон­ ду заработной платы против фактического уровня за базовый год, за исключением тех случаев, когда высокий уровень фонда

сложился вследствие неоправданно большой доли

И ГР

и служа­

щих в общей численности работающих.

были

приняты

В качестве минимально допустимого размера

исходные нормы образования фонда материального поощрения при переходе автотранспортных предприятий на новую систему, которые обеспечивали премирование инженерно-технических ра­ ботников и служащих за результаты работы в размере 20% к их должностным окладом, поощрение работников за выполнение особо важных производственных заданий и по итогам внутрипро­ изводственного социалистического соревнования не менее 2% к об­ щему фонду заработной платы, а также выплату годового возна­

граждения из расчета десятидневного заработка

в

среднем

на

каждого работающего.

 

коррективов суммы

Полученные после внесения изложенных

и относительные

размеры

фонда поощрения

по предприятиям

приводились з

соответствие

с контрольной

суммой

в целом

по

данному управлению.

В окончательном варианте плана сумма фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы по отдельным предприятиям отклонилась от уточненной шкалы в ту и другую сторону не более 15%• К концу пятилетки размеры этого фонда значительно выравниваются, исключаются все необоснованные разрывы уровня поощрения по отдельным предприятиям.

Важнейшей особенностью и преимуществом применяемой си­ стемы фондообразования является то, что она усиливает плановое начало в организации стимулирования. Сейчас размеры фондов поощрения поставлены в прямую зависимость от значения зало­ женных в плане показателей, поскольку народнохозяйственные интересы требуют именно в плане каждого предприятия учесть их реальные производственные возможности, с тем чтобы обеспечить наиболее оптимальное взаимоувязанное развитие всех производя­ щих отраслей.

Только такой принцип позволяет разрешить проблему объек­ тивного учета при фондообразовании зависящих и независящих от предприятий факторов роста показателей объема и эффектив­ ности производства.

С учетом условий и особенностей работы предприятий можно предусмотреть заранее в плановом порядке такие размеры фон­

дов поощрения, которые

отражают реальный вклад предприятия

в достижении заданных показателей.

обеспечить со­

Созданы такие условия, которые позволяют

блюдение необходимых

соотношений и связей

в общей системе

роста заработной платы между выплатами из фонда материаль­ ного поощрения, увеличением ставок, окладов и другими факто­ рами оплаты труда, а также выдерживать предусмотренные в пя-

3—496

зз


тилетием плане пропорции роста заработной платы, производи­ тельности труда, прибыли и других важнейших показателей повы­ шения эффективности производства.

Новый принцип планирования фондов в непосредственной увязке с перспективами развития предприятия является новым этапом в дальнейшем совершенствовании системы экономического

стимулирования.

Следует подчеркнуть и ряд других достоинств нового порядка фондообразования. Чтобы нейтрализовать воздействие текущего роста заработной платы на массу отчислений в поощрительные фонды, их рассчитывают по нормативам, применяемым к фонду заработной платы базового года пятилетки.

Таким образом, при уточнении сумм фондов в годовых планах и коррективах по фактическим результатам работы предприятий устраняется параллельное влияние одновременно двух факторов на увеличение размеров средств, отчисляемых в эти фонды про­ тив предусмотренных на соответствующий год пятилетки: во-пер­ вых, роста фондокорректирующих показателей и, во-вторых, свя­ занного с ними роста фонда заработной платы. Благодаря этому исключается возможность опережающего увеличения фондов поощрения против источников их формирования. Фонды возраста­ ют лишь в меру прироста прибыли (доходов), рентабельности и производительности труда.

Размер фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы на последний год пятилетки зависит от факти­ ческого удельного веса окладов инженерно-технических работни­ ков и служащих в общем фонде заработной платы по предприя­ тию за базовый год. Этим самым можно по мере снижения в те­ чение пятилетки доли ИТР и служащих в общей численности ра­

ботающих повышать средний

размер

премий

в целом

по

пред­

приятию.

Процент увеличения

премий

за счет

данного

фактора

может быть определен из следующей зависимости:

 

 

 

А /Ср =

100

d N » + d N p

100,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d N a ' и + d N v ' и

 

 

 

где

A i vp— процент

увеличения

среднего размера

выплат

 

в расчете на одного работающего;

вес ИТР

d N „ ,

d N ' u — отчетный

и

достигнутый удельный

ислужащих в общей численности работающих;

0.U — средний размер премий при условии сохранения

 

базового

соотношения

численности

отдельных

d N р,

категорий

работающих;

 

 

d N 'р — отчетный

за базисный год и достигнутый удель­

 

ный вес рабочих.

 

 

Если,

например, доля ИТР

и служащих по

предприятию

(или отрасли

в целом) за базисный год составила 11% н соответственно по шкале размер фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы на последний год пятилетки установлен 9,4%, а в плане (или фактически) к концу

34