ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
выпускающих однородную продукцию и одинаково ра ботающих, по итогам производственно-хозяйственной деятельности могут оказаться в разных условиях, если одно из них применяет более дорогое сырье. У предприя тий может возникнуть заинтересованность в нарушении планового ассортимента выпускаемой продукции, в вы пуске более «выгодных» и сокращении менее рентабель ных изделий, хотя и те и другие в равной степени нуж ны народному хозяйству. Более повышенная рентабель ность в подобных случаях не является заслугой предприятия, ибо она получена по не зависящим от результатов хозяйствования причинам.
Учет только одного экономического критерия — теку щих затрат при игнорировании другого — капитальных вложений может привести лишь к отрицательным послед ствиям, так как именно капитальные затраты, являясь предварительным авансированием затрат живого труда, обеспечивают необходимую экономию текущих затрат. Недостаточное внимание к экономии капитальных затрат не может не отразиться в будущем и на экономии живого труда. Следовательно, лишь при рациональном сочетании текущих затрат и вложений в производственные фонды цена может стать действительно активным инструментом производства и наиболее полно выполнять присущие ей функции.
Отсюда определенный интерес представляет точка зрения, согласно которой норма чистого дохода опреде ляется путем отношения чистого дохода к производст венным фондам в производственной сфере, а чистый до ход в цене конкретного изделия рассчитывается при по мощи соизмерения полученной нормы с производствен ными фондами, приходящимися на единицу продукции.
По мнению ряда экономистов, такая схема позволяет учесть различную обеспеченность труда основными и обо ротными фондами и покончить с положением, при кото
77
ром |
стоимость капитальных вложений |
не отражается |
на |
итогах производственно-хозяйственной |
деятельности |
предприятий. Она позволяет оптимально сочетать как текущие, так и единовременные затраты, создает у пред приятий стимулы наиболее эффективного использования производственных фондов и необходимые ориентиры эко номически выгодного и целесообразного ведения хозяйст ва, правильного сочетания индивидуальных интересов с интересами общественными. Предусматривая единую норму прибыли на рубль производственных фондов для всех отраслей и производств народного хозяйства, дан ный метод создает для каждого предприятия равновыгодность производства всех выпускаемых изделий.
Однако |
и такая |
точка зрения имеет определенные |
недостатки. |
Прежде |
всего — это несоответствие приба |
вочного продукта (пропорционально лишь производствен ным фондам) с источником его получения, ибо источни ком прибавочного продукта является лишь живой труд, который используется не только на прирост производст венных фондов, но и на образование общественных фон дов потребления и прочих государственных нужд. Распределение прибавочного продукта лишь пропорци онально производственным фондам приведет к необосно ванному его накоплению в фондоемких отраслях, в чем также проявится односторонний подход в ценообразова нии, ориентация на другую противоположность. Пре дусматривая одинаковую норму прибыли на рубль про изводственных фондов, данная схема вступает в проти воречие с конкретными требованиями ценообразования и обедняет содержание цены, лишая ее таких важней ших функций, как стимулирование производства и пере распределение накоплений.
Новая система планирования и экономического сти мулирования, подведя итог многолетней дискуссии по «актуальным вопросам экономики, вобрала в себя все
78
лучшие достижения экономической науки. |
Переход на |
новые принципы управления был органически связан |
|
с необходимостью более эффективного |
использования |
производственных фондов, в связи с чем введены соответ ствующие государственные платежи и должным образом образованы фонды экономического стимулирования. Но вым оценочным показателем производственно-хозяйст венной деятельности предприятий стала и рентабель ность, исчисленная к производственным фондам.
Переход на новые условия хозяйствования потребовал и соответствующего изменения в области ценообразова ния, отражения ценами новых форм управления эконо микой. Необходимые преобразования в области цено образования были проведены в период реформы оптовых цен в 1967 году. Прежде всего была признана нецелесо образной действовавшая схема определения нормы чис того дохода и самого чистого дохода в ценах в размере 3 — 5% к себестоимости. Данная схема перестала удов летворять народное хозяйство как по размерам, посколь ку их было недостаточно для новых форм государствен ных платежей и фондов экономического стимулирования, так и по образованию — к себестоимости продукции, по скольку она не ориентировала предприятия на более эффективное использование производственных фондов.
YВ соответствии с целями и задачами проводимой хо зяйственной реформы и в ценообразовании изменен дей ствовавший ранее порядок определения рентабельности. По аналогии с промышленностью нормативная рента бельность стала исчисляться путем отношения чистого дохода к производственным фондам. Преимущество это го метода состоит в том, что теперь в качестве критерия построения цен выступают как текущие затраты, так и производственные фонды, т. е. фондоемкость продукции. Определенная таким образом норма рентабельности отражает эффективность использования производствен
79
ных фондов и заинтересовывает предприятия не только в снижении себестоимости продукции, но и в повышении выхода продукции с каждого рубля, вложенного в про изводство.
В период реформы оптовых цен отказались от прин ципа минимальной рентабельности, поскольку такой уровень не обеспечивал необходимых хозрасчетных отно шений в новых условиях хозяйствования. В то же время было признано нецелесообразным при определении нормы чистого дохода (рентабельности) исходить и из полной величины чистого дохода, т. е. устанавливать уровень рентабельности, достаточный для обеспечения расширен ного воспроизводства отраслей целиком за счет их внут ренних накоплений, ибо это не учитывает исторически сложившийся процесс обособления создания, аккумуля ции и использования прибавочного продукта, когда вновь созданная стоимость аккумулируется не только на про мышленных предприятиях, но и прежде всего в рамках социалистического государства, которое использует ее в плановом порядке. Кроме того, это исключило бы ка кие-либо перераспределительные отношения через цены, что потребовало бы создания единого уровня цен на всю произведенную в народном хозяйстве продукцию, и прежде всего на средства производства и предметы потребления, причем в единовременном порядке, что практически неосуществимо.
Определение нормы чистого дохода исходя из его пол ной величины потребовало бы также существенного повы шения оптовых, цен. Однако это повышение имело определенные пределы, ибо реформа оптовых цен огра ничивалась рядом условий, и прежде всего неизмен ностью розничных цен и сложившимися отношениями с сельским хозяйством. Движение же оптовых цен нельзя отрывать от движения розничных цен. Чрезмерное повы шение оптовых цен при неизменных розничных приве
80
ло бы к убыточности тех отраслей, которые непосредст венно обслуживают нужды населения.
Исходя из этого, народнохозяйственный уровень рентабельности определялся путем соизмерения с про изводственными фондами не всего чистого дохода, а лишь части, необходимой для хозрасчетной деятельности отраслей и предприятий в новых условиях планирования и экономического стимулирования. Для этого рассчиты вались средний и минимальный уровни рентабельности.
При реформе оптовых цен 1967 года средний уровень нормативной рентабельности по народному хозяйству был определен Государственным комитетом цен на осно ве данных 1964 года. За исключением сальдо по внешней торговле и фонда социального страхования (отчисления на соцстрах включены в себестоимость продукции) отно шение чистого дохода к производственным фондам со ставило 20, 6%. Не многим менее половины (48%) общей суммы чистого дохода составлял налог с оборота, преоб ладающая часть которого (около 60%) приходилась на четыре группы товаров народного потребления — алко гольные напитки, сахар, табачные изделия и текстиль. Поскольку в производстве этих четырех товарных групп занято немногим более 3% всех производственных фон дов народного хозяйства и практически невозможно пе рераспределить эту часть чистого дохода в условиях действующих розничных и закупочных цен (ограничи тельное условие), они были исключены при расчете сред него уровня рентабельности. Соотношение оставшейся части чистого дохода с производственными фондами оп ределило среднюю норму рентабельности в размере 14, 7%, или округленно 15%•
Минимальный уровень рентабельности рассчитывал ся, исходя из необходимости обеспечения каждой отрас ли и каждому нормально работающему предприятию прибыли, необходимой как минимум для внесения платы
81
за производственные фонды, а также для образования фондов экономического стимулирования (фонда мате риального поощрения, фонда социально-культурных ме роприятий и жилищного строительства, фонда развития производства) и осуществления плановых затрат для дальнейшего развития производства на действующих
предприятиях.
Исходя из этого он был определен в размере 10% к производственным фондам. Однако такой процент рен табельности привел бы к значительной дифференциации платы за фонды и к усилению разрыва между индивиду альными и общественными издержками производства. Поэтому в целях создания необходимых хозрасчетных условий всем нормально работающим предприятиям, более широкого охвата возможно большего числа отрас лей и предприятий едиными ставками платы за фонды и необходимости сочетания индивидуальных и обществен ных условий производства в прибыль был включен сво бодный остаток прибыли. Свободный остаток необходим в качестве «подушки», «амортизатора» во взаимоотно шениях предприятий с бюджетом на случай, когда фак тическая прибыль меньше плановой. Поскольку плата за фонды устанавливалась в виде норматива длительного пользования, то предусматривалось, что прирост прибы ли, за минусом той части, которая будет дополнительно направляться в поощрительные фонды, станет также отражаться в росте доходов бюджета путем отчислений от свободного остатка прибыли. С учетом свободного остатка прибыли народнохозяйственный уровень рента бельности определился также на уровне 15% к производ ственным фондам.
Таким образом, 15%-ный уровень нормативной рен табельности к производственным фондам был обоснован как сверху — путем исключения из совокупного чистого дохода четырех товарных групп, при действующих огра
82
ничительных условиях практически не распределяемых, так и снизу — путем образования (набора) прибыли, не обходимой для внесения государственных платежей, образования соответствующих фондов экономического стимулирования, плановых затрат и свободного остатка прибыли.
Отраслевые нормативные уровни рентабельности определялись с учетом среднего народнохозяйственного уровня и особенностей ценообразования в конкретных отраслях. Прежде всего, эти уровни предусматривали создание всем нормально работающим предприятиям не обходимых хозрасчетных отношений в новых условиях хозяйствования. Исходя из этого для большинства отрас лей тяжелой промышленности — нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, газовой, черной и цветной ме таллургии, химической промышленности и машинострое ния, кроме тракторного и сельскохозяйственного — нор мативная рентабельность была установлена на уров не 15%.
Установить отраслевые нормы рентабельности на еди ном народнохозяйственном уровне всем отраслям не представилось возможным. Дело в том, что отрасли раз личаются между собой материалоемкостью, фондоемко стью, скоростью оборота фондов и резкими колебаниями себестоимости одноименной продукции. Если в тяжелой промышленности, например, на один рубль производст
венных фондов |
приходилось продукции по себестоимо |
|||
сти |
в среднем |
на 74 коп., то в легкой —■более чем на |
||
три, |
а в пищевой — более чем на два рубля. Установле |
|||
ние в подобных условиях единого 15%-ного |
уровня рен |
|||
табельности к производственным |
фондам для всех от |
|||
раслей привело бы в некоторых |
из них к минимальной |
|||
рентабельности |
к издержкам производства: |
в швейной |
промышленности — 2,8%, в мясной — 2,4, в текстильной и шерстяной — менее 3%. Такой незначительный уро
83