ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Основными доводами против внедрения показателя удельной фондоемкости являются также глубокие каче ственные изменения, происшедшие в ценообразовании: экономически более обоснованное определение накопле ний и изменение соотношений в реализации чистого дохо да между различными отраслями промышленности, поскольку рентабельность по отраслям определялась к производственным фондам, возможность оптимального сочетания текущих затрат с вложениями в производст венные фонды как в разрезе отраслей и подотраслей, так и отдельных предприятий.
Учет отраслевой фондоемкости в ценообразовании по зволяет решать и многие другие народнохозяйственные задачи, в частности, делает цены более надежным инст рументом для различного рода экономических сопостав лений и расчетов, для расчетов эффективности капи тальных вложений, внедрения новой техники, размеще ния производительных сил, определения структуры
экспорта и импорта.
Противники удельной фондоемкости считают также, что действительная величина фондоемкости не опреде ляется лишь простым распределением производственных фондов на конкретные виды продукции, поскольку эти фонды зависят от целого ряда совокупно действующих факторов, и в том числе — от их структуры и оценки, возраста, степени морального и физического износа, но менклатуры производимой продукции. С помощью одних и тех же фондов можно производить продукцию, имею щую различную народнохозяйственную значимость в за висимости, скажем, от качества, насыщенности спроса, что также влияет на эффективность действующих фон дов. Учесть же всю эту совокупность факторов практиче ски невозможно.
Устранение заинтересованности предприятий в произ водстве материалоемкой продукции зависит не только
91
и не столько от необходимости учета удельной фондоем кости и совершенствования цен, сколько от совершенст вования планирования, материально-технического снаб жения и системы показателей, оценивающих производ ственно-хозяйственную деятельность предприятий. В ус ловиях многономенклатурного производства, особенно когда одна и та же продукция производится на несколь ких предприятиях, нет и не может быть функциональной зависимости между рентабельностью и производствен ными фондами. При обосновании единой цены на одно именную продукцию, производимую различными пред приятиями, вместе со среднеотраслевой себестоимостью необходимо определять и среднеотраслевую удельную фондоемкость, которая будет отражать общественно не обходимые фонды. Имеющиеся расчеты показывают, что в подобных условиях, несмотря на учет удельной фондо емкости, по предприятиям не наблюдается зависимости между рентабельностью и производственными фондами, поскольку в основе цены лежат издержки производства, занимающие подавляющую ее часть. Следовательно, если имеются значительные колебания в себестоимости одно именной продукции на различных предприятиях, не помо жет никакой учет фондоемкости.
Определенная нормативная рентабельность не остает ся раз и навсегда данной, она изменяется в соответствии с меняющимися условиями производства. При пересмот ре оптовых цен в 1973 году, коснувшемся отраслей маши ностроения и легкой промышленности, нормативный уро вень рентабельности методологически определялся по принципам, выработанным еще в 1967 году, а именно: обеспечить каждому нормально работающему предприя тию прибыль, необходимую для хозрасчетной деятельно сти в новых условиях планирования и экономического стимулирования.
В машиностроении в соответствии с проводимыми
мероприятиями по дальнейшему усилению роли прибыли
и материальных стимулов в |
повышении |
эффективности |
производства в нормативный |
уровень |
были включены |
расходы по реконструкции предприятий |
(за исключением |
крупной реконструкции). Одновременно из нормативного уровня исключили свободный остаток прибыли. Исключе ние свободного остатка прибыли было связано с необхо димостью избежания резких изменений в количествен ном уровне нормативной рентабельности на стартовом этапе и вовсе не означает исключения его из всей систе мы распределения прцбыли. В динамике по мере повы шения эффективности производства и увеличения разме ров прибыли появляется и свободный остаток, который изымается в бюджет по существующим правилам.
Реформа 1967 года не распространяла новые принци пы планирования и экономического стимулирования на науку, что не могло не сдерживать темпов научно-техни ческого прогресса и повышения эффективности общест венного производства. Вовлечение науки, являющейся одной из производительных сил общества, в систему хо
зяйственной реформы |
оставалось наиболее актуальной |
||
задачей. Впервые эта |
задача получила |
свое |
решение |
в электротехнической |
промышленности |
в 1969 |
году, где |
принципы хозяйственной реформы были распространены и на научные, конструкторские и технологические орга низации. В целях повышения эффективности работы научных организаций, как уже говорилось, был образо ван единый фонд развития науки и техники за счет от
числений от плановой |
прибыли. |
В соответствии с этим |
||||
при планировании уровня рентабельности |
стали учиты |
|||||
вать не только |
существующие |
формы |
распределения |
|||
прибыли, |
но и |
вновь |
введенные. |
К пересмотру цен |
||
1973 года |
по этой системе работали |
уже два министер |
ства: Минэлектротехпром и Минтяжмаш. Для этих мини стерств нормативный уровень рентабельности был опре
93
делен с учетом прибыли, необходимой как минимум для внесения платы за производственные фонды, процентов за банковский кредит, образования соответствующих сти мулирующих фондов; единого фонда развития науки и техники, а также для осуществления плановых затрат по дальнейшему развитию производства на действующих предприятиях, включая затраты на их мелкую и среднюю
реконструкцию.
В период реформы оптовых цен 1967 года ставился вопрос о построении норматива рентабельности на уров не, обеспечивающем расширенное воспроизводство от расли целиком за счет ее внутренних накоплений. В то время эта точка зрения была отклонена. Как известно, в дальнейшем Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления (Минприбор) в по рядке опыта было переведено на так называемое самофи нансирование, или полную самоокупаемость. В связи с этим для него нормативный уровень рентабельности был предусмотрен в размерах, необходимых также и для крупной реконструкции, т. е. для всей реконструкции
идля капитального строительства новых предприятий. Опыт Минприбора требует тщательного изучения. Одна ко можно предположить, что вряд ли целесообразно пе реводить все министерства на самофинансирование, по скольку это ведет к всеобщему повышению оптовых цен
ик отказу от планомерного перераспределения средств между отраслями с помощью цен.
Пересмотр цен 1973 года подтвердил основные мето дологические предпосылки обоснования нормативного уровня рентабельности и, в частности, необходимость его дифференциации, а также сочетания отраслевой рента бельности к производственным фондам с рентабельно стью к себестоимости по отдельным видам изделий. В ре
зультате и в 1973 году нормативная рентабельность к производственным фондам была признана отраслевым
94
показателем. Существующие различия в материалоем кости, фондоемкости, скорости оборотов фондов и значи тельные колебания себестоимости одноименной продук ции предопределили и в 1973 году необходимость диффе ренциации нормативной рентабельности, поскольку в противном случае определенная часть предприятий ока залась бы в числе планово убыточных, что противоречит требованиям хозяйственной реформы — обеспечению каждому нормально работающему предприятию необхо димых хозрасчетных условий. Этим объясняется и уста новление более высокой рентабельности к производствен ным фондам для отраслей легкой промышленности по сравнению с отраслями машиностроения, что наглядно видно из табл. 1 (данные Государственного комитета цен Совета Министров СССР).
В динамике уровень нормативной рентабельности на ходится под влиянием целого ряда факторов, в частности изменения фондоемкости, стоимости вновь вводимых про изводственных фондов, переоценки фондов, изменения норм амортизации. За прошедший после реформы цен 1967 года период наблюдался рост фондоемкости и стои мости вновь вводимых фондов вследствие удорожания строительства, что вместе с проведенной переоценкой основных фондов и введением новых норм амортизации привело к снижению среднего нормативного уровня рен табельности к производственным фондам с 15 до 12%.
Совершенствование исчисления нормативной рентатабельности продолжается постоянно. Известно, напри мер, что в условиях многоассортиментного производства фактическая рентабельность к производственным фондам в целом по предприятию соответствует плановой лишь при неизменности структуры ассортимента и структуры себестоимости продукции.
Поскольку фактическая структура ассортимента про дукции и структура себестоимости изделий, как правило,
95
Т а б л и ц а
Нормативная рентабельность по некоторым отраслям машиностроения и легкой промышленности при пересмотре цен 1973 г. (в %)
|
|
|
К п р о и з в о л - |
К с е б е с т о - |
|
М и н и с т е р с т в а |
и о т р а с л и |
п р о и з в о д с т в а |
с т в е н н ы м |
||
и м о с т н |
|||||
|
|
|
ф о н д а м |
||
|
|
|
|
Минавтопром .......................................... |
|
14,0 |
10,0 |
|||
Минстанкопром ...................................... |
|
15,0 |
17,0 |
|||
Минтракторосельхозмаш ................... |
15,0 |
11,0 |
||||
Минэлектротехпром .............................. |
18,0 |
12,0 |
||||
Минприбор |
................................................. |
|
3 5 ,0 |
2 5 ,0 |
||
М инхиммаш .............................................. |
|
13,0 |
14,0 |
|||
Шелковая, .................................. |
в с е г о |
2 5 ,0 |
9 ,3 |
|||
в |
том |
числе: |
|
-- ' |
|
|
в кручении ...................................... |
|
8 ,0 |
||||
в ткачестве ...................................... |
• . . |
— |
9 ,5 |
|||
в о т д е ..............................л к е |
— |
9 ,5 |
||||
Льняная, |
в ......................................с е г о |
|
3 4 ,2 |
5,1 |
||
в том |
числе: |
производстве . . . |
— |
|
||
в |
чесальном |
2 ,6 |
||||
в прядильном |
производстве . . - |
— |
6 ,0 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
в крутильном |
производстве . . . |
|
3 ,0 |
|||
Шерстяная, .................................. |
в с е г о |
4 2 ,0 |
6 ,8 |
|||
в том числе: |
|
— |
|
|||
в |
прядении ...................................... |
|
8 ,3 |
|||
в |
ткачестве ...................................... |
|
— |
6 ,5 |
||
в отделке .......................................... |
|
— |
5,2 |
отклоняется от плановой, отклоняется от плановой и фак тическая рентабельность. В этих условиях появляется возможность выполнять и перевыполнять планы по рен табельности к производственным фондам в целом по предприятию и соответственно образовать фонды эконо мического стимулирования не только за счет улучшения производственно-хозяйственной деятельности, но и за счет
96
изменений ассортимента продукции и себестоимости из
делий.
В целях устранения этих нежелательных явлений в легкой промышленности рентабельность стала рассчи тываться двойным путем — соизмерением прибыли как с нормативной стоимостью обработки, так и со стоимо стью сырья и материалов. Для этого общая сумма при были расчленяется на две части — одну, соответствую щую стоимости основных производственных фондов, и другую, соответствующую сумме нормируемых оборот ных средств. При этом рассчитываются и два норматива рентабельности: первый — как отношение части прибыли, соответствующей стоимости основных производственных фондов, к нормативной стоимости обработки, второй — как отношение другой части прибыли, соответствующей сумме нормируемых оборотных средств, к стоимости сырья и материалов.
Использование такого экспериментального расчета нормативной рентабельности должно быть увязано с воп росами планирования и отчетности прибыли, рентабель ности и реализации, поскольку в противном случае про изойдет искажение реальных экономических явлений. Следует также четко разграничить сферы использования возможных вариантов исчисления рентабельности в от дельных отраслях и производствах легкой промышлен ности.
Для повышения стимулирующей роли цен в ускорении темпов научно-технического прогресса, и в частности в своевременной замене устаревшей продукции новой, более прогрессивной, повышенного качества, с улучшен ными технико-экономическими характеристиками (на дежности, долговечности), нормативный уровень рента бельности дифференцируется также по видам изделий.
Потоварная дифференциация нормативной рентабель ности была впервые опробована в период реформы цен4
4 Заказ 194 |
97 |
1967 года в электротехнической промышленности. Имен но тогда для стимулирования выпуска более прогрессив ных изделий и снятия с производства устаревших вся электротехническая продукция была разбита на три группы качества: изделия устаревшие, подлежащие сня тию с производства в течение 1968 года; изделия, подле жащие замене и снятию с производства к концу восьмой пятилетки, т. е. к 1970 году, и прогрессивные, технически более совершенные изделия. Так, например, при средней рентабельности электроосветительной арматуры к себе стоимости в размере 8% рентабельность по прогрессив ным изделиям была установлена на уровне 13%; по из делиям, подлежащим снятию с производства к концу пя тилетки,— 8 и на устаревшие изделия — 3,5%. В произ водстве электроугольных п металлокерамических изде лий самая высокая рентабельность в размере 20% (при среднем уровне в 14,3% к себестоимости) была установ лена на новые прогрессивные марки электрощеток с боль шей надежностью и сроком службы (ЭГ74, ЭГ74а и др.), а на устаревшие марки Т-20, А-5 и т. п. уровень рента бельности был установлен значительно ниже среднеот раслевого. Рентабельность на аккумуляторы с различной сепарацией и вследствие этого неодинаковым сроком службы дифференцировалась с учетом увеличения срока службы — на изделия с комбинированной сепарацией (винипласт со стекловойлоком), увеличивающей срок службы на 20%, цены были повышены на 7% по сравне нию с ценами на изделия с обычной сепарацией.
Эффект от дифференциации нормативной рентабель ности проявился очень скоро. Устаревшие изделия в силу установленной для них пониженной рентабельности стали невыгодны для предприятий и постепенно были с произ водства сняты. В качестве примера можно привести уста ревшие и низкокачественные светильники типа ШЛП-2/40 и СК-300, на которые в свое время была установлена по
98