ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Сравнение расчетных цен с фактическими показыва ет, что коэффициенты отклонений находятся в допусти мых пределах; следовательно, выведенное уравнение регрессии является правильным, и его можно использо вать для определения оптовых цен на новые магнитные регуляторы. Подставляя в выведенное уравнение регрес сии новые значения веса и объемной мощности, опреде ляем оптовую цену на новый магнитный регулятор МР-700, являющийся продолжением параметрическогоряда:
у = 91,87 + 0,8957 • 750 - |
2;0 |
■70 = 624 |
руб. |
Определение нового уровня |
цен |
на весь |
параметри |
ческий ряд в период пересмотра цен. В период пересмот ра цен также нет необходимости разрабатывать кальку ляционные данные на все изделия параметрического ряда. Корреляционные расчеты позволяют пересмотреть цены значительно быстрее, проще и надежнее. Первый этап в определении нового уровня цен всего параметрического ряда аналогичен предыдущим вариантам: логический анализ табличного и графического способов устанавли вает наличие корреляционной связи между ценами и тех нико-экономическими параметрами магнитных регуля торов; коэффициенты парной корреляции подтверждают тесноту связи между ними и выявляют основной пара метр, в наибольшей степени влияющий на цены,—-объем ную мощность (см. 1-й вариант).
На втором этапе устанавливаем, что форма связи между ценами магнитных регуляторов и объемной мощ ностью является прямолинейной и имеет следующий вид:
у = ах + в,
где х — объемная мощность в квт.
Для решения этого уравнения пересматриваем на ос нове калькуляционных данных из всего параметрического
164
ряда оптовые цены лишь на два магнитных регулятора — МР-120 и МР-600 (в таблице и на графике они крайние) и определяем традиционным путем, что они стали равны соответственно 194 и 562 руб. Тогда решая уравнение прямой:
а = tga |
Уа — У1 |
562 |
— |
194 |
7,66; |
|
60 |
— |
12 |
||||
|
х2 — х, |
|
||||
в= у1 — ах, = 194—7,66 |
12=102,08, |
|
находим, что уравнение связи примет следующий вид:
у = 7,66 х + 102,08.
Подставляя в выведенное уравнение регрессии зна чения объемной мощности, получаем новые пересмотрен ные цены для всего параметрического ряда магнитных регуляторов. Так, при объемной мощности магнитного регулятора в 16 квт (МР-160) пересмотренная новая це на будет равна:
у = 7,66-16 + 102,08 = 225 руб.
При объемной мощности в 20 квт (МР-200) оптовая цена будет равна:
у = 7,66-20 + 102,08 = 255 |
руб. и т. п. |
В целях определения точности полученных оптовых |
|
цен на основе корреляционных расчетов |
сопоставим их |
с ценами, рассчитанными традиционным путем — на ос нове калькуляционных данных.
Отклонения расчетных цен от цен, полученных тра диционным путем, не превышают 3,1 %. При этом важно подчеркнуть, что отклонения имеют различные знаки и при пересчете на весь выпуск продукции в конечном счете почти взаимопогашаются, что свидетельствует
165
о целесообразности применения корреляционных расче тов в пересмотрах оптовых цен (табл. 12).
Т а б л и ц а 12
Проверка точности расчетных цен от цен, полученных традиционным путем при помощи коэффициентов отклонений
|
О п т о в ы е ц е н ы ( р у б . ) , |
|
||
|
|
п о л у ч е н н ы е |
|
|
Т и п р е г у л я т о р а |
|
|
н а о с н о в е |
К о |
|
т р а д и ц и о н н ы м |
|
||
|
к о р р е л я ц и о н |
|
||
|
и у т е м |
|
|
|
|
|
н ы х р а с ч е т о в |
|
|
|
|
|
|
|
МР-120 |
194 |
|
194 |
0,0 |
МР-160 |
223 |
|
225 |
+0,9 |
МР-200 |
252 |
|
255 |
+ 1.2 |
МР-240 |
290 |
|
286 |
—1,4 |
МР-280 |
310 |
|
317 |
+2,3 |
МР-360 |
388 |
|
378 |
—2,6 |
МР-440 |
436 |
|
439 |
+0,7 |
МР-520 |
485 |
|
500 |
+ 3,0 |
МР-600 |
562 |
|
562 |
0,0 |
Метод корреляционного анализа довольно широко применяется во многих отраслях, производящих как то вары народного потребления, так и продукцию производ ственно-технического назначения для определения и се бестоимости, и оптовых, и розничных цен. Например, Научно-исследовательский институт по ценообразованию Государственного комитета цен Совета Министров СССР
предлагает следующую формулу для расчета розничных цен на полушерстяные платьевые ткани с вложением вискозного (или вискозного и капронового) волокна:
у = — 11,616396 + 0,0603256Х!+ 0,0466799х2+ 0,1501434хз,
166
где у — расчетная розничная цена на ткань шириной
142 см;
Xi — вес 1м2 ткани в г;
Хг — номер пряжи по основе; х3 — содержание шерстяного волокна в готовой тка
ни, в % • В химическом машиностроении себестоимость, ска
жем, теплообменников пластинчатых рассчитывалась по следующей, определенной ВНИИХИМашем, формуле:
у = 2,15 • х®'12 • х~°'63 • х®'82 • х®'®9 .
где у — себестоимость изделия;
Xi — поверхность теплообмена в м2;
х2 — поверхность теплообмена одной пластины в м2; х3 — масса, включая запчасти, в кг; х4 —.удельный вес нержавеющей стали в общей
массе, включая запчасти, в %.
Вывод формул и их решение производятся в настоя щее время на электронно-вычислительных машинах в специальных отделах — вычислительных центрах. Это позволяет экономистам освободиться от сложной счетной работы и больше внимания уделять методологическим вопросам ценообразования, анализу как исходных, так и окончательных данных.
Метод удельных показателей является наиболее про стым из всех параметрических методов обоснования цен на новую продукцию. Удельные показатели характеризу ют цену (себестоимость), приходящуюся на единицу ка кого-либо основного технико-экономического параметра:
где Цу —удельная цена (себестоимость); Ца — абсолютная цена (себестоимость);
х — основной технико-экономический параметр продукции.
167
При этом методе производится сопоставление удель ных показателей по новому изделию и изделию-аналогу, имеющему прейскурантную цену. Необходимым услови ем определения цен при этом методе является требова ние обязательного снижения показателя на новую про дукцию. Наиболее целесообразно использовать его на более ранних стадиях, например на стадии технического задания на проектирование, для ориентировочного, ук рупненного определения цены (себестоимости) нового изделия, поскольку расчет по одному параметру, пусть даже и главному, но без органического единства со все ми другими, является недостаточно точным.
Этот метод имеет также широкое практическое при менение в качестве проверочного варианта при опреде лении цен и установленных ценностных соотношений всеми другими методами. Дело в том, что цена нового, более качественного изделия, как правило, абсолютно возрастает, но относительно — на единицу полезного эф
фекта или потребительной |
стоимости — обязательно |
должна снижаться. Это один |
из основных принципов |
планового ценообразования. И |
если определенная ка |
ким-либо методом иена на новый продукт в расчете на единицу полезного эффекта или потребительной стоимо сти не снижается по сравнению с ранее освоенным или родственным по параметрическому ряду изделию, то это говорит или о неправильном расчете новой цены, или о неэффективности новой продукции. Такая цена не мо жет быть введена. Поэтому во многих случаях при при ведении абсолютных цен приводятся и относительные, свидетельствующие о правильности их определения
иправильности установленных ценностных соотношений.
Вкачестве примера приведем розничные цены на ком прессионные холодильники (табл. 13).
Метод удельных показателей применяется и для опре деления новых цен в пределах параметрических рядов.
1R8
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
Абсолютные и относительные розничные цены |
|
||||
|
компрессионных холодильников |
|
|
||
|
|
Р о з н н ч н а я ц е н а |
|
||
Т и п |
О б ъ е м |
|
|
|
|
х о л о д и л ь н о й |
а б с о л ю т н а я , |
о т н о с и т е л ь н а я , |
|||
х о л о д и л ь н и к а |
|||||
|
к а м е р ы , д м 3 |
в р у б . з а ш т . |
в р у б . н к о п . |
з а |
|
|
|
|
1 д м 3 е м к о с т и |
|
|
КШ-240 |
240 |
325 |
1—35 |
|
|
КШ-200 |
2 0 0 |
275 |
1—38 |
|
|
КШ-180 |
180 |
265 |
1—47 |
|
|
КШ-160 |
160 |
250 |
1—56 |
|
|
КШ-140 |
140 |
225 |
1—60 |
|
|
КШ-120 |
1 2 0 |
2 1 0 |
1—74 |
|
|
КШ-100 |
1 0 0 |
175 |
1—75 |
|
|
КШ-80 |
80 |
155 |
1—98 |
|
Розничные цены на новые виды хозяйственной посуды из листового алюминия разных емкостей (размеров) опре деляются, например, по следующей формуле:
Ц, + Ц, X, + Х2
где Ц, Ць Lb — розничная абсолютная цена соответст венно на новое изделие, на соседнее из делие с меньшим параметром и на со седнее изделие с большим параметром;
— основной параметр соответственно меньшего, большего и нового изделия.
на кастрюли цилиндрические травленые
впрейскуранте установлены следующие розничные цены
взависимости от емкости в литрах:
Основной параметр, емкость в л |
1,8 |
2,5 3,5 4,5 6,0 |
Розничная цена в руб. и коп. за шт. |
0 -9 0 |
1—05 1—30 1—70 2—20 |
169
Требуется определить новую розничную цену на каст рюлю емкостью, скажем, в 4,0 литра. Соседним изделием с меньшим параметром будет кастрюля емкостью 3,5 литра, с большим — 4,5. Подставляя в вышеприве денную формулу исходные данные, получим розничную цену на новую кастрюлю в размере 1 руб. 50 коп.
Ц| + И2 |
. х„ = |
— 130+170 |
- 4,0 = 1 руб. 50 коп. |
х, + х2 |
|
3 , 5 + 4 , 5 |
|
Подобным методом можно определять как розничные, |
|||
так и оптовые цены |
товаров |
народного потребления |
и продукции производственно-технического назначения, находящейся в пределах параметрического ряда.
Метод балловой оценки заключается в оценке каждо го в отдельности технико-экономического параметра определенным количеством баллов, суммирование кото рых дает комплексную оценку потребительских свойств продукции. Цена продукции определяется путем умно жения суммы баллов на стоимостную оценку одного балла или путем произведения цены базисной продукции на соотношение сумм баллов новой и базисной продук ции:
ЦН= ЕБН-Цуб
или
цн= ц6 -|£,
где Цн, Цб — соответственно |
цена новой и |
базисной |
продукции; |
|
|
ЦУб — цена одного балла; |
по новой |
|
2Б„, 2 Бб — сумма баллов |
соответственно |
и базисной продукции.
Предположим, имеется группа однородных изделий, для которых отобраны десять основных технико-экономи ческих параметров. Необходимо определить цену на но
170