Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заказчики рассчитываются со строительными организа­ циями за построенные объекты и выполненные работы. На грузовом транспорте применяются транспортные гру­

зовые тарифы — плата

за перемещение

всевозможной

продукции,

взимаемая

транспортными

организациями

с отправителей

продукции. В зависимости от времени

действия

цены подразделяются

на постоянные, уста­

навливаемые

без ограничения

срока;

с ограниченным

сроком действия, или, как их называют, цены на срок; ступенчатые (скользящие), последовательно снижаю­ щиеся по заранее установленным срокам; разовые, кото­ рые вводятся на изделия, изготавливаемые по разовым заказам и в единичном порядке, и временные цены — цены, устанавливаемые на определенный срок действия. В зависимости от территории (масштабности) действия цены подразделяются на единые, общесоюзные; зональ­ ные, определяемые для конкретно определенных зон,— такие цены предназначены для продукции, себестоимость производства которой резко колеблется по отдельным предприятиям-изготовителям; поясные цены, отличаю­ щиеся от зональных тем, что позволяют учесть не только колебания издержек производства, но и транспортные расходы; и, наконец, расчетные цены, сочетающие груп­ повые, в исключительных случаях индивидуальные, це­ ны для производителей с едиными среднеотраслевыми ценами для потребителей.

В зависимости от места реализации цены подразде­ ляются на два основных вида: франко-станция-отправ- ления и франко-станция-назначения; франко определяет место, до которого транспортные расходы оплачивает изготовитель продукции и дальше которого расходы не­ сет уже потребитель. Цены франко-станция-отправления означают, что транспортные издержки в цену продукции не включаются, их несет покупатель. Цены франко-стан­ ция-назначения показывают, что все транспортные рас­

37


ходы включаются в цену продукции, и потребитель их не несет. В зависимости от стадии ценообразования, ха­ рактеризующей процесс продвижения продукции от места производства до места потребления, цены под­ разделяются на оптовые цены предприятий, оптовые цены промышленности и розничные цены. В данной работе нет возможности подробно охарактеризовать все виды цен, поэтому ограничимся лишь теми, которые в

большей степени связаны непосредственно с качеством продукции.

Определяющее место во всей системе плановых цен принадлежит оптовым ценам. По этим ценам промышлен­ ные предприятия реализуют продукцию непосредственно или через сбытовые организации всем потребителям как внутри промышленности, так и другим отраслям и сфе­ рам народного хозяйства. По ним реализуется и сельско­ хозяйственная продукция, поставляемая соответствую­ щим промышленным предприятиям для необходимой переработки и торговым организациям для продажи населению. Оптовые цены обслуживают экономический оборот как внутри государственного сектора, так и вне его, смыкаясь с колхозно-кооперативной собственностью. Отсюда от экономически обоснованного и правильного установления оптовых цен во многом зависит эффектив­ ность производства не только в самой промышленности, но также и в других отраслях — в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, в сфере обслуживания, т. е. во всем народном хозяйстве.

Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятий и оптовые цены промышленности. Оптовая

цена предприятия — это цена, по которой

производятся

расчеты с предприятием — изготовителем

продукции.

Она должна возместить ему все затраты на производство и реализацию продукции необходимого качества и обес­ печить хозрасчетную прибыль. Именно эта цена предо­

38

пределяет взаимоотношения предприятия с обществом, по ней определяется объем реализованной продукции, исчис­ ляются прибыль и рентабельность, именно она непосред­ ственно связана с качеством выпускаемой промышлен­ ной продукции и стимулирует его постоянное совершен­ ствование. Оптовая цена промышленности — это цена, по которой продукция реализуется всем потребителям. Она отличается от оптовой цены предприятия на величину издержек и прибыли снабженческо-сбытовых организа­ ций и налога с оборота по продукции, им облагаемой. Эта цена обращена уже в сторону потребителя, по ней строятся взаимоотношения общества с предприятием. Оптовая цена промышленности создает необходимые предпосылки для равных условий хозяйствования всех предприятий.

Возьмем для примера нефтеперерабатывающие за­ воды. Оптовые цены предприятий возмещают им издерж­ ки производства и обеспечивают необходимую прибыль с учетом качества нефтепродуктов и технического осна­ щения производства. Сбытовые же организации реали­ зуют эти же нефтепродукты уже по оптовым ценам про­ мышленности, которые выше оптовых цен предприятий на величину издержек и прибыли сбытовых организаций, включая усредненные транспортные расходы и налог с оборота, который обеспечивает рациональное соотно­ шение цен на нефтепродукты для потребителей. Оптовые цены промышленности построены с учетом единства цен на одинаковые потребительные стоимости в пределах конкретных зон, они создают равные условия хозяйство­ вания для предприятий-потребителей нефтепродуктов.

Конечной на товары народного

потребления

(и на

те средства производства, которые реализуются

в

роз­

ничной торговле) является розничая

цена. Она

возме­

щает все затраты на производство и реализацию потребительских товаров и отличается от оптовой цены

39


промышленности на величину торговых скидок (наце­ нок), а от оптовой цены предприятий на величину тор­ говых и сбытовых скидок (наценок) и налога с оборота по продукции, которая им облагается. Розничные цены обслуживают оборот между государством, кооператив­ ными организациями и населением; через них продук­ ция из государственной и колхозно-кооперативной форм собственности переходит в личную собственность насе­ ления. По розничным ценам реализуется большая часть конечного продукта, именно эти цены согласовываются с денежными доходами населения. Круг социально-эко­ номических задач, к решению которых имеют отношение розничные цены, значительно шире, чем для оптовых и закупочных цен. Все важнейшие пропорции народного хозяйства так или иначе связаны с розничными ценами. Итоговый баланс народного хозяйства, соответствие структуры и объема производства общественным по­ требностям также в большой мере зависят от розничных цен.

Наиболее тесно цены взаимодействуют с качеством, когда имеется объективная характеристика самого ка­ чества. Следует отметить, что среди экономистов нет единого мнения в вопросе об определении понятия ка­ чества. _Нам представляется, что, исходя из политэкономического подхода к качеству продукции, а именно, что эта категория относится к определению общественной потребительной стоимости, можно сказать, что качество есть способность продукта удовлетворять определенные потребности общества. Качество — многогранная катего­ рия, отражение его отдельных сторон происходит при помощи потребительских свойств продукции. '

Качество продукции характеризуется совокупностью показателей, наиболее ярко отражающих его уровень,— технико-эксплуатационных (мощность, производитель­ ность, грузоподъемность, содержание полезных компо­

40


нентов, эластичность, усадка, влагостойкость и т. п.), надежности и долговечности (безотказный ресурс, гаран­ тийный срок и т. п.), технологических (материалоем­ кость, трудоемкость, энергоемкость и т. п.), эстетических, эргономических и органолептических (внешний вид, соответствие моде, вкус, цвет, запах, комфортабель­ ность и т. п.), стандартизации и унификации (коэффи­ циенты стандартизации, конструктивной преемственно­ сти, повторяемости и т. п.).

По методам определения качества показатели под­ разделяются на определяемые с помощью инструментов, приборов и т. п., т. е. объективными методами, и уста­ навливаемые специальными комиссиями, советами специалистов — дегустаторами, художниками, т. е. органолептически, экспертным путем. Численные значе­ ния показателей качества определяются всевозможными испытаниями, результатами эксплуатации и прочими официальными источниками. Однако здесь имеется еще много нерешенных вопросов,~изучение их явится сушествённым'вкладом в дальнейшую разработку проблемы, связанной с категорией качества продукции.

Подобная широкая характеристика качества вызыва­ ется многоплановостью этого понятия, в частности необ­ ходимостью удовлетворения с его помощью многих за­ просов. Технологические показатели необходимы в пер­ вую очередь технологам, показатели стандартизации и унификации — конструкторам, непосредственно же по­ требителям нужны прежде всего потребительские свой­ ства продукции, хотя эти потребительские свойства за­ висят от многих факторов. Каждому продукту, исходя из его особенностей, присущи свои показатели, которые определяются соответствующими организациями в за­ висимости от его назначения, области применения и тре­ бований заказчиков.

Комплексность качества продукции, совмещение в

41

нем целого ряда показателей, характеризующих его отдельные стороны или грани, имеют не только положи­ тельные моменты, но и негативные. Дело в том, что иногда отдельные показатели качества могут действо­ вать в различных, порой противоположных направле­ ниях, т. е. при улучшении одних, например, происходит ухудшение других. Отсюда встает вопрос о комплекс­ ном показателе качества. Среди экономистов нет еди­ ного взгляда на это: по мнению одних, невозможно не только свести разновидные показатели к одному обоб­ щающему, но и найти ему практическое применение, другие придерживаются противоположной точки зрения и считают, что комплексный показатель качества необ­ ходим. Он нужен для определения общего уровня качест­ ва, аттестации качества, для обоснования цен и т. п. Эти экономисты ведут экспериментальные поиски — разрабатывают оптимальные методы исчисления ком­ плексного показателя, пути его применения и т. п. Ду­ мается, что жизнь покажет эффективность проводимой ими работы.

Вся характеристика качества отражается, как уже отмечалось, в соответствующих нормативных докумен­ тах, стандартах. В принципе эта характеристика должна быть шире, чем..:того, требуют запросы ценообразования, поскольку стандарты предназначены не"только Для по­ строения цен. Однако многие действующие стандарты не содержат достаточного количества показателей, необходимых для объективного обоснования цен. Весь­ ма часто характеристика качества, совершенно необхо­ димая для ценообразования, представлена расплывчато, не всегда выделяются в ней основные, надежные и лег­ ко проверяемые потребителями показатели. Этот вопрос имеет принципиальное значение. Особенно актуален он для товаров народного потребления,поскольку неясность или сложность в характеристике качества продукции,

42


регламентации сырья часто являются основными причи­

нами недоброкачественных изделий,

злоупотребления

с ценами. Например, технические

условия разруба

говяжьей туши предусматривают отнесение ко второму сорту мяса с 1-го по 5-е ребро, а также нижней части 12-го и 13-го ребер, остальное относится к первому сорту. Селедка, как известно, бывает слабосоленая, сред­ несоленая и крепкого посола, однако посолы, как пра­ вило, отличаются один от другого лишь незначительным

процентом соли

— около 10, ближе к 11

и свыше

14%.

Трудно, видимо,

покупателю разобрать,

какое

ребро

положено на весы или сколько процентов соли содержит продаваемая селедка. Трудно также, скажем, опреде­ лить, к какой категории относится продаваемое яйцо — к первой или второй. Совершенно очевидно, что подоб­ ная классификация качества оставляет желать лучшего.

В нормативных документах не должна допускаться замена одного вида сырья другим, особенно худшим, не­ обходимо более обоснованно применять предельные величины качества — от и до, не менее, не более. Важное значение имеет соблюдение единых требований состав­ ления стандартов, поскольку порой они составляются бес­ системно и ими трудно пользоваться. Некоторые из них просто устарели. Отсюда, на наш взгляд, главным тре­ бованием должно быть соблюдение необходимых усло­ вий составления нормативных документов, объективное отражение качества товара для целей ценообразования, разработка оптимальных сроков действия стандартов с учетам морального старения продукции, своевременный их пересмотр.

Принципиальное значение в области совершенство­ вания взаимосвязи стандартизации и ценообразования имеет согласованная работа органов ценообразования и стандартизации, и прежде всего утверждение плана их совместной работы. Утверждение новых технических

43

условий Госстандарт СССР должен производить только при наличии лимитных, т. е. максимально допустимых цен, гарантирующих потребителю определенную эко­ номию от применения новой продукции, согласованных

с Государственным комитетом цен Совета

Министров

СССР. Строгое соблюдение этого важного

условия —

необходимая предпосылка повышения качества выпуска­ емой продукции и объективное отражение этого качест­ ва в ценах.

Объективно составленная нормативно-техническая до­ кументация позволяет не только лучше отразить в ценах действительное качество изделий, но и нацелить соот­ ветствующие организации на дальнейшее повышение качества. С этой целью уже разрабатываются такие стандарты, которые содержат не только технико-эконо­ мические данные, соответствующие современному уров­ ню техники, но и те, которые могут быть достигнуты при выпуске данной продукции в обозримой перспективе, т. е. перспективные показатели, характеризующие будущее качество. Такие показатели имеются, например, в нор­ мативных документах на подшипники, где предусмот­ рена повышенная точность изделий, на трансформаторы, где намечено сокращение потерь холостого хода по сравнению с базовыми потерями действующих техниче­ ских условий, на электродвигатели малой мощности, где предусмотрен класс точности и вибрации, на двигатели внутреннего сгорания — повышение моторесурса и т. п. Такие стандарты имеют определенные преимущества перед обычными, поскольку они создают ясную перспек­ тиву научно-технического прогресса, помогают более объективному построению цен. Дальнейшее их распро­ странение явится существенным вкладом в общее дело повышения качества продукции.

На основе имеющейся нормативно-технической доку­ ментации соответствующим образом строятся прейску­

44