Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ранты — систематизированные сборники цен. Прейску­ ранты являются официальными документами, удостове­ ряющими цены конкретной продукции, и имеют силу закона. Именно по ним производятся все существующие

в народном

хозяйстве расчеты — между промышлен­

ностью и сельским

хозяйством,

транспортом,

строи­

тельством,

между

различными

организациями

и пред­

приятиями.

Они служат не только посредниками взаимо­

отношений, но и необходимым инструментом контроля за правильностью производимых расчетов.

Каждый прейскурант состоит из так называемого ма­ кета и собственно цен. Макет — это техническая часть прейскуранта, представляющая собой ситематизированное расположение продукции и ее технико-экономическое описание, даваемое в точном соответствии с утвержден­ ными ГОСТами или техническими условиями. По су­ ществу, макет прейскуранта соответствующим образом характеризует качество продукции, а цена выражает это качество в денежном исчислении. Значит, учет по­ требительских свойств изделий в ценообразовании прак­ тически начинается с составления макета прейскуранта,

с соответствующей группировки

в нем

выпускаемой

продукции. Для этого вся она

строится

по определен­

ной системе — разделы, группы,

виды,

марки, профн-

леразмеры и т. п. Например, в химической промышлен­ ности синтетические смолы и пластические массы подразделяются на 18 групп, начиная от фенольно-фор- мальдегидных и кончая прочими смолами и пластмасса­ ми, в пределах групп выделяются определенные виды. Так, карбамидные смолы и пластмассы состоят из ами­ нопласта, крепителя, смолы карбамидной и т. п.; каж­ дый вид продукции — из отдельных марок, которые в свою очередь подразделяются на сорта, размеры и т. п.: смола эпоксидная марок ДЭГ-I, Э-40, ЭД-П; амино­ пласт марки А I и II сорта; пленка полиэтилентерефта-

45


латная электроизоляционная толщиной 8 и шириной 10— 50 мм и т. д.

Макет, отражающий качество продукции, содержит обычно порядковый номер изделия, его наименование, тип, марку, шифр, номер стандарта или технических условий с указанием, кем и когда они утверждены, еди­ ницу измерения и характеристику изделия. Эта характе­ ристика является более простой в добывающих отраслях (например, процент золы, содержание основного вещест­

ва) и более сложной в отраслях обрабатывающих

(про­

изводительность, мощность, скорость, вес и т. п.).

для

В некоторых прейскурантах розничных цен

упрощения и удобства пользования ими вместо

емких

описаний качества продукции характеристика его дается в виде артикула. Артикул — это условно зашифрован­ ная характеристика товара. В качестве примера можно привести прейскуранты розничных цен на обувь.

Все виды обуви, кроме спортивной, шифруются в основном шестью знаками — четырьмя цифрами и двумя

буквами.

Первые две цифры обозначают

вид

обуви

и особенности модели. Например,

цифра

15

означает

сапоги

прикройные с уширенными

голенищами,

39 —

ботинки на пряжках и пуговицах,

60

— сандалии с од­

ним ремнем и т. д.; третья цифра

артикула

означает

половозрастное деление и колеблется

от

0 до

9, гдо

0 означает обувь мужскую, 4 — женскую, 7 — детскую и т. п.; четвертая и пятая цифра артикула обозначают метод крепления и материал, применяемый для подош­ вы, например, 3 — это изделие прошивное на резиновой подошве, 29 — ранто-строчечно-клеевое на подошве из каучука. Первая буква артикула обозначает цвет верх­ них товаров: ч — черный, б — белый для всех видов кожтоваров и текстильных материалов, з — золотой и сереб­

ряный цвета

для

кожтоваров; вторая буква

артикула

обозначает

вид

верхних товаров: з — замша

оленья,


и — свиной хром и велюр свиной, ш — шеврр и т. п. Возьмем, к примеру, общий артикул, 3002 чл. Он озна­ чает ботинки с отрезной союзкой на шнурках (30), муж­ ские (0), рантовые на пористой подошве (2) из черного опойка (чл).

Кроме типовых и наиболее распространенных цено­ вых форм и инструментов, влияющих на качество, та­ ких, как отражение потребительских свойств, обоснован­ ное исчисление себестоимости и определение уровня цен, дифференциация нормативной рентабельности, примене­ ние ступенчатых цен, скидок-надбавок к ценам и т. п., которые подробно будут рассматриваться в соответст­ вующих разделах книги, в ценообразовании имеются и специфические формы отражения качества продукции, присущие отдельным отраслям и изделиям.

Такой специфической формой учета качества некото­ рых видов продукции в отдельных отраслях, в частности в химической промышленности, является установление двойных цен: на натуральную единицу (тонну, кило­ грамм, кубический метр и т. п.) и за один тонно-про- цент. Оптовая цена за натуральную единицу применя­ ется при отпуске продукции со стандартным содержани­ ем основного вещества, предусмотренного прейскуран­ том; если же продукция реализуется с повышенным содержанием основного вещества, расчет производится по стоимости тонно-процента. Выпуск химически более чистой продукции, лучшего качества стимулируется со­ ответствующей посортовой оценкой поставляемых изде­ лий; если прейскурантом предусмотрены несколько сор­ тов с различным содержанием основного вещества и раз­ личной стоимостью одного тонно-процента, а качество реализуемой продукции (по содержанию основного ве­ щества) находится между двумя сортами, то она оце­ нивается по цене более низкого сорта; по цене более низкого сорта оценивается продукция и в случаях, когда

47

при ее о.тгрузке основное вещество соответствует одно­ му сорту, а примеси — другому, более низкому. Таким

образом, стимулируется производство более качествен­ ной продукции.

Как уже отмечалось, проблема повышения качества является постоянной, повседневной и наиболее актуаль­ ной. С теоретической точки зрения качество можно по­ вышать безгранично, поскольку это является объектив­ ным следствием научно-технического прогресса. Но в каждый конкретный период времени общество обладает далеко не безграничными ресурсами, оно должно сопо­ ставить необходимые потребности в продукции опреде­ ленного качества, и прежде всего лучшего, с имеющими­ ся возможностями — материальными, трудовыми и фи­ нансовыми ресурсами и так их распределить, чтобы в максимально возможной степени обеспечить общест­ венные потребности. Другими словами, необходимо по­ стоянно анализировать целесообразность производства более качественной продукции, знать экономические пре­ делы повышения качества на данный момент и выпус­ кать только такую продукцию, качество которой, при данном уровне развития производства, обеспечивало бы максимальную народнохозяйственную эффективность. Основную нагрузку в этом вопросе также несут стои­ мостные инструменты, и прежде всего цена.

Отдавая должное цене в повышении качества про­ дукции, в то же время не следует и преувеличивать ее значение в этом вопросе, не следует думать, что она одна способна решить все проблемы. Проблема качества

продукции — комплексная

и многогранная, и решаться

она должна с максимальным

использованием и опти­

мальным сочетанием всех

имеющихся инструментов,

в том числе и такого важного,

как цена.

48


2. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

НОВОЙ, БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Итак, уже говорилось о том, что качест­ во продукции отражается в цене. Цена, как денежное выражение стоимости, состоит из себестоимости и чисто­ го дохода. Основной предпосылкой образования цен на все продукты и услуги во всех отраслях и сферах народ­ ного хозяйства является возмещение затрат (себесто­ имости) и обеспечение прибыли, необходимой для хоз­ расчетной деятельности предприятий и организаций. Выполнение данной предпосылки весьма сложная зада­ ча, и решается она по-разному, исходя из конкретных особенностей отдельных отраслей и видов выпускаемой продукции. Но при всех условиях основным элементом цены, ее исходной базой является себестоимость. И оп­ ределение любой цены, как правило, начинается с исчис­ ления себестоимости.

Себестоимость единицы продукции, исчисленная по статьям расходов, называется калькуляцией. Объектом калькулирования могут быть как готовые изделия, так и полуфабрикаты, а также работы, услуги и заказы другим предприятиям и организациям. При создании сложных изделий с длительным циклом производства могут разрабатываться подетальные, поузловые кальку­ ляции. В многоассортиментных производствах, где одно­ временно выпускается продукция нескольких сортов, раз­ меров, артикулов, марок и т. п., разрешается укрупне­ ние калькуляционных объектов при помощи системы переводных коэффициентов. В этом случае на основе специально разработанных коэффициентов разные ви­ ды продукции приводятся к одному, условно приведен­

49

ному или наиболее типичному виду, себестоимость ко­ торого и определяется, после чего устанавливается, опять же на основе коэффициентов, себестоимость каж­ дого вида (марки, сорта) продукции в отдельности. На предприятиях со сложной и большой номенклатурой выпускаемой продукции, где нет разработанных пере­ водных коэффициентов и где нет возможности кальку­ лировать каждую разновидность продукции, например в машиностроении, подобные калькуляции составляются на типовые представители однородных групп продукции, по остальной продукции ограничиваются определением итоговой себестоимости с выделением затрат сырья, ма­ териалов и заработной платы.

Измерителями объектов калькулирования являются калькуляционные единицы. Они могут быть натураль­ ными (штуки, метры, тонны или их десятки, сотни, ты­ сячи), условно-натуральными (станкокомплекты, ус­ ловные тонны и т. п., применяемые в производствах с широким ассортиментом продукции) и отдельными зака­ зами. Показатели качества, стандарты и технические ус­ ловия предопределяют выбор калькуляционной едини­ цы; калькуляционная единица должна соответствовать единице измерения, на которую устанавливается цена, она должна быть единой для однородной продукции, вы­ рабатываемой на разных предприятиях, в качестве нее не могут применяться показатели продукции в стоимостном выражении.

В основе разрабатываемых калькуляций должны ле­ жать научно обоснованные прогрессивные нормы затрат труда, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, нормативы использования оборудования, обслуживания производства и управления. Непременным условием является применение единых норм на однородную про­ дукцию, выпускаемую различными предприятиями.

При разработке калькуляций особое внимание уделя­

50