ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ятельности предприятий. Одной из важнейших причин является значительное обновление продукции в течение пятилетнего срока. По данным Государственного коми
тета цен Совмина СССР, |
менее |
чем за |
пять |
лет — |
с 1967 по 1971 год — продукция машиностроения |
обно |
|||
вилась в среднем на 45%, в том числе в |
электротехни |
|||
ке— на 32%, в тяжелом, |
энергетическом |
и транспорт |
||
ном машиностроении — на |
42, в |
химическом и |
нефтя |
ном— на 43, в приборостроении — на 67%. Именно эти факторы и выступают против «замораживания» цен, за оптимальное сочетание массовых пересмотров цен, про изводимых, скажем, один раз в пять лет, с их текущими изменениями.
За прошедшее после реформы оптовых цен время текущее регулирование оптовых цен применялось весьма часто. На продукцию машиностроения измененные цены вводились: с 1 января 1969 г. — на двигатели внутренне го сгорания, паровые турбины, станки металлорежущие, сельскохозяйственные машины и т. д.; с 1 января 1970 и 1971 годов — на продукцию электротехники, радио электроники, приборостроения, на вычислительные маши ны, прокатное и химическое оборудование, дизели, от дельные виды продукции строительного и дорожного машиностроения, т. е. текущее регулирование носило массовый характер.
О масштабах текущего регулирования в машиностро ении можно судить на примере электротехнической про
мышленности. Первое изменение оптовых |
цен произо |
шло на преобразовательную технику — оно |
позволило |
снизить цены более чем на 5 млн. руб.; второе измене ние — на преобразовательную технику и электроугольные изделия — привело к снижению цен более чем на 80 млн. руб., третье изменение, наиболее массовое, за тронувшее все подотрасли и охватившее более 20% всей выпускаемой продукции, привело к снижению цен почти
187
на 400 млн. руб., с 1 января 1972 года цены снизились еще на 35 млн. руб. Всего же в электротехнике измене ние оптовых цен привело к снижению их более чем на 500 млн. руб. Для сравнения напомним, что в период реформы 1967 года цены были пересмотрены на 70% всей выпускаемой в то время продукции и снижены
лишь на 118 млн. руб.
Текущее изменение цен осуществлялось и в других отраслях, причем оно приводило не только к их сниже нию, но и к повышению. Например, в период реформы 1967 года оптовые цены на кирпич были установлены, исходя из среднеотраслевой (областной) себестоимости и более пониженного (чтобы избежать чрезмерного по вышения стоимости строительства) уровня нормативной рентабельности в размере 10% к производственным фон
дам, что составляет 15,2% к себестоимости. |
Подобное |
установление цен ликвидировало убыточность |
отрасли |
и обеспечило определенные условия для хозрасчетной |
работы в новых условиях. В последующий период вслед ствие целого ряда факторов, в частности, повышения ми нимальных размеров заработной платы, расширения льгот, предусмотренных для работников Крайнего Севе ра, и введения повышающих районных коэффициентов, увеличения транспортных расходов в связи с удалением карьеров и т. п., произошло увеличение себестоимости кирпича, в результате чего уже в 1969 году более 75% его производства стало убыточным. В целях ликвидации убыточности кирпича в ряде республик РСФСР, УССР, БССР и др. с 1 января 1969, 1970 и 1972 годов были повышены цены на кирпич до уровня, обеспечивающего отрасли минимальную рентабельность. Чтобы повыше ние цен на кирпич не отразилось на стоимости строи тельства, одновременно были снижены оптовые цены на другие виды строительных материалов. По данным Гос комитета цен Совета Министров СССР, повышение в
188
РСФСР оптовых цен на кирпич на сумму в 45,9 млн. руб.
было |
компенсировано |
снижением |
цен |
на |
продук |
||
цию, |
потребляемую строительством, |
и в частности |
на |
||||
изделия строительной |
керамики, нерудные |
материа |
|||||
лы, строительные детали и конструкции |
из |
дерева |
и |
||||
т. п. |
|
|
|
не |
только |
на |
|
Текущее изменение цен проводилось |
|||||||
продукцию производственно-технического |
назначения, |
но и на товары народного потребления. Достаточно ска зать, что в 1968 году были произведены изменения опто вых цен в пивоваренном производстве, в 1969-м — в ви нодельческом, в 1970-м — в крахмало-паточном и пивова ренном, в 1972-м — в парфюмерно-косметическом и т. п. В то же время следует отметить, что возможности для текущего регулирования оптовых цен по товарам народ ного потребления, особенно для продукции легкой про мышленности, весьма ограничены. Это связано с выпу ском одноименных изделий на большом количестве пред приятий, в результате чего фактические данные о рента бельности не могут служить достаточным основанием для внесения изменений в цены, а также большой взаи мозаменяемостью изделий, требующей учета соотноше ний цен между видами продукции.
Когда мы говорим о гибкости цен вообще и о теку щем изменении, в частности, то имеем в виду прежде всего оптовые цены. Именно они более подвижны и в большей степени соответствуют движению стоимости. Розничные же цены более стабильны. Это предопределя ется прежде всего советской политикой цен. Если по от ношению к оптовым ценам политика цен направлена на их постоянное, экономически обоснованное снижение по мере роста производительности труда и снижения издер
жек производства, то по отношению к |
розничным |
це |
нам— на их стабильность. Снижение |
розничных |
цен |
производится по отдельным видам товаров народного
189
потребления по мере создания необходимых условий и накопления товарных ресурсов.
Общеизвестно, что розничные цены, скажем, на про довольственные товары в последнее время почти не из менялись. На хлеб, муку, крупу, растительное масло, чай, соль, кондитерские изделия, т. е. на основные про дукты питания, они остаются неизменными с 1954 года. Произведенное в 1962 году вследствие увеличения за купочных цен на сельскохозяйственное сырье повыше ние розничных цен на мясо-молочную продукцию было соответствующим образом компенсировано снижением розничных цен на рыбу, рыбные и плодоовощные кон сервы, какао и т. п., а также на ряд промышленных то варов. Соответствующим образом было компенсировано и повышение розничных цен на некоторые продовольст венные изделия в 1973 году. Неизменность розничных цен на основные и повседневные продукты питания яв ляется политикой нашего государства.
Изменение розничных цен на товары народного по требления непосредственно отражается на реальных до ходах населения: их повышение уменьшает, а снижение увеличивает реальную заработную плату трудящихся. Решающим фактором в снижении розничных цен явля ется повышение эффективности производства, приводя щее к снижению себестоимости во всех звеньях народ ного хозяйства — и в сельскохозяйственном производст ве, и в производстве самих потребительских товаров, и в сфере обращения. Весомую роль играет также и сни жение издержек производства на продукцию в отраслях тяжелой промышленности — на топливо, энергию, маши ны, особенно снижение стоимости строительства, важ ную роль играет при этом повышение качества выпускае мой продукции.
Снижение розничных цен является важным, но не единственным фактором увеличения реальных доходов
190
населения, поскольку имеются и другие источники, в ча стности повышение денежных доходов и общественные фонды потребления. Именно за счет этих источников и шло в последнее время увеличение реальных доходов, поскольку они в большей степени соответствуют со циально-экономическим задачам улучшения жизненного уровня всех групп населения нашей страны.
Хочется особенно подчеркнуть мысль об улучшении жизненного уровня именно всех групп населения и в первую очередь низко- и среднеоплачиваемых слоев трудящихся. Известно, что от снижения розничных цен выигрывают в первую очередь высокооплачиваемые слои населения. Дифференцированное же повышение зара ботной платы, выступающей в качестве решающего кри терия оплаты по количеству и качеству затраченного труда, вместе с увеличением общественных фондов по требления позволяет не только увеличить реальные дохо ды всех слоев населения, но и устранять различия меж ду высоко- и низкооплачиваемыми группами. Общеизве стны успехи нашей страны в этой области: упорядочение зарплаты в ряде отраслей (в том числе и в сельском хо зяйстве) и повышение ее минимального уровня; отмена подписки на массовые займы (с 1958 года); повышение пенсий, пособий и размеров стипендий; сокращение про
должительности рабочей недели, улучшение |
жилищных |
условий трудящихся — вот далеко не полный |
перечень |
мероприятий, прямо н непосредственно влияющих на по вышение жизненного уровня советских граждан.
Снижать в подобных условиях одновременно и роз
ничные цены на товары народного |
потребления — зна |
||
чит нарушать непременное |
условие |
ценообразования — |
|
планомерную увязку между |
спросом и |
предложением, |
|
между общественной потребностью и |
производством. |
Снижение розничных цен возможно не при любом уве личении производства и снижении себестоимости, а
191
лишь при условии опережающего предложения товаров, опережающего увеличения объема продукции над пла тежеспособным спросом, над денежными доходами насе ления, поскольку в противном случае произойдет превы шение спроса над предложением со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Уровень розничных цен находится |
под |
влиянием и |
социально-политических факторов в области |
ценообра |
|
зования. Общедоступность цен на основные |
продоволь |
|
ственные товары, относительно низкие цены, |
например |
|
на продукты детского питания, или |
более |
высокие на |
отдельные изделия, |
отражение прибавочного |
продукта |
в виде налога с оборота, не реализованного полностью в |
||
отраслях тяжелой |
промышленности, в ценах |
отдельных |
продуктов (прежде всего, в табаке, сахаре, водке) — все это факторы, лежащие в основе плановой политики на шего государства, которые накладывают свой отпечаток на движение розничных цен, на их относительную само стоятельность по отношению к движению стоимости.
Нельзя также забывать, что уровень розничных цен на многие товары народного потребления, и прежде все го на пищевые продукты, находится под влиянием цен на продукцию предыдущих стадий народнохозяйствен ного процесса производства, в частности под влияни ем закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. С 1953 года в целях создания более благоприятных ус ловий для развития сельского хозяйства закупочные це ны на многие виды сельскохозяйственной продукции бы ли значительно повышены. Особенно были повышены за купочные цены на мясо-молочную продукцию.
Изменение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты непосредственно отражается на оптовых ценах на сельскохозяйственное сырье. Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию может быть возмещено либо за счет снижения прибыли на промыш-
192