ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ции установления цен, значительно сокращает время их определения, создает возможность их расчета на самых ранних ступенях проектирования новой продукции. Фак тические затраты на производство нового изделия не влияют на уровень цен, они служат лишь для расчета меры их отклонения от среднеотраслевых затрат и явля ются средством определения целесообразности выпуска новой продукции. Таким образом, нормативные мето ды — это надежный ориентир при разработке новых из делий, поскольку они позволяют заранее определить их экономическую эффективность.
Нормативные методы применяются не только при определении цен на новые виды изделий, но и при раз работке надбавок к ценам за всевозможные отделки продукции.
Если новизна новой продукции заключается в допол нительных признаках (вариантах), предусмотренных в соответствующих прейскурантах, то цена на нее (как оптовая, так и розничная) определяется при помощи нормативных разниц (соотношений). Метод норматив ных разниц применяется для определения оптовых и розничных цен на новую продукцию, отличающуюся от аналогичной дополнительными признаками, для которых в прейскурантах предусмотрены определенные разницы (соотношения) в ценах. Путем увеличения (уменьше ния) цены аналогичного изделия на предусмотренную прейскурантом разницу определяется цена на новое из делие. Так, например, в прейскуранте розничных ценна стулья предусмотрены следующие нормативные разницы в ценах: за облицовку спинки строганой фанерой по сравнению со спинкой из клеевой фанеры+ 30 коп.; за полужесткое сиденье по сравнению с жестким +60 коп.; за кутанные тканью кромки сиденья +40 коп.; за нали чие подлокотников +20 коп.; за наличие в сиденье пру жин типа «змейка» +35 коп. и т. д.
178
Предположим, необходимо определить проект роз ничной цены на стул столярный, с полужестким сидень ем, с кутанными тканью кромками. В качестве аналога принят аналогичный по конструкции стул столярный жесткий, сиденье и спинка которого облицованы строга ной фанерой и розничная цена которого — 5 руб. 10 коп. По предусмотренным в прейскуранте нормативным раз ницам определяем, что за полужесткое сиденье рознич ная цена увеличивается на 60 коп., за кутанные тканью кромки — на 40 коп., при этом стоимость облицовки си денья строганой фанерой, равная 30 коп., исключается. Таким образом, розничная цена на представленный стул
будет равна: 510 + 60 + 40—30 = 580, или 5 руб. |
80 коп. |
Имеются и другие параметрические методы |
опреде |
ления цен. Весьма часто, когда новое изделие отличает
ся от аналога лишь размерностью, применяется |
метод |
|||
прямого пересчета цен, формулу которого можно |
пред |
|||
ставить следующим образом: |
|
|
|
|
= |
или Ц н = ~ |
! г ‘Цб' |
|
|
где Цн и Цб — цены соответственно нового и |
аналогич |
|||
|
ного изделий; |
|
|
|
Хп и Хб — технические параметры — размерность со |
||||
|
ответственно нового и аналогичного из |
|||
|
делий. |
|
|
|
Если, например, розничная цена чертежной учениче |
||||
ской доски из липы размером 750X500 |
мм |
(Хб) |
равна |
|
2 руб. 97 коп. |
(Цб), то новая чертежная доска размером |
1350ХЮ00 мм (Х„) при прочих равных показателях бу дет стоить 10 руб. 70 коп.
( |
Ц„ = .. -Хн |
■Ц 6 |
= 1350x1000 297 = ю |
70 ко п .). |
{ |
Х 6 |
|
7 5 0 X 500 |
} |
|
Простыня |
из |
хлопчатобумажной ткани |
размером |
179
120—128X170 см имеет по прейскуранту розничную це ну в размере 2 руб. 90 коп. Фабрика представила проект розничной цены на новый вид простыни из тех же тка ней, но размером 114—120X214 см в размере 3 руб, 60 коп. Прямой пересчет цен на новую размерность вы явил ошибку в представленном проекте. Для этого снача ла определили площадь простыни-аналога (Хб), которая
равна 21 080 см2 ^ |
— X 170 = 21 080 см2 j, |
и площадь новой простыни (Хн) — 25 038 см2
114+120
X 214 = 25 038 см2
а затем и новую розничную цену, которая в действи тельности равна 3 руб. 45 коп.
/ 25038 290 = з |
б> 45 коп _у |
\ 21 080 |
) |
Кроме того, во многих отраслях применяются специ фические методы обоснования цен с помощью выявлен ных зависимостей цен от потребительских свойств про дукции, которые обычно выражаются в виде опреде ленных математических формул.
Например, розничные цены на новые молочнокислые изделия, отличающиеся от ранее выпускавшихся лишь содержанием жира, методические указания рекоменду ют исчислять следующим образом:
ц„= Ца7 ц°—сн+ цоп,
Са
где Цн, Ца — розничная цена соответственно нового и аналогичного продуктов;
Цоп — розничная цена на обезжиренную продук цию;
180
Са, Сн — содержание жира соответственно в анало гичной и новой продукции.
Предположим, надо определить новую цену на бу тылку кефира емкостью 0,5 литра с жирностью 2,5%. Розничная цена на аналогичный кефир с жирностью 3,2% равна 15 коп., а на нежирный кефир — 7 коп. Подставляя имеющиеся данные в формулу, определяем новую розничную цену кефира жирностью 2,5% в разме ре 13 коп.:
15~ --2,5 + 7 = 13,25 (округленно 13 коп.).
3,2
Дальнейшее совершенствование нормативно пара метрических методов образования цен и их более ши рокое практическое применение является перспектив ным направлением в области ценообразования.
6. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ГИБКОСТЬ ЦЕН
Качество товаров не остается раз на всегда данным, оно постоянно совершенствуется, что яв ляется следствием научно-технического прогресса. По этому цены, отражающие качество, также не могут быть неизменными. Эти изменения осуществляются как в ви де пересмотров цен, так и в виде текущего их регулиро вания. Пересмотры —это массовое изменение цен в це лом по промышленности или отдельным ее отраслям. Текущее регулирование — это изменение цен на отдель ные группы и виды продукции, по которой произошли существенные отклонения фактической рентабельности от нормативной. Основная задача всех изменений одна и та ж е—■совершенствование цен, приведение их в со
181
ответствие с действительными затратами на производ ство, с общественно необходимыми затратами труда и усиление роли и значения цен в повышении эффективно сти общественного производства, в дальнейшем совер шенствовании качества продукции.
Из всех форм совершенствования цен пересмотры наиболее радикальны и действенны, поскольку именно они позволяют комплексно решить все возникшие вопро сы. Пересмотры цен могут носить характер коренных реформ, затрагивающих все отрасли народного хозяй ства и вносящих существенные изменения в основные принципы ценообразования, а могут быть локальными — касаться лишь отдельных отраслей хозяйства. Пере смотр цен 1967 года явился коренной реформой цен на продукцию всех отраслей промышленности, а также тарифов и услуг. В 1973 году этот пересмотр носил ло кальный характер, касался лишь машиностроительных отраслей и легкой промышленности.
Среди причин, приводящих к пересмотрам цен, мож но выделить как общие, характерные для всех пересмот ров, так и специфические, присущие лишь конкретным пересмотрам. К общим следует отнести прежде всего причины, связанные с бурным развитием научно-техни ческого прогресса.
Резкое увеличение объемов производства, различные темпы их роста по отдельным отраслям непосредствен но отражаются на отраслевой структуре изготовляемой продукции, приводят к существенным изменениям в номенклатуре и ассортименте изделий, появлению но вых видов, групп изделий и целых производств, к непре рывному обновлению продукции, различным темпам снижения затрат на ее производство. В свою очередь это изменяет научно обоснованный уровень рентабель ности как в целом по отраслям, так и по отдельным предприятиям и изделиям, нарушает соответствующие
182
соотношения цен. Появляется резкая разнорентабельность, отрицательно влияющая на всю производственно хозяйственную деятельность предприятий. Научно-тех нический прогресс, предъявляя новые, более высокие требования к качеству выпускаемых изделий, их надеж ности и долговечности, непосредственно отражается так же и на улучшении стандартов и технических условий, что вступает в противоречие с действующими норматив ными документами — основной технической базой прей скурантов. Цены перестают соответствовать обществен но необходимым затратам, отражать действительное качество товаров. Появляется объективная необходи мость их очередного пересмотра.
К специфическим причинам, вызывающим пересмот ры оптовых цен, в частности в 1973 году в машиностро ении, следует отнести необходимость дальнейшего совер шенствования ценообразования в связи с развитием хо зяйственной реформы, вовлечением в процесс производ ства глубинных и постоянно действующих факторов, та ких, как экономическая эффективность, несколько иной принцип формирования нормативной рентабельности, а также образовавшиеся расхождения (которые так и не удалось преодолеть) между фактической и нормативной рентабельностью по многим подотраслям.
Специфическими факторами пересмотра оптовых цен 1973 года в легкой промышленности являются: измене ние цен на отдельные виды сельскохозяйственного и промышленного сырья, необходимость ликвидации воз мещения с особого счета «Союзглавлегпромсырья» при Министерстве легкой промышленности СССР превыше ний затрат поставщиков над ценами, по которым хими ческие волокна и другие виды сырья отпускались пред приятиям легкой промышленности. Дело в том, что ре форма оптовых цен 1967 года имела в легкой промыш ленности некоторую специфику. С целью более раннего
183
перевода предприятий легкой промышленности на новые методы планирования и экономического стимулирования оптовые цены на продукцию текстильной и трикотажной промышленности были введены с 1 октября 1966 года, т. е. на девять месяцев раньше оптовых цен на продук цию тяжелой промышленности, в том числе и на хими ческие волокна, производимые химической промышлен ностью. Более раннее введение оптовых цен в легкой промышленности не позволило учесть при их планирова нии всех изменений цен в смежных отраслях-поставщиках. Введенные с июля 1967 года в химической промышлен ности оптовые цены оказались на 25% выше предпола гавшегося, заложенного в цены текстильной и три котажной отраслей уровня. Анализ фактически получен ной рентабельности предприятий по производству хи мических волокон показал невозможность снижения цен на химические волокна в ближайшее время. Образовав шаяся таким образом разница между введенными с 1 июля 1967 года оптовыми ценами и ценами более низ кими, ранее действовавшими, стала возмещаться пред приятиям химической промышленности с особого счета «Союзглавлегпромсырья» при Министерстве легкой про мышленности СССР.
Реформа оптовых цен 1967 года не полностью ликви дировала также разницу в ценах между предприятиямипоставщиками и потребителями по некоторым видам на турального сырья, например по хлопку-волокну. В даль нейшем были повышены заготовительные цены на грубую и полугрубую шерсть. Все эти дополнительные затраты возмещались предприятиям первичной перера ботки также с особого счета Минлегпрома СССР. Хотя возмещение разницы в ценах с особого счета не влияло на хозрасчетную деятельность ни поставщиков, ни потре бителей, тем не менее это искажало действительные затраты на производство отдельных видов продукции
184
и налог с оборота, что затрудняло определение эффек тивности использования отдельных изделий.
Разновременность действия научно-технического прогресса в различных отраслях приводит к разновре менному созреванию объективных условий, необходимых для очередных пересмотров цен; кроме того, в добываю щих отраслях, связанных с природными условиями, эф фективности научно-технического прогресса и его прог рессивным направлениям постоянно противостоит тен денция ухудшения естественных условий производства,, которая сказывается на последующих стадиях народно хозяйственного процесса, и прежде всего в ряде отрас лей тяжелой промышленности. Этим в основном объяс няется разновременность пересмотров цен в отдельных отраслях. Если для машиностроения и некоторых дру гих производств наиболее оптимальный срок для пере смотров цен составляет 5—7 лет, то для добывающих и связанных с ними отраслей он несколько выше.
Конкретные сроки пересмотров цен, кроме всего прочего, предопределяются народнохозяйственными пя тилетними планами и необходимостью предварительного апробирования новых цен в целях проверки их достовер ности и научной обоснованности. Следует отметить, что в прошлом в связи со слабой методологической основой ценообразования практика не знала определенной си стемы в отношении сроков пересмотров цен. Пересмотры проводились спорадически, по мере крайней необходи мости, в одних случаях через год-два, в других — через десять и более лет, что не могло не приводить к отрыву цен от общественно необходимых затрат труда и сниже нию их стимулирующей роли.
Наиболее целесообразно осуществлять пересмотры цен по отдельным отраслям народного хозяйства. Все общие пересмотры всех видов цен (оптовых, розничных, закупочных, сметной стоимости, цен и тарифов на услу-
185.
ги) в целом по народному хозяйству экономически не оправданы и практически не приемлемы, ибо они связа ны не только с изменением отраслевой структуры и реа лизации чистого дохода, но также и с изменениями роз ничных цен, заработной платы, взаимоотношений с сель
ским хозяйством, |
т. е. |
с |
коренной |
переориентацией |
|||||
сложившихся и, в общем, |
оправдавших себя |
народно |
|||||||
хозяйственных связей, что не |
вызывается |
необходимо |
|||||||
стью. Поэтому в нашей |
стране |
пересмотры |
цен осу |
||||||
ществляются |
поэтапно, |
по |
мере |
созревания |
объек |
||||
тивных условий |
в каком-то |
звене |
народного хозяй |
||||||
ства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сохранение в течение определенного периода време |
|||||||||
ни, скажем, |
от пересмотра |
до пересмотра, |
постоянных |
и устойчивых цен представляет собой стабильность цен. Стабильность цен является одним из условий и преиму ществ нашей плановой экономики, она непосредственно связана со стабильностью планов и всех плановых пока зателей, с осуществлением на практике принципов хо зяйственного расчета. Сочетание стабильности и по движности характеризует гибкость цен. Под подвижно стью цен понимается их текущее регулирование, т. е. изменение цен на отдельные виды и группы изделий в период между пересмотрами цен.
Текущие изменения оптовых цен на отдельные виды и группы изделий вызываются в основном следующими
'факторами: текущим пересмотром стандартов и техни ческих условий как на конечную продукцию, так и на комплектующие изделия и материалы; более ранним сроком по сравнению с пятилетним морального старения выпускаемой продукции; более быстрым снижением за трат и резким повышением рентабельности, приводящим к чрезмерному превышению установленного норматива рентабельности; образованием сверхприбыли по услови ям, не зависящим от производственно-хозяйственной де
186