ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
заказчики рассчитываются со строительными организа циями за построенные объекты и выполненные работы. На грузовом транспорте применяются транспортные гру
зовые тарифы — плата |
за перемещение |
всевозможной |
|||
продукции, |
взимаемая |
транспортными |
организациями |
||
с отправителей |
продукции. В зависимости от времени |
||||
действия |
цены подразделяются |
на постоянные, уста |
|||
навливаемые |
без ограничения |
срока; |
с ограниченным |
сроком действия, или, как их называют, цены на срок; ступенчатые (скользящие), последовательно снижаю щиеся по заранее установленным срокам; разовые, кото рые вводятся на изделия, изготавливаемые по разовым заказам и в единичном порядке, и временные цены — цены, устанавливаемые на определенный срок действия. В зависимости от территории (масштабности) действия цены подразделяются на единые, общесоюзные; зональ ные, определяемые для конкретно определенных зон,— такие цены предназначены для продукции, себестоимость производства которой резко колеблется по отдельным предприятиям-изготовителям; поясные цены, отличаю щиеся от зональных тем, что позволяют учесть не только колебания издержек производства, но и транспортные расходы; и, наконец, расчетные цены, сочетающие груп повые, в исключительных случаях индивидуальные, це ны для производителей с едиными среднеотраслевыми ценами для потребителей.
В зависимости от места реализации цены подразде ляются на два основных вида: франко-станция-отправ- ления и франко-станция-назначения; франко определяет место, до которого транспортные расходы оплачивает изготовитель продукции и дальше которого расходы не сет уже потребитель. Цены франко-станция-отправления означают, что транспортные издержки в цену продукции не включаются, их несет покупатель. Цены франко-стан ция-назначения показывают, что все транспортные рас
37
ходы включаются в цену продукции, и потребитель их не несет. В зависимости от стадии ценообразования, ха рактеризующей процесс продвижения продукции от места производства до места потребления, цены под разделяются на оптовые цены предприятий, оптовые цены промышленности и розничные цены. В данной работе нет возможности подробно охарактеризовать все виды цен, поэтому ограничимся лишь теми, которые в
большей степени связаны непосредственно с качеством продукции.
Определяющее место во всей системе плановых цен принадлежит оптовым ценам. По этим ценам промышлен ные предприятия реализуют продукцию непосредственно или через сбытовые организации всем потребителям как внутри промышленности, так и другим отраслям и сфе рам народного хозяйства. По ним реализуется и сельско хозяйственная продукция, поставляемая соответствую щим промышленным предприятиям для необходимой переработки и торговым организациям для продажи населению. Оптовые цены обслуживают экономический оборот как внутри государственного сектора, так и вне его, смыкаясь с колхозно-кооперативной собственностью. Отсюда от экономически обоснованного и правильного установления оптовых цен во многом зависит эффектив ность производства не только в самой промышленности, но также и в других отраслях — в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, в сфере обслуживания, т. е. во всем народном хозяйстве.
Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятий и оптовые цены промышленности. Оптовая
цена предприятия — это цена, по которой |
производятся |
расчеты с предприятием — изготовителем |
продукции. |
Она должна возместить ему все затраты на производство и реализацию продукции необходимого качества и обес печить хозрасчетную прибыль. Именно эта цена предо
38
пределяет взаимоотношения предприятия с обществом, по ней определяется объем реализованной продукции, исчис ляются прибыль и рентабельность, именно она непосред ственно связана с качеством выпускаемой промышлен ной продукции и стимулирует его постоянное совершен ствование. Оптовая цена промышленности — это цена, по которой продукция реализуется всем потребителям. Она отличается от оптовой цены предприятия на величину издержек и прибыли снабженческо-сбытовых организа ций и налога с оборота по продукции, им облагаемой. Эта цена обращена уже в сторону потребителя, по ней строятся взаимоотношения общества с предприятием. Оптовая цена промышленности создает необходимые предпосылки для равных условий хозяйствования всех предприятий.
Возьмем для примера нефтеперерабатывающие за воды. Оптовые цены предприятий возмещают им издерж ки производства и обеспечивают необходимую прибыль с учетом качества нефтепродуктов и технического осна щения производства. Сбытовые же организации реали зуют эти же нефтепродукты уже по оптовым ценам про мышленности, которые выше оптовых цен предприятий на величину издержек и прибыли сбытовых организаций, включая усредненные транспортные расходы и налог с оборота, который обеспечивает рациональное соотно шение цен на нефтепродукты для потребителей. Оптовые цены промышленности построены с учетом единства цен на одинаковые потребительные стоимости в пределах конкретных зон, они создают равные условия хозяйство вания для предприятий-потребителей нефтепродуктов.
Конечной на товары народного |
потребления |
(и на |
|
те средства производства, которые реализуются |
в |
роз |
|
ничной торговле) является розничая |
цена. Она |
возме |
щает все затраты на производство и реализацию потребительских товаров и отличается от оптовой цены
39
промышленности на величину торговых скидок (наце нок), а от оптовой цены предприятий на величину тор говых и сбытовых скидок (наценок) и налога с оборота по продукции, которая им облагается. Розничные цены обслуживают оборот между государством, кооператив ными организациями и населением; через них продук ция из государственной и колхозно-кооперативной форм собственности переходит в личную собственность насе ления. По розничным ценам реализуется большая часть конечного продукта, именно эти цены согласовываются с денежными доходами населения. Круг социально-эко номических задач, к решению которых имеют отношение розничные цены, значительно шире, чем для оптовых и закупочных цен. Все важнейшие пропорции народного хозяйства так или иначе связаны с розничными ценами. Итоговый баланс народного хозяйства, соответствие структуры и объема производства общественным по требностям также в большой мере зависят от розничных цен.
Наиболее тесно цены взаимодействуют с качеством, когда имеется объективная характеристика самого ка чества. Следует отметить, что среди экономистов нет единого мнения в вопросе об определении понятия ка чества. _Нам представляется, что, исходя из политэкономического подхода к качеству продукции, а именно, что эта категория относится к определению общественной потребительной стоимости, можно сказать, что качество есть способность продукта удовлетворять определенные потребности общества. Качество — многогранная катего рия, отражение его отдельных сторон происходит при помощи потребительских свойств продукции. '
Качество продукции характеризуется совокупностью показателей, наиболее ярко отражающих его уровень,— технико-эксплуатационных (мощность, производитель ность, грузоподъемность, содержание полезных компо
40
нентов, эластичность, усадка, влагостойкость и т. п.), надежности и долговечности (безотказный ресурс, гаран тийный срок и т. п.), технологических (материалоем кость, трудоемкость, энергоемкость и т. п.), эстетических, эргономических и органолептических (внешний вид, соответствие моде, вкус, цвет, запах, комфортабель ность и т. п.), стандартизации и унификации (коэффи циенты стандартизации, конструктивной преемственно сти, повторяемости и т. п.).
По методам определения качества показатели под разделяются на определяемые с помощью инструментов, приборов и т. п., т. е. объективными методами, и уста навливаемые специальными комиссиями, советами специалистов — дегустаторами, художниками, т. е. органолептически, экспертным путем. Численные значе ния показателей качества определяются всевозможными испытаниями, результатами эксплуатации и прочими официальными источниками. Однако здесь имеется еще много нерешенных вопросов,~изучение их явится сушествённым'вкладом в дальнейшую разработку проблемы, связанной с категорией качества продукции.
Подобная широкая характеристика качества вызыва ется многоплановостью этого понятия, в частности необ ходимостью удовлетворения с его помощью многих за просов. Технологические показатели необходимы в пер вую очередь технологам, показатели стандартизации и унификации — конструкторам, непосредственно же по требителям нужны прежде всего потребительские свой ства продукции, хотя эти потребительские свойства за висят от многих факторов. Каждому продукту, исходя из его особенностей, присущи свои показатели, которые определяются соответствующими организациями в за висимости от его назначения, области применения и тре бований заказчиков.
Комплексность качества продукции, совмещение в
41
нем целого ряда показателей, характеризующих его отдельные стороны или грани, имеют не только положи тельные моменты, но и негативные. Дело в том, что иногда отдельные показатели качества могут действо вать в различных, порой противоположных направле ниях, т. е. при улучшении одних, например, происходит ухудшение других. Отсюда встает вопрос о комплекс ном показателе качества. Среди экономистов нет еди ного взгляда на это: по мнению одних, невозможно не только свести разновидные показатели к одному обоб щающему, но и найти ему практическое применение, другие придерживаются противоположной точки зрения и считают, что комплексный показатель качества необ ходим. Он нужен для определения общего уровня качест ва, аттестации качества, для обоснования цен и т. п. Эти экономисты ведут экспериментальные поиски — разрабатывают оптимальные методы исчисления ком плексного показателя, пути его применения и т. п. Ду мается, что жизнь покажет эффективность проводимой ими работы.
Вся характеристика качества отражается, как уже отмечалось, в соответствующих нормативных докумен тах, стандартах. В принципе эта характеристика должна быть шире, чем..:того, требуют запросы ценообразования, поскольку стандарты предназначены не"только Для по строения цен. Однако многие действующие стандарты не содержат достаточного количества показателей, необходимых для объективного обоснования цен. Весь ма часто характеристика качества, совершенно необхо димая для ценообразования, представлена расплывчато, не всегда выделяются в ней основные, надежные и лег ко проверяемые потребителями показатели. Этот вопрос имеет принципиальное значение. Особенно актуален он для товаров народного потребления,поскольку неясность или сложность в характеристике качества продукции,
42
регламентации сырья часто являются основными причи
нами недоброкачественных изделий, |
злоупотребления |
с ценами. Например, технические |
условия разруба |
говяжьей туши предусматривают отнесение ко второму сорту мяса с 1-го по 5-е ребро, а также нижней части 12-го и 13-го ребер, остальное относится к первому сорту. Селедка, как известно, бывает слабосоленая, сред несоленая и крепкого посола, однако посолы, как пра вило, отличаются один от другого лишь незначительным
процентом соли |
— около 10, ближе к 11 |
и свыше |
14%. |
Трудно, видимо, |
покупателю разобрать, |
какое |
ребро |
положено на весы или сколько процентов соли содержит продаваемая селедка. Трудно также, скажем, опреде лить, к какой категории относится продаваемое яйцо — к первой или второй. Совершенно очевидно, что подоб ная классификация качества оставляет желать лучшего.
В нормативных документах не должна допускаться замена одного вида сырья другим, особенно худшим, не обходимо более обоснованно применять предельные величины качества — от и до, не менее, не более. Важное значение имеет соблюдение единых требований состав ления стандартов, поскольку порой они составляются бес системно и ими трудно пользоваться. Некоторые из них просто устарели. Отсюда, на наш взгляд, главным тре бованием должно быть соблюдение необходимых усло вий составления нормативных документов, объективное отражение качества товара для целей ценообразования, разработка оптимальных сроков действия стандартов с учетам морального старения продукции, своевременный их пересмотр.
Принципиальное значение в области совершенство вания взаимосвязи стандартизации и ценообразования имеет согласованная работа органов ценообразования и стандартизации, и прежде всего утверждение плана их совместной работы. Утверждение новых технических
43
условий Госстандарт СССР должен производить только при наличии лимитных, т. е. максимально допустимых цен, гарантирующих потребителю определенную эко номию от применения новой продукции, согласованных
с Государственным комитетом цен Совета |
Министров |
СССР. Строгое соблюдение этого важного |
условия — |
необходимая предпосылка повышения качества выпуска емой продукции и объективное отражение этого качест ва в ценах.
Объективно составленная нормативно-техническая до кументация позволяет не только лучше отразить в ценах действительное качество изделий, но и нацелить соот ветствующие организации на дальнейшее повышение качества. С этой целью уже разрабатываются такие стандарты, которые содержат не только технико-эконо мические данные, соответствующие современному уров ню техники, но и те, которые могут быть достигнуты при выпуске данной продукции в обозримой перспективе, т. е. перспективные показатели, характеризующие будущее качество. Такие показатели имеются, например, в нор мативных документах на подшипники, где предусмот рена повышенная точность изделий, на трансформаторы, где намечено сокращение потерь холостого хода по сравнению с базовыми потерями действующих техниче ских условий, на электродвигатели малой мощности, где предусмотрен класс точности и вибрации, на двигатели внутреннего сгорания — повышение моторесурса и т. п. Такие стандарты имеют определенные преимущества перед обычными, поскольку они создают ясную перспек тиву научно-технического прогресса, помогают более объективному построению цен. Дальнейшее их распро странение явится существенным вкладом в общее дело повышения качества продукции.
На основе имеющейся нормативно-технической доку ментации соответствующим образом строятся прейску
44