ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ранты — систематизированные сборники цен. Прейску ранты являются официальными документами, удостове ряющими цены конкретной продукции, и имеют силу закона. Именно по ним производятся все существующие
в народном |
хозяйстве расчеты — между промышлен |
|||
ностью и сельским |
хозяйством, |
транспортом, |
строи |
|
тельством, |
между |
различными |
организациями |
и пред |
приятиями. |
Они служат не только посредниками взаимо |
отношений, но и необходимым инструментом контроля за правильностью производимых расчетов.
Каждый прейскурант состоит из так называемого ма кета и собственно цен. Макет — это техническая часть прейскуранта, представляющая собой ситематизированное расположение продукции и ее технико-экономическое описание, даваемое в точном соответствии с утвержден ными ГОСТами или техническими условиями. По су ществу, макет прейскуранта соответствующим образом характеризует качество продукции, а цена выражает это качество в денежном исчислении. Значит, учет по требительских свойств изделий в ценообразовании прак тически начинается с составления макета прейскуранта,
с соответствующей группировки |
в нем |
выпускаемой |
продукции. Для этого вся она |
строится |
по определен |
ной системе — разделы, группы, |
виды, |
марки, профн- |
леразмеры и т. п. Например, в химической промышлен ности синтетические смолы и пластические массы подразделяются на 18 групп, начиная от фенольно-фор- мальдегидных и кончая прочими смолами и пластмасса ми, в пределах групп выделяются определенные виды. Так, карбамидные смолы и пластмассы состоят из ами нопласта, крепителя, смолы карбамидной и т. п.; каж дый вид продукции — из отдельных марок, которые в свою очередь подразделяются на сорта, размеры и т. п.: смола эпоксидная марок ДЭГ-I, Э-40, ЭД-П; амино пласт марки А I и II сорта; пленка полиэтилентерефта-
45
латная электроизоляционная толщиной 8 и шириной 10— 50 мм и т. д.
Макет, отражающий качество продукции, содержит обычно порядковый номер изделия, его наименование, тип, марку, шифр, номер стандарта или технических условий с указанием, кем и когда они утверждены, еди ницу измерения и характеристику изделия. Эта характе ристика является более простой в добывающих отраслях (например, процент золы, содержание основного вещест
ва) и более сложной в отраслях обрабатывающих |
(про |
изводительность, мощность, скорость, вес и т. п.). |
для |
В некоторых прейскурантах розничных цен |
|
упрощения и удобства пользования ими вместо |
емких |
описаний качества продукции характеристика его дается в виде артикула. Артикул — это условно зашифрован ная характеристика товара. В качестве примера можно привести прейскуранты розничных цен на обувь.
Все виды обуви, кроме спортивной, шифруются в основном шестью знаками — четырьмя цифрами и двумя
буквами. |
Первые две цифры обозначают |
вид |
обуви |
|||
и особенности модели. Например, |
цифра |
15 |
означает |
|||
сапоги |
прикройные с уширенными |
голенищами, |
39 — |
|||
ботинки на пряжках и пуговицах, |
60 |
— сандалии с од |
||||
ним ремнем и т. д.; третья цифра |
артикула |
означает |
||||
половозрастное деление и колеблется |
от |
0 до |
9, гдо |
0 означает обувь мужскую, 4 — женскую, 7 — детскую и т. п.; четвертая и пятая цифра артикула обозначают метод крепления и материал, применяемый для подош вы, например, 3 — это изделие прошивное на резиновой подошве, 29 — ранто-строчечно-клеевое на подошве из каучука. Первая буква артикула обозначает цвет верх них товаров: ч — черный, б — белый для всех видов кожтоваров и текстильных материалов, з — золотой и сереб
ряный цвета |
для |
кожтоваров; вторая буква |
артикула |
обозначает |
вид |
верхних товаров: з — замша |
оленья, |
и — свиной хром и велюр свиной, ш — шеврр и т. п. Возьмем, к примеру, общий артикул, 3002 чл. Он озна чает ботинки с отрезной союзкой на шнурках (30), муж ские (0), рантовые на пористой подошве (2) из черного опойка (чл).
Кроме типовых и наиболее распространенных цено вых форм и инструментов, влияющих на качество, та ких, как отражение потребительских свойств, обоснован ное исчисление себестоимости и определение уровня цен, дифференциация нормативной рентабельности, примене ние ступенчатых цен, скидок-надбавок к ценам и т. п., которые подробно будут рассматриваться в соответст вующих разделах книги, в ценообразовании имеются и специфические формы отражения качества продукции, присущие отдельным отраслям и изделиям.
Такой специфической формой учета качества некото рых видов продукции в отдельных отраслях, в частности в химической промышленности, является установление двойных цен: на натуральную единицу (тонну, кило грамм, кубический метр и т. п.) и за один тонно-про- цент. Оптовая цена за натуральную единицу применя ется при отпуске продукции со стандартным содержани ем основного вещества, предусмотренного прейскуран том; если же продукция реализуется с повышенным содержанием основного вещества, расчет производится по стоимости тонно-процента. Выпуск химически более чистой продукции, лучшего качества стимулируется со ответствующей посортовой оценкой поставляемых изде лий; если прейскурантом предусмотрены несколько сор тов с различным содержанием основного вещества и раз личной стоимостью одного тонно-процента, а качество реализуемой продукции (по содержанию основного ве щества) находится между двумя сортами, то она оце нивается по цене более низкого сорта; по цене более низкого сорта оценивается продукция и в случаях, когда
47
при ее о.тгрузке основное вещество соответствует одно му сорту, а примеси — другому, более низкому. Таким
образом, стимулируется производство более качествен ной продукции.
Как уже отмечалось, проблема повышения качества является постоянной, повседневной и наиболее актуаль ной. С теоретической точки зрения качество можно по вышать безгранично, поскольку это является объектив ным следствием научно-технического прогресса. Но в каждый конкретный период времени общество обладает далеко не безграничными ресурсами, оно должно сопо ставить необходимые потребности в продукции опреде ленного качества, и прежде всего лучшего, с имеющими ся возможностями — материальными, трудовыми и фи нансовыми ресурсами и так их распределить, чтобы в максимально возможной степени обеспечить общест венные потребности. Другими словами, необходимо по стоянно анализировать целесообразность производства более качественной продукции, знать экономические пре делы повышения качества на данный момент и выпус кать только такую продукцию, качество которой, при данном уровне развития производства, обеспечивало бы максимальную народнохозяйственную эффективность. Основную нагрузку в этом вопросе также несут стои мостные инструменты, и прежде всего цена.
Отдавая должное цене в повышении качества про дукции, в то же время не следует и преувеличивать ее значение в этом вопросе, не следует думать, что она одна способна решить все проблемы. Проблема качества
продукции — комплексная |
и многогранная, и решаться |
|
она должна с максимальным |
использованием и опти |
|
мальным сочетанием всех |
имеющихся инструментов, |
|
в том числе и такого важного, |
как цена. |
48
2. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
НОВОЙ, БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Итак, уже говорилось о том, что качест во продукции отражается в цене. Цена, как денежное выражение стоимости, состоит из себестоимости и чисто го дохода. Основной предпосылкой образования цен на все продукты и услуги во всех отраслях и сферах народ ного хозяйства является возмещение затрат (себесто имости) и обеспечение прибыли, необходимой для хоз расчетной деятельности предприятий и организаций. Выполнение данной предпосылки весьма сложная зада ча, и решается она по-разному, исходя из конкретных особенностей отдельных отраслей и видов выпускаемой продукции. Но при всех условиях основным элементом цены, ее исходной базой является себестоимость. И оп ределение любой цены, как правило, начинается с исчис ления себестоимости.
Себестоимость единицы продукции, исчисленная по статьям расходов, называется калькуляцией. Объектом калькулирования могут быть как готовые изделия, так и полуфабрикаты, а также работы, услуги и заказы другим предприятиям и организациям. При создании сложных изделий с длительным циклом производства могут разрабатываться подетальные, поузловые кальку ляции. В многоассортиментных производствах, где одно временно выпускается продукция нескольких сортов, раз меров, артикулов, марок и т. п., разрешается укрупне ние калькуляционных объектов при помощи системы переводных коэффициентов. В этом случае на основе специально разработанных коэффициентов разные ви ды продукции приводятся к одному, условно приведен
49
ному или наиболее типичному виду, себестоимость ко торого и определяется, после чего устанавливается, опять же на основе коэффициентов, себестоимость каж дого вида (марки, сорта) продукции в отдельности. На предприятиях со сложной и большой номенклатурой выпускаемой продукции, где нет разработанных пере водных коэффициентов и где нет возможности кальку лировать каждую разновидность продукции, например в машиностроении, подобные калькуляции составляются на типовые представители однородных групп продукции, по остальной продукции ограничиваются определением итоговой себестоимости с выделением затрат сырья, ма териалов и заработной платы.
Измерителями объектов калькулирования являются калькуляционные единицы. Они могут быть натураль ными (штуки, метры, тонны или их десятки, сотни, ты сячи), условно-натуральными (станкокомплекты, ус ловные тонны и т. п., применяемые в производствах с широким ассортиментом продукции) и отдельными зака зами. Показатели качества, стандарты и технические ус ловия предопределяют выбор калькуляционной едини цы; калькуляционная единица должна соответствовать единице измерения, на которую устанавливается цена, она должна быть единой для однородной продукции, вы рабатываемой на разных предприятиях, в качестве нее не могут применяться показатели продукции в стоимостном выражении.
В основе разрабатываемых калькуляций должны ле жать научно обоснованные прогрессивные нормы затрат труда, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, нормативы использования оборудования, обслуживания производства и управления. Непременным условием является применение единых норм на однородную про дукцию, выпускаемую различными предприятиями.
При разработке калькуляций особое внимание уделя
50