Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнение расчетных цен с фактическими показыва­ ет, что коэффициенты отклонений находятся в допусти­ мых пределах; следовательно, выведенное уравнение регрессии является правильным, и его можно использо­ вать для определения оптовых цен на новые магнитные регуляторы. Подставляя в выведенное уравнение регрес­ сии новые значения веса и объемной мощности, опреде­ ляем оптовую цену на новый магнитный регулятор МР-700, являющийся продолжением параметрическогоряда:

у = 91,87 + 0,8957 • 750 -

2;0

■70 = 624

руб.

Определение нового уровня

цен

на весь

параметри­

ческий ряд в период пересмотра цен. В период пересмот­ ра цен также нет необходимости разрабатывать кальку­ ляционные данные на все изделия параметрического ряда. Корреляционные расчеты позволяют пересмотреть цены значительно быстрее, проще и надежнее. Первый этап в определении нового уровня цен всего параметрического ряда аналогичен предыдущим вариантам: логический анализ табличного и графического способов устанавли­ вает наличие корреляционной связи между ценами и тех­ нико-экономическими параметрами магнитных регуля­ торов; коэффициенты парной корреляции подтверждают тесноту связи между ними и выявляют основной пара­ метр, в наибольшей степени влияющий на цены,—-объем­ ную мощность (см. 1-й вариант).

На втором этапе устанавливаем, что форма связи между ценами магнитных регуляторов и объемной мощ­ ностью является прямолинейной и имеет следующий вид:

у = ах + в,

где х — объемная мощность в квт.

Для решения этого уравнения пересматриваем на ос­ нове калькуляционных данных из всего параметрического

164

ряда оптовые цены лишь на два магнитных регулятора — МР-120 и МР-600 (в таблице и на графике они крайние) и определяем традиционным путем, что они стали равны соответственно 194 и 562 руб. Тогда решая уравнение прямой:

а = tga

Уа — У1

562

194

7,66;

60

12

 

х2 — х,

 

в= у1 — ах, = 194—7,66

12=102,08,

 

находим, что уравнение связи примет следующий вид:

у = 7,66 х + 102,08.

Подставляя в выведенное уравнение регрессии зна­ чения объемной мощности, получаем новые пересмотрен­ ные цены для всего параметрического ряда магнитных регуляторов. Так, при объемной мощности магнитного регулятора в 16 квт (МР-160) пересмотренная новая це­ на будет равна:

у = 7,66-16 + 102,08 = 225 руб.

При объемной мощности в 20 квт (МР-200) оптовая цена будет равна:

у = 7,66-20 + 102,08 = 255

руб. и т. п.

В целях определения точности полученных оптовых

цен на основе корреляционных расчетов

сопоставим их

с ценами, рассчитанными традиционным путем — на ос­ нове калькуляционных данных.

Отклонения расчетных цен от цен, полученных тра­ диционным путем, не превышают 3,1 %. При этом важно подчеркнуть, что отклонения имеют различные знаки и при пересчете на весь выпуск продукции в конечном счете почти взаимопогашаются, что свидетельствует

165


о целесообразности применения корреляционных расче­ тов в пересмотрах оптовых цен (табл. 12).

Т а б л и ц а 12

Проверка точности расчетных цен от цен, полученных традиционным путем при помощи коэффициентов отклонений

 

О п т о в ы е ц е н ы ( р у б . ) ,

 

 

 

п о л у ч е н н ы е

 

Т и п р е г у л я т о р а

 

 

н а о с н о в е

К о

 

т р а д и ц и о н н ы м

 

 

к о р р е л я ц и о н ­

 

 

и у т е м

 

 

 

 

н ы х р а с ч е т о в

 

 

 

 

 

МР-120

194

 

194

0,0

МР-160

223

 

225

+0,9

МР-200

252

 

255

+ 1.2

МР-240

290

 

286

—1,4

МР-280

310

 

317

+2,3

МР-360

388

 

378

—2,6

МР-440

436

 

439

+0,7

МР-520

485

 

500

+ 3,0

МР-600

562

 

562

0,0

Метод корреляционного анализа довольно широко применяется во многих отраслях, производящих как то­ вары народного потребления, так и продукцию производ­ ственно-технического назначения для определения и се­ бестоимости, и оптовых, и розничных цен. Например, Научно-исследовательский институт по ценообразованию Государственного комитета цен Совета Министров СССР

предлагает следующую формулу для расчета розничных цен на полушерстяные платьевые ткани с вложением вискозного (или вискозного и капронового) волокна:

у = — 11,616396 + 0,0603256Х!+ 0,0466799х2+ 0,1501434хз,

166


где у — расчетная розничная цена на ткань шириной

142 см;

Xi — вес 1м2 ткани в г;

Хг — номер пряжи по основе; х3 — содержание шерстяного волокна в готовой тка­

ни, в % • В химическом машиностроении себестоимость, ска­

жем, теплообменников пластинчатых рассчитывалась по следующей, определенной ВНИИХИМашем, формуле:

у = 2,15 • х®'12 • х~°'63 • х®'82 • х®'®9 .

где у — себестоимость изделия;

Xi — поверхность теплообмена в м2;

х2 — поверхность теплообмена одной пластины в м2; х3 — масса, включая запчасти, в кг; х4 —.удельный вес нержавеющей стали в общей

массе, включая запчасти, в %.

Вывод формул и их решение производятся в настоя­ щее время на электронно-вычислительных машинах в специальных отделах — вычислительных центрах. Это позволяет экономистам освободиться от сложной счетной работы и больше внимания уделять методологическим вопросам ценообразования, анализу как исходных, так и окончательных данных.

Метод удельных показателей является наиболее про­ стым из всех параметрических методов обоснования цен на новую продукцию. Удельные показатели характеризу­ ют цену (себестоимость), приходящуюся на единицу ка­ кого-либо основного технико-экономического параметра:

где Цу —удельная цена (себестоимость); Ца — абсолютная цена (себестоимость);

х — основной технико-экономический параметр продукции.

167

При этом методе производится сопоставление удель­ ных показателей по новому изделию и изделию-аналогу, имеющему прейскурантную цену. Необходимым услови­ ем определения цен при этом методе является требова­ ние обязательного снижения показателя на новую про­ дукцию. Наиболее целесообразно использовать его на более ранних стадиях, например на стадии технического задания на проектирование, для ориентировочного, ук­ рупненного определения цены (себестоимости) нового изделия, поскольку расчет по одному параметру, пусть даже и главному, но без органического единства со все­ ми другими, является недостаточно точным.

Этот метод имеет также широкое практическое при­ менение в качестве проверочного варианта при опреде­ лении цен и установленных ценностных соотношений всеми другими методами. Дело в том, что цена нового, более качественного изделия, как правило, абсолютно возрастает, но относительно — на единицу полезного эф­

фекта или потребительной

стоимости — обязательно

должна снижаться. Это один

из основных принципов

планового ценообразования. И

если определенная ка­

ким-либо методом иена на новый продукт в расчете на единицу полезного эффекта или потребительной стоимо­ сти не снижается по сравнению с ранее освоенным или родственным по параметрическому ряду изделию, то это говорит или о неправильном расчете новой цены, или о неэффективности новой продукции. Такая цена не мо­ жет быть введена. Поэтому во многих случаях при при­ ведении абсолютных цен приводятся и относительные, свидетельствующие о правильности их определения

иправильности установленных ценностных соотношений.

Вкачестве примера приведем розничные цены на ком­ прессионные холодильники (табл. 13).

Метод удельных показателей применяется и для опре­ деления новых цен в пределах параметрических рядов.

1R8


Xi, Х2, Хц
Например,

 

 

 

Т а б л и ц а

13

Абсолютные и относительные розничные цены

 

 

компрессионных холодильников

 

 

 

 

Р о з н н ч н а я ц е н а

 

Т и п

О б ъ е м

 

 

 

х о л о д и л ь н о й

а б с о л ю т н а я ,

о т н о с и т е л ь н а я ,

х о л о д и л ь н и к а

 

к а м е р ы , д м 3

в р у б . з а ш т .

в р у б . н к о п .

з а

 

 

 

1 д м 3 е м к о с т и

 

КШ-240

240

325

1—35

 

КШ-200

2 0 0

275

1—38

 

КШ-180

180

265

1—47

 

КШ-160

160

250

1—56

 

КШ-140

140

225

1—60

 

КШ-120

1 2 0

2 1 0

1—74

 

КШ-100

1 0 0

175

1—75

 

КШ-80

80

155

1—98

 

Розничные цены на новые виды хозяйственной посуды из листового алюминия разных емкостей (размеров) опре­ деляются, например, по следующей формуле:

Ц, + Ц, X, + Х2

где Ц, Ць Lb — розничная абсолютная цена соответст­ венно на новое изделие, на соседнее из­ делие с меньшим параметром и на со­ седнее изделие с большим параметром;

— основной параметр соответственно меньшего, большего и нового изделия.

на кастрюли цилиндрические травленые

впрейскуранте установлены следующие розничные цены

взависимости от емкости в литрах:

Основной параметр, емкость в л

1,8

2,5 3,5 4,5 6,0

Розничная цена в руб. и коп. за шт.

0 -9 0

1—05 1—30 1—70 2—20

169


Требуется определить новую розничную цену на каст­ рюлю емкостью, скажем, в 4,0 литра. Соседним изделием с меньшим параметром будет кастрюля емкостью 3,5 литра, с большим — 4,5. Подставляя в вышеприве­ денную формулу исходные данные, получим розничную цену на новую кастрюлю в размере 1 руб. 50 коп.

Ц| + И2

. х„ =

— 130+170

- 4,0 = 1 руб. 50 коп.

х, + х2

 

3 , 5 + 4 , 5

 

Подобным методом можно определять как розничные,

так и оптовые цены

товаров

народного потребления

и продукции производственно-технического назначения, находящейся в пределах параметрического ряда.

Метод балловой оценки заключается в оценке каждо­ го в отдельности технико-экономического параметра определенным количеством баллов, суммирование кото­ рых дает комплексную оценку потребительских свойств продукции. Цена продукции определяется путем умно­ жения суммы баллов на стоимостную оценку одного балла или путем произведения цены базисной продукции на соотношение сумм баллов новой и базисной продук­ ции:

ЦН= ЕБН-Цуб

или

цн= ц6 -|£,

где Цн, Цб — соответственно

цена новой и

базисной

продукции;

 

 

ЦУб — цена одного балла;

по новой

2Б„, 2 Бб — сумма баллов

соответственно

и базисной продукции.

Предположим, имеется группа однородных изделий, для которых отобраны десять основных технико-экономи­ ческих параметров. Необходимо определить цену на но­

170